Владмама.ру Перейти на сайт Владмама.ру Просто Есть

Часовой пояс: UTC + 10 часов


Ответить на тему [ Сообщений: 72 ]  Страница 1 из 4  1, 2, 3, 4След.

Автор Сообщение
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Консультант
Аватара пользователя
Автор темы
Имя: Евгения
С нами с: 07 ноя 2015
Сообщений: 80
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 28 раз
Консультация специалиста Чульжановой Евгении Юрьевны.

Прикладной анализ поведения (Applied Behavior Analysis, ABA) — научная дисциплина, объектом изучения которой является поведение. На сегодняшний день считается, что обучающие и коррекционные программы, основанные на прикладном анализе поведения, обладают самой крепкой доказательной базой, подтверждающей их эффективность.

Методы ABA широко применяются при работе с детьми с аутизмом.

Методы прикладного анализа поведения могут быть полезны как при обучении ребенка новым навыкам («новому поведению» в терминах ABA), так и для коррекции нежелательного поведения.

Справка:
Евгения Юрьевна Чульжанова имеет высшее педагогическое образование, работает под супервизией Ольги Мелешкевич (BCBA, США).

Образование в области ABA:
  • сертифицированный курс BCaBA (инструктор Ольга Шаповалова. BCBA, США)
  • 3 интенсивных тренинга в Autism Partnership HongKong, в том числе месячная стажировка в Autism Partnership HongKong (Справка: Autism Partnership — один из мировых лидеров в области обучения детей с использованием методов ABA)
  • 2 лицензированных тренинга по альтернативной системе коммуникации PECS, успешно сдан экзамен по применению методов PECS
  • курс «Тестирование базовых навыков коммуникации и обучения» (инструктор Марина Азимова, BCBA, США)


Вернуться к началу
  Профиль  
 

Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Поддержите новичка!
С нами с: 20 ноя 2015
Сообщений: 14
Благодарил (а): 4 раза
Добрый день!
Очень нужен Ваш совет. Ребенку 3,5 года. Прочитала книгу Мелешкевич, пробую заниматься с сыном. Но мне трудно удержать его внимание, он очень редко смотрит на меня и на то, что я делаю. Всё всемя куда-то "уплывает". Как быть?


Вернуться к началу
  Профиль  
 

Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Консультант
Аватара пользователя
Автор темы
Имя: Евгения
С нами с: 07 ноя 2015
Сообщений: 80
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 28 раз
Добрый день, Kay!
Это достаточно сложный вопрос. Я попробую ответить, но не могли бы Вы предоставить побольше информации: Вы занимаетесь с ребенком за столом? Сколько примерно времени ребенок может заниматься в структурированной среде? у него есть зрительный контакт во время запроса (т.е. когда он просит у Вас игрушку или лакомство)?

p.s. - книга Ольги Мелешкевич и Юлии Эрц Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения
- очень хорошее пособие для родителей! (Подробнее: http://www.labirint.ru/books/426924/)


Вернуться к началу
  Профиль  
 

Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Поддержите новичка!
С нами с: 20 ноя 2015
Сообщений: 14
Благодарил (а): 4 раза
Евгения Чульжанова
Не то чтобы за столом :) Мы где придется занимаемся, он, например, сидит на своем любимом месте -- на подоконнике, а я пытаюсь привлечь его, например, "сделай так". Он мельком глянет на меня, а потом сразу в сторону и не повторяет, физической подсказке не сопротивляется, но сам так и не делает. Получается, что это просто я его руками двигаю, а он в это время в сторону смотрит.


