VLADMAMA.RU https://vladmama.ru/forum/ |
|
Сказки коренных народов Приморья https://vladmama.ru/forum/viewtopic.php?f=585&t=198460 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Лайф Лайн [ 23 фев 2013, 23:15 ] |
Заголовок сообщения: | Сказки коренных народов Приморья |
...и Хабаровского края (заодно! ![]() 1. Удэгейские сказки в обработке Валентины Кялундзюга. Предисловие. "Плеск волн, шум тайги, песня ветра, - глубок, сказочен и взаимоотзывчив мир тайги, рек, гор, где издревле обитали охотники и рыбаки, удивительные знатоки природы - удэгейцы. Земля эта испокон давала человеку не только пропитание и кров, но и рождала, хранила и передавала из поколения в поколение напевы и песни, сказки, легенды. Валентина Кялундзюга в 70-е годы была председателем сельсовета селения Гвасюги, собирала и обрабатывала национальные легенды и сказки. Они уводят нас в давно минувшие времена, но на те же полные опасностей охотничьи тропы, которыми ходили её предки". Бэле. Жил старик Канда Мафа со старухой. У них была одна-единственная дочь Бэле. Выросла Бэле красивой, мастерицей, могла узоры вырезать из бересты и рыбьей кожи. Вышила себе красивый халат в узорах. Старик Канда Мафа задумался и сказал: - Дочь моя, ты одна у нас. Состаримся, кто за нами будет смотреть? Замуж тебя никому не выдам... - Постройте мне берестяной балаган над морем, чтоб никто не мог меня увидеть и прийти ко мне, - сказала Бэле старикам. Построил старик Канда Мафа берестяной балаган над морем для дочери Бэле. Стала она жить в этом балагане. Однажды поднялся сильный ураган и унёс берестяной балаган в море, а в балагане была Бэле. Поплыл он по морю, кидало его из стороны в сторону. Вот приплыл он у берегу, где братья Биату живут. Стала Бэле просить: - Братья Биату, поймайте мой берестяной балаган, я буду вам шить халаты, обувь, рукавицы, буду еду вам варить. Братья ответили: - Не нужна ты нам. Бэле дальше поплыла. Плыла, плыла и приплыла к песчаному берегу. Кое-как вышла из берестяного балагана на берег, посмотрела кругом и увидела мальчика Наундяка. Он острогой рыбок колол и тут же съедал. - Наундяка, с кем живёшь? - спросила Бэле. - Живу я один, у меня никого нет, - ответил мальчик Наундяка. Бэле осталась жить с мальчиком. Стала на охоту ходить, из лука стреляла, добычу добывала. На охоту шла — надевала мужскую одежду, и когда возвращалась — меняла её на женский халат. За Наундякой ухаживала, как за братом. Однажды Бэле ушла на охоту как обычно. А в это время пришли к мальчику Наундяка братья его — Биату, стали спрашивать: - С кем, Наундяка, живёшь, кто тебе шьёт? - Я живу с братом, - отвечает мальчик Наундяка. - Какой у тебя брат, ты ведь один жил? - допытываются братья. Ничего им не сказал Наундяка. Рассердились братья, поломали игрушечные стрелы, сделанные Бэле. Мальчик Наундяка заплакал от обиды. Пришла с охоты Бэле, стала спрашивать: - Кто, Наундяка, тебя обидел, кто здесь побывал? - Были братья Биату, они хотели узнать, с кем я живу. Сказал, что один живу. Так они мои стрелы поломали и ушли, - рассказал Наундяка. Рассердилась Бэле, пошла по следам братьев. Подошла она к их шалашу, зацепила копьём за соломенную дверь и выбросила её на берег моря. - Выходите, братья Биату, будем на меткость стрелять из лука! - крикнула Бэле. - Кто это к нам пришёл, кто братьев Биату тревожит? - отзываются братья. Вышли они из соломенного шалаша. Бэле сняла со своих ушей серьги - саса, повесила их на дерево и сказала: - Кто сможет попасть из лука в дырочку в серьге — тот будет самым смелым и