Владмама.ру Перейти на сайт Владмама.ру Просто Есть

Часовой пояс: UTC + 10 часов


Ответить на тему [ Сообщений: 8 ]

Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Иллюстраторы: Маврина
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя
Автор темы
Имя: Алёна
С нами с: 22 июл 2009
Сообщений: 14217
Благодарил (а): 577 раз
Поблагодарили: 1218 раз
Изображение


Татьяна Алексеевна Маврина (1902-1996) — русский художник, иллюстратор, живописец и график.

Урожденная Лебедева (отец ее был известный учитель и литератор А.И.Лебедев) позже взяла себе псевдоним Маврина.

Закончила Вхутемас-Вхутеин, где среди ее учителей были Р.Р.Фальк, Н.В.Синезубов и другие заслуженные мастера.

Много работала в книжной иллюстрации, оформила более 200 книг, также занималась живописью, рисовала для театра и кино. Была удостоена премии Г.Х.Андерсена за вклад в иллюстрирование детских книг.

Татьяна Маврина много путешествовала по старинным русским городам, ее погружение в быт, традиции, ремесло старорусской культуры получило выражение в ее картинах и иллюстрациях. В 1980 году по следам своих поездок она издала книгу-альбом «Пути-дороги», в которой собрала акварели и гуаши с видами заповедных уголков России — Звенигорода, Углича, Ростова, Ярославля, Павловской слободы, Касимова и других городов.

Много раз иллюстрировала сказки А. С. Пушкина («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», 1946; «Руслан и Людмила», 1960; «У лукоморья», 1961), русские народные сказки. В 1969 году вышла в свет изумительная по красочности и богатству фантазии «Сказочная азбука».

Большая коллекция живописных и графических произведений Мавриной находится в Русском музее.
отсюда


Вернуться к началу
  Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Иллюстраторы: Маврина
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя
Автор темы
Имя: Алёна
С нами с: 22 июл 2009
Сообщений: 14217
Благодарил (а): 577 раз
Поблагодарили: 1218 раз
"Пути-дороги" Татьяны Мавриной

Изображение

"Вид на Торжок", 1956. Из собрания ГМП

Изображение

"Остров Буян". Эскиз к мультфильму Сказка о царе Салтане.1950. Из собрания ГМП

Изображение
Изображение
"Борисоглеб. Монастырь-музей", 1957
Изображение
"Суздаль.Орион", 1972
Изображение
"Звенигород. Улица с часами ", 1969
Изображение
"Никольское-Урюпино", 1947
Изображение
"Дмитров. Красный дом", 1970


Вернуться к началу
  Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Иллюстраторы: Маврина
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя
Автор темы
Имя: Алёна
С нами с: 22 июл 2009
Сообщений: 14217
Благодарил (а): 577 раз
Поблагодарили: 1218 раз
Изображение

Детство Т.А. Мавриной прошло в Нижнем Новгороде. Детей было четверо, и воспитывали их, как полагалось в интеллигентных семьях: чтение и рисование, обучение музыке и языкам, внимание к фольклору и народному искусству, которые, казалось, окружали и пронизывали всю жизнь. От этих лет сохранились альбомчики-тетради, которые делали дети в семье Лебедевых. Это была игра в рукописный журнал.

В 1921 году Маврина уже точно выбрала изобразительное искусство - поступила во ВХУТЕМАС, где училась у Р.Р. Фалька, Н.В. Синезубова, Г.В. Федорова. Позже художница вспоминала об этом времени как о счастливейших годах своей жизни. Окончив ВХУТЕМАС в 1929 году, она вступила в объединение Группа "13", стала участником выставок объединения. В 1930-е годы Маврина занималась живописью, писала акварели, делала рисунки. Многие ее работы этого времени близки французским постимпрессионистическим течениям. Последняя живописная работа Мавриной на холсте масляными красками была написана летом 1942 года (Танцы на веранде клуба). То, что началось после этой картины Маврина называла своей новой жизнью.

