Игры с буквами
Прежде чем начать играть с ребенком, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружностей и полукружий); буква обозначает звук речи (то, что мы произносим). Отсюда и две основные задачи, которые стоят перед взрослым:
- научить ребенка узнавать и правильно называть буквы как комбинации разных элементов;
- научить ребенка соотносить эту комбинацию элементов со звуками речи.
В русском языке 33 буквы, только 31 из них обозначает звуки (Ъ и Ь звуков не обозначают). Буквы и звуки русского языка делятся на гласные и согласные.
Гласных звуков существует только 6. Это - А, О, У, Э, Ы, И. А гласных букв - 10: перечисленные выше А, О, У, Э, Ы, И и еще 4 "коварные" буквы - Я, Ю, Е, Ё. Эти особенные буквы обозначают сразу два звука, если стоят в начале слова, или после другой гласной буквы. Так, буква Я = ЙА (в слове ЯМА или МОЯ, например), буква Ю=ЙУ (в словах ЮЛА или ЮБКА), буква Е = ЙЭ (ЕЛЬ или ЕГОР), а буква Ё = ЙО (ЁЛКА, ЁЖИК). А после согласных звуков эти буквы обозначают другие звуки. Так, Я=А (в слове МЯЧ, например), Ю=У (в слове ЛЮК, например), Е=Э (ЛЕС или ЛЕТО),а Ё=О (МЁД или ЛЁД).
Гласные буквы, стоящие после согласной, могут делать ее произношение твердым или мягким. Твердость предыдущему согласному звуку придают буквы А, О, У, Ы, Э. Мягкость предыдущего согласного звука обозначают буквы И, Е, Ё, Ю, Я. Например, в слове ЛУК звук Л - твердый, а в слове ЛЮК звук Л - мягкий.
У каждой буквы есть название, закрепленное в алфавите. Названия согласных букв не совпадают с произношением звуков, которые они обозначают. Например, буква К называется "КА", может обозначать твердый звук К (в слове КОТ, например) и мягкий звук К' (в слове КИТ, например).
Возникает вопрос. Как приучать ребенка называть буквы: как в алфавите или упрощенно - звуками, которые они обозначают? Стоит ли объяснять ребенку особенности русской фонетики?
Нужно понимать, что в основе обучения чтению лежит не буква, а звук. Представьте себе, что ребенок выучил буквы "правильно", т. е. так, как принято называть их в алфавите (БЭ, ВЭ, ЭН и т. д.). Тогда при назывании букв он будет называть два звука Б и Э, В и Э, Э и Н. Это затруднит слияние звуков при чтении слогов, в результате чего сформируется побуквенное чтение. Вместо МА-МА у ребенка получится "эМА-эМА". Прочтение же некоторых многосложных слов станет совершенно недоступным ребенку. Такие слова будут не прочитываться, а разгадываться им, как ребусы. Например, слово "открытка" малыш прочитает как "о-тэ-ка-эр-ы-тэ-ка-а". Не удивительно, что смысл слова или предложения при побуквенном чтении очень часто будет непонятен малышу. В целом такой способ заучивания букв усложняет и удлиняет путь от послогового чтения к чтению целыми словами. Таким образом, становится очевидным, что правильнее для ребенка называть согласные буквы упрощенно, как мы называет твердый согласный звук, который они обозначают. Не "ЭМ", а "М", не "ПЭ", а "П", не "ХА", а "X"...
Данный способ обучения буквам совсем не означает, что ребенок не должен знать, что буква и звук - разные понятия, что согласная буква может обозначать два звука - твердый и мягкий. Но все эти понятия недаром входят в программу обучения грамоте в первом классе: для их усвоения нужны достаточно зрелые функции мышления - анализ, синтез, обобщение, абстрагирование. А ребенок дошкольного возраста владеет этими мыслительными операциями только на элементарном уровне. Придет время и ваш малыш усвоит знания по фонетике языка, выучит названия букв по алфавиту. А пока он может учиться читать и без этих знаний.
Еще один очень важный вопрос. В какой последовательности легче изучать буквы дошкольнику? Если вы не ориентируетесь на последовательность букв в какой-либо конкретной "Азбуке" или "Букваре", постарайтесь первое время учитывать следующие моменты.
- Сначала изучите с ребенком гласные буквы А, О, У.
- Через некоторое время добавьте в упражнения буквы И, Ы.
- Согласные буквы начинайте изучать с тех, которые ребенок хорошо выговаривает (не нужно выбирать для начальных занятий Л и Р, например).
- Первыми надо вводить в игры буквы, наиболее часто встречающиеся в русской речи (не стоит начинать с Ц или Щ), самые простые по начертанию (не надо заучивать первыми Д, Ж, 3) и резко отличающиеся графически, например: Н, С, П, К.