метким. Начали стрелять старший и средний братья, стрелы их пролетели мимо. Остался самый младший брат, самый меткий стрелок: - Нядыга, покажи, чтоб не хвастала, как надо стрелять, - старшие братья шумели. Младший брат пустил стрелу из лука, но стрела пролетела мимо. Взяла Бэле лук и пустила стрелу, стрела пролетела через дырочку в серьге — саса. Братья Биату были удивлены — их победила Бэле. Бэле сняла с дерева свои серьги — саса и ушла. Пришла она к мальчику Наундяка. Сели они в берестяную оморочку и поплыли на остров. А тем временем братья Биату вдогонку за Бэле бросились — отомстить за свой позор. Пришли к балагану Бэле, а там уже нет никого. Увидели на острове чёрную медвежью шкуру, повешенную Бэле, - там они с мальчиком Наундяка жить стали. Сели братья Биату на бат и поплыли на остров. Бэле увидела переплывающих братьев Биату: - Подуйте, ветры, сильнее, - сказала она. Ветер поднялся сильный, море забушевало, и бат перевернулся, братья утонули. Ветер утих, море успокоилось. Бэле с мальчиком Наундяка покинули остров, вернулись в свой берестяной шалаш на берегу моря и зажили спокойно. Добавлено спустя 56 минут 49 секунд: Бедный Дзенку и богатый Бая Мафа. Жили бедный Дзенку со своей старухой и богатый Бая Мафа со своей старухой. Бедный оставался бедным, вечно голодным, но весёлым. Богатый жил в достатке, еда в масле утопала, но волком смотрел на всех. Бедный птиц ловил, в золе пёк. Однажды бедный Дзенку собрался, повесил на пояс ковшик берестяной, взял рыбу сушёную, траву для обуви. Направился к реке, лёг у проруби, решил подшутить над зайцами. Бежит заяц, увидел Дзенку и стал его рассматривать: «О, бедный старик умер! С голоду умер? Нет, не должно этого быть, если у него рыба сушёная. Замёрз? Не мог замёрзнуть — есть трава для ул. Может, от жажды умер? Но у него есть ковшик, можно было пить воду...» Так и гадал заяц. Потом он стал звать зайчат: - Горные зайцы, зайцы с острова, бегите на помощь! Старик Дзенку умер, отнесём его старухе... Прибежали зайцы на помощь. Потащили бедного старика к старухе: кто за ноги, кто за руки, кто за голову поддерживал. Притащили к старухе. - Открой нам двери, старуха, несём мёртвого старика. Старуха увидела старика, стала охать и горевать, зайцы занесли его в юрту. А бедный Дзенку «ожил» и рассмеялся. У зайцев от неожиданности уши навострились, глаза ещё больше окосели и рты раскрылись от удивления. А больше всех рада старуха, что жив старик и потешил всех. В награду за доброту решил бедный Дзенку отблагодарить зайцев: сделал им сажей чёрные отметины на ушах. - Теперь будете вы посмекалистей. На кончике уха до сих пор у зайцев осталось чёрное пятнышко. Погостили и убежали в тайгу зайцы. Бедный Дзенку говорит старухе: - Пригласи богатого Бая Мафу, пусть посмотрит, как мы живём. Пришёл в гости богатый старик, увидел: много заячьих следов ведёт в юрту бедного Дзенку. Зависть его взяла и стал он расспрашивать, как бедный старик заманивает в юрту зайчат. Дзенку рассказал, что притворился мёртвым около проруби, на пояс повесил берестяной ковшик, сушёную рыбу, траву для ул, и зайцы притащили его домой. Богатый старик Бая Мафа прибежал к старухе и говорит: - Старуха, быстро собери мне ковшик берестяной, рыбу сушёную, траву для ул. Пойду зайцев ловить. Пошёл на речку, лёг у проруби, как мёртвый. Лежал-лежал, приходит один заяц и стал гадать: «Почему же старик умер? Если с голоду умер, то есть у него рыба сушёная, если от жажды умер — есть ковшик берестяной, а если подумать, что замёрз, то у него есть трава для ул». Кричит