После войны художница вновь открыла для себя мир народного творчества. Она не только любила и собирала иконы, глиняные игрушки, подносы и вышивки - со своим мужем , художником Н.В. Кузьминым, она собрала великолепную коллекцию - Маврина сама делала копии лубков и прялок, расписывала туески, старинные подносы и бутылки, вживалась в образ народного мастера. Она создала свой собственный, "мавринский" почерк - декоративный, лихой, основанный на принципах народного примитива. В 1950-60-е годы художница совершала многочисленные поездки по русским городам, делала зарисовки и эскизы для будущих работ.

Любимой темой стала природа, "земля и небо". Особое место в творчестве художницы занимают ее жизнерадостные и всегда солнечные иллюстрации к детским книжкам. Выполненные, как всегда, в народном стиле они великолепно подходят к сюжетам русских сказок. В конце 1980-х годов Маврина почти не покидала своего дома. Вопреки болезням и недугам она отдавалась своей страсти - живописи, писала виды из окна, натюрморты, цветы. Ее работы последних лет столь пластически убедительны, несут столь мощный энергетический заряд, что позднее творчество Мавриной с полным правом можно поставить в один ряд с полотнами крупнейших мастеров 20 века. Работы Татьяны Мавриной хранятся почти во всех крупнейших музеях нашей страны, в том числе в ГТГ, ГРМ, Саратовском художественном музее и в частных собраниях.
Отсюда


Вернуться к началу
  Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Иллюстраторы: Маврина
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя
Автор темы
Имя: Алёна
С нами с: 22 июл 2009
Сообщений: 14217
Благодарил (а): 577 раз
Поблагодарили: 1218 раз
Изображение

Коллекция Татьяны Алексеевны Мавриной

Татьяна Алексеевна Маврина (Лебедева), заслуженная художница, иллюстратор и ее муж, художник Николай Васильевич Кузьмин (1890–1987) вместе собирали русские иконы и образцы декоративно-прикладного искусства. В 1996 году Маврина передала Отделу личных коллекций уникальную коллекцию икон, а также ряд предметов декоративно-прикладного искусства и несколько десятков собственных работ.

Ядро коллекции Мавриной — это 22 иконы высокого художественного уровня, в большинстве своем созданные в XVI веке. Все они представлены в экспозиции. Жемчужиной собрания специалисты единодушно называют небольшую икону Битва суздальцев с новгородцами (Новгород, начало XVI века). В основу иконописного сюжета легло одно из самых ранних событий русской истории: спасение новгородцев от нашествия суздальского войска в 1169 году. Вынесенная за стены городская святыня — икона Богоматерь Знамение чудесным образом ослепила нападавших и суздальское войско было повержено. Как правило, иконография этого сюжета состоит из трех частей: осада Новгорода, вынос иконы и бегство суздальцев. Икона из собрания Мавриной уникальна тем, что ее композиция состоит только из двух частей: вынос иконы и сражение. Четкое ярусное членение, выразительность силуэта, колористическая насыщенность, усиленная золотым фоном — все это позволяет назвать икону Битва суздальцев с новгородцами из собрания Мавриной одним из шедевров древнерусской живописи.

Кроме икон северного письма, в собрании находятся и произведения, которые можно отнести к московской школе: это поясные образы Архангелов Михаила и Гавриила из деисусного чина.
Отсюда


Вернуться к началу
  Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Иллюстраторы: Маврина
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя
Автор темы
Имя: Алёна
С нами с: 22 июл 2009
Сообщений: 14217
Благодарил (а): 577 раз
Поблагодарили: 1218 раз
Изображение

Татьяна Маврина никогда не отвечала образу «типичного» художника, постоянно терзаемого знаменитыми «муками творчества». Она всё делала легко. «...Муки творчества, что нам приписывает литература, — мне просто непонятны, я человек рабочий. Если трудно — то не нужно, сказал ещё давно философ Г. С. Сковорода. Повторю за ним и я!».

Татьяна Маврина — единственный русский живописец, удостоенный Золотой медали имени Ганса Христиана Андерсена, премии столь же почётной, как и «взрослая» Нобелевка.