Вернуться к началу
  Профиль  
 

Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Консультант
Аватара пользователя
Автор темы
Имя: Евгения
С нами с: 07 ноя 2015
Сообщений: 80
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 28 раз
Получается, если ребенок сидит на подоконнике и смотрит в окно, и это его любимое занятие, то его не так-то просто будет отвлечь. То есть надо, чтобы Вы и то, что Вы предлагаете, были более привлекательными. Сделать это можно только с помощью очень значимого поощрения, которое ребенок будет получать за выполненное задание.
В упомянутой книге Эрц-Мелешкевич есть рекомендации по оценке предпочтений (стр.79), с их помощью можно выбрать поощрения и составить их иерархию. Если у Вас в руках что-то, что для ребенка интереснее вида за окном, то, скорее всего, он обратит внимание на Вас и даже предпримет усилия, чтобы выполнить задание. Начинать нужно с очень простых и приятных для ребенка действий, чтобы его успех был гарантированным.
Но я бы попробовала, все же, создать для ребенка рабочее место, потому что подоконник – не очень удобно даже с технической точки зрения, да и ребенок будет отвлекаться. Хорошие рекомендации по организации рабочего пространства есть в книге Барберы «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход» , стр. 95-99. Я бы постепенно приучила ребенка находиться за столом без всяких заданий, а потом постепенно провала бы добавлять интересные для ребенка и простые действия за столом. Кстати, подоконник можно использовать как поощрение – немножко позанимались, потом пошли вместе посидели на подоконнике и пообнимались, например.
А зрительный контакт и внимание к инструкциям во время занятий - отдельная очень большая тема.


Вернуться к началу
  Профиль  
 

Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Поддержите новичка!
С нами с: 20 ноя 2015
Сообщений: 14
Благодарил (а): 4 раза
Евгения Чульжанова
Спасибо большое! Да, наши "занятия" еще не очень занятия :) Я бы сказала, что проблема в том, что его внимание очень краткосрочное. Т.е. я заинтересовываю его поощрением (супер-вкусней), он вроде как реагирует "Ура!", но пока я даю ему инструкции и помощь -- он отключается... Может мне стоит делать это как-то быстрее?
Ага, спасибо, будем как-то понемножку приближаться к столу :)


Вернуться к началу
  Профиль  
 

Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Консультант
Аватара пользователя
Автор темы
Имя: Евгения
С нами с: 07 ноя 2015
Сообщений: 80
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 28 раз
Возможно, задание, которое Вы предлагаете ребенку, для него слшком сложное/новое/непонятное..
Еще можно подумать над тем, является ли поощрение и то, как Вы его предлагаете, достаточно моивирующим для ребенка.
У поощрения есть некоторые критерии его эффективности:
Поощрять нужно быстро (сразу после того, что мы хотим поощрить, здесь классический пример: мы говорим ребенку "сделай так!" и показываем на свой нос, он показывает на свой, а пока мы отвернулись, чтобы планшет с мультиком ему дать, он успел два раза по столу руками стукнуть, и после этого получил мультик - значит, мы поощрили стучание по столу, а не показывание носа)
Поощрение должно быть соразмерным затраченным усилиям - то есть, если ребенок без напоминания мыл руки всю неделю перед едой и мы, к примеру, отмечали это каждый день, то в конце недели мы можем презентовать ему новую игрушку. А если он выполнил простое задание за столом, которое мы каждый день делаем, то новая игрушка - может быть, будет слишком серьезным поощрением. Конечно, это все индивидуально.
Поощрять нужно последовательно - при обучении требуется постоянство, мы должны всегда подкреплять/поощрять то, что является желаемым поведением. То есть то поведение, над которым мы работаем.
И поощрение должно быть желанным (принцип депривации), то есть если мы весь день смотрим мультик про Антоншку, то, даже если это очень любимый мультик, подк конец дня ребенок вряд ли захочет что-то делать за такой приз.
Нужно всегда искать новые поощрения и менять их, чтобы они не успевали наскучить ребенку.

Если Вы будете пробовать что-то менять в Ваших занятиях с ребенком, напишите - может быть, еще возникнут еще вопросы.


Вернуться к началу
  Профиль  
 

Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Поддержите новичка!
С нами с: 20 ноя 2015
Сообщений: 14
Благодарил (а): 4 раза
Евгения Чульжанова
Охо-хо.... :) Есть над чем подумать. В смысле над моими ошибками. Спасибо!