заяц: - Эй, зайцы горные, зайцы с острова, бегите, отнесём старика к старухе. Прибежали зайцы, схватили старика, кто за руки, кто за ноги и потащили к старухе. Самым последним прибежал заяц с чёрным ухом и шепчет зайцам: - Тащите старика к проруби, он не умер, хочет всех нас поймать. И зайцы потащили богатого старика к проруби. Бая Мафа видит — дело плохо, могут и утопить в проруби. «Ожил» он, хотел схватить зайца, да они держали его за руки — так ни одного и не поймал, все зайцы убежали... Бедный старик Дзенку всякие небылицы придумывает. Стал он со старухой варить клей из рыбьей кожи. Наварили и залезли на дерево. Спускались вниз и дерево клеем мазали. На другой день к дереву прилило много-много птиц. Напекли в золе птиц Дзенку и старуха и пригласили богатого Бая Мафу, решили угостить его печёной птицей. Богатому старику стало завидно, что у бедного много птиц, а у него ничего нет. Стал Бая Мафа расспрашивать, как Дзенку так много птиц поймал. Бедный Дзенку рассказал, что наварил рыбьего клея, залазил на дерево и мазал его клеем. Богатый старик прибежал к своей старухе и говорит: - Навари скорее рыбьего клея. Поймаем мы много птиц на дереве. Наварили клею и пошли мазать дерево. Лезли на дерево и сразу мазали. Они так старались, что до самой верхушки намазали. А когда стали слезать с дерева, клей им мешал. Слезали-слезали, да и прилипли к дереву. Стали звать на помощь бедного старика, но разве услышишь в тайге крик — тайга шумела так, что ничего не было слышно. Так и остались на дереве богатый Бая Мафа и его старуха. Вот до чего доводит людей жадность. |
Автор: | Лайф Лайн [ 24 фев 2013, 21:39 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сказки коренных народов Приморья. |
Два солнца. Жил меткий охотник Егдыга с женой. В это время было на небе два солнца. Два солнца грели землю, деревья сохли, трава повыгорела, речка стала высыхать, звери уходили, птицы улетали, нечем стало дышать в тайге. Дети у Егдыги рождались и умирали. Рассердился Егдыга, стал делать себе лук. Два солнца высоко не поднимались, стояли чуть выше высокой сопки. Вышли они однажды над сопкой. Егдыга натянул свой лук и сказал: - Стрела, лети и попади прямо в солнце, ты в трудности — мой первый помощник, - и пустил стрелу. Стрела со свистом полетела. Загрохотало вокруг так, будто земля перевернулась, стрела Егдыги попала в одно солнце, оно потускнело и превратилось в Луну, а другое солнце высоко поднялось. И с этих пор появились на небе одна Луна и одно Солнце. Деревья стали расти, к небу тянуться, звери вернулись и радовались, птицы прилетели к своим гнёздам и запели на всю тайгу, как и поют они поныне. |
Автор: | Лайф Лайн [ 25 фев 2013, 22:20 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сказки коренных народов Приморья. |
2. Ульчские сказки. Скрипучая старушка. Давно это было. Самые старые старики от дедов слышали, а тем, когда они ребятишками были, их деды рассказывали. Жили в маленьком стойбище старик со старухой. Бедно жили. Сыновей у них не было, а были две дочери - Лага и Дыю. Хорошие выросли девушки. А всё-таки без мужчин в доме как жить? Пришлось сёстрам самим в тайгу ходить — зверя промышлять да в амурских протоках рыбу ловить. Старики скоро померли, остались сёстры вдвоём. Хоть и трудно было, не унывали. Лага хорошо промышлять научилась, в тайгу ходила, пушнину и мясо добывала, а младшая, Дыю, дома хозяйничала. Вот однажды зимним утром собралась Лага на промысел. Отцовский охотничий наряд надела, лук взяла да копьё короткое. Осталась Дыю одна в