отсюда


ИзображениеИзображение
ИзображениеИзображение
ИзображениеИзображение


Вернуться к началу
  Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Иллюстраторы: Маврина
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя
Автор темы
Имя: Алёна
С нами с: 22 июл 2009
Сообщений: 14217
Благодарил (а): 577 раз
Поблагодарили: 1218 раз
График, заслуженный деятель искусств РСФСР. Красочные, празднично-декоративные, близкие к русскому народному искусству, лубочной картинке пейзажи, иллюстрации к детским книгам. Гос премия СССР в 1975. Родилась в семье учителя и литератора А.И. Лебедева. Единственный советский художник, удостоенный премии имени Г.Х. Андерсена за вклад в иллюстрирование детских книг. В справочнике «Единый художественный рейтинг» отнесена к высшей категории — 1А (художник мировой известности). Муж — художник Кузьмин, Николай Васильевич (1890—1987).

Изображение

«Я не знаю человека, который бы так часто улыбался, как Татьяна Маврина. Вернее она не часто, она всегда улыбается . Она улыбалась даже во время словесных кровопролитий и бурных художественных драм, в которых ей приходилось участвовать. Ее щеки пылали, но глаза горели смехом. Улыбка, подогретая озорным блеском глаз, является выражением ее лица – и в буквальном, и в переносном смысле. Ее темы – тем ы ребенка, смотрящего любопытным и глазами на мир, и мудреца, знающего, что выше и глубже этой быстротекущей жизни нет ничего на свете» - так сказал о Татьяне Мавриной ее друг и единомышленник художник В. Милашевский.

Изображение
Маврина Т.А. Портрет матери

Одной из первых книг, которую иллюстрировала Т.А. Маврина, была "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Увлечение А.С. Пушкиным осталось на всю жизнь. Изящные буквы, заставки, украшения, естественно сочетающиеся с сюжетными иллюстрациями, придают оформлению книги цельность и стилевое единство, отвечающее поэтической цельности сказок А. С. Пушкина.

Большое значение в творчестве Т.А. Мавриной - иллюстратора сказок имеет и внимательное изучение ею старинной русской архитектуры. Изображая ансамбли Сергиева-Посада, Переславля- Залесского, Москвы, Ростова Великого и других городов, художница в каждом листе находит особый цветовой ключ, передает общенациональные черты богатой, узорчатой, строго гармоничной древнерусской архитектуры.

Изображение
Маврина Т.А. В парке

Основ­ные книги с иллюстрациями Татьяны Алексеевны Мавриной:
  • А. Франс. Боги жаждут. 1937;
  • М. Лермонтов. Измаил-Бей. 1939;
  • М. Горький. Рассказы. 1943;
  • Д. Фонвизин. Недоросль. 1943;
  • Царевна-лягушка. 1952;
  • По шучьему веленью. 1958;
  • А. Пушкин. Руслан и Людмила. 1960;
  • Ю. Коренец. Выбирай коня любого. 1964;
  • Городецкая живопись. 1969;
  • Сказочная азбука. 1969;
  • За тридевять земель. 1970;
  • А. Пушкин. Лукоморье. 1971 и другие.

Участвовала в выставках с 1929 года. Серебряные медали на выставках ИБА-59 и ИБА-65; первая премия на выставке книги в Брно в 1968; внесена в Почетный список Г.-Х. Ан­дерсена в 1972; Государствен­ная премия СССР в 1975; премия и золотая медаль Г.-Х. Андерсена в 1976.

Изображение
Маврина Т.А. Васильки на окне. 1993

Есть выдающиеся художники, талант которых авангарден и классичен одновременно.

Это в полной мере относится к Татьяне Мавриной. Ее творческий путь впечатляет своей протяженностью во времени и удивительной способностью к художественной пластичности. Еще на заре двадцатых годов она входила в группу «13». Ее увлекал поиск новых форм выражения. Хотя, если внимательно всмотреться в работы художника, в них можно увидеть творческую дань французским мастерам, например, Матиссу. Возможно, еще и «сезаннистам», да и Лентулову... Но для Мавриной это направление оказалось удивительно органичным и близким.

Изображение
Маврина Т.А. Лето

Яркие цветы и бушующие краски улицы — вот что стало узнаваемым стилем Мавриной. Ее пейзажи несут и некий оттенок таинственности.


