Что экспортирует Россия?
Вторник, 1 июля 2014 г.
Рубрика: Статистика России
Просмотров: 39279
Что экспортирует Россия?
В настоящее время против России введены экономические санкции. Не все страны их поддержали, но у меня возник вопрос, почему предприниматели Европы так этому сопротивляются, почему предприниматели Америки так же начинают занимать позицию в поддержку России? Что мы им поставляли в 2013 году, что они не хотят с нами расставаться и всячески давят на свои политические элиты? Вот ответы:
Итак, на самом деле, Россия на сегодня является крупным мировым экспортером огромного спектра несырьевых, высокотехнологичных товаров и услуг, и даже если завтра вдруг наши нефть и газ упадут в цене – никакой экономической катастрофой это не грозит и мы сегодня это рассмотрим!!
Вот как это выглядит для начала на общих цифрах, по данным Центробанка за 2013 год
Всего в 2013 году было экспортировано товаров на 523 млрд долл. и услуг на 70 млрд. долл.
В сумме, Россия получила от всего экспорта 593 млрд. долларов в 2013 году
Из них сырой нефти было продано на 174 млрд, нефтепродуктов - на 109 млрд, природного газа на 67 млрд, сжиженного газа на 5 млрд.
То есть, углеводородного сырья и его производных было экспортировано на 355 млрд. долларов в 2013 году
Выходит, что 238 млрд долларов Россия получила в 2013 году от экспорта товаров и услуг, помимо нефти и газа.
238 миллиардов нетопливного экспорта - много это или мало?
Для сравнения, весь суммарный экспорт товаров и услуг России в 2004 году был около 204 млрд.
Из чего же складываются эти 238 млрд. долларов российского "нетопливного" экспорта?
Для начала, это 70 млрд. экспорта услуг: транспортных, туристических, финансовых, консультационных, компьютерных, технологических, образовательных, строительных и т.д.
Это заведомо несырьевой и как правило высокотехнологичный экспорт России, причем нередко российские компании выступают в числе мировых лидеров или обладают уникальными компетенциями на мировом рынке услуг в соответвующих отраслях.
Никакого поста не хватит чтоб рассказать обо всех экспортерах, их сотни, поэтому я ограничусь лишь наиболее интересными примерами из разных областей:
1. Атомная энергетика.
Иран АЭС
"Росатом" - один из мировых лидеров по числу атомных блоков сооружаемых за рубежом (16% мирового рынка услуг по строительству АЭС). Россия экспортирует полный цикл атомных технологий, от проектирования/консалтинга до строительства под ключ с обслуживанием и участвует в атомных проектах в Иране, Украине, Индии, Финляндии, Бангладеш, Иордании, Болгарии, Словакии, Турции, Вьетнаме, Белоруссии, Китае. Всего подписано соглашений на постройку 20 энергоблоков, а стоимость портфеля заказов достигла 74 млрд. долларов в 2013 году.
http://www.atomic-energy.ru/interviews/2014/01/21/46169
http://www.rosatom.ru/journalist/main/1 ... f8cdbbcb96
http://www.rosatom.ru/aboutcorporation/ ... ild_npp_2/
И это не смотря на то что в самой России прямо сейчас строится ещё 8 атомных станций нового поколения http://www.rosatom.ru/aboutcorporation/ ... ild_npp_2/
2. Грузовые перевозки
Группа компаний Волга-днепр
Группа компаний "Волга-днепр"- мировой лидер в сегменте сверхтяжелых и негабаритных авиаперевозок с оборотом более 1 млрд. долларов. Имеет филиалы в США, Великобритании, Ирландии, Китае.
«Совкомфлот» Согласно ежегодному рейтингу 10-ти ведущих компаний в мире занимающихся танкерными перевозками немецкого Института торгового судоходства и логистики (Institut fürSeeverkehrswirtschaft und Logistik — ISL), на 1 января 2012 года Совкомфлот занял второе место после японской компании Mitsui O.S.K. Lines (рейтинг составлен на основе ClarksonResearch Services Tanker Register).[10] Английский Ллойд-Лист (Lloyd’s List) в ноябре 2012 года объявил, что Совкомфлот занял первое место по дедвейту флота среди крупнейших танкерных перевозчиков.
В России за 10 лет построено 8 портов. Список новых портов и их грузооборот:
Приморск - 63,8 млн. т.
Усть-Луга - 62,7 млн. т.
Новороссийск - 32,7 млн. т. (только терминал КТК)
Козьмино - 21,3 млн. т.
