Надеюсь, нижеописанное поможет молодым мамочкам. Жалко детишек ваших.
Это выдержка из статьи доктора Комаровского:
"....Начнем, пожалуй, с питания детей до года. Главная особенность этого периода - опасность разнообразия, и это положение тем актуальнее, чем младше ребенок. Для детей первых шести месяцев жизни реальная опасность, реальный риск ущерба здоровью и возникновения медицинских проблем настолько превышают теоретическую пользу, что педиатры всего мира, практически единодушно, выступают под девизом: «Нет разнообразию!».
Казалось бы, ну что здесь противоестественного? Ведь нет и не может быть для младенца ничего лучше материнского молока. Молока, которое содержит все необходимое для нормального роста и развития, состав которого постоянно меняется, обеспечивая меняющиеся потребности ребенка. Т. е. в медицинском аспекте ситуация более чем однозначна: до шести месяцев только мама, маму кормить полноценно и разнообразно, а за малыша радоваться - что ему так с мамой повезло.
Но как же это оказывается сложно, прежде всего, психологически. Ведь так хочется, чтобы вырос побыстрее, а он, бедненький, на одном молоке... И тысячи научных работ, тысячи ссылок на особенности физиологии пищеварения младенцев, тысячи, казалось бы, неопровержимых аргументов, как волны о борт корабля, разбиваются о бабушкино «пора», соседское «надо», подружкино «вам что, для ребенка жалко». И миллионы мам, имея полную грудь молока, экспериментируют с соками, овощными супчиками и яичными желтками, отдают, таким образом, дань общественному мнению и собственным подсознательным чаяниям, после чего не менее активно лечат аллергии и кишечные расстройства (как правило, не прерывая экспериментов).
С искусственным вскармливанием ситуация еще более драматична. Если ценность женского молока никто оспаривать не пытается, то как можно даже сравнивать непонятный порошок под названием «адаптированная молочная смесь» и сладенькую манную кашку, на свежем жирненьком молочке замечательной коровки, да еще со сливочным маслицем!
Следует честно признать: попытки раннего и активного разнообразия при вскармливании младенцев во многом индуцированы медицинской наукой. Именно врачи оповестили мир о том, что одним молоком сыт не будешь, именно из-под пера профессоров-академиков вышли советы о яблочном соке в один месяц и овощном отваре в четыре. Другой вопрос в том, что возникли эти рекомендации в те относительно далекие времена, когда практически единственной альтернативой отсутствующему материнскому молоку было разведенное молоко коровье. Уже тогда не была проведена четкая грань, между естественным и искусственным вскармливанием. Всеобщее равенство распространилось на принципы и сроки прикорма. В месяц положено сок! Всем! И никого не волновало - мама молоком кормит и сама полноценно питается или молоко коровье дитя получает. И участковый педиатр, обложенный инструкциями, как волк красными флажками, обязан был проследить за тем, чтобы этот сок в дитя был влит пренепременно...
Медицинская наука, к счастью, не стоит на месте. Появились молочные смеси, обогащенные витаминами, микро- и макроэлементами, смеси, в которых обработан коровий белок, оптимизирован минеральный состав. Но активное внедрение этих смесей вовсе не сопровождалось активным пересмотром академических рекомендаций касательно сроков прикорма. И десятилетиями, несмотря на то что коровье молоко в качестве заменителя материнского практически не использовалось, рекомендации оставались незыблемыми. И миллионы нынешних бабушек и нынешних педиатров старшего поколения до настоящего времени как аксиому воспринимают целесообразность употребления младенцами соков, желтков, кашек и супчиков.
Первой спохватилась Всемирная Организация Здравоохранения, заявив громогласно, что нет ничего лучше мамы, а если нет молока у мамы - так следует не экспериментировать, а использовать адаптированную молочную смесь. И не надо, не надо разнообразия! И в качестве срока, когда разнообразие признано вредным, обозначены первые шесть месяцев жизни.
Итак, собрав волю в кулак, шесть месяцев мы продержались. Что дальше? Дальше приходит осознание того, что ребенка надобно готовить к взрослой пище, к окончанию периода млекопитания. И перед родителями встает проблема прикорма.
