"Ушла эпоха "Фабрики звезд"
Версия для печати
ВЗГЛЯД: В свое время вы продюсировали на Первом канале "Фабрику звезд". Шоу "Голос" очень сильно от нее отличается: здесь более изысканный музыкальный материал, который зачастую далек от стандартов российской поп-музыки, и участники тоже совсем другие – таких на "фабрике" не вырастишь. Видимо, в обществе и в массовой культуре произошли какие-то очень серьезные изменения, раз на Первом стал возможен такой неформат?
Юрий Аксюта: Честно говоря, я бы все-таки не называл это неформатом. А что касается вашего вопроса, то я могу очень точно определить, что изменилось: изменилось время. В обществе изменилось отношение к музыке. Наверное, сейчас музыка переживает не лучшие времена в смысле востребованности. То есть сегодня музыка как жизненная необходимость – это не совсем то, что было раньше. Изменилась и форма "доставки" музыки: если 10–15 лет назад кризис носителей только начинался и компакт-диски еще как-то покупались, то сейчас музыку скачивают из Сети, причем часто пиратским способом, в России уж точно пиратским.
Меняется формат музыкального телевещания. На этом фоне появление проекта "Голос" представляется мне революцией в индустрии шоу-бизнеса. Реальной революцией. Потому что это не только про музыку и про голос – это про жизнь, про человеческие взаимоотношения, которые развиваются в сфере музыки, песни, вокала. Обратите внимание, что в проекте "Голос" все живое – живое исполнение, живой аккомпанемент, живые эмоции. Вот что здесь самое важное, и именно это нам больше всего понравилось. Это то, что мы любим и стремимся реализовать в эфире.
ВЗГЛЯД: То есть можно сделать вывод, что эпоха "Фабрики звезд" окончательно ушла?
Ю.А.: Конечно. Ничего вечного, как мы с вами знаем, вообще не бывает. Ушла не только эпоха "Фабрики звезд" – с таким же успехом тут можно упомянуть еще массу музыкальных форматов. Я их называть не буду, поскольку некоторые из них по-прежнему представлены на телеканалах. Но, по моему ощущению, та эпоха, к которой они принадлежат, либо уже закончилась, либо подходит к концу. И вряд ли эти форматы будут реанимированы когда-либо позже. Более того, я не строю никаких иллюзий и в отношении "Голоса". Через какое-то время эпоха "Голоса" тоже может закончиться – все зависит от того, как будет эксплуатироваться этот формат и насколько силен будет интерес к нему со стороны телезрителей. Сейчас это предсказать невозможно. Но тот факт, что шоу уже произвело эффект разорвавшейся бомбы, очевиден – вы и сами это знаете лучше меня.
ВЗГЛЯД: Шоу такого типа, несомненно, интересны как процесс, как зрелище и как часть телевизионной культуры. А можно ли как-то оценить их с точки зрения результата? Что мы получаем на выходе? Скажем, появляется ли хотя бы два-три всенародно любимых артиста?
Ю.А.: Вы – не первый, кто задает мне этот вопрос. Но я не могу отвечать за всю индустрию в целом, не могу брать на себя такую смелость. Мы ведь говорим о телевизионных форматах. Давайте возьмем любой другой телевизионный формат – например, КВН. Какой итог у КВН? Телевидение дает шанс таланту, дает ему возможность раскрыться, позволяет молодому человеку показать себя со всех сторон, если есть что показывать. В советское время, в пору моей творческой юности, таких возможностей не было. А сейчас они есть. Разумеется, тут нельзя не упомянуть и об интернете – благодаря ему каждый может обратить на себя внимание. Если ты обладаешь какими-то редкими талантами, ты всегда можешь их народу продемонстрировать, и дальше включаются уже другие механизмы – становится видно, насколько то, что ты делаешь, интересно кому-то еще. Я не могу прогнозировать результаты, о которых вы спрашиваете, вообще не могу говорить о том, какими они должны быть. В данном случае речь о формате, рассчитанном на то, чтобы талант нашел своего потребителя.
ВЗГЛЯД: То есть по количеству новых звезд, вспыхнувших на небосклоне шоу-бизнеса, об успешности таких проектов судить не следует?
Ю.А.: Нет, этого ни в коем случае нельзя делать. Нельзя насильно заставить человека полюбить песню или исполнителя. Тем не менее, можно задать определенный уровень. Проект "Голос" делается на популярном песенном материале, так что мы действительно даем людям шанс показать свои вокальные способности, раскрыться в качестве певцов. Но при этом у многих из участников подспудно присутствует и авторский талант – они сами сочиняют какую-то музыку. И вот тут уже сложнее – возникает вопрос, насколько эта музыка может быть интересна в их же исполнении. Обратите внимание, что западных песен в проекте звучит больше, чем русских. Это происходит по одной простой причине: на западном материале можно продемонстрировать вокал, а на русском популярном материале это сделать порой совершенно невозможно. Тренеры часто выбирают материал исходя именно из соображений музыкального качества: если человек хорошо поет, то надо дать ему сложную песню, на которой он по-настоящему раскроется. А у нас таких песен просто нет. Ну, или есть, но мало, просто наперечет. Зато есть песни из репертуара Уитни Хьюстон, Мэрайи Кэри, Кристины Агилеры – это сложный и сильный материал, выигрышный с точки зрения вокала. Мы стараемся соблюдать пропорции, но подобрать песню на русском удается далеко не всегда. В общем, мы делаем все, чтобы помочь людям себя проявить, а вопрос о том, какой будет результат, это уже не к нам.