избушке. Сидит на нарах, рукавицы кроит да песенку поёт. Вдруг слышит она за дверями шаги — будто что-то поскрипывает: скрип-скрип, скрип-скрип… Открыла девушка дверь и видит: стоит перед ней странная старушка, да такая, что и на человека-то не похожа: голова — как котёл, нос — как у птицы, пальцы — как когти, ноги — как палки, сама тонкая-тонкая, а чуть повернётся — вся скрипит, точь-в-точь как дерево старое. Посмотрела старушка на девушку и спрашивает: - Ты одна дома, доченька? Устала я, пусти меня отдохнуть. Дыю пустила старушку. Села та, ноги-палки вытянула, девушку рядом посадила. Расспрашивать стала. Узнала, что, кроме сестры, никого у неё нет. Тогда говорит девушке: - Какие у тебя красивые волосы, доченька, дай я расчешу их и заплету косу! Но как только старуха заплела косу, она уколола девушку острой иглой, и у той сразу глаза закрылись, заснула она. Тогда старуха отрезала у Дыю косу, уложила девушку на нары, одеялом накрыла, а сама в тайгу ушла Вечером вернулась старшая сестра. Удивилась: никто встречать не выходит, очаг в избушке не топится — дыма нет. А на снегу чужие следы пролегли. Что такое? Открыла Лага дверь и видит, что сестра на нарах лежит. Рассердилась Лага. Закричала: - Почему так долго спишь, еду не приготовила, меня не встречаешь? Но не ответила сестра, и тогда Лага увидела, что коса у Дыю отрезана. И не понять, то ли спит она, то ли померла. Долго плакала Лага. Потом решила: - Пойду искать, кто сестру погубил, отомщу ему. Пошла Лага по следам в тайгу. Долго шла, устала. Наконец пришла к ветхой избушке, постучалась в дверь и попросилась переночевать. Вышла к ней бледная и грустная девушка и сказала: - Нельзя ночевать в этом месте. Здесь живёт злая старуха, ненавидящая людей. Чтобы продлить свою жизнь, она отрезает косы у девушек. Я живу только потому, что ей прислуживаю. Ненавижу её, но сделать ничего не могу. Уходи, пока не вернулась старуха, а то погубит она тебя. - Не боюсь я, - сказала Лага. - Теперь я знаю, кому отомстить за сестру. Только как это сделать? - Слышала я от старухи, что есть у неё красивая шкатулка с костяной резьбой, - сказала девушка. - Вот в этой шкатулке всё старухино зло хранится. Если растолочь, растереть её в порошок, старуха никому ничего плохого делать не будет. Только шкатулку эту старуха всегда с собой носит, а когда спит - под голову кладёт, спит чутко — не подойдёшь к ней. Долго думали девушки. Наконец придумали. Сбегала Лага в тайгу, разыскала под снегом траву, от которой крепкий сон приходит. Нашли девушки крепкое дубовое корыто и тяжёлый деревянный пест. Спрятала девушка Лагу, застлала нары мягкими шкурами, а под шкуры сонной травы наложила и стала дожидаться старуху. Вот послышалось за дверью: скрип-скрип. Открыла дверь злая старуха, потянула носом и спрашивает: - Что-то чужим духом пахнет? - Нет, - отвечает девушка, - это пахнет коса, которую ты принесла сегодня. - Правда, - говорит старуха, - хорошая коса, я её у совсем молодой девушки обрезала. Теперь я долго проживу. А та погибнет. Сама проснуться не сможет. Чтобы её разбудить, надо эту её косу на старое место к голове приложить. А у неё, кроме сестры, никого нет, заступиться некому. Сестра что мне сделает? Ну ладно, я спать лягу, устала сегодня. Легла старуха на нары и сразу уснула. Взяли девушки шкатулку у неё из-под головы, корыто с пестом взяли и вышли из избушки. Отошли подальше и принялись за работу. Долго толкли старухину шкатулку. Крепкая была. Так и не смогли всё в порошок превратить. Потом разбросали осколки в разные стороны. Ветер подхватил их и унёс. Только превратились те осколки, что побольше, в оводов, помельче — в комаров и мошек, которые досаждают людям и животным. Старики говорят: чтобы всё зло уничтожить, много труда и терпения надо. А девушки взяли косу Дыю, вернулись в избушку сестёр. Приложили косу к голове девушки, и она сразу ожила. Стали жить втроём. Хорошо жили. Злая старуха не появлялась, никто о ней больше никогда не слышал. |