Существует несколько схем, отличающихся друг от друга ответом на вопрос: «С чего начать?». Предлагаются кисломолочные продукты и творог, овощные блюда, молочно-крупяные каши. Речь не идет о том, что лучше и как правильнее. Речь совсем о другом. Следует отдавать себе отчет: прикорм мы начинаем вовсе не потому, что без вышеупомянутых продуктов дитя будет болеть, отставать в росте и развитии. Понятно ведь, что мамино молоко или качественная молочная смесь, предназначенная для вскармливания детей старше шести месяцев, ну никак не хуже и не вреднее, чем овсяная кашка или овощной супчик. И возникает вполне резонный вопрос: зачем в таком случае морочить себе голову? Не проще ли отодвинуть еще на несколько месяцев сроки начала экспериментов?
Проще. Но не желательно. Ведь именно второе полугодие характеризуется принципиальными переменами в работе внутренних органов и кардинальным изменением образа жизни ребенка. Возрастает активность кишечных ферментов, появляются зубы, малыш начинает самостоятельно передвигаться, ползание и хождение приводят к росту энергозатрат. Главная стратегическая цель разнообразия на этом этапе связана именно с ростом энергозатрат. Проще говоря, энергетическая ценность 200 мл молока меньше, чем энергетическая ценность 200 мл каши. Только молоко или только смесь с трудом обеспечивают потребности ребенка - он просто не в состоянии съесть такое количество жидкой пищи, чтоб его (количества) хватило и на рост, и на развитие, и на активные движения. Понятно, что более концентрированная и более густая пища - энергоемка в значительно большей степени.
Ну а главная тактическая цель разнообразия - добиться того, чтобы переход к взрослой еде был плавным, чтоб вся система пищеварения получила возможность мягко адаптироваться к переменам в качественном и количественном составе пищи.
И какие бы продукты мы ни использовали на этом этапе, следует четко следовать трем главным правилам:
конкретный ребенок должен эту еду хотеть - есть ее с удовольствием и аппетитом;
употребление данного продукта не должно приводить к возникновению проблем со здоровьем;
каждый новый пищевой элемент может использоваться только тогда, когда есть четкая уверенность в том, что безболезненно «прошел» предыдущий.
В качестве иллюстрации к вышеперечисленным правилам приведем несколько практических советов.
Помните: если у малыша нет проблем со здоровьем, если он активен, весел и ест с аппетитом - значит, качественный и количественный состав пищи ребенка устраивает. И если дитя отказывается от овощей, но с удовольствием пьет кефир - значит, не надо расстраиваться по этому поводу. Просто для овощей еще время не пришло.
Если яблочный сок поглощается без проблем, апельсиновый вызывает сыпь, а сливовый - понос, так предлагайте только яблочный и не переживайте по поводу отсутствия разнообразия.
Если ребенок с удовольствием есть овсяную кашку, но отказывается от рисовой или манной - кормите овсянкой и не насилуйте дитя.
Если по материальным соображениям вы не можете позволить себе кролика или телятину, но зарабатываете на курочку - используйте только курятину: это вовсе не будет означать, что вы любите свое дитя меньше, и это никак не отразится на здоровье вашего ребенка.
Помните: рассуждения о полезности того или иного продукта всегда носят весьма условный характер, ибо само понятие «полезность» - неточное и расплывчатое. Апельсин полезнее яблока, потому что в апельсине в 4 раза больше витамина С! Нет, яблоко полезнее апельсина, ведь в яблоке в 70 раз больше железа... Перепелиное яйцо лучше куриного, потому, что лучше усваивается. Минуточку! А что, у вас куриное усваивается плохо? Тогда конечно. Нормально усваивается - так кормите, каким хотите.
Хотелось бы обратить внимание: приведенные выше правила и советы вовсе не относятся исключительно к малышам. Актуальны они для любого возраста, просто на этапе введения прикорма и перехода к взрослой еде отклонение от этих правил многократно более рискованно.
Главное - все-таки осознать, что желательное и полезное разнообразие не должно ни при каких обстоятельствах возводиться в культ.
Не хочет мяса? Ну что ж, тогда супчик на мясном бульоне, да и в молочных продуктах достаточно столь необходимого белка животного происхождения.
Невозможно «запихнуть» ничего молочного? А мороженое? Ведь неплохой заменитель! И в омлет можно (нужно) молока добавить...
Морковку выплевывает, а цветную капусту готов есть килограммами? Да проживет он припеваючи без морковки! Только не надо нервничать по этому поводу. При том очевидном условии, что папа зарабатывает на эту капусту.
Последний момент во всей теме разнообразия стоит особняком. Мы ведь и начали с этого - констатировали, что разнообразие зачастую обходится слишком дорого. Если представления конкретных родителей о разнообразном питании не отражаются на материальном достатке семьи и не вызывают у ребенка проблем - экспериментируйте на здоровье.