- Не следует подряд вводить Б и В, Р и Ф, Г и Т - их легко спутать.
Играя, старайтесь научить ребенка слышать звуки речи, выделять их из слов, узнавать облик букв, сравнивать буквы между собой по внешнему виду и звучанию. Чем увлекательнее будут занятия с буквами, тем быстрее сформируется у малыша интерес к обучению, тем значительнее будут его успехи в овладении чтением.
Веселая мозаика
Цель: запоминать буквы, учиться их составлять из мозаики, развивать мелкую моторику.
Возраст: с 4 лет.
Что вам понадобится: мозаика любого типа ("гвоздики", "кнопочки", "колпачки", "фишки"), соответствующее наборное полотно к мозаике.
Как играть?
Предложите ребенку выложить из мозаики ту букву, на запоминание которой в настоящее время направлены ваши совместные усилия. Можете предложить выложить букву заданного цвета (исходя из возможностей мозаики), заданного размера (большую или маленькую), скопировать букву с образца, который вы составите сами, сделать букву большего или меньшего размера, чем ваша.
Обратите внимание! Легче выкладывать из мозаики буквы, которые состоят только из вертикальных и горизонтальных линий. Поэтому к составлению из мозаики, прежде всего, рекомендуются буквы Н, Е, Г, П, Т, Ц, Ш, Ш. Следующими по уровню сложности являются буквы, содержащие наклонные линии, например У, К, X, А, Л, Д, Ж, М, И. А наиболее сложные для выкладывания из мозаики - буквы, в состав которых входят элементы круга/полукруга (О, С, В, Ф, Э, Р, Ю, Б, Я, Ч, 3, Ъ, Ь).
Варианты:
Предложите ребенку превращать буквы из одной в другую, добавляя дополнительные детали мозаики, убирая лишние или перемещая необходимые детали. Интересно будет превратить А в Л и наоборот, Т в Г и наоборот, Е в Ё и наоборот, У в X и наоборот, П в Н или И и наоборот, Щ в Ш или Ц и наоборот.
Выложите из мозаики образец буквы, пусть ребенок внимательно рассмотрит его и запомнит. Закройте образец. Предложите ребенку выложить такую же букву по памяти. Когда ребенок выполнит задание, откройте образец. Пусть ребенок сравнит свою букву с образцом и самостоятельно исправит ошибки, если он их допустил.
Прежде чем начать играть с ребенком, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружностей и полукружий); буква обозначает звук речи (то, что мы произносим). Отсюда и две основные задачи, которые стоят перед взрослым:
- научить ребенка узнавать и правильно называть буквы как комбинации разных элементов;
- научить ребенка соотносить эту комбинацию элементов со звуками речи.
В русском языке 33 буквы, только 31 из них обозначает звуки (Ъ и Ь звуков не обозначают). Буквы и звуки русского языка делятся на гласные и согласные.
Гласных звуков существует только 6. Это - А, О, У, Э, Ы, И. А гласных букв - 10: перечисленные выше А, О, У, Э, Ы, И и еще 4 "коварные" буквы - Я, Ю, Е, Ё. Эти особенные буквы обозначают сразу два звука, если стоят в начале слова, или после другой гласной буквы. Так, буква Я = ЙА (в слове ЯМА или МОЯ, например), буква Ю=ЙУ (в словах ЮЛА или ЮБКА), буква Е = ЙЭ (ЕЛЬ или ЕГОР), а буква Ё = ЙО (ЁЛКА, ЁЖИК). А после согласных звуков эти буквы обозначают другие звуки. Так, Я=А (в слове МЯЧ, например), Ю=У (в слове ЛЮК, например), Е=Э (ЛЕС или ЛЕТО),а Ё=О (МЁД или ЛЁД).
Гласные буквы, стоящие после согласной, могут делать ее произношение твердым или мягким. Твердость предыдущему согласному звуку придают буквы А, О, У, Ы, Э. Мягкость предыдущего согласного звука обозначают буквы И, Е, Ё, Ю, Я. Например, в слове ЛУК звук Л - твердый, а в слове ЛЮК звук Л - мягкий.
У каждой буквы есть название, закрепленное в алфавите. Названия согласных букв не совпадают с произношением звуков, которые они обозначают. Например, буква К называется "КА", может обозначать твердый звук К (в слове КОТ, например) и мягкий звук К' (в слове КИТ, например).
Возникает вопрос. Как приучать ребенка называть буквы: как в алфавите или упрощенно - звуками, которые они обозначают? Стоит ли объяснять ребенку особенности русской фонетики?
