Добрый вечер! Так и не смогла вставить таблицу в А21
, продолжаю.
Задание А22 связано с правилами постановки знаков препинания при однородных членах предложения, соединённых одиночными, парными и повторяющимися союзами. Чтобы найти из 4-х предложений с однородными членами то, в котором лишь одна запятая, надо вспомнить условия постановки запятой при этих словах (повторите теорию ).
Обычно затруднение вызывают парные союзы. Запятая ставится перед второй частью парных союзов
не т
олько…но и, как…так и, и двойных союзов
если…то, хотя…но. Возможны недоразумения с повторяющимся союзом
и. Например, в предложении "
В правильно организованном тексте тематические предложения связаны между собой по смыслу и лексико-грамматически и являются его логическим стержнем." В предложении союзы
и употреблены каждый в своём ряду однородных членов: один связывает однородные сказуемые:
связаны и являются, а другой – однородные обстоятельства:
по смыслу и лексико-грамматически.Порядок действий: произвести синтаксический разбор всех предложений, найти ряды однородных членов предложения, союзы, применить правило постановки знаков препинания, выбрать правильный вариант.
А23. Задание связано с постановкой знаков препинания в сложном бессоюзном предложении. Необходимо определить смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложного бессоюзного, приведены 4 варианта ответа. Начать выполнение необходимо с определения грамматической основы, т.к. в задании может встретиться простое предложение с обобщающим словом перед однородными членами.
А24, А25 проверяют умение ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении с придаточными.
Для успешного выполнения задания следует прежде всего проанализировать структуру предложения, найти грамматические основы, союз или союзное слово (средства связи придаточного предложения с главным) и определить место придаточного по отношению к главному предложению.
Встречается и такое
! Если однородные придаточные предложения в составе сложноподчиненного предложения соединены неповторяющимися союзами
и, или, запятая между ними не ставится.
Когда дождик прошёл (первое придаточное времени)
и всё вокруг засверкало (второе придаточное времени),
мы вышли из леса (главное).
Задание А25 более сложное
. При последовательном подчинении рядом могут оказаться подчинительные союзы и союзные слова (
что если, что хотя, который если и др.) В этом случае запятая ставится, если после придаточного 2-й степени нет второй части союза (
то, так), и не ставится, если вторая часть союза присутствует. Например:
Пойми, что если бы ты писал так рассказы, как пишешь письма, то давно бы уже был великим человеком… Думаю, что, если не поленишься, напишешь недурно.Иногда возникает «стечение» сочинительного и подчинительного союзов (
и когда, но хотя, но если и др.) Пунктуационное правило в этом случае такое же, как при «стечении» подчинительных союзов: запятая между сочинительными и подчинительными союзами ставится, если после придаточного предложения нет второй части союза (
то, так), и не ставится, если имеется вторая часть союза. Например:
Мы договорились о встрече, и если ничего не помешает, то завтра пойдём вместе в театр. Ночь на исходе, и, когда взойдёт солнце, боль утихнет. Конечно, сложно воспринимать объяснения в таком виде, но у меня нет возможности показать границы предложения и подчеркнуть грамматические основы. Всё же я пытаюсь объяснить, хотя бы схематично, порядок выполнения задания и предупредить возможные затруднения.