Только отдавайте себе отчет в том, что, во-первых, это надобно именно вам, а не ребенку, а во-вторых, что именно на этих ваших подсознательных желаниях зарабатываются миллионы. Каким образом? Элементарным!
Заходите вы в супермаркет и стоите перед витриной с детскими кашками. А кашек этих пять десятков. И все пять десятков одной фирмы. «Овсянка с яблоком», «Овсянка со сливой и персиком», «Овсянка с яблоком, сливой и персиком», «5 злаков», «6 злаков», «7 злаков» и т. д. А у другой фирмы еще 30 разных каш. Переводим взгляд на полочку с соками. Ситуация аналогичная. Овощные пюре - то же самое. А главный принцип выбора сплошь и рядом основан на классическом для нашей ментальности аргументе - «это мы еще не пробовали». И как приятно рассказать подружке о том, что мы уже 33 различных каши попробовали, 25 соков и 30 пюре. А какой это ужас - узнать, что соседский ребенок перепробовал все 50 каш фирмы «ААА» и уже осваивает «ВВВ»...
Описанное может показаться преувеличением, но ситуация именно так и обстоит. Крайний вариант этой тенденции - жалоба на то, что «мы пробовали 20 разных каш, и от всех диатез». При этом вопросы «а не пробовали ли вы давать одну кашу, только в меньшем количестве?» или «а не проще ли этих каш не давать?» - встречают искреннее непонимание - пропадет, бедняжка, без разнообразного питания...
Подведем итоги.
Разнообразное питание - совсем не сложно. И вовсе не требует существенных материальных затрат. Помимо привычных всем круп, овощей, фруктов, мяса и молока, есть ведь еще рыба и морепродукты, яйца, мед, орехи, растительное масло, грибы, ягоды, чай и т. д. В приведенном перечне всегда найдется 5-10 позиций, способных удовлетворить не только индивидуальные пристрастия конкретного ребенка, но и обеспечить его организм всем необходимым.
Упомянутые нами «индивидуальные пристрастия» нельзя недооценивать. Организм человека инстинктивно осуществляет выбор наиболее рациональных продуктов (рациональных и целесообразных именно для этого организма в данный период времени). Поэтому не следует искоренять тягу ребенка к конкретной каше или конкретному овощу. Еще в большей степени не следует навязывать дитю блюда, настойчиво им отвергаемые.
Важно при этом подчеркнуть: надо все-таки дифференцировать инстинктивные желания и тягу к продукту, сам процесс потребления которого не потребность, а всего лишь способ получить удовольствие. Когда малыш двух месяцев от роду улыбается, попробовав сладенький сок, так это не демонстрация потребности в соке, а всего лишь выражение удовольствия. Когда дитя готово килограммами есть шоколад - так это уж точно не инстинкт.
Еще раз подчеркнем: подлинное питательное разнообразие - это не поедание десяти сортов мяса или двадцати видов фруктов, а разнообразие продуктовых групп. Только такой вариант полезен ребенку в медицинском аспекте. Полезен, прежде всего, потому, что практически сводит на нет вероятность недополучения какого-либо микроэлемента или какого-либо витамина. И если родители в состоянии обеспечить потомству именно такое питание - их (родителей) совесть может быть спокойна.
Конечно, все не так просто. Возможны болезни, при которых нарушен обмен веществ, затруднено всасывание или усвоение определенных витаминов. Но коррекция питания в таких случаях - это уже задача и обязанность врача. Это ведь врачей, а не родителей учили тому, например, что при гриппе возрастает потребность в аскорбиновой кислоте, а при кори - в витамине А.
Витамины - это вообще отдельный разговор. Недаром ведь ВОЗ декларирует принцип: «Предпочесть разнообразное питание использованию комплексных витаминов». Понятно, что производители витаминов с этим лозунгом могут не соглашаться, но родители, по крайней мере, должны знать: любой витаминный комплекс есть лечебно-профилактический медицинский препарат. И подбор препарата надо осуществлять не на основании телевизионной рекламы, а на основании реальных потребностей конкретного ребенка. Выявление этих потребностей - с учетом образа жизни, характера питания и состояния здоровья - это, опять-таки, задача врача."
Полный текст можно здесь прочитать:
http://articles.komarovskiy.net/chto-ta ... odimo.htmlТам еще много чего интересного