Мама Егора писал(а):
во первых, почему я не знаю, что такое лессированный фон? я че, с Урала?
На самом деле Маша точно знает что такое лессировка
![Улыбка :smile:](./images/smilies/ab.gif)
Но вдруг это еще кому-то интересно.
Лессировка (от немецкого lasierung - покрытие глазурью)
Прием живописной техники, состоящей в нанесении очень тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего красочного слоя. Лессировка дает возможность ослабить или сделать более насыщенными краски, добиться синтеза и гармонии колорита, сделать его более богатым. Это - одно из выразительных средств масляной (и не только) живописи. В XV в. многие художники (например, Ян ван Эйк) накладывали очень светлые лессировки на темперную поверхность картины. На протяжении долгого времени использовался смолистый растворитель.
Лессировки могут быть того же цвета, что и красочная поверхность, но некоторые художники наносили светлые лессировки на темные тона; так, желтые лессировки на голубом фоне дают зеленый цвет, обладающий гораздо большими
нюансами, чем при смешении красок на палитре. Лессировки могут накладываться как на еще незастывшую поверхность, так и по сухому. Лессировкой обычно заканчивалось исполнение картины живописцами 16—19 в.
Акварельная техника больше всего выделяется своими лессировочными возможностями. Привлекательность акварельных изображений в большей мере зависит от красоты ярких, свежих, прозрачных лессировочных красок. Они придают акварельным работам особую полнозвучность цвета, легкость и нежность красочной ткани, лучезарность колорита.
Лессировка — это техника обобщающего колорита, насыщенных цветов, глубоких теней, наполненных красочными рефлексами, техника мягких воздушных планов и бесконечных далей. Лессировочная техника основана на прозрачности красок, благодаря которой возможно их глубокое просвечивание. Это качество красок дает наибольшую интенсивность цвета. При сопоставлении корпусных и лессировочных красок одного и того же цвета можно заметить, что интенсивность цвета всегда выше у лессировочных. Там, где стоит задача добиться интенсивности цвета, как-то: в изображении золота, бархата, шелка, прозрачных плодов, насыщенных по краскам живых цветов, лессировка стоит на первом месте.
Многослойное нанесение прозрачных красок смягчает резкие очертания. Поэтому допущенная излишняя резкость проработки деталей в тени не должна смущать.
Последующая лессировка всегда смягчит очертание деталей и углубит общую тень. Лессировка скрывает фактуру бумаги, фактуру красок или фактурность штрихов полусухой кисти по зернистой бумаге.Насколько однослойная корпусная кроющая краска выдвигает предмет на передний план и на свет, настолько многослойная лессировка тонкими прозрачными красками удаляет предмет в воздух и погружает его в тень. Если далекое сооружение изобразить кроющими красками, оно выдвинется на передний план как маленький макет; если его изобразить тонкими лессировочными красками, оно будет восприниматься далеким и большим.
Лессировка незаменима в затененных интерьерах и удаленных планах панорам. Мягкость светотени интерьера в спокойном рассеянном свете со множеством всевозможных рефлексов и сложность общего живописного состояния интерьера могут быть переданы лишь техникой лессировки. В панорамной живописи, где необходимо передать нежнейшие воздушные градации перспективных планов, нельзя пользоваться корпусными приемами; здесь можно достигнуть цели лишь при помощи лессировки.
Принцип восприятия лессировочного слоя краски, как это выше было указано, основывается на просвечивании его светлым основанием, которым служит белая бумага. С усилением отраженного от основания света ярче загораются краски. Больше того, когда сильный свет основания преобладает над поверхностным отражением света, краски воспринимаются более интенсивно. Акварелисты убеждаются в этом каждый раз, когда они наблюдают краску в сыром и сухом состоянии. В первом случае промежутки между частицами краски заполнены водой, прозрачный слой представляет зеркальную поверхность; поверхностный отраженный свет (в виде блеска мокрой краски) отбрасывается в одном направлении, минуя наш глаз, и мы видим краску несколько более темной и более насыщенной по цвету.
Прием лессировки маслом, открытый старыми мастерами много веков назад, представляет собой нанесение прозрачного слоя краски. Когда этих слоев несколько, речь идет о послойной лессировке, которая применяется в самых разных техниках, включая и современную технику акриловой живописи. Напомним, что акриловые краски очень быстро высыхают, и это является их основным достоинством, особенно ценным как раз для послойной лессировки.
