Сначала был "разбор полетов" в школе с двумя учителями литературы. После беседы с дочерью они согласились с нами, что необходимо подавать на апелляцию и разбираться почему же стоят нули. Подали заявление и в назначенный день пришли на конфликтную комиссию.
В конфликтной комиссии 3 человека - учитель физики, эксперт-учитель по литературе (скорее всего по русскому языку и литературе) и председатель комиссии учитель математики.
Сразу же наш эксперт принялась проверять работу дочки. Начала придираться к первым заданиям: "Почему меньше предложений, чем нужно? Ой, сколько ошибок орфографических и пунктуационных! И здесь: что это написано, посмотрите (учителю физики), я разобрать не могу" и т.п. Дочь сразу поникла и потеряла боевой дух. Я обратила внимание, что первые два задания оценены максимально и к ним у нас претензий нет, нас интересует почему не оценены вторые два задания, в том числе сочинение. Хорошо, сказала эксперт, и продолжила читать сочинение, выделяя ошибки.
Разбора сочинения с точки зрения литературы она так и не произвела. Говорила общие фразы, что работа не соответствует критериям, поэтому и не оценена. Учитель по физике решила посмотреть что же выставили эксперты, проверяющие работу и сказала вслух, что один поставил даже 15 баллов (это четверка), но ходу этой мысли не дала.
Я попросила показать мне протоколы проверки экспертов. Оказалось, что их три: в одном выставлено 10 оценок из 12 и в сумме получалось 11 баллов (тройка ближе к четверке), во втором тоже 10 оценок из 12 и в сумме 15 баллов (четверка), а в третьем было четыре крестика и остальные нули.
Пока я рассматривала протоколы, комиссия решила "сжалиться" над нами и "где-нибудь найти нам один балл, чтобы вышла тройка". Я предложила разобраться с протоколами контроля, на что председатель комиссии сказала, что если я продолжу в том же духе (а было это весьма эмоционально с моей стороны, но без истерик, просто очень настойчиво), то нам вообще баллы не добавят и уйдем от них ни с чем. Кроме того, было сказано, что сейчас нашу работу рассматривает опытный эксперт (уже 6 лет работает в конфликтной комиссии!) и поэтому оценки экспертов, первоначально проверявших работу учитываться не должны.
У меня не было, как бы это сказать, законодательной базы, на которую я могла бы опереться, но было стойкое ощущение, что все идет не так. К тому же, один балл решал вопрос с двойкой и я не стала упорствовать.
Кроме того, мы с комиссией разошлись во мнениях о соответствии оценок и критериев. Они заявили, что выставленные нам оценки оценивают три первых задания, а нули стоят за сочинение. А две последние оценки выставлены за грамотность, которая у нас отсутствует (к слову, русский язык сдан четверку

В общем, взяли мы свой "подарочный" балл и пошли домой. Доложили нашему учителю литературы как прошла апелляция. Она сказала, что все оценки должны были быть по литературе, русский язык вообще не оценивается на этом экзамене, и оценок должно быть 12, никак не 10. Но сказала успокоиться, что хорошо, что все-таки получилась тройка, а не двойка. Хотя двойка в этом году ни на что бы не влияла.
Теперь, спустя неделю после апелляции (и сходив еще и на апелляцию по математике, расскажу о ней позже), могу сказать следующее:
1. Произошла непонятная ситуация с оцениванием. Два эксперта выставили 11 и 15 баллов, третий не выставил ничего. Как из этого получилось 6 баллов - большой вопрос. Техническая ли ошибка, либо попустительство, либо злой умысел...
2. Комиссия неверно трактовала соответствие критериев/заданий и оценок.
3. Я оказалась неподготовленной. В свободном доступе находятся методические указания для экспертов, оценивающих работы, где как раз описывается как оцениваются задания, что является ошибкой и т.п. Был бы у меня на апелляции этот документ, мне было бы на что опереться, кроме здравого смысла. Здравый смысл оказался чужд комиссии, поскольку никакие мои аргументы они не признавали, прикрываясь собственным "авторитетом". Непробиваемым.
Так что если ваш ребенок получил не самую лучшую оценку, стоит сходить на апелляцию. Может быть у вас будет возможность действительно восстановить справедливость, а не получить "подачку", как произошло у нас. Хотя бы Вы сами сможете убедиться, что Ваш ребенок не так плохо написал работу, как его оценили "эксперты". Надо сразу просить протоколы проверки. И надо быть подготовленным. Сегодня на математике я опять не была во всеоружии, хотя, даже если бы и были у меня с собой методические указания, я не уверена, что победа осталась бы за мной. Про математику расскажу позже.