Автор: | Лайф Лайн [ 03 апр 2013, 21:52 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сказки коренных народов Приморья. |
Как лягушка зелёной стала. На Нижнем Амуре, в краю бесчисленных проток и озёр, живут с незапамятных времён ульчи — представители одной из коренных народностей Дальнего Востока. Амур и тайга для них — дом родной. Ульчи хранят и передают от поколения к поколению поэтические предания своего народа, сказки и легенды. Ульчскую сказку «Как лягушка зелёной стала» записал Александр Васильевич Росугбу — внук и сын амурского рыбака. Дед деда слышал эту сказку от своей бабушки, а ей рассказал добрый старый ворон, повидавший многое на своём долгом веку. Жили-были в тайге на берегу Амура мышь и лягушка. Дружно они жили: обе серого цвета халаты носили, в общем доме одну дверь имели. Всё делали вместе — вдвоём веселей, да и дело спорится. Наступила осень. По Амуру вверх по течению красная рыба плотными косяками пошла. В тайге плоды и ягоды поспели, соком налились. Вот и предлагает лягушка: - Поедем на остров черёмуху собирать, на зиму из неё вкусных лепёшек напечём. Мышка слюну сглотнула и согласилась. Быстро столкнули лодку, и вот уже они плывут по реке. Мышка гребёт, тяжёлыми вёслами бодро ворочает. Лягушка на корме сидит, руль крепко держит и весёлые песни во всё горло распевает. Приплыли к острову. Смотрят: крупные гроздья черёмухи густо висят. Но высоко — не достать их. Тут лягушка локтем подругу отталкивает и первой лезет на дерево. Прыг-скок, прыг-скок по стволу, но сорвалась и чуть не убилась. Упрямо полезла опять — и снова шлёп на землю. Видит большеротая — дело плохо, предлагает мышке: - У тебя, подружка, коготки острые, ты и лезь на дерево, ягоду бросай, а я её в корзинки собирать буду. Почесала мышка лапкой за ухом и согласилась. Быстро вскарабкалась она на черёмуху. Закипела работа у шустрой зверюшки: ягоды градом сыплются на землю. Но только коснутся они земли, лягушка прыг-скок, откроет рот пошире — и нет целой грозди. Мышка старается, ни одной ягодки не попробует, думает: - Будут у нас зимой вкусные лепёшки. Хорошо! А внизу лягушка до того наловчилась, что ни одной ягодке упасть на землю не даёт — на лету широким ртом подхватывает. Стала толстой-претолстой. От жадности вся позеленела. Умаялась мышка, спустилась с ветвей. Глянула в корзинки, а там пусто. Поняла она тогда, почему изменила свой цвет лягушка. Рассказала мышка о своей беде дяде дятлу. Застучал дятел железным клювом по сухой ели, эту новость по тайге разглашая. Узнали о случившемся большие и маленькие таёжные жители. Стали они смеяться над жадной обжорой. Спряталась от стыда лягушка в болото — болотной водой пытается отмыть новую кожу. Да так и осталась там жить — никак не может освободиться от своей зелёной одежды. Позор ведь нелегко смыть. |
Автор: | Виталька [ 04 апр 2013, 22:10 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сказки коренных народов Приморья. |
Лайф Лайн здорово! спасибо! с детства люблю народные сказки, еще моя книга лежит со сказками народов азии, сибири и еще кого-то... ждет, когда дочь подрастет. |