Вернуться к началу
  Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Иллюстраторы: Маврина
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя
Автор темы
Имя: Алёна
С нами с: 22 июл 2009
Сообщений: 14217
Благодарил (а): 577 раз
Поблагодарили: 1218 раз
В самом облике Мавриной есть что-то от сказительницы, от бабушки, знающей байки и легенды, от мудрой пророчицы. Художница «вросла» в свои образы. С годами это становилось очевидным.

Изображение

Для многих знакомство с работами Татьяны Мавриной началось еще в детстве — со сказочных книжек Пушкина, которые она оформляла. Сказочные поэмы были для нее «внутренней темой», рождающей цельный эстетический мир русских мифов. Маврина не иллюстрирует текст Пушкина, она фантазирует о нем. И этот прием позволяет видеть больше. Он завораживает самой магией творения, гущей красок.

В 1969 г. выходит в свет изумительная по красочности и богатству фантазии "Сказочная азбука" Мавриной. От начала и до конца она сделана художницей почти без пояснительных подписей, ибо весь смысл заключен в самих иллюстрациях. В каждой букве - свой маленький сказочный сюжет. Картинки азбуки полны лукавства и озорства, добра и сердечности, как и все искусство художницы.

Изображение
Маврина Т.А. Сказочная азбука. Титульный лист

Казалась нежной и доброй, какой-то матовой — словно бы темперной, а была это живопись маслом. Седая, стройная, очень красивая, даже в бедной своей затрапезе выглядевшая по-королевски, ходила со мной художница по Вологде, ставшей за много лет ее городом.

— Во ВХУТЕМАСе «молодые дарованья» могли надеяться на заграничную командировку,— говорила Смоленеева.— А я вышла замуж за инженера, который вскоре был осужден по «делу компартии». После лагеря — ссылка. Места менялись. Наконец мы очутились в «столице русских лесов и вод», как называл Вологду мой муж... Татьяна Алексеевна его уважала. А это факт особенный. Она ведь только свободных людей может уважать. Так с младых ногтей... Несколько лет назад мы с ней плавали по северным рекам из Вологды в Архангельск.

Изображение
Маврина Т.А. Очи земли

Белые ночи были, пароход идет медленно, мы знай, рисуем на палубе. Какое счастье работать рядом с ней. Если бы в тяжелые дни кто-нибудь сказал мне, что это будет, ни за что бы не поверила! Там надеяться нельзя было, да и вспоминать хорошее тоже вредно. Человек становился слабей, понимаете? Но когда водили в баню, я о Татьяне думала. Мы с ней любили писать обнаженных, будто зная, что скоро ханжи и лицемеры начнут это искоренять, не допускать на выставки, убирать ню из музеев. Почему? Наверное, потому, что тело соврать не может. Человек молчит, а его тело кричит, стонет, рыдает.

- Но во вхутемасовские времена другие ведь у вас были модели? И вы другое писали? – перебила я Александру Ивановну.

- Конечно, другие. Совсем другие. И мы тогда писали иной смысл женского тела: гедонизм или цинизм, хрупкость или грубость, застенчивость или наглость. Цветовое пятно и силуэт все могут рассказать о жизни, все на свете. Вот, наверно, почему «вольная линия « преследовалась. Уже не помню, каким образом попался мне в лагере обрывок газетной статьи «О художниках - пачкунах». Я читала со страхом, что вот сейчас будет имя Мавриной, но в моем куске газеты его не было. Это, кажется, год тридцать шестой или тридцать седьмой…
…Сегодня шедевры Мавриной смотрятся как образцы классического искусства. В них отражается Россия. Не сегодняшняя и не завтрашняя, а вечная.

Изображение
МАВРИНА Т. Кострома. 1964 г. Бумага. Темпера. 39 x 51. Мастерская художника.

отсюда


Вернуться к началу
  Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Иллюстраторы: Маврина
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя
Автор темы
Имя: Алёна
С нами с: 22 июл 2009
Сообщений: 14217
Благодарил (а): 577 раз
Поблагодарили: 1218 раз
Лидия Кудрявцева о Татьяне Мавриной. Видео


Вернуться к началу
  Профиль  
 

Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему [ Сообщений: 8 ]

Часовой пояс: UTC + 10 часов


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

[ Администрация портала ] [ Рекламодателю ]