Владмама.ру Перейти на сайт Владмама.ру Просто Есть

Часовой пояс: UTC + 10 часов


Ответить на тему [ Сообщений: 6 ]

Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Бляха...
Сообщение Добавлено:  
"БЛЯХА..."
автор: cool


«Тигр - один из главных образов искусства чжурчжэней. Выпукло- вогнутые бляхи-пряжки, предназначенные для украшения конской сбруи, чжурчжэни изготовили так, что их очертания напоминают голову тигра.
Железные бляхи-пряжки украшены сложным узором, выполненным тончайшей серебряной проволочкой, вбитой в углубления»,
- пишет Лариса Гусева, научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока.
Изображение

И далее:
«Талисманы-обереги с изображением тигра или головы тигра чжурчжэни крепили чаще всего к конской сбруе.
…бляшка с изображением тигра, видимо, символизировала силу, могущество и знатность. Не случайно крылатый конь, изображенный чжурчжэнями на плечике сосуда, где обычно помещались солнечные знаки, разрисован так же, как и тигр, полосами….
Нельзя, не обратить внимание на связь образов тигра и лошади».


Осмелюсь оспорить бытующее представление о «тигровых пряжках» как о бляхах-талисманах. На мой взгляд, все гораздо интересней…


Вернуться к началу
 
 

 Заголовок сообщения: Re: Бляха...
Сообщение Добавлено:  
«Зооморфный стиль»

Обратимся к вопросу происхождения письменности.
Логично предположить, что основной проблемной для наших предков могла быть потребность в фиксации и передаче информации. Именно эта проблема толкала людей на поиски и эксперименты в этой области.

Первое логичное решение - рисуночное письмо, которое читалось образно. Таким способом легко передать имена существительные. Например: «человек», «гора», «дерево», «река», «медведь», «олень». Но как передать глаголы или прилагательные?

В этом вопросе нам может помочь игра слов, заключенная в каждом языке, и имеющая довольно характерную индивидуальность.
К примеру, числительное «сто» тюрок может передать через знак «круг» поскольку в его языке числительное «100» (жуз), фонетически тождественно существительному «круг» (жуз).
А современная американская молодежь в СМС-ке может поставить «4» вместо слова «For»…

В результате, на смену рисуночному письму (пиктографии), могло придти фонетическое письмо, в котором знак, рисунок стал передавать не понятие, а фонему.

Так мог зародиться фонетико-семантический стиль древнего искусства, а по-простому - «зооморфный стиль».
В нем изображения на предметах зачастую являлись фонетической передачей их названия.

Традиционно наука рассматривает зооморфный стиль, как художественное творчество. Предполагается, что какой-то ремесленник (эдакий, «левша») изобрел интересный элемент стиля, как плод своего воображения. Допустим, сосуд для напитка в виде сапожка. Конкуренты посчитали такой подход очень удачным, эстетичным и начали за этим «левшой» повторять.

Но, анализируя элементы зооморфного стиля, многие исследователи пришли к твердому убеждению о существовании «лингвистического» источника в появлении определенных художественных элементов и форм.

«В подавляющем количестве случаев форма предмета или рисунок на предмете выполняли роль фонемы, и служили для передачи его названия или глагола его функционального назначения. Таким образом, это была оригинальная форма объемного иероглифического письма, основанная на «народной» этимологии названия предмета. Констатация этого факта и применение методов лингвистического анализа позволили не только объяснить возникновение многих устойчивых во времени и пространстве элементов и форм зооморфного стиля, но и установить этническую принадлежность их создателей». (Руслан Тилов. Говорящая бронза Кавказа.)

Таким образом, легко объясняется форма чаш для питья в виде сапожка. Дело в том, что в тюркских языках, слово «аяк» имеет два значения - «нога» и «чаша для питья».
Изображение

Отсюда и интересная тюркская традиция. Если тамада, произносит фразу «аягынгы кётюр» («подними чашу»), предоставляя кому-то право сказать тост, тостующий вставал, поднимал чашу, но при этом загибал одну ногу за другую. Этот факт объясняется абсолютной фонетической тождественностью фраз «подними чашу» и «подними ногу».

Но ведь отсюда, так же, вытекает русская свадебная традиция, когда жених должен выпить вино или шампанское, налитое в туфлю невесты, поскольку по-тюркски обувь звучит как «аяк каб».
Изображение

Продолжение следует…


Последний раз редактировалось cool 20 дек 2010, 09:35, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 
 

 Заголовок сообщения: Re: Бляха...
Сообщение Добавлено:  
«Тигровые пряжки»


«Тигровые пряжки» - это железные бляхи покрыты довольно сложным орнаментом, сделанным путём инкрустации серебряной проволокой. Свое название получили за форму, напоминающую контур тигриной морды. Дело в том, что на верхней части пряжки симметрично расположены овальные выступы по форме напоминающие тигриные ушки.
Изображение

В середине бляшки находится отверстие для продевания ремешка.
Было установлено, «Тигровые пряжки» крепились на основном кожаном ремне с помощью заклепок,
Изображение

а через пряжку продевался дополнительный ремень, идущий перпендикулярно основному.