Вернуться к началу
  Профиль  
 

Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Поддержите новичка!
С нами с: 20 ноя 2015
Сообщений: 14
Благодарил (а): 4 раза
Евгения Чульжанова
Еще раз спасибо за Ваши ответы. Да, деть стал более внимательным к инструкциям, даже научился по просьбе топать, хлопать и кружится :) Но в глаза предпочитает так и не смотреть. Только если по имени позовешь или рукой к себе повернешь. Можно как-то еще его привлечь?


Вернуться к началу
  Профиль  
 

Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Консультант
Аватара пользователя
Автор темы
Имя: Евгения
С нами с: 07 ноя 2015
Сообщений: 80
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 28 раз
Зрительный контакт - это очень интересная тема, с массой нюансов. Поделюсь тем, что я использовала в практике, и что приводило к результатам.
Лучше всего начинать тренировать во время запроса - ребенок просит игрушку/вкусняшку, мы дожидаемся, когда он посмотрит в глаза, и сразу же предоставляем ему желаемое. Для начала можно немного наклоняться, чтобы ребенку было проще посмотреть Вам в глаза. Постепенно мы приходим к тому, что взрослый находится в обычном положении, а ребенок во время запроса устанавливает зрительный контакт.
Если Вы будете заниматься с ребенком за столом, то можно отдельно учить ребенка зрительному контакту: поощрять его сразу после взгляда в глаза, сидя за столом. Можно дополнительно проговаривать - "ты хорошо посмотрел на меня!" , если это не отвлекает ребенка и не вызывает ненужных нам эхо-реакций. Можно давать подсказку - поднимать поощрение на уровень своих глаз, и, если ребенок следит за ним взглядом, то произойдет момент, когда вы встретитесь глазами - после этого моментально предоставляем поощрение.
Можно такое задание выполнять и за жетоны.
Более сложный вариант (но он как раз и нужен нам для внимания к инструкциям) - Предположим, что ребенок уже умеет выполнять несколько самых простых инструкций (имитация с предметами, простые инструкции) и понимает обусловленность с жетонами. Можно сделать так: готовим материалы, и просто сидим и молчим, пока ребенок не ребенок посмотрит в глаза, затем мы даем инструкцию, он ее выполняет, и мы его поощряем. Только инструкция здесь играет второстепенную роль и лучше выбрать что-то простое/осовенное.
Т.о. зрительный контакт (а значит, и внимание ребенка) становится необходимой предпосылкой для инструкции, а , значит, и для успешного ее выполнения задания и для получения жетона.
Можно и с прямым поощрением делать то же самое, конечно.

Кстати, имитация - хороший вид заданий для развития внимания, ведь ребенок должен смотреть на Вас, чтобы увидеть то, что повторять.

Если что-то будет непонятно в этой схеме, спрашивайте - я поясню!



За это сообщение автора Евгения Чульжанова поблагодарил: Kay
Вернуться к началу
  Профиль  
 

Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Консультант
Аватара пользователя
Автор темы
Имя: Евгения
С нами с: 07 ноя 2015
Сообщений: 80
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 28 раз
И еще публикую продолжение ответа на вопрос, который мне задали в теме Аутизм излечим-4, про развитие моторики.
Действительно, бывает, что ребенок понимает достаточно сложные инструкции и имитирует сложные действия, и при этом у него есть сложности с моторикой.
Несколько игр, которые помогут ребенку лучше осознать свое тело и начать выполнять простые движения самостоятельно ( почерпнуто из книги «Развитие основных навыков у детей с аутизмом», Тара Делани).
Я в основном выбирала те, которые связаны с движениями рук.