Пригородное - 16,3 млн. т.
Высоцк - 11,3 млн. т. (только РПК «ЛУКОЙЛ-II»)
Тамань - 9,5 млн. т.
Варандей - 5,4 млн. т. http://sdelanounas.ru/blogs/46427/#cut
3. Экспорт услуг по разработке программного обеспечения
Согласно отчету аналитиков РУССОФТ за 2013 год, объем россйского экспорта ПО в 2012 году составил 4.6 млрд. долларов, из которых около половины приходится на продажи готовых продуктов (о них см. ниже), и половина - на услуги разработчиков ПО по заказу. В их числе: компания Luxoft, которую European Outsourcing Association признала аутсорсинговой компанией 2011 года, а также присвоила ей награду «IT Outsourcing Project of the Year»; DataArt которую журнал Business Week назвал одной из лучших развивающихся аутсорсинговых компаний мира (аутсортинг- оффшорное программирование; создание веб-ресурсов; разработка, установка, сопровождение ПО.
4. Строительство за рубежом
ОАО "Мосметрострой" выиграл тендер и построил под проливом Босфор в Турции гидротехнический тоннель диаметром 6 метров и длиной 3.4 км, сейчас ведет строительство метрополитена в Ченнае (Индия) и скоростной ж/д магистрали Тель-Авив-Иерусалим.
5. Космические запуски
Россия является мировым лидером на рынке коммерческих космических запусков, выводя на орбиту спутники, грузы и людей, с доходами от этой деятельности около 1 млрд долларов в год.
6. Авиационное проектирование и консалтинг
Группа компаний "Прогресстех" является лидером в Восточной Европе по оказанию интеллектуальных услуг в авиакосмической и авиатранспортной отраслях. Более 1000 инженеров «Прогресстех» оказывают инжиниринговые услуги для зарубежных и российских разработчиков и производителей авиационной техники. Начиная с 1998 года, «Прогресстех» принял активное участие в создании всех последних модификаций гражданских самолетов Боинг (Боинг 777 и Боинг 737), а также в проектировании новых самолетов Боинг 787 и Боинг 747-8. Оказаны инженерно-консалтинговые услуги в рамках авиастроительных программ: Сухой Суперджет 100, МС-21, Airbus A320, A330, A350, A380; Gulfstream G250, G650; Cessna Columbus; Mitsubishi Regional Jet; Bombardier CSeries, Learjet 85.
Также в разработке самолетов Боинга принимает участие компания НИК. (500 инженеров)
Группа "Каскол" силами своего инженерного центра "Икар" (200 инженеров) выполняет работы по проектированию самолетов Airbus.
7. Бизнес-аналитика и консалтинг
«Прогноз» - международная компания со штаб-квартирой в Перми реализовала уже более 1500 проектов по внедрению аналитического ПО для 450 заказчиков более чем в 70 странах мира. Среди ее клиентов – МВФ, ВОЗ, Кока-Кола, 3М.
8. Телекоммуникационые услуги
«Ростелеком»
ФГУП "Космическая связь" предоставляет доступ к космическому сегменту пользователям из 35 стран и уверенно входит в десятку крупнейших мировых операторов спутниковой связи по объему орбитально-частотного ресурса.
«Ростелеком» ялвяется ключевым исполнителем нескольких международных проектов, играющих значимую роль в области передачи трафика между государствами Евразии. В частности, Компанией запущена система «Транзит Европа-Азия» (TEA) с пропускной способностью до 3,2 Тбит/с. Это надежный полностью наземный трансконтинентальный маршрут пропуска трафика, альтернативный подводным кабельным системам. Совместно с тремя зарубежными операторами «Ростелеком» участвует в реализации нового масштабного проекта по строительству высокоскоростной транзитной линии связи «Европа-Персия» (EPEG), пропускной способностью до 3,2 Тбит/с, которая соединит Европу и Ближний Восток.
9. Туристические и деловые поездки
Россия ежегодно принимает миллионы туристов и деловых посетителей, их обслуживание приносит более 7 миллиардов долларов в год.
Вторник, 1 июля 2014 г.
Рубрика: Статистика России
Просмотров: 39279
Что экспортирует Россия?
В настоящее время против России введены экономические санкции. Не все страны их поддержали, но у меня возник вопрос, почему предприниматели Европы так этому сопротивляются, почему предприниматели Америки так же начинают занимать позицию в поддержку России? Что мы им поставляли в 2013 году, что они не хотят с нами расставаться и всячески давят на свои политические элиты? Вот ответы:
Итак, на самом деле, Россия на сегодня является крупным мировым экспортером огромного спектра несырьевых, высокотехнологичных товаров и услуг, и даже если завтра вдруг наши нефть и газ упадут в цене – никакой экономической катастрофой это не грозит и мы сегодня это рассмотрим!!