Автор: | Милюшик [ 04 апр 2013, 22:22 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сказки коренных народов Приморья. |
Ой, и мне очень понравились ![]() |
Автор: | Лайф Лайн [ 16 апр 2013, 22:25 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сказки коренных народов Приморья. |
Не совсем дальневосточная... ![]() Мышка Вувыльту. Погналась лисичка за мышкой Вувыльту. Вувыльту бежала, бежала, видит: лисичка уже догоняет её - и скорей вскарабкалась на высокий камень. Сидит там Вувыльту и дрожит от страха. А лисичка легла у камня и ждёт, когда мышке надоест сидеть наверху и она спустится вниз. «Лучше я с голоду помру, чем лисичке на обед достанусь, - подумала Вувыльту. - Надо спасаться!» Думала Вувыльту, думала, как ей перехитрить лисичку, и придумала. Запрыгала она на камне и запела: - Пи-пи-пи! Пи-пи-пи! - Что это ты так развеселилась? - спрашивает лисичка. - Да вон, вижу, охотники с копьями и луками идут сюда! - А тебе-то что, если они сюда придут? - спрашивает лисичка. - А как же! - говорит Вувыльту. - Они всегда, когда доходят до этого камня, разжигают костёр и садятся обедать. Может, и мне что-нибудь останется! - Охотники всегда садятся у этого камня? - насторожилась лисичка. - Да, вот здесь, где ты сидишь, - говорит Вувыльту. - Знаешь что, - сказала лисичка, - пожалуй, и мне пора обедать. Пойду-ка я порыбачу. Поднялась и пошла потихоньку, а потом всё быстрей и быстрей. Так и убежала лисичка в тундру. А Вувыльту прыгнула с камня на землю и запела: - Пи-пи-пи! Пи-пи-пи! Про охотников-то я всё выдумала! А ещё говорят, что в тундре хитрей лисички зверя нет! Добавлено спустя 8 минут 35 секунд: Почему у бурундука на спине полоски. Нивхская сказка. Нивхи - коренной народ Сахалина. Кто такой бурундук? Бурундук - родной брат белки! Только белка живёт на деревьях, в дуплах, а бурундук роет норы в земле. За это его ещё зовут земляной белкой. Раньше маленький бурундук был весь жёлтенький, тёмных полосок на нём не было. Но однажды в нашей тайге произошла вот какая история. Хозяин тайги дедушка медведь залёг осенью в свою тёплую берлогу, свернулся поуютней, сунул лапу в пасть и крепко заснул. Так крепко, что не слышал, как выли над тайгой вьюги, как трещали от мороза пихты, как ходили по лесу охотники. Полгода прошло, а для медведя - будто день промелькнул. Он проснулся, когда весеннее солнышко пригрело, когда первые ручейки зазвенели. Проснулся и чувствует - живот аж подвело, так есть хочется. Это только говорят, что медведь лапу сосёт и сыт бывает. Нет, лапой сыт не будешь. Вышел медведь на поляну и думает, чем бы поживиться. А что думать? Медвежья еда ещё не поспела. Далеко до ягод, до орехов. Идёт медведь по лесу, каждый пенёк обнюхивает, нет ли где чего. Вдруг слышит: под большим пнём шорох какой-то. Медведь ткнул пень лапой. Не поддаётся. Медведь попробовал двумя лапами. Пень - ни с места. Мало сил у голодного медведя. Тогда он рассердился, застучал по пню лапой и закричал: - Эй, кто там живёт? Выходи! Выскочил жёлтый бурундук и говорит: - Здравствуй, дедушка медведь! - Ты кто такой? - рычит медведь. - Что там делаешь? - Я - бурундук. Я здесь живу. Это мой дом, - отвечает бурундук. Медведь говорит: - Я всю зиму проспал. А теперь проснулся - есть нечего. Бурундук говорит: - Я тоже всю зиму проспал. Но прежде чем залечь в спячку, я заготовил припасы. Есть у меня в кладовках сладкие корешки, вкусные сытные орешки. Сижу и ем и горя не знаю. Медведь говорит: - Ты хороший зверёк, бурундук. Дай-ка мне попробовать твоих корешков и орешков. Бурундук