Вот ссылка на книги Никитиных
http://lib.ru/KIDS/NIKITINY/Вот глава из их книги "Мы и наши дети"
УЧИМСЯ ХОДИТЬ И ПАДАТЬ
Первые шаги, сколько радости они доставляют всем: и ребенку и
взрослым! И сколько тревоги... Особенно побаиваются бабушки и
мамы: а вдруг упадет? В мягкой кроватке это не так страшно, а
если на твердом полу? И помогают. Учат ходить так, чтобы малыш
не падал: держат за ручки, за воротник пальто, за шарф, сажают в
специальные ходунки или надевают что-то вроде сбруи. И так до
тех пор, пока ребенок не научится ходить.
Кому от этого хорошо? Конечно, прежде всего взрослым так
спокойнее. А малышу? Ему от такой "помощи" пользы мало. Ведь
движения его скованны, он не чувствует своих возможностей, не
узнает опасностей и совсем не учится... падать. "А разве этому
нужно учиться?" -- спросите вы. Обязательно! Потому что бабушка
и мама будут рядом не всегда, а в любой беготне, подвижной игре,
спорте сплошь и рядом бывают ситуации, когда падения не
избежать. Значит, сильный ушиб, травма может быть там, где
умеющий падать отделается только легким испугом, а то и вовсе
такой мелочи не заметит.
Спортсменов, особенно самбистов, акробатов, гимнастов,
фигуристов, парашютистов, даже специально учат падать:
группироваться, напрягать мышцы, смягчать удар спружиненными
ногами, руками, перекатом. Но вот что интересно: всеми этими
приемами куда легче, чем взрослые, и без всякого специального
обучения овладевают дети в первые годы жизни, если, конечно, им
позволят.
Много раз, видя, как виртуозно умеют падать наши ребята, как
хорошо владеют своим телом, мы пытались вспомнить: а с чего же
это начиналось? Ведь мы их этому специально не учили...
Но и не мешали им -- вот в чем дело! Очень рано пуская их
ползать по полу, позволяя им путешествовать по всем комнатам
самостоятельно, мы не могли запретить малышу находить
какую-нибудь опору, вставать с пола, а потом... и падать. Такие
попытки встать, держась за что-нибудь, дети предпринимали
десятки, даже сотни раз. И многие из этих попыток кончаются
неудачей -- падением. С самого начала у наших ребятишек это
получалось очень ловко и даже немного потешно. Качнувшись
назад, малыш легко складывался (точь-в-точь как перочинный
ножик) и садился мягким местом на пол, а качнувшись вперед,
выставлял ручки и становился на четвереньки. Когда ручонки
сильные, они спружинят, и ни лоб, ни нос до пола не достанут.
Чаще всего он при этом не успевал даже испугаться и продолжал
путешествие как ни в чем не бывало. Ни мы, ни малыш этим
падениям не придавали никакого значения и не опасались их.
Только однажды мы серьезно испугались.
Девятимесячного Алешу пришлось как-то оставить на целый день у
бабушки. А возвратившись домой вечером, без всяких
предосторожностей, как всегда, я оставил его на полу посредине
комнаты. И тут увидел совершенно необычную картину. Алеша сделал
несколько шагов, остановился, качнулся назад и стал падать. Но
падал он как-то странно, выпрямившись и закинув голову назад, и
поэтому сильно стукнулся головой об пол. В чем дело? Я не мог
понять, куда девалось его умение падать.
"Секрет" раскрылся на следующее утро, когда к нам пришла
бабушка. Оказывается, она, боясь, что начинающий ходить Алеша
может упасть, ходила весь день за ним следом и придерживала его
затылок рукой. Чуть малыш качнется назад, а тут бабушкина рука,
он затылком на нее опирался. Одного дня оказалось достаточно,
чтобы Алеша заменил свой способ защиты от ушибов на бабушкин. А
в результате шишка на затылке. Этот случай еще раз убедил нас в
том, что от такой "помощи" лучше воздержаться.
Много раз потом нам приходилось радоваться тому, что наши ребята
в критические моменты (споткнулся, поскользнулся, не удержал
равновесия и т. д.) выходили из положения удивительно легко. Вот
только один пример.
Мы с двумя дочками быстро бежим по асфальтированной улице.
Смеркается, мы торопимся доставить домой только что купленное
мороженое. Младшая бежит, держась за мой палец, а шестилетняя
Аня на несколько шагов впереди. У каждого бегуна в руке эскимо.
Бегут изо всех сил: мороженое-то тает. И вдруг Анюта на всем
бегу споткнулась. Я к ней: ох и разобьет лицо об асфальт! Но она
-- падая! -- успела изогнуться дугой, как конь-качалка, и
перекатилась с коленей на живот, потом на грудь, а в то же время
выставленная вперед свободная рука, как пружина, гасила инерцию
тела. Тут же вскочив, она победно показала эскимо: вот, мол,
целехонько! Я-то боялся, что Аня сильно разобьет лицо, а она,
оказывается, тревожилась за судьбу мороженого. У нее даже нос в
пыли не успел испачкаться.
И все-таки мы помогали малышам учиться ходить. Не только тем,
что пускали их в спортивную комнату, где можно было найти много
всяких опор и топтаться вокруг них, мы еще давали малышу два
своих пальца. Вначале эти пальцы были твердые, надежные, ребенок
цепко держался и ходил со мной, мамой или старшими братишками и
сестренками по всему дому. Но через несколько дней, когда
ребенок начинал топать довольно уверенно, один из этих пальцев
вдруг становился ненадежным, начинал качаться, двигаться, куда
его ни потянешь, и уж никак не мог служить хорошей опорой.
Малышу приходилось поддерживать равновесие лишь одной рукой,
держась только за "твердый" палец и бросив другой совсем, потому
что толку от него было мало. А через некоторое время и вторая
рука становилась все менее и менее надежной. Поневоле малышу все
больше приходилось рассчитывать на свои силы, и он постепенно
начинал ходить самостоятельно.
Бывало так, что малыш вполне мог бы уже обходиться и без опоры,
но никак не решался сделать первый шаг, даже один и то
побаивается. Так у нас было с самым старшим.
-- А вы дайте ему что-нибудь в руки, -- посоветовала -- бабушка,
-- он отвлечется и перестанет пугаться.
Я протянул сынишке листок бумаги. Он взял его свободной рукой, а
другой держался за мамин палец. Листок сразу заинтересовал его,
и, забывшись, он взялся за него обеими ручками. В первый раз он
простоял так с минуту! А уж дальше легко. Одной из дочек такой
же кусочек бумаги помог сделать первые шаги: она шла... держась
за бумажку, как за опору. А шла сама.
Мы и позже не водили детей за руку, как обычно принято, а,
наоборот, они сами держались, если им хотелось, за мои или
мамины пальцы. При этом его ручонки постепенно тренировались и
крепли настолько, что, даже споткнувшись, он повисал на пальце и
не падал. А для взрослого это удобно, так как палец удивительно
тонко чувствует, крепко ли держится ребенок, насколько уверенно
он уже ходит, можно ли идти с ним быстрее, или он устал и надо
несколько шагов пройти спокойнее, или даже посадить его на плечи.