Вот как это выглядит для начала на общих цифрах, по данным Центробанка за 2013 год
Всего в 2013 году было экспортировано товаров на 523 млрд долл. и услуг на 70 млрд. долл.
В сумме, Россия получила от всего экспорта 593 млрд. долларов в 2013 году
Из них сырой нефти было продано на 174 млрд, нефтепродуктов - на 109 млрд, природного газа на 67 млрд, сжиженного газа на 5 млрд.
То есть, углеводородного сырья и его производных было экспортировано на 355 млрд. долларов в 2013 году
Выходит, что 238 млрд долларов Россия получила в 2013 году от экспорта товаров и услуг, помимо нефти и газа.
238 миллиардов нетопливного экспорта - много это или мало?
Для сравнения, весь суммарный экспорт товаров и услуг России в 2004 году был около 204 млрд.
Из чего же складываются эти 238 млрд. долларов российского "нетопливного" экспорта?
Для начала, это 70 млрд. экспорта услуг: транспортных, туристических, финансовых, консультационных, компьютерных, технологических, образовательных, строительных и т.д.
Это заведомо несырьевой и как правило высокотехнологичный экспорт России, причем нередко российские компании выступают в числе мировых лидеров или обладают уникальными компетенциями на мировом рынке услуг в соответвующих отраслях.
Никакого поста не хватит чтоб рассказать обо всех экспортерах, их сотни, поэтому я ограничусь лишь наиболее интересными примерами из разных областей:
1. Атомная энергетика.
Иран АЭС
"Росатом" - один из мировых лидеров по числу атомных блоков сооружаемых за рубежом (16% мирового рынка услуг по строительству АЭС). Россия экспортирует полный цикл атомных технологий, от проектирования/консалтинга до строительства под ключ с обслуживанием и участвует в атомных проектах в Иране, Украине, Индии, Финляндии, Бангладеш, Иордании, Болгарии, Словакии, Турции, Вьетнаме, Белоруссии, Китае. Всего подписано соглашений на постройку 20 энергоблоков, а стоимость портфеля заказов достигла 74 млрд. долларов в 2013 году.
http://www.atomic-energy.ru/interviews/2014/01/21/46169
http://www.rosatom.ru/journalist/main/1 ... f8cdbbcb96
http://www.rosatom.ru/aboutcorporation/ ... ild_npp_2/
И это не смотря на то что в самой России прямо сейчас строится ещё 8 атомных станций нового поколения http://www.rosatom.ru/aboutcorporation/ ... ild_npp_2/
2. Грузовые перевозки
Группа компаний Волга-днепр
Группа компаний "Волга-днепр"- мировой лидер в сегменте сверхтяжелых и негабаритных авиаперевозок с оборотом более 1 млрд. долларов. Имеет филиалы в США, Великобритании, Ирландии, Китае.
«Совкомфлот» Согласно ежегодному рейтингу 10-ти ведущих компаний в мире занимающихся танкерными перевозками немецкого Института торгового судоходства и логистики (Institut fürSeeverkehrswirtschaft und Logistik — ISL), на 1 января 2012 года Совкомфлот занял второе место после японской компании Mitsui O.S.K. Lines (рейтинг составлен на основе ClarksonResearch Services Tanker Register).[10] Английский Ллойд-Лист (Lloyd’s List) в ноябре 2012 года объявил, что Совкомфлот занял первое место по дедвейту флота среди крупнейших танкерных перевозчиков.
В России за 10 лет построено 8 портов. Список новых портов и их грузооборот:
Приморск - 63,8 млн. т.
Усть-Луга - 62,7 млн. т.
Новороссийск - 32,7 млн. т. (только терминал КТК)
Козьмино - 21,3 млн. т.
Пригородное - 16,3 млн. т.
Высоцк - 11,3 млн. т. (только РПК «ЛУКОЙЛ-II»)
Тамань - 9,5 млн. т.
