Пересматривала тут свой архив на флэшке и нашла вот такие заметки, я писала их давно для воспитания старшего сына, сейчас перечитала и подумала, что нужно периодически это делать. Эти правила я писала сама, но безусловно учитывая опыт авторов различных книг, которые я прочитала, и наш с мужем собственный опыт с сыном. Поделитесь своими правилами, было бы интересно узнать у кого какие есть секреты воспитания, возможно они кому-то помогут больше себя контролировать в общении с детьми и не совершать типичные ошибки. Несколько правил содружества с ребенком:
1. Обнимайте ребенка не меньше 8 раз в день, в этот момент не стоит говорить по телефону, смотреть ТВ, готовить еду, нужно просто искренне обнять ребенка на несколько секунд. 2. Говорите коротко, тихо, спокойно, не преувеличивая ошибки, недостатки. Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. 3. Проводите в день хотя бы 15-20 минут вместе с ребенком, т.е. только с ним, не отвлекайтесь на свои дела, играйте в его игры. Не обязательно это делать целый час, пусть это будет 20 минут, но каждый день. 4. Давайте информацию, а не указания, приказания. Т.е. просто констатация факта: кружка разбита, плохо. А не так: Вот, опять ты кружку разбил, руки у тебя не из того места, ты плохой ребенок. Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке. 5. Применяйте метод активного слушания, называйте чувства ребенка. Т.е. если ребенок упал и ему больно, не стоит ему говорить: Что ты ноешь, давай вставай, ты уже большой, не плачь. А лучше сказать следующее: тебе больно? (Да) Давай я тебя пожалею? (Погладьте ребенка, обнимите) Почему ты упал? (под ноги не смотрел, оступился, споткнулся) Что мы будем с этим делать? (Если ребенок не ответил, то помогите ему найти ответ). Из этого вытекает следующий пункт. 6. Предлагайте ребенку решения проблем, пусть он сам подумает и предложит варианты, если он не может сам предложить, то помогите ему. 7. Выражайте свои ожидания в форме Я-сообщения. Говорите о своих чувствах ребенку от первого лица, сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении. Например: Я буду рада, если игрушки будут лежать на полочке до обеда. Я расстроилась, что рассыпана мука. Я хотел бы, чтоб ботинки стояли на полочке. 8.Не забывайте хвалить детей. Но именно, чтоб он и сам давал себе оценку. Например: принес с детского сада поделку. Вы ему: тебе нравится поделка? (Да) И мне нравится, ты очень постарался и получилось необычайно красиво. То же самое со школьниками: тебе нравится получать 5? (Да) И мне тоже очень нравится, что ты такой умничка. Т.е. сперва он должен сам себя научиться оценивать и ценить. 9. Пишите записки, как о хорошем, так и плохом. Это вариант для школьников. Например: записка на ярком листке в туалете: Мне не нравится посуда в раковине (это если Вы договорились, что ребенок помоет посуду, но он не помыл). Или так: Я очень рада, что со стола все убрали за собой посуду. 10.Не спешите оценивать и быть судьей в спорах. Например: дети подрались на площадке, не торопитесь ругать одного и защищать другого. Дайте сказать каждому свою версию, не присоединяйтесь ни к кому, помогите им высказаться и предложите их выход из ситуации, если они сами его не предлагают. 11. Соблюдайте уговор и держите обещания. Т.е. что сказали - то и сделали, чего бы это не стоило. Порой это заставляет больше контролировать свою речь и не бросаться пустыми фразами: Сейчас пойдешь домой, будешь неделю сидеть дома, два дня не смотришь мультики, в гости не пойдешь и т.д. 12.Предлагайте альтернативу. Мы привыкли своим детям часто что-то запрещать, в итоге наше чадо вообще не понимает: а что ему можно. Предлагайте ему что-то, что можно. Например: он рисует на обоях и можно сказать: на обоях не рисуют, рисуют в альбоме. Показать ему как это можно сделать, что в альбоме много листочков и можно купить новый, когда он закончится, а обои - это одежда для стен. 13. Не старайтесь все время отвечать на вопрос: Почему? Т.е. если Вы что-то ему объяснили уже 3-5 раз, то в следующий раз сами спросите у него: А почему? (это если ребенок опять спрашивает одно и тоже) 14. НЕЛЬЗЯ извиняться перед ребенком. Нужно сказать: Я ошибалась, я не права, я сожалею. Но не нужно говорить: прости меня, извини меня (это уместно лишь в той ситуации, если Вы наступили ему на ногу или нечаянно толкнули). Если извиняться перед ребенком за то, что Вы его несправедливо наказали, то он поймет, что наказание несправедливо, он был прав и в следующий раз поступит также . Говоря: прости меня, Вы даете ребенку понять, что ниже его, а он в доме хозяин и он выше Вас. А это неверно. Главные в доме - родители. 15. Задавайте ясные ориентиры. Мы пойдем кушать, когда ты уберешь игрушки (помоешь руки и т.п.) Определяйте свои семейные правила, которые выполняют все без исключения и которые должны быть донесены до ребенка. 16. Никогда не выясняйте с супругом отношения при ребенке. Поведение ребенка – это зеркало отношений между родителями.
|