говорит: - Сейчас, дедушка, принесу. Он юркнул под пень и вытащил оттуда сладкие корешки да сытные орешки. - Угощайся, дедушка! Медведь ест и похваливает: - Ай, как вкусно! Дай ещё! Бурундук принёс ещё. Медведь наелся, подобрел. И говорит: - Спасибо тебе, милый бурундучок. Маленький ты зверёк, а добрый, старика уважил. И погладил медведь бурундука лапой по спине. Осторожно погладил, ласково, а на спине у бурундука от медвежьих когтей пять полосок появилось. Появились чёрные полоски, да так и остались. Бурундук гордился своими полосками. Бывало, его спрашивали: - Откуда они у тебя? Бурундук отвечал: - Это меня дедушка медведь погладил. С тех пор у всех бурундуков на спине полоски. |
Автор: | natie77 [ 16 апр 2013, 22:55 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сказки коренных народов Приморья. |
какие сказки инересные ![]() Лайф Лайн спасибо ![]() ![]() ![]() |
Автор: | Лайф Лайн [ 01 май 2013, 21:18 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сказки коренных народов Приморья. |
Продолжает удэгейские сазки, пересказанные Валентиной Кялундзюга. ![]() Мэяхи. Жил Канда, были у него две жены: одна любимая Аяула, другая нелюбимая Гэула. Аяула жила с мужем Канда в одной юрте, Гэула жила отдельно в соломенном шалаше, для них всё делала: шила, варила, собак кормила. Аяула могла только есть да мужу волосы расчёсывать. И вот родились дети у Канды: Аяула родила девочку, назвали её Гяндуса, у Гэулы родился мальчик, назвали его Мэяхи. Гэула кормила грудью сразу двух — Гяндусу и Мэяхи. Аяула боялась похудеть. Росли дети. Девочка Гяндуса была ленивая, плаксивая. Мальчик Мэяхи ничего не боялся, бегал по тайге и у реки, стал матери помогать, из лука белок стрелял. Мэяхи как-то нечаянно толкнул Гяндусу, она заплакала и побежала отцу жаловаться. Прибежали Канда и его любимая жена Аяула. Налетели они на Гэулу, будто та научила сына. Аяула била её палкой, Канда бил её палкой, он вырвал ей глаза, прошипев, как змей: - Этими глазами надо смотреть, а сейчас ты ничего не увидишь, - и выбросил глаза в речку. Осталась Гэула слепой, Мэяхи стал мать кормить, где птичек из лука убьёт, где белку принесёт и в костре испечёт. И так он рос. Прибежала Гяндуса посмотреть, как они живут. Мэяхи сказал: - Что, пришла посмотреть, не умерли ли мы с голоду? Мальчик прогнал Гяндусу, она заплакала и убежала. Мэяхи вышел на улицу, палочкой себя по голове тихонечко стукнул и превратился в птицу. Полетел он к юрте отца и сел на перекладину дымохода, стал подслушивать, о чём говорят в юрте. Пришла Гяндуса, плача, и рассказала, что Мэяхи побил её. Рассердился Канда: - Если Мэяхи такой сильный, что же он не идёт за глазами своей матери? Играют ими две девочки за морями. Тогда можно сказать, что он сильный мальчик. Услышал эти слова Мэяхи и полетел к своему соломенному шалашу, превратился в мальчика. Мэяхи сказал матери: - Давай сделаем берестяную оморочку, я переплыву море за твоими глазами... - Отец хочет тебя убить, ты же ещё маленький, а я могу пока без глаз прожить, - умоляет мать. Но Мэяхи настоял на своём. Сделали берестяную оморочку, и Мэяхи поплыл. Плыл-плыл, оморочку волнами бросало, как щепку. Переплыл море и видит берег, а там две девочки играют, перебрасывают через костёр двумя глазами. - Что вы делаете? - спросил потрясённый Мэяхи. - Мы нашли на берегу красивые два камушка и играемся, - отвечают девочки. Мэяхи с ними стал играть, а у самого сердце сжимается. Но он не забыл, зачем пришёл. Играли-играли, вдруг оба камушка оказались у Мэяхи, недаром его