В свое время Шавкунов Эрнст Владимирович (доктор исторических наук Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН) убедительно доказал принадлежность железных блях к конскому снаряжению именно тюркского типа (собственно, скифскому).
Изображение

Исходя из скифского «зооморфного стиля», предлагаю рассмотреть значение рисунков на бляхе…


Продолжение сдедует...


Вернуться к началу
 
 

 Заголовок сообщения: Re: Бляха...
Сообщение Добавлено:  
«Крадущийся тигр, затаившийся дракон»


Почему бляшки стилизованны под тигра?
Одно из тюркских названий тигра – «таша» (скрытный). Это слово созвучно с тюркским глаголом «ташы» в значении «перетаскивать», «таскать», «нести». Действительно, пряжка служила для перетаскивания дополнительного ремня через основной.
Изображение

В нижней части пряжки расположен рисунок в виде четырех уголков.
Изображение

Угол по-тюркски – «уч коше». Значение корня «кош» в скифских языках довольно широко. Одно из значений в древнетюркском языке слова «кош»«запасной».

Действительно, «коштот» - «заставить вести (в поводу) запасную лошадь». Таким образом, мы можем предположить, что данная пряжка относилась к снаряжению именно «заводной» (запасной) лошади.

С другой стороны, четыре угла могут выступать символом земли, из грязи которой вырастают чистые цветы и деревья способные дотянуться до самого неба. Земная твердь в тюркских надписях предстаёт как пространство, ограниченное с четырёх сторон углами. Стороны света тюрки называли углами мира. Таким образом, четырех угольный рисунок выступает символом земли.

Стоит отметить, что «четыре» по-тюркски tört. В этом слове отчетливо слышится корень «tör» в значении «место напротив входа». Так оно и есть, рисунок уголков расположен напротив входа в пряжку дополнительного ремня.

Спиралевидный узор, расположенный симметрично рядом с «уголкам»
Изображение

можно идентифицировать как свернутую змею, по-тюркски «йылан». А если дословно перевести «йылан», то «ремень под землёй». Понятное дело, ведь пряха служит для крепления ремня.

С другой стороны змея древний символ реки и воды вообще.
Отсюда, вполне очевидным становится расположения над спиралями цветков лотоса с тремя лепестками.
Изображение

Лотос по-тюркски – badm. В этом слове отчетливо слышен корень «бад» в значении «ветер» или «баде» в значении «милый». Какой смысл мастер закладывал в этот рисунок трудно сказать, но мне кажется, логика была в области скорости – «конь, быстрый как ветер».
У лотоса три лепестка. Три по-тюркски «уч». «Уч» может выступать в значении «вершина», «фронт». Таким образом, можно предположить, что эта бляшка крепила дополнительные ремни, находящиеся в верхней части упряжи лошади.

Далее, в самой верхней части сюжета мы видим симметрично расположенные деревья.
Изображение

Дерево по-тюркски «агач». В этом слове отчетливо слышно слово «гач» в значении «бежать». Думаю, это значение вполне применительно к лошадям.


Продолжение следует...


Вернуться к началу
 
 

 Заголовок сообщения: Re: Бляха...
Сообщение Добавлено:  
«Тигры в губной помаде»


Как мы помним, тигр по-тюркски «йолбарс» (полосатый барс). Но, «йол» выступает в тюркском не только в значении «полоса», но и в значении «дорога». «Йолташ» в переводе «спутник», попутчик в дороге.

Очевидная игра слов. С одной стороны, расположение ремней на конской сбруе напоминает полосы (йол) тигра.
Изображение

С другой стороны, лучшего спутника (йолташ) в дороге (йол) чем верный конь трудно найти. В своем роде, коня можно представить таким же хозяином дорог, как тигра (таша) хозяином тайги.
Как раз такой подход и объясняет «связь образов тигра и лошади»


В верхней части пряжки расположен рисунок в виде нескольких восходящих и нисходящих волн.
Изображение


Наиболее логичным, мне видится в этом рисунке отражение прохождения небесных объектов по Небесному своду/куполу (тен).
Читаем: «Солнце восходит, идет по небу, очерчивая в небе полукруг» или «На нашем небе месяц восходит и заходит, описывай свой путь вместе со звёздным куполом».

Таким образом, вполне логично выглядит рисунок небесного купола (тен), в виде дороги со следами колес (тен) на ней.