Варандей - 5,4 млн. т. http://sdelanounas.ru/blogs/46427/#cut
3. Экспорт услуг по разработке программного обеспечения
Согласно отчету аналитиков РУССОФТ за 2013 год, объем россйского экспорта ПО в 2012 году составил 4.6 млрд. долларов, из которых около половины приходится на продажи готовых продуктов (о них см. ниже), и половина - на услуги разработчиков ПО по заказу. В их числе: компания Luxoft, которую European Outsourcing Association признала аутсорсинговой компанией 2011 года, а также присвоила ей награду «IT Outsourcing Project of the Year»; DataArt которую журнал Business Week назвал одной из лучших развивающихся аутсорсинговых компаний мира (аутсортинг- оффшорное программирование; создание веб-ресурсов; разработка, установка, сопровождение ПО.
4. Строительство за рубежом
ОАО "Мосметрострой" выиграл тендер и построил под проливом Босфор в Турции гидротехнический тоннель диаметром 6 метров и длиной 3.4 км, сейчас ведет строительство метрополитена в Ченнае (Индия) и скоростной ж/д магистрали Тель-Авив-Иерусалим.
5. Космические запуски
Россия является мировым лидером на рынке коммерческих космических запусков, выводя на орбиту спутники, грузы и людей, с доходами от этой деятельности около 1 млрд долларов в год.
6. Авиационное проектирование и консалтинг
Группа компаний "Прогресстех" является лидером в Восточной Европе по оказанию интеллектуальных услуг в авиакосмической и авиатранспортной отраслях. Более 1000 инженеров «Прогресстех» оказывают инжиниринговые услуги для зарубежных и российских разработчиков и производителей авиационной техники. Начиная с 1998 года, «Прогресстех» принял активное участие в создании всех последних модификаций гражданских самолетов Боинг (Боинг 777 и Боинг 737), а также в проектировании новых самолетов Боинг 787 и Боинг 747-8. Оказаны инженерно-консалтинговые услуги в рамках авиастроительных программ: Сухой Суперджет 100, МС-21, Airbus A320, A330, A350, A380; Gulfstream G250, G650; Cessna Columbus; Mitsubishi Regional Jet; Bombardier CSeries, Learjet 85.
Также в разработке самолетов Боинга принимает участие компания НИК. (500 инженеров)
Группа "Каскол" силами своего инженерного центра "Икар" (200 инженеров) выполняет работы по проектированию самолетов Airbus.
7. Бизнес-аналитика и консалтинг
«Прогноз» - международная компания со штаб-квартирой в Перми реализовала уже более 1500 проектов по внедрению аналитического ПО для 450 заказчиков более чем в 70 странах мира. Среди ее клиентов – МВФ, ВОЗ, Кока-Кола, 3М.
8. Телекоммуникационые услуги
«Ростелеком»
ФГУП "Космическая связь" предоставляет доступ к космическому сегменту пользователям из 35 стран и уверенно входит в десятку крупнейших мировых операторов спутниковой связи по объему орбитально-частотного ресурса.
«Ростелеком» ялвяется ключевым исполнителем нескольких международных проектов, играющих значимую роль в области передачи трафика между государствами Евразии. В частности, Компанией запущена система «Транзит Европа-Азия» (TEA) с пропускной способностью до 3,2 Тбит/с. Это надежный полностью наземный трансконтинентальный маршрут пропуска трафика, альтернативный подводным кабельным системам. Совместно с тремя зарубежными операторами «Ростелеком» участвует в реализации нового масштабного проекта по строительству высокоскоростной транзитной линии связи «Европа-Персия» (EPEG), пропускной способностью до 3,2 Тбит/с, которая соединит Европу и Ближний Восток.
9. Туристические и деловые поездки
Россия ежегодно принимает миллионы туристов и деловых посетителей, их обслуживание приносит более 7 миллиардов долларов в год.
Добавлено спустя 4 минуты 48 секунд:
Или вот еще
https://moiarussia.ru/neozhidannye-ross ... a-eksport/
НЕОЖИДАННЫЕ РОССИЙСКИЕ ТОВАРЫ, ИДУЩИЕ НА ЭКСПОРТ
Российская промышленность вслед за советской славится своей беспомощностью в сфере производства потребительских товаров. Мы редко когда сталкиваемся с качественной отечественной одеждой и электроникой, а продукция нашего автопрома стала просто притчей во языцех. В результате российская общественность очень слабо представляет себе, что производит отечественная промышленность и каковы ее успехи. И при всех достижениях в ядерной энергетике, освоении космоса, фундаментальной науке процветает убежденность, что Россия просто ничего не может придумать, а тем более сделать и продать миру.