В чем заключается прием послойной лессировки?
Каждый последующий прозрачный слой краски должен наноситься на уже высохший предыдущий, причем чем больше таких слоев, тем выразительней в своем многообразии
становится фактура картины. Именно эта сложная (фактурная и цветовая) комбинация всех нанесенных слоев приводит к появлению особого колористического эффекта, придающего готовому произведению глубину и блеск.
Словарь "Искусство"Применение послойной лессировкиЭтот прием можно использовать для работы в самых разных жанрах, но более всего он подходит для обогащения колорита портретов. Благодаря множеству прозрачных красочных слоев, нанесенных один на другой, можно получить настолько тонкие переходы тонов и цветов, что изображенная человеческая кожа выглядит свежо и очень правдоподобно - что называется, „как живая". А вот другой пример, когда уместна послойная лессировка: подмалевок картины мы выполнили при помощи нанесения объемных пятен краски, и, несмотря на то, что картина была нами старательно прописана, оказалось, что цвета подмалевка и самой картины не очень сочетаются. В этом случае мы можем нанести на места цветового диссонанса слой лессировки с соответствующим оттенком, который „примирит" конфронтирующие цвета и восстановит колористическую гармонию.
Часто бывает также, что небо в пейзаже получилось слишком холодного оттенка, а нанесение нового слоя краски явно „утяжелит" картину, - тогда достаточно разбавить прозрачную светлую охру и нанести тонким слой этой краски на линию горизонта: небо сразу же станет „теплее". Иногда бывает, что некоторые участки фона как бы выдвигаются на передний план -тогда их покрывают бледно-голубой или серо-голубой лессировкой, и таким образом „выравнивают".
Хром зеленый является непрозрачной краской...
..а вот зеленая ФЦ - гораздо более прозрачная.
Хром зеленый, разбавленный водой, становится немного прозрачнее...
...а зеленая ФЦ - совершенно прозрачной.
Хром зеленый на кадмии желтом.
Зеленая ФЦ на кадмии желтом.
Послойная лессировка акриломОбычно для того, чтобы создать лессировку акриловой краской, ее сильно разбавляют или водой, или специальными разбавителями (матовым или глянцевым). В любом случае, концентрация раствора не должна быть очень маленькой, чтобы краска могла свободно стекать, не оставляя следов кисти. Лессировка, содержащая воду или матовый разбавитель, после высыхания становится матовой и подходит для подготовки основы. Глянцевый разбавитель акрила делает лессировку более прозрачной, а поверхность после ее высыхания остается блестящей. Послойное нанесение лессировки требует определенных практических навыков, овладеть которыми в полной мере можно лишь в результате частых тренировок. Как правило, послойную лессировку начинают со светлых оттенков, а заканчивают более темными. Таким образом, тон и цвел формируются постепенно (примерно так же, как в акварели). Более светлую лессировку иногда можно использовать для осветления снимком темного опенка. Однако не стоит забывать, что прозрачной краской невозможно полностью перекрыть основной слой. Например, из серого цвета можно сделать нежно-голубой, нанося на него слои голубой лессировки, а изменить его холодный тон на более теплый поможет лессировка сиены натуральной.
![Изображение](http://www.linteum.ru/upload/images/book10/36_2.JPG)
![Изображение](http://www.linteum.ru/upload/images/book10/36_1_resize.JPG)
Эффект прозрачности воды на этой картине был достигнут художником именно в результате применения послойной лессировки. Множество прозрачных, нанесенных один на другой слоев краски создают впечатление глубины и прекрасно передают солнечные блики на поверхности реки. Ричард Смит „Птица на береги реки", дереве, акрил [43.5хВ8,5 см]
Автор: Из журнала "Полный курс Рисунка и живописи", УкраинаИсточник:
Техника лессировкиПример лессировки на моей шкатулке - правда, очень примерный - во-первых, я использовала неразбавленные краски с хорошей укрывистостью; во-вторых, мне нужны были более контрастные переходы, а лессировкой как правило добиваются именно плавных переходов цвета.
Сначала фон прорисовывался темным зеленым цветом, затем более светлым, затем добавлялся полупрозрачным слоем желтый и т.д. Плюс в сочетании со шкурением получается однородный отрисованный фон, совершенно отличный от первоначального фона на карте.
![Изображение](http://photo.qip.ru/photo/tamaravvo.fotoplenka/150876572/large/168604930.jpg)