Но, тогда получается, что элементы рисунка пряжки, в своем роде, включают в себя перечисление всех основных элементов мира.
Это Земля (1), Вода (2), Ветер (3), Растения (4) включая Мировое Дерево (5) достающее своим сводом до Небесного Свода (6). Не хватает для полного счастья еще Огня. Но, может быть, трудно читаемый рисунок (7) его и символизирует?
Изображение


Продолжение следует...


Вернуться к началу
 
 

 Заголовок сообщения: Re: Бляха...
Сообщение Добавлено:  
«Мыслить как преступник»


Мой китайский собеседник с «Института новой истории Китая» рассматривая копию рентгеновского снимка «тигровой бляшки», курил одну за другой сигарету. Даже по моим меркам, курил он очень много. И это не смотря на тропическую жару «Восточных Гавайев»...

Конечно, значение изображений лотосов, спиралей, треугольников, самих по себе в отдельности, можно объяснить с точки зрения и китайской культуры. Да собственно, с точки зрения любой культуры. Любой нормальный человек в состоянии нарисовать и круг, и спираль, и просто уголки, придавая им особый смысл. Но... Расшифровки с точки зрения лингвистики не позволяют собрать мозаику в одно целое. В логичную картину.

Ни одна культура Дальневосточного региона не позволяет понять, как мыслил мастер, изготовивший эту бляху. Ни одна...
Только скифская культура и язык объясняют значения и смысл, как отдельных элементов, так и всей картины в целом.

Если детально вникнуть в культуру Чжурчжэней и Скифов, то можно увидеть явное их родство. А вот, с той же культурой Китая и Тунгусо-маньчжурской культурой как раз больше противоречий, чем признаков взаимовлияния...

…Ну вот, закончились сигареты. Идти за ними, как то не очень хочется. Жарко. Поэтому начал клянчить у собеседника заводя просьбу из далека:
- Что у вас за марка сигарет?

Он протянул мне пачку, в знак угощения и, окружая себя клубами дыма, ответил:
- Холоцый китайсий сигареты. Называются "С(w)адьба"!

Первая же затяжка этой "Свадьбы" меня так перекорежила... Меня так никогда не корежило, даже от граненого стакана водки, выпитого на голодный желудок...

... Отличие культуры Чжурчжэней с соседями по региону начинаются в тех мелочах, с тех кирпичиков, из которых, в последствие, складываются уникальные культурные маркеры.

Например.
«Любой народ на протяжении веков создаёт стереотип своей уникальной культуры. Одним из его компонентов является одежда…» - говорит Лариса Гусева (научный сотрудник Института истории ДВО РАН).

Первое, на что обратили внимание ученые, так это на частые упоминания в летописях о левом запахе
распашной одежды Чжурчжэней. Левый запах - это когда правая пола запахивается на левую и застёгивается на левом боку.

Стоит отметить, что у большинства народов Дальнего Востока наблюдается правый запах в одежде.
Направо запахивался халат у японцев, китайцев, корейцев, монголов, уйгуров и так далее. А ведь левосторонний запах Чжурчжэней обусловлен тюркским способом езды на лошадях, когда наездник свешивался на бок.

Таким образом, для пониманимания культуры Чжурчжэней нам нужно обратить свои взоры на Запад, Скифию. Именно там, на Западе, за горами Кунь-Лунь для китайцев находится Царство мертвых и нет ничего живого. А как раз для Чжурчжэней на Западе родилась История...


КОНЕЦ

С уважением,
cool


Список первоисточников.

1. Древнетюркский словарь. Авторы: Наделяев В.М., Насилов Д.М., Э.Р.Тенишев, Щербак А.М., Боровкова Т.А., Дмитриева Л.В., Зырин А.А., Кормушин И.В., Летягина Н.И., Тугушева Л.Ю.
2. О семантике орнамента на сбруйных пряжках чжурчжэней. Авторы: Шавкунов Э.В., Гусева Л.Н.
3. Сага о Кавказе (Ранняя история алано-балгар). Автор: Руслан Тилов
4. Монгольская одежда. Автор: Викторова Л.Л.
5. К характеристике одежды чжурчжэней на основе анализа фигурок духов-предков. Автор: Гусева Л.Н.
6. Характерные черты одежды корейцев и некоторые вопросы её развития. Автор: Ионова Ю.В.
7. Одежда малых народов Китая. Автор: Решетов Л.М.
8. К проблеме генезиса традиционной одежды южных китайцев. Авторы: Стариков В.С., Сычёв В.Л.
9. Левосторонний запах одежды чжурчжэней. Автор: Гусева Л.Н.
10. Древние тюрки. Гумилев Л.Н.


Вернуться к началу
 
 

Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему [ Сообщений: 6 ]

Часовой пояс: UTC + 10 часов


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

[ Администрация портала ] [ Рекламодателю ]