Безусловно, нефтяная рента – до сих пор важнейший источник доходов бюджета России. В 2013 году экспорт из России составлял $526 млрд, из них на энергетические товары приходится $371 млрд. Но тем не менее целых $155 млрд приходится на экспорт других товаров; стоит вспомнить, что всего 10 лет назад весь экспорт России составлял $133 млрд.
Что же еще продает Россия, кроме нефти, газа, угля и оружия ?
Зерно, древесина, металлы… Но есть и гораздо более неожиданные экспортные продукты, которые занимают прочное место на мировых рынках. При всей неповоротливости и отсталости экономической системы, которая сформировалась в России, российская промышленность умеет создавать то, что привлекает мирового потребителя.
1. Титан для самолетов
Титан – один из самых удивительных металлов во Вселенной. Он очень прочен, плавится при температуре 1660º, что выше, чем у железа, и при этом гораздо легче его. Металл этот инертный, и поэтому из него можно делать протезы – в стоматологии и ортопедии. Но главный потребитель металлического титана – авиакосмическая промышленность. Титан – идеальный материал для очень важных деталей корпуса самолета, шасси и крыльев. Если в таких машинах, как «Боинг-707» или Ан-24, доля титановых деталей была менее 0,5% по массе планера, то в «Боинге-777» их уже 8,5%, а в Ил-76Т – 12%.
Для авиации нужен не только чистый титан (который и без того непросто выплавить). Нужны сплавы и изделия из них. Мировой лидер по производству титана – российская компания ВСМПО-АВИСМА, первый поставщик титана для европейского Airbus и второй для американского Boeing. Гордость компании – изготовление уникальной тележки шасси для крупнейшего в мире пассажирского самолета А-380 весом 3500 кг. А вообще она поставляет продукцию 260 зарубежным компаниям в 39 стран мира.
На экспорт идет 70% титановой продукции ВСМПО-АВИСМА, 30% потребляет внутренний рынок. Так что неслучайно, как только зашли разговоры о возможных санкциях в отношении российских компаний, Airbus тут же приступил к поиску альтернативных поставщиков. Если санкции США и ЕС все-таки случатся, они ударят не только по авиации, но и отрицательно скажутся на реализации европейских проектов Airbus в космической сфере.
2. Драгоценные металлы для Apple
Мы даже не замечаем порой всей этой сложнейшей технологической цепочки – от обнаружения полезных ископаемых до превращения их в совершенный пользовательский продукт вроде iPhone. Его в России, разумеется, не производят, но это не значит, что у iPhone нет российских корней. Как выяснилось недавно, компания Apple закупала для своих телефонов, планшетов и компьютеров драгоценные и редкоземельные металлы у российских производителей. Одиннадцать российских заводов поставляли ей золото для покрытия контактов, тантал для конденсаторов, вольфрам для легирования стали корпуса и даже олово для пайки деталей. Вроде мелочь, но тантал, очищенное золото, вольфрам просто так на земле не валяются. Чтобы получить эти металлы с заданными свойствами, нужно пройти большой путь.
Для этого нужно иметь соответствующую технику, которая пробурит земную твердь, позволит найти нужные полезные ископаемые, вскроет месторождения, подготовит добытое к переработке. Такие машины производит, например, корпорация «Уралмаш».
После того как добытый в земле металл выплавлен, он может вновь оказаться в руках уралмашевской техники. Например, та же ВСМПО-АВИСМА обрабатывает свои титановые детали на прессе с усилием 6000 тонн, который сделан для них на Уралмаше. Так и формируется индустриальная цепочка, благодаря которой вы можете смотреть биржевые новости на экране планшета в салоне суперсовременного авиалайнера.
3. С чего начинается физика
С производства всевозможных детекторов и приборов. Нет аппаратуры – и остается заниматься только философией. Тут стоит вспомнить про участие России в строительстве Большого адронного коллайдера, ряд отечественных научных и научно-производственных организаций участвуют в строительстве первого в мире термоядерного реактора ITER.
Новосибирский институт ядерной физики им. Г.И. Будкера уже много лет назад научился самостоятельно зарабатывать на фундаментальные физические исследования собственными силами. Кроме вполне традиционных продуктов, таких как рентгеновские диагностические аппараты и системы безопасности, новосибирцы предлагают и довольно экзотический товар, который ранее поставлялся в основном на мировой рынок промышленные ускорители заряженных частиц. Изготовителей такой продукции можно пересчитать по пальцам. Ученые, кстати, довольны тем, что их изделия стали приобретать в самой России – для нужд промышленного производства.