Конечно, поскольку это игры, нужно выбирать самых любимых мультяшных героев, любимые игрушки, цвета ребенка и происходить все это должно в атмосфере веселья. Обязательно поощряйте ребенка, когда у него что-то получилось в первый раз! и вообще, поощряйте :)

1. Поиск разных интересных для ребенка вещей, спрятанных в контейнере с чем-то сыпучим (фасоль, песок)
2. Показывание/указывание на что-то рукой, а затем пальцем
3. Рисование пальчиковыми красками
4. Лопание мыльных пузырей рукой, затем пальцами.
5. Бросание мячиков и более мелких предметов просто так и в емкости, пересыпание. Переливание воды, подкрашенной пищевым красителем, по всяким прозрачным емкостям
6. Нащупывание знакомых игрушек в мешке
7. Сенсорные коробки и совместное наполнение их перышками, мячиками, гофрированной бумагой, фольгой, крупой
8. Хождение по линии или по нарисованным следам – сначала просто так, затем с предметом в руках, затем, например, с подушечкой на голове, придерживая ее руками.
9. Складывание монеток в копилку (или в банку через прорезь в крышке)
10. Сенсорная коробка: берется большая коробка, в которую может пролезть ребенок, в ней делается отверстие (дверь). Вместе с ребенком в форме игры делается что-то вроде занавески для этой двери из веревочек разной длины, полосок из бумаги, из разной ткани, которые свисают сверху и закрывают отверстие. На веревочки можно подвешивать разные предметы и играть с ними. Можно закидывать внутрь и выкидывать наружу шарики и мячики. Еще одна игра - ребенок прячется внутрь и по Вашей просьбе протягивает наружу руку.

И еще, упражнения для развития моторики есть вот в этой статье - http://autism-aba.blogspot.ru/2015/02/f ... ities.html


Вернуться к началу
  Профиль  
 

Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Поддержите новичка!
С нами с: 20 ноя 2015
Сообщений: 14
Благодарил (а): 4 раза
Добрый вечер! У меня вопрос возник :) Сегодня с ребенком за жетончики (главный приз -- мультик) развешивали белье на сушилку. Саша развешивал всякие мелочи -- носочки-трусики-платочки. Все хорошо-замечательно, отлынивать не пытался :) НО. Он неумеет расправлять вещь. Берет ее комочком, и этот комочек и пристривает на сушилку. Если я его руками начинаю расправлять вещь и брать ее правильно, то он не смотрит на процесс и, соответственно, не обращает внимания на то, как правильно делать. Чем тут можно помочь?


Вернуться к началу
  Профиль  
 

Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Консультант
Аватара пользователя
Автор темы
Имя: Евгения
С нами с: 07 ноя 2015
Сообщений: 80
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 28 раз
Меня очень радуют такие истории! Одна девочка, с которой я занимась, недавно проявила интерес к развешиванию, и с тех пор они все белье развешивают с мамой только вместе. Для нее, конечно, это в большей степени развлечение, потому что ей нравится все, что связано с водой и мокрыми вещами.
Если хочется заняться этим вопросом всерьез, то можно сделать визуальную подсказку из (для начала) трех картинок : "взять" "встряхнуть" и "повесить" и разместить так, чтобы ребенок мог легко дотронуться пальцем до картинки.
Ребенок перед каждым шагом пальчиком указывает на картинку, потом делает действие, потом на следующую картинку указывает и так далее. Указывать на картинку с физической подсказкой, постепенно снижать ее, потом переходить на жестовую и убирать подсказку..
Вербальную подсказку тоже можно использовать, если Вы планируете в дальнейшем делать это полезное дело вместе.
А если хотите научить ребенка делать самостоятельно, то лучше вербальную подсказку не вводить, потому что ее очень сложно потом убрать.
спасибо за вопрос! хорошие помощники нужны каждой маме )


Вернуться к началу
  Профиль  
 

Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Поддержите новичка!
С нами с: 20 ноя 2015
Сообщений: 14
Благодарил (а): 4 раза
Евгения Чульжанова
:) не всё так просто :) Физически попробуйте "встрясти комочек" -- он останется "встряснутым комочком". Да, ребенок уже отлично научился одновременному движению рук "вперед-назад", но он трясет по-прежнему комочек. Т.е. ему не достает некого "перебирания" вещи в руках для того, чтобы придать ей оптимальную форму для встрясывания.... Как-то так....


