Как сделать так, чтобы ребенок полюбил чтение и чувствовал себя комфортно в пространстве мировой художественной литературы? Стоит ли воспринимать художественные произведения как учебники жизни? В День Учителя об этом рассказывает Ася Штейн, учитель высшей категории, преподаватель литературы московского лицея имени Вернадского, автор статей и книг по семейной педагогике.
![Изображение](http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2016/10/aif.ru-lhih--600x398.jpg)
В литературе — как… в спорте
— Когда вы начинаете работать с новыми учениками, что стараетесь донести им о своем предмете прежде всего?
— Говорю им, что будет трудно… Что только читая сложные тексты, мы развиваем мозги. Это как в спорте: если будешь делать то, что у тебя получается, никуда не сдвинешься, а если постараешься осилить сложные вещи, которые вызывают сопротивление, только тогда научишься чему-то новому.
— Для чего это всё — преодоление сложных текстов?
— Единственно, для чего стоит заниматься литературой, — это чтобы получать удовольствие от чтения. Могут быть и другие критерии, но они вторичны. Если человек не получает удовольствия, всё бессмысленно.
Я стараюсь показать ученикам, что с текстом можно очень интересно взаимодействовать, что в нём есть множество неочевидных вещей, которые интересно отыскивать. То, чем я занимаюсь, это не линейный анализ, а структурный, дискурсный. Мы сразу работаем с текстом как со структурой, и так постепенно дети начинают считывать, что, например, «Барышня-крестьянка» — не нравоучительное чтение, а пародия на «Бедную Лизу» Карамзина, на сентиментализм, баловство, по сути, шутка.
Мы всегда идём от того, что есть что-то неочевидное в тексте, смотрим, как это неочевидное устроено, как оно работает… Дети начинают понимать, насколько это интересно, получают удовольствие от этой работы, когда текст — своего рода интеллектуальная игра.
Но этому их нужно учить. И для этого есть инструменты, причем достаточно четкие. Хорошая филология — это не «что нам хотел сказать автор» и не «образ Татьяны Лариной», а достаточно точная наука. Инструменты, подходы к тексту могут быть разными, и, соответственно, дают разные срезы и разные углы видения текста.