4. Россия – родина карт
Российская компания «Транзас» – мировой лидер в производстве морских электронных карт и навигационных систем. Ее системы установлены на 13 тысячах коммерческих, патрульных и военных судов более сотни стран мира. 205 береговых навигационных систем установлены в 100 портах 55 стран. Созданная в Ленинграде в 1990 году компания также поставляет на мировой рынок тренажеры, системы безопасности, геоинформационные системы и даже беспилотные летательные аппараты.
5. Современный пресс
В процессе изготовления любого современного автомобиля особую роль играет пресс, который превращает лист металла в элемент его конструкции, зачастую весьма прихотливой формы. Современный пресс – изделие сложное, работает он в весьма напряженном режиме и должен быть очень надежным.
Воронежское предприятие «Тяжмехпресс» один из крупных мировых поставщиков такой продукции. В 54 странах мира трудятся более 12 тысяч таких прессов. Прессы «ТМП» используют заводы Renault и Peugeot во Франции, Toyota и Mitsubishi в Японии, Samsung в Южной Корее, Tata Motors в Индии и многие другие.
Предмет особой гордости – кузнечные прессы, которые создают детали кривошипного механизма для двигателей. Во всем мире создано всего 17 прессов такого типа, с усилием более 10 тысяч тонн, и 8 из них имеют марку «ТМП». Так что, садясь в свою Mitsubishi или Peugeot, вы можете оказаться в машине, чьи детали изготовлены на воронежском прессе.
6. Оптика
Начиная с Галилеевой подзорной трубы оптика имеет огромное военное значение. Хорошая подзорная труба была столь большой ценностью в свое время, что учитывалась особой строкой в списках трофеев всех стран. В конце XIX века, с появлением дальнобойной морской и береговой артиллерии, значение оптики еще более возросло. Оптические прицелы появились у снайперов, бинокли стали обычной вещью для артиллеристов. Без качественных линз и зеркал армия и флот уже не могли существовать.
В 1934 году в городке Лыткарино был основан завод зеркальных отражателей, который со временем стал знаменитым на весь мир Лыткаринским заводом оптического стекла (ЛЗОС). Это одно из важнейших оборонных предприятий России, которое занимается изготовлением приборов дневного и ночного видения, систем обзора бронетанковой техники, а также объективов авиационного и космического базирования. На мировом рынке ЛЗОС прославился своими линзами и астрономическими зеркалами.
Именно эти прицелы – астрономические наблюдательные приборы – и прославили завод. Специалисты ЛЗОСа сделали главное зеркало (2,6 метра в диаметре) для Национальной обсерватории в Афинах; главное зеркало телескопа для Астрономического института им. Макса Планка в Германии (диаметром 1,23 метра); главное зеркало телескопа для проекта VST в Италии, диаметром 2,6 метра, ну и, наконец, главные зеркала для трех телескопов Гринвичской королевской обсерватории в Великобритании. Да и любители могут воспользоваться аппаратурой ЛЗОСа – достаточно набрать в поисковике словосочетание LZOS-telescope.
7. Лазеры и фотоны
Развитие компании, выпускающей экспортную продукцию, рано или поздно выводит ее на дорогу глобализации. Мозги и руки уже не могут сосредоточиваться в одной стране, компания выходит за национальные рубежи, становясь международной корпорацией. Интересный пример – компания IPG Photonics.
В 1991 году на базе лабораторий АН России и НИИ «Полюс» была создана компания «ИРЭ-Полюс». Поначалу энтузиасты собирались внедрять в России разработки в области твердотельных лазеров и лазерных материалов, а затем переключились на более перспективное направление – волоконные лазеры и усилители.
Основатель компании, Валентин Гапонцев, в 1995 году основал в Германии компанию IPG Laser, спустя два года (в Италии) фирму IPG Fibertech, а в 1998 году – IPG Photonics Corporation в штате Массачусетс, которая и стала штаб-квартирой IPG. Эта группа – мировой лидер (более 80% рынка) сверхмощных промышленных лазеров. С 2006 года ее акции торгуются на NASDAQ. При этом одна из главных рабочих площадок IPG Photonics – ее российская часть, НТО «ИРЭ-Полюс», расположенное в городе Фрязино Московской области.
Основатель компании Валентин Гапонцев
Возможно, это один из магистральных путей для современного российского бизнеса – перерастая национальные границы, внедряться в мировую экономическую систему. И возникающая таким образом экономическая зависимость разных стран друг от друга имеет свои плюсы – вынуждает политиков и чиновников действовать аккуратнее.
