Подниму эту тему.
Дмитрий Нахимов теперь - Дмитрий Марков, ведет тот же журнал:
http://dcim.livejournal.com/
Полевое созревание Esquire, 11 ноября 2010
Волонтер и фотограф Дмитрий Марков рассказывает, как российская система соцобеспечения калечит детей и как с этим можно бороться в отдельно взятом доме.
http://esquire.ru/fedkovo-kidsИз его интервью в журнале "Большой город" в июне 2011:
В проекте «Росток» живут 40 умственно отсталых подростков ***
Лазарева: Вообще любой благотворительный фонд — это изначально самоорганизация. В какой-то момент человек говорит: «Хватит мне уже самому грести, буду я уже отдавать». И аккумулирует вокруг себя людей, которые начинают выполнять ту работу, которую на этом месте не сделало государство. Дмитрий, у вас так все начиналось?
Дмитрий Марков, волонтер благотворительной организации «Росток»: Собственно, весь проект возник из одной волонтерской поездки. Алексей Михалюк, ныне директор нашей организации, в 2000 году, будучи бизнесменом, участвовал в каком-то тренинге личностного роста и ему нужно было сделать некое доброе дело — вот он и поехал в детдом под Псков для умственно отсталых подростков. Его там так зацепило, что уже 11 лет он продолжает им заниматься. А я как-то поехал туда волонтером, чтобы пофотографировать — я по профессии фотограф, мне просто было интересно.
Нидолов: И завербовались.
Марков: Ну да, сначала мы просто помогали: делали ремонты, покупали вещи. Когда материально-техническую базу привели в порядок, стало очевидно, что дети все равно не выглядят счастливыми и довольными, и вообще как-то все плохо, потому что после детдома они все попадают в психбольничные интернаты и дома престарелых. Мы создали 15 кружков, но не особо помогло: мы их учили, что-то в них вкладывали, а потом они попадали в психоневрологические интернаты, и за 2 месяца там просто спивались. Никакой системы социализации государством не предусмотрено.
БГ: А чем такие подростки вообще по-хорошему могут заниматься?
Марков: У обывателя представление такое, что если умственно отсталый ребенок, то он обязательно ест себе пальцы — на самом деле это не так. Только у 5% из них — тяжелая умственная отсталость с множественными нарушениями. Остальные — просто социально запущенные дети, с умеренной дебильностью, при которой они вполне могут учиться в ПТУ и жить в той же деревне — для них это самое место: кто еще будет там работать.
Нидолов: Очень ценные сотрудники.
Марков: Да, причем, им же нравится эта работа. Поэтому мы начали менять систему: съездили, посмотрели опыт в Германии и создали три проекта в Порховском районе. В одном доме живут семьи с приемными детьми, в другом — готовятся к самостоятельной жизни ребята после 18 лет, а в третьем — ребята, которые никогда не смогут приспособиться к самостоятельной жизни в силу своих заболеваний: живут они в малых семейных группах по 3—4 человека — и это лучшая альтернатива взрослому интернату, в котором находятся обычно по 400 человек. Кроме того, у нас есть несколько приемных семей, которые взяли на воспитание детей-инвалидов. Полной победой, наверное, будет, когда проекты начнет оплачивать областная администрация, а не благотворительные средства. Мы ведь не делаем ничего такого, что не прописано в законах: российская система позволяет какую-то другую схему, помимо интерната, психушки, взрослого интерната и дома престарелых. Никаких законодательных изменений не нужно, чтобы это выглядело так, как в цивилизованном мире.
БГ: А дополнительного финансирования разве не нужно?
Марков: Каждый ребенок в психоневрологическом детдоме обходится государственному бюджету в 30 000 рублей в месяц. Это стоимость нахождения ребенка в системе, хотя качество его жизни можно улучшить за сильно меньшие деньги.
Милославская: Вы занимаетесь одним и тем же детским домом, а нет мыслей, что это — капля в море и надо идти дальше?
Нидолов: Это, кстати, очень серьезная проблема, потому что люди закрепляются на одном объекте и с ним работают. А выходить на новые объекты не хотят, потому что сил нет все по новой начинать — даже с завхозом в первый раз договариваться непросто.
Марков: Мы хотим построить в регионе образец того, как это должно быть. Знаете, не в обиду будет сказано, но привезти пакет игрушек в детский дом — в общем, довольно просто. Сложнее заставить себя ездить часто. И вот на пятый раз ты замечаешь, например, что воспитатели не занимаются детьми. И либо ты закрываешь на это глаза и продолжаешь им возить игрушки, либо ты начинаешь что-то предпринимать, потому что дети деградируют вместо того, чтобы развиваться. По сути, кроме волонтеров, менять систему некому: дети сами не могут ничего сделать, они оттуда даже выйти не могут, а для всех остальных она вполне удобна, все прекрасно.
http://www.bg.ru/opinion/8868/