ВЗГЛЯД: Кому принадлежит идея шоу?
Ю.А.: Изначально это формат голландской компании Talpa. Соответствующие лицензионные программы выходят более чем в 50 странах мира, и мы тоже купили лицензию.
ВЗГЛЯД: То обстоятельство, что проект заимствованный, с точки зрения вышеизложенных целей, очевидно, несущественно?
Ю.А.: Проект не заимствованный, а лицензионный. Приобретая лицензию, мы соглашаемся соблюдать определенные правила и инструкции. Но все, что касается нюансов, зависит от конкретной страны. Успех зависит от того, кто участвует в проекте. То есть от того, какие люди поют и какие профессионалы их слушают, выступая при этом в качестве тренеров. Взять, например, украинскую версию, где, кстати, в качестве наставников появлялись российские артисты – Диана Арбенина, Валерия, Стас Пьеха. Несмотря на близость Украины и России, нашу версию и украинскую уже имеет смысл сравнивать как два разных проекта. Вам, например, может гораздо больше понравиться один из них, чем другой. Притом что шоу в принципе остается лицензионным. В этом смысле "Голос" не является чем-то уникальным. "X-фактор", "Народный артист", та же "Фабрика звезд" – все это лицензионные проекты. Точно так же, как и нашумевший в свое время "Последний герой". В этом нет ничего удивительного, так живет весь мир – кто-то придумывает интересный формат, который затем приживается в странах с разной культурой и разной ментальностью.
ВЗГЛЯД: Насколько решения относительно запуска таких шоу зависят от представлений о вкусах публики, от рейтингов уже запущенных программ? Есть ли тут элемент анализа и расчета? Или же программы, наоборот, должны не подстраиваться под зрителя, а формировать его вкус?
Ю.А.: Запуск такой программы – это всегда большой риск. Наверняка нельзя сказать ничего. Бывает так, что лицензионная программа хорошо идет в Германии, в Италии, во Франции, а в России не идет совсем. Реакцию зрителя предугадать невозможно.
Автор: Кирилл Решетников
Источник: Взгляд
Телепроекты:
Голос
Персоны:
Юрий Аксюта
Смотрите оригинал материала на
http://www.1tv.ru/public/pi=24497Певица Пелагея, наставник в проекте "Голос": "Сама я петь особо не умею. Все делаю по наитию!"
Версия для печати
История певицы Пелагеи действительно удивительная
С юных лет она выступала перед сильными мира сего - Борисом Ельциным, Гельмутом Колем, Жаком Шираком, - чистым звонким голоском распевая народные песни. Сама Вишневская называла ее "будущим оперной сцены". С возрастом задора не убавилось, а гонора не прибавилось - артистка продолжала исполнять не самую популярную в нашей стране этнофолк-музыку, при этом не стараясь увеличить аудиторию за счет поп-песен. Ее ценили, уважали, звали на разные мероприятия, но при этом в ящике и на радио Пелагеи не было - не формат. А начался проект "Голос" на Первом канале, и все изменилось. В качестве наставника молодых талантов артистка раскрылась - легкий характер, искренние эмоции, Пелагея в три счета стала любимицей всей страны.
"Во время съемок пью успокоительное"
- Как у тебя хватает силы воли и нервов сидеть в жюри "Голоса"?
- Не хватает времени. Идет очень кропотливый процесс, который занимает огромное количество эмоций, мыслей и так далее. А что касается проекта "Голос", то это история, в которую я ввязалась, зная, что не смогу спокойно спать, есть, пить и так далее. Очень непросто эмоционально. Во время съемок сижу на капельках успокоительных и таблеточках - и то меня накрывает немножечко.
- Легко ли складываются твои отношения с подопечными? Все ли идет, как ожидалось?
- Практически все участники меня удивили. Кто-то раскрылся с совершенно другой стороны. Но очень сложно людей соединять в дуэты.
Александр Борисович Градский подошел с высоты своего опыта к этому вопросу - у него два тенора, два баритона, два контр-тенора, сопрано и так далее. Их легче группировать. У меня же настолько разные люди! И все абсолютно сумасшедшие. Прощаться с ними - невозможно. Я никогда не сидела в жюри, не умею талантливым людям говорить "до свидания". Но таковы правила. Дальше будет еще интереснее.
- Бывает, что подопечные с тобой спорят?