Вернуться к началу
  Профиль  
 

Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Консультант
Аватара пользователя
Автор темы
Имя: Евгения
С нами с: 07 ноя 2015
Сообщений: 80
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 28 раз
ох, непростая задача!
тогда нужно отдельно отучить инструкцию "встряхни белье" методом отдельных блоков. И визуально научиться отличать "встряхнутое" от "невстряхнутого".
Но, если честно, не уверена, что это функциональный навык для мальчика.
а как у Вас дела с занятиями за столом продвигаются?


Вернуться к началу
  Профиль  
 

Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Консультант
Аватара пользователя
Автор темы
Имя: Евгения
С нами с: 07 ноя 2015
Сообщений: 80
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 28 раз
Я получила интересный вопрос, или даже мнение, про игру, как навык, который нужно развивать у детей с аутизмом.

Действительно, в наиболее распространенных у нас протоколах ABLLS-R и VB-MAPP этот навык рассматривается отдельно, и в индивидуальных программах по академическим навыкам мы часто пишем для родителей рекомендации о том, как учить ребенка играть в игры, как самостоятельно (с помощью визуальных подсказок) так и с другим человеком.
в ABLLS-R, например, начальная ступень навыка - это то, что ребенок самостоятельно исследует игрушки, а конечная - настольные игры со сверстниками.

Как обучить ребенка играть с кем-то?
Начну с примера догоняшек.
Игра называется Chase the tail или погоня за хвостом (я видела, как этой игре учат в Autism Partnership, так что это импортный вариант догоняшек). Помимо ребенка нужны двое человек. Один - супермотивационный, с которым ребенок любит взаимодействовать - прикрепляет себе к одежде хвост (сделанный из искуственного меха) и дает инструкцию ребенку "давай играть" и начинает очень медленно удаляться. Второй взрослый дает подсказку, чтобы ребенок начал двигаться за первым, протянул руку и схватил хвост. Как только это произошло, все весело кричат "ура!! поймал!" , убегавший берет ребенка на руки/щекотит/подбрасывает. Т.о. у нас получается инструкция "давай играть" , после которой следует поведение ребенка догонять хвост, которое подкрепляется с помощью приятных для ребенка действий. Постепенно увеличиваем темп и превращаем это в догоняшки.

Этапы развития игровых навыков есть на сайте фонда Выход:
http://outfund.ru/kak-nauchit-rebenka-s-autizmom-igrat/

Хорошие советы с нашего сайта (aba.nsu.ru):

Есть несколько ключевых правил, которым необходимо следовать при обучении играм.

1.Игра – это сложный процесс, состоящих из нескольких этапов. К примеру, игра «Прятки»: первый этап – ребенок ищет другого, второй этап – ребенок прячется. Этапы в игре стоит разделять и учить по отдельности, то есть сначала ребенок научается прекрасно искать другого человека, потом прятаться и, когда эти два навыка освоены в совершенстве, можно приступать к их логичному чередованию. Обучая ребенка всей игре сразу, высока вероятность, что ребенок запутается, сложные инструкции и неизвестные задания приведут к отказу их выполнять.

2.Для игры может понадобиться сразу нескольких навыков. К примеру, игра в «Ладушки»: ребенку важно уметь сидеть напротив другого, имитировать действия (Вы даете инструкцию «Сделай так!» ребенок смотрит и повторяет), а именно хлопать в ладоши и «давать пять». Эти навыки необходимо разучить вне игровой ситуации, чтобы в игре они получились естественно и без дополнительного обучения.

3.Двигаться в обучении необходимо постепенно, начиная с простого, уже доступного ребенку, постепенно наращивая и шлифуя навык. Важно не торопиться, начинать и заканчивать игру на позитиве, на желании играть, чтобы ребенок ждал следующего раза с нетерпением.