Безусловно, нефтяная рента – до сих пор важнейший источник доходов бюджета России. В 2013 году экспорт из России составлял $526 млрд, из них на энергетические товары приходится $371 млрд. Но тем не менее целых $155 млрд приходится на экспорт других товаров; стоит вспомнить, что всего 10 лет назад весь экспорт России составлял $133 млрд.
Что же еще продает Россия, кроме нефти, газа, угля и оружия ?
Зерно, древесина, металлы… Но есть и гораздо более неожиданные экспортные продукты, которые занимают прочное место на мировых рынках. При всей неповоротливости и отсталости экономической системы, которая сформировалась в России, российская промышленность умеет создавать то, что привлекает мирового потребителя.
1. Титан для самолетов
Титан – один из самых удивительных металлов во Вселенной. Он очень прочен, плавится при температуре 1660º, что выше, чем у железа, и при этом гораздо легче его. Металл этот инертный, и поэтому из него можно делать протезы – в стоматологии и ортопедии. Но главный потребитель металлического титана – авиакосмическая промышленность. Титан – идеальный материал для очень важных деталей корпуса самолета, шасси и крыльев. Если в таких машинах, как «Боинг-707» или Ан-24, доля титановых деталей была менее 0,5% по массе планера, то в «Боинге-777» их уже 8,5%, а в Ил-76Т – 12%.
Для авиации нужен не только чистый титан (который и без того непросто выплавить). Нужны сплавы и изделия из них. Мировой лидер по производству титана – российская компания ВСМПО-АВИСМА, первый поставщик титана для европейского Airbus и второй для американского Boeing. Гордость компании – изготовление уникальной тележки шасси для крупнейшего в мире пассажирского самолета А-380 весом 3500 кг. А вообще она поставляет продукцию 260 зарубежным компаниям в 39 стран мира.
На экспорт идет 70% титановой продукции ВСМПО-АВИСМА, 30% потребляет внутренний рынок. Так что неслучайно, как только зашли разговоры о возможных санкциях в отношении российских компаний, Airbus тут же приступил к поиску альтернативных поставщиков. Если санкции США и ЕС все-таки случатся, они ударят не только по авиации, но и отрицательно скажутся на реализации европейских проектов Airbus в космической сфере.
2. Драгоценные металлы для Apple
Мы даже не замечаем порой всей этой сложнейшей технологической цепочки – от обнаружения полезных ископаемых до превращения их в совершенный пользовательский продукт вроде iPhone. Его в России, разумеется, не производят, но это не значит, что у iPhone нет российских корней. Как выяснилось недавно, компания Apple закупала для своих телефонов, планшетов и компьютеров драгоценные и редкоземельные металлы у российских производителей. Одиннадцать российских заводов поставляли ей золото для покрытия контактов, тантал для конденсаторов, вольфрам для легирования стали корпуса и даже олово для пайки деталей. Вроде мелочь, но тантал, очищенное золото, вольфрам просто так на земле не валяются. Чтобы получить эти металлы с заданными свойствами, нужно пройти большой путь.
Для этого нужно иметь соответствующую технику, которая пробурит земную твердь, позволит найти нужные полезные ископаемые, вскроет месторождения, подготовит добытое к переработке. Такие машины производит, например, корпорация «Уралмаш».
После того как добытый в земле металл выплавлен, он может вновь оказаться в руках уралмашевской техники. Например, та же ВСМПО-АВИСМА обрабатывает свои титановые детали на прессе с усилием 6000 тонн, который сделан для них на Уралмаше. Так и формируется индустриальная цепочка, благодаря которой вы можете смотреть биржевые новости на экране планшета в салоне суперсовременного авиалайнера.
3. С чего начинается физика
С производства всевозможных детекторов и приборов. Нет аппаратуры – и остается заниматься только философией. Тут стоит вспомнить про участие России в строительстве Большого адронного коллайдера, ряд отечественных научных и научно-производственных организаций участвуют в строительстве первого в мире термоядерного реактора ITER.
Новосибирский институт ядерной физики им. Г.И. Будкера уже много лет назад научился самостоятельно зарабатывать на фундаментальные физические исследования собственными силами. Кроме вполне традиционных продуктов, таких как рентгеновские диагностические аппараты и системы безопасности, новосибирцы предлагают и довольно экзотический товар, который ранее поставлялся в основном на мировой рынок промышленные ускорители заряженных частиц. Изготовителей такой продукции можно пересчитать по пальцам. Ученые, кстати, довольны тем, что их изделия стали приобретать в самой России – для нужд промышленного производства.