- По первости было. Безусловно, я прислушиваюсь к их мнениям и предложениям, но решаю в итоге сама. Есть еще музыкальная редакция, к которой тоже нужно прислушиваться. Ведь мы делаем шоу на главном канале страны. У меня, конечно, нет такого авторитета, как у Александра Борисовича, как у Лени Агутина. Я для участников - ровесница. Даже кого-то младше.
- Ты так живо реагируешь на то, что происходит на сцене. Кто тебя стабилизирует? Мама?
- Конечно, мама успокаивает. У нее за годы работы со мной выработался интересный навык. Она может смотреть на меня объективно. Когда я пою, занимаюсь профессиональной деятельностью, она на меня смотрит как на артиста, а не как на свою дочку. Дает советы, критикует, абстрагируется от того, что я из нее, я ее кусочек. Такой человек необходим каждому артисту. Чем он популярнее, тем больше в таком человеке нуждается. Потому что может занести. Когда вокруг все говорят: "Боже мой, ты такая талантливая!" - в какой-то момент ты можешь в это поверить.
- А что мама сказала после первого эфира? Наверное, как все мамы любят говорить: "Ты очень много смеешься!"
- Она сказала это после четвертого эфира. Вот эта эмоция на участников - "как классно поешь, иди ко мне!" - немножко достала. Некоторые люди, кстати, мне не верят, думают, что я жутко наигранная. Но я на самом деле такая, к сожалению.
"Мурашки иногда до щек добегают"
- Чего ты боялась в этом проекте?
- Я посмотрела Voice американский, английский - там выходит черная тетенька, открывает рот... И ты сидишь весь в мурашках. Так как у нас отсутствует хорошая школа эстрадно-джазового вокала, я переживала, что уровень артистов будет не очень. И удивилась, что пришло столько талантливых людей. Оказалось, у нас есть кому петь. Взять бы этих сто с лишним человек и поменять местами с нашей эстрадой! Они же все поют живьем! Петь в спину, особенно когда к тебе не поворачиваются, ужасно тяжело.
- Когда я смотрю "Голос", у меня довольно часто бегут мурашки. А у тебя?
- Бегут, конечно. Иногда мурашки до щек добегают.
- А ты следишь за своими соседями, за их реакцией?
- Мне интересно за ними наблюдать. Я вообще до этого проекта была знакома только с Димой Биланом. Сначала очень боялась Александра Борисовича Градского. И Леня Агутин всегда был для меня мега-уважаемым музыкантом. Я ему на съемках говорила: "Слушай, все хотят к тебе, потому что у тебя на лбу табло с бегущей строкой: "У меня прекрасный вкус, иди ко мне!", "Я - шикарный музыкант, иди ко мне!". Так и получается. Билан на своем месте абсолютно. Мы все очень разные. Александр Борисович - наставник, он работает с голосом как педагог. А я этого не могу дать, у меня нет этого. Сама я петь особо не умею, все делаю по наитию. Я скорее музыкальный продюсер-режиссер. При том, что у меня есть советник - моя мама, с которой мы вместе работаем над номерами. У нас в этом проекте абсолютно совпадает взгляд на то, что мы хотим.
- А было между наставниками чувство зависти, когда разбирали подопечных?
- Никакого. Я очень скучаю по своим троим коллегам между съемками. Пишу им эсэмэски после эфира. Мы с Александром Борисовичем созваниваемся. С Леней Агутиным.
- А как ты отдыхаешь от всего? В нашей компании мы поем про "Коня" в караоке, выпиваем. Какими песнями у тебя заканчивается вечер с друзьями?
- Я не выпиваю. Раньше ходила в караоке. С большим удовольствием. Мы пели Земфиру, Гагарину, и Губин у нас очень хорошо "заходил". Потом поняла, что нагрузки на голос и так предостаточно. Недавно друзья придумали, что мы должны устраивать вечеринки литературных чтений и обсуждений. Это первая тема. А вторая тема - они хотят, чтобы я им начинала отдавать педагогические штуки, типа начинать учить их петь. Я подумала: почему бы нет? И я очень надеюсь на то, что, когда я стану совсем взрослой, скорее даже пожилой, мне хватит адекватности для того, чтобы вовремя уйти с прекрасных подмостков и заняться чем-то другим. Я умею готовить и петь.
А больше - ничего.
- Ты относишься к современным женщинам, которые считают, что совершенно необязательно до 30 лет заводить семью, детей?
- Как бог даст. Хочу ребенка с тех пор, как мне исполнилось 15 лет. Мечтаю о нем. Но верю в то, что нам это все посылают, когда надо. Значит, я сейчас еще не готова. Чтобы стать хорошей мамой, нужно не просто любить, а нужно очень много всего передать. Например, как моя мама это сделала в отношении меня. Значит, я еще чему-то не научилась, чего-то не набралась.
Когда я полностью созрею как личность, может, это произойдет до 30 лет, после, не важно, вот тогда, видимо, мне ребеночка и дадут.
Смотрите оригинал материала на
http://www.1tv.ru/public/pi=24500