4.Выбор партнера по игре имеет ключевое значение. Вначале понадобиться мама или другой взрослый, который обладает для ребенка высокой значимостью, с которым ему действительно хочет играть. Это важный момент: ребенку будет интереснее учиться, а взрослый отнесется лояльно к возможным неудачам. Когда ребенок овладеет игрой, взрослого заменит лояльно настроенный сверстник (или ребенок чуть старше).

5.Выбирайте игры, которые актуальны для возраста, а еще лучше понаблюдать, во что играют дети во дворе. Так Вы сможете помочь Вашему ребенку включиться в детские забавы.

6.Ребенка необходимо научить отличать игровую ситуацию от неигровой. Сигналом послужит инструкция: «Играем в прятки!» или «Ладушки, ладушки…». Во-первых, ребенок сразу поймет, что началась игра. В-вторых, сможет тоже предложить поиграть. А в-третьих, для безопасности. К примеру, вы научили ребенка играть в «Догоняшки», а он и рад убегать. Как раз в этой ситуации необходимо четкое разделение: что есть игра, а что опасное поведение.

7.И конечно, игра должна проводиться в обстановке бурного веселья!


Вернуться к началу
  Профиль  
 

Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Консультант
Аватара пользователя
Автор темы
Имя: Евгения
С нами с: 07 ноя 2015
Сообщений: 80
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 28 раз
Как ABA учит ребенка слушаться?

Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) часто показывают более высокий уровень непослушания, чем типично развивающиеся дети. Если ребенку предъявлять требования, сложность которых постепенно увеличивается, то это позволит сделать его более послушным!
Сначала Вы можете давать инструкции, которым ребенок последует охотно, например, попросить его поиграть с любимой игрушкой. Поскольку в этой ситуации ребенок, скорее всего, послушается, у Вас будет шанс похвалить его и дать ему какое-то поощрение за послушание. Постепенно сложность требований будет возрастать, однако Вы будете продолжать использовать похвалу и поощрение, чтобы мотивировать ребенка слушаться и в будущем.

Несколько советов ниже помогут организовать «тренинг послушания»:

    1. Инструкции важно выполнять до конца. Вам следует давать инструкции только тогда, когда Вы можете поощрить ребенка за выполнение, или когда Вы сможете как-то отреагировать на невыполнение.
    2. Избегайте давать много инструкций в короткий период времени – это может вызвать раздражение и снизить желание ребенка слушаться.
    3. Если ребенок может отвечать на вопросы, вязанные с выбором, Вы можете предлагать ему разные действия, например: «Хочешь поиграть с планшетом или с машинками?».
    4. Стратегия с выбором может также применяться и к менее предпочитаемым действиям: «Ты хочешь закончить домашнюю работу или переодеться?»
    5. Если ребенок не отвечает или не следует инструкции, Вы должны оставаться спокойными и использовать нейтральный тон.
    6. Если Вы хотите дать инструкцию, которой ребенок последует менее охотно, то сразу до и после такой инструкции попросите его сделать что-то более предпочитаемое.
    7. Вы можете поймать момент, когда ребенок собирается что-то сделать самостоятельно, и дать инструкцию как раз до начала действия. Например, если ребенок направляется к игрушке, чтобы поднять ее, Вы можете сказать «подними игрушку» как раз до того, как он сам начнет это делать.
    8. Когда Вы просите ребенка сделать что-то, говорите уверенным тоном
    9. Позволять ребенку контролировать что-то самому – нормально
    10 Когда ребенок слушается Вас, незамедлительно поощряйте его. И поощрение должно быть значимым для ребенка!

источник:http://apconnect.co/2015/12/10/how-does-aba-teach-children-with-asd-to-follow-instructions/


Вернуться к началу
  Профиль  
 

Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Консультант
Аватара пользователя
Автор темы
Имя: Евгения
С нами с: 07 ноя 2015
Сообщений: 80
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 28 раз
Семинар Кэтлин Кениг «ABA:Разработка поведенческого плана».
http://www.youtube.com/watch?v=IYRrP6V3XDc
http://www.youtube.com/watch?v=Ey0s6kN3o6c

Семинар был проведен в НГУ в 2014 году в рамках международной конференции по проблемам аутизма.