4. Россия – родина карт
Российская компания «Транзас» – мировой лидер в производстве морских электронных карт и навигационных систем. Ее системы установлены на 13 тысячах коммерческих, патрульных и военных судов более сотни стран мира. 205 береговых навигационных систем установлены в 100 портах 55 стран. Созданная в Ленинграде в 1990 году компания также поставляет на мировой рынок тренажеры, системы безопасности, геоинформационные системы и даже беспилотные летательные аппараты.
5. Современный пресс
В процессе изготовления любого современного автомобиля особую роль играет пресс, который превращает лист металла в элемент его конструкции, зачастую весьма прихотливой формы. Современный пресс – изделие сложное, работает он в весьма напряженном режиме и должен быть очень надежным.
Воронежское предприятие «Тяжмехпресс» один из крупных мировых поставщиков такой продукции. В 54 странах мира трудятся более 12 тысяч таких прессов. Прессы «ТМП» используют заводы Renault и Peugeot во Франции, Toyota и Mitsubishi в Японии, Samsung в Южной Корее, Tata Motors в Индии и многие другие.
Предмет особой гордости – кузнечные прессы, которые создают детали кривошипного механизма для двигателей. Во всем мире создано всего 17 прессов такого типа, с усилием более 10 тысяч тонн, и 8 из них имеют марку «ТМП». Так что, садясь в свою Mitsubishi или Peugeot, вы можете оказаться в машине, чьи детали изготовлены на воронежском прессе.
6. Оптика
Начиная с Галилеевой подзорной трубы оптика имеет огромное военное значение. Хорошая подзорная труба была столь большой ценностью в свое время, что учитывалась особой строкой в списках трофеев всех стран. В конце XIX века, с появлением дальнобойной морской и береговой артиллерии, значение оптики еще более возросло. Оптические прицелы появились у снайперов, бинокли стали обычной вещью для артиллеристов. Без качественных линз и зеркал армия и флот уже не могли существовать.
В 1934 году в городке Лыткарино был основан завод зеркальных отражателей, который со временем стал знаменитым на весь мир Лыткаринским заводом оптического стекла (ЛЗОС). Это одно из важнейших оборонных предприятий России, которое занимается изготовлением приборов дневного и ночного видения, систем обзора бронетанковой техники, а также объективов авиационного и космического базирования. На мировом рынке ЛЗОС прославился своими линзами и астрономическими зеркалами.
Именно эти прицелы – астрономические наблюдательные приборы – и прославили завод. Специалисты ЛЗОСа сделали главное зеркало (2,6 метра в диаметре) для Национальной обсерватории в Афинах; главное зеркало телескопа для Астрономического института им. Макса Планка в Германии (диаметром 1,23 метра); главное зеркало телескопа для проекта VST в Италии, диаметром 2,6 метра, ну и, наконец, главные зеркала для трех телескопов Гринвичской королевской обсерватории в Великобритании. Да и любители могут воспользоваться аппаратурой ЛЗОСа – достаточно набрать в поисковике словосочетание LZOS-telescope.
7. Лазеры и фотоны
Развитие компании, выпускающей экспортную продукцию, рано или поздно выводит ее на дорогу глобализации. Мозги и руки уже не могут сосредоточиваться в одной стране, компания выходит за национальные рубежи, становясь международной корпорацией. Интересный пример – компания IPG Photonics.
В 1991 году на базе лабораторий АН России и НИИ «Полюс» была создана компания «ИРЭ-Полюс». Поначалу энтузиасты собирались внедрять в России разработки в области твердотельных лазеров и лазерных материалов, а затем переключились на более перспективное направление – волоконные лазеры и усилители.
Основатель компании, Валентин Гапонцев, в 1995 году основал в Германии компанию IPG Laser, спустя два года (в Италии) фирму IPG Fibertech, а в 1998 году – IPG Photonics Corporation в штате Массачусетс, которая и стала штаб-квартирой IPG. Эта группа – мировой лидер (более 80% рынка) сверхмощных промышленных лазеров. С 2006 года ее акции торгуются на NASDAQ. При этом одна из главных рабочих площадок IPG Photonics – ее российская часть, НТО «ИРЭ-Полюс», расположенное в городе Фрязино Московской области.
Основатель компании Валентин Гапонцев
Возможно, это один из магистральных путей для современного российского бизнеса – перерастая национальные границы, внедряться в мировую экономическую систему. И возникающая таким образом экономическая зависимость разных стран друг от друга имеет свои плюсы – вынуждает политиков и чиновников действовать аккуратнее.