Нужно понимать, что в основе обучения чтению лежит не буква, а звук. Представьте себе, что ребенок выучил буквы "правильно", т. е. так, как принято называть их в алфавите (БЭ, ВЭ, ЭН и т. д.). Тогда при назывании букв он будет называть два звука Б и Э, В и Э, Э и Н. Это затруднит слияние звуков при чтении слогов, в результате чего сформируется побуквенное чтение. Вместо МА-МА у ребенка получится "эМА-эМА". Прочтение же некоторых многосложных слов станет совершенно недоступным ребенку. Такие слова будут не прочитываться, а разгадываться им, как ребусы. Например, слово "открытка" малыш прочитает как "о-тэ-ка-эр-ы-тэ-ка-а". Не удивительно, что смысл слова или предложения при побуквенном чтении очень часто будет непонятен малышу. В целом такой способ заучивания букв усложняет и удлиняет путь от послогового чтения к чтению целыми словами. Таким образом, становится очевидным, что правильнее для ребенка называть согласные буквы упрощенно, как мы называет твердый согласный звук, который они обозначают. Не "ЭМ", а "М", не "ПЭ", а "П", не "ХА", а "X"...
Данный способ обучения буквам совсем не означает, что ребенок не должен знать, что буква и звук - разные понятия, что согласная буква может обозначать два звука - твердый и мягкий. Но все эти понятия недаром входят в программу обучения грамоте в первом классе: для их усвоения нужны достаточно зрелые функции мышления - анализ, синтез, обобщение, абстрагирование. А ребенок дошкольного возраста владеет этими мыслительными операциями только на элементарном уровне. Придет время и ваш малыш усвоит знания по фонетике языка, выучит названия букв по алфавиту. А пока он может учиться читать и без этих знаний.
Еще один очень важный вопрос. В какой последовательности легче изучать буквы дошкольнику? Если вы не ориентируетесь на последовательность букв в какой-либо конкретной "Азбуке" или "Букваре", постарайтесь первое время учитывать следующие моменты.
- Сначала изучите с ребенком гласные буквы А, О, У.
- Через некоторое время добавьте в упражнения буквы И, Ы.
- Согласные буквы начинайте изучать с тех, которые ребенок хорошо выговаривает (не нужно выбирать для начальных занятий Л и Р, например).
- Первыми надо вводить в игры буквы, наиболее часто встречающиеся в русской речи (не стоит начинать с Ц или Щ), самые простые по начертанию (не надо заучивать первыми Д, Ж, 3) и резко отличающиеся графически, например: Н, С, П, К.
- Не следует подряд вводить Б и В, Р и Ф, Г и Т - их легко спутать.
Играя, старайтесь научить ребенка слышать звуки речи, выделять их из слов, узнавать облик букв, сравнивать буквы между собой по внешнему виду и звучанию. Чем увлекательнее будут занятия с буквами, тем быстрее сформируется у малыша интерес к обучению, тем значительнее будут его успехи в овладении чтением.
Веселая мозаика
Цель: запоминать буквы, учиться их составлять из мозаики, развивать мелкую моторику.
Возраст: с 4 лет.
Что вам понадобится: мозаика любого типа ("гвоздики", "кнопочки", "колпачки", "фишки"), соответствующее наборное полотно к мозаике.
Как играть?
Предложите ребенку выложить из мозаики ту букву, на запоминание которой в настоящее время направлены ваши совместные усилия. Можете предложить выложить букву заданного цвета (исходя из возможностей мозаики), заданного размера (большую или маленькую), скопировать букву с образца, который вы составите сами, сделать букву большего или меньшего размера, чем ваша.
Обратите внимание! Легче выкладывать из мозаики буквы, которые состоят только из вертикальных и горизонтальных линий. Поэтому к составлению из мозаики, прежде всего, рекомендуются буквы Н, Е, Г, П, Т, Ц, Ш, Ш. Следующими по уровню сложности являются буквы, содержащие наклонные линии, например У, К, X, А, Л, Д, Ж, М, И. А наиболее сложные для выкладывания из мозаики - буквы, в состав которых входят элементы круга/полукруга (О, С, В, Ф, Э, Р, Ю, Б, Я, Ч, 3, Ъ, Ь).
Варианты:
Предложите ребенку превращать буквы из одной в другую, добавляя дополнительные детали мозаики, убирая лишние или перемещая необходимые детали. Интересно будет превратить А в Л и наоборот, Т в Г и наоборот, Е в Ё и наоборот, У в X и наоборот, П в Н или И и наоборот, Щ в Ш или Ц и наоборот.
Выложите из мозаики образец буквы, пусть ребенок внимательно рассмотрит его и запомнит. Закройте образец. Предложите ребенку выложить такую же букву по памяти. Когда ребенок выполнит задание, откройте образец. Пусть ребенок сравнит свою букву с образцом и самостоятельно исправит ошибки, если он их допустил.