Справка: Кэтлин Кениг (Kathy Koenig ) сотрудник Центра исследования ребенка Йельского университета (США) - Associate Research Scientist in the Child Study Center; Clinical Nurse Specialist in Psychiatry; Director, Initiative for Girls and Women with Autism Spectrum Disorders


Вернуться к началу
  Профиль  
 

Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Консультант
Аватара пользователя
Автор темы
Имя: Евгения
С нами с: 07 ноя 2015
Сообщений: 80
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 28 раз
Когда мы начинаем обучать ребенка новому навыку, мы должны ответить на множество вопросов:

- какие задания будут самыми эффективными?
- каков критерий мастерства?
- позволяет ли уровень ребенка давать ему такое задание?
- чем полезен этот навык ребенку?
- какое поощрение я буду использовать в работе?

И мы также всегда задумываемся о том, как будет осуществляться подсказка, и как мы будем постепенно убирать подсказку, приближая ребенка к самостоятельному выполнению заданий.

http://aba.nsu.ru/news/prompting-aba/ - небольшй обзор статьи, посвященной подсказкам.


Вернуться к началу
  Профиль  
 

Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Консультант
Аватара пользователя
Автор темы
Имя: Евгения
С нами с: 07 ноя 2015
Сообщений: 80
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 28 раз
Вопрос, полученный личным сообщением:

на занятиях ребенок по просьбе показывает на картинку указательным пальцем, но когда прошу дать мне эту картинку, он снова показывает на неё пальцем. Что в данном случае можно сделать - отработать чёткое выполнение одной команды, например, сначала "покажи", и не использовать команду " дай" по отношению к этому же предмету? Что Вы можете посоветовать?

Тут может быть несколько разных подходов, в зависимости от уровня развития навыков ребенка. Я опишу один из возможных вариантов.
Первым этапом я бы выучила инструкцию «дай» без указания предмета и добилась бы того, что ребенок дает любой предмет, который лежит перед ним после инструкции «дай». То есть мы кладем перед ребенком машинку, говорим «дай», и ребенок дает нам машинку (хвалим, даем жетон - действуем сообразно нашей системе поощрений). Если требуется, даем подсказку. Затем мы кладем перед ребенком кубик, говорим «дай», и ребенок дает нам кубик. Сам предмет мы не называем, потому что нам важно, чтобы ребенок научился распознавать инструкцию «дай». Как только наберется 3-5 предметов, которые ребенок замечательно нам подает, можно начать вводить вторую инструкцию «покажи». И опять-таки, мы ее учим без называния самого предмета, потому что нам на этом этапе важно действие. Даем подсказку, постепенно снижаем ее. И точно так же мы будем варьировать предметы, пока не добьемся устойчивого результата с 3-5 предметами.
После этого мы можем попробовать чередовать эти инструкции с одним и тем же предметом, не называя сам предмет, а меняя только действие. То есть мы кладем на стол кубик и говорим «покажи», после чего ребенок делает указательный жест. Потом мы даем инструкцию «дай», и ребенок должен подать предмет.
Здесь еще есть нюанс с открытой ладонью: это может считаться подсказкой, конечно, но открытая ладонь - жест естественный для просьбы «дай», и мы в повседневной жизни используем такой жест. Поэтому, на мой взгляд, эту подсказку можно оставить для инструкции «дай».
Называть в дополнение к инструкции "дай" или"покажи" сам предмет – значительная степень усложнения, в этом случае на столе должно быть как минимум два разных предмета, и ребенок должен на слух распознавать и действие («дай» или «покажи») и название предмета (кубик или машинка).

Также личным сообщением отправила Вам видео с примером, как я учу ребенка выполнять два разных действия.


Вернуться к началу
  Профиль  
 

Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему [ Сообщений: 72 ]  Страница 1 из 4  1, 2, 3, 4След.

Часовой пояс: UTC + 10 часов


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

[ Администрация портала ] [ Рекламодателю ]