зовут находчивый. Затолкал он их за пазуху и бежать на берег, даже девочки не успели опомниться. Прыгнул он в оморочку и поплыл. Грёб сколько есть сил. Плыл-плыл и приплыл к своему берегу. Прибежал к матери и отдал ей её глаза. Мать стала видеть. Было много радости. Прибежала Гяндуса. Гэула говорит: - Что, прибежала смотреть, живы мы или померли с голоду? Мэяхи выгнал Гяндусу, она обиделась и ушла. Мэяхи вышел на улицу, стукнул тихонько по голове палочкой и превратился в птицу, полетел. Прилетел к юрте отца, сел на перекладину дымохода и стал подслушивать, о чём говорят. Пришла Гяндуса и рассказала, что Мэяхи нашёл глаза матери и Гэула стала видеть. - Мэяхи меня выгнал. Рассердился Канда: - Если он такой сильный, пусть идёт за семь сопок за невестой. Отец невесты требует от жениха выкуп — семь одинаковых лисьих хвостов. И никто не может добыть их. Послушал Мэяхи, полетел к своему шалашу, превратился в человека и пришёл домой, к матери: - Завтра я пойду доставать семь семь одинаковых лисьих хвостов для выкупа своей невесты... - Не ходи, сын, отец хочет твоей гибели, - отговаривает мать. Но Мэяхи — спорный и с каждым днём становится всё сильнее, закаляют его тайга и дорога. Чуть свет собрался он. Мать схватила сына за пояс, отговаривает. Но слово охотника — твёрдое. Отпустила мать Мэяхи — разве удержишь его? Бежал он на лыжах так, что снег клубился позади от лыж. Перевалил Мэяхи семь сопок и к восходу солнца прибежал к старику Мафаса, тот жил со старухой и дочерью — красавицей Биалой. Биала была белолицей, круглолицей, волосы, как смоль, чёрные. Халат её — невиданных узоров, вышиты они её умелыми руками. Старик Мафаса стал спрашивать: - Мэяхи — как изюбр быстроногий, зачем ты прибежал в наше жилище? - Отец, я пришёл к вам просить вашу дочь себе в жёны, - отвечает Мэяхи. Долго молчал Мафаса и смотрел испытующе на юношу. - Я свою дочь растил, жалел, но прошу за неё выкуп — семь одинаковых лисьих хвостов. Добудешь — дочь моя будет твоей женой. Биала видела и слышала Мэяхи, и её сердце сладко запело — он ей, видно, понравился, сердце всё знает. Биала надела на Мэяхи халат — весь в узорах, вышитых ею, и сказала: - Пройдёшь через реки, через горы и найдёшь лисьи тропы, станешь у тропы и будешь ждать, когда пойдут лисы, там будет лиса с восемью хвостами. А в дальнейшем всё зависит от тебя. Проходят они в полдень, успеешь — твоё счастье... Надел Мэяхи лыжи, только и видели, как помчался он по снегам. Бежал он на лыжах так, что снег клубился позади от лыж. Перевалил семь сопок, пересёк семь рек и пришёл к лисьим тропам. Встал у тропы как вкопанный. Видит, бежит лиса с одним хвостом, увидела у тропы Мэяхи и стала удивляться: Что же это за пень стоит у нашей тропы? Конг-конг! По свету ходила — не видела, конг-конг. Прошла маленькие реки, конг-конг, Прошла большие реки, конг-конг, Но такой пень, весь в узорах, конг-конг, Впервые вижу, конг-конг... И пробежала лиса мимо Мэяхи. Бежит лиса с двумя хвостами, увидела Мэяхи у тропы и стала удивляться: Что же это за пень стоит у нашей тропы? Конг-конг! По свету ходила — не видела, конг-конг. Прошла маленькие реки, конг-конг, Прошла большие реки, конг-конг, Но такой пень, весь в узорах, конг-конг, Впервые вижу, конг-конг... И пробежала лисица мимо Мэяхи. Пробежали лисы с тремя, с четырьмя, с пятью, с шестью, с семью хвостами. Пробежали мимо Мэяхи и все удивлялись. А Мэяхи всё стоит, как пень, всё ждёт, когда будет проходить лиса с восемью хвостами. И вот появилась эта лисица, бежала она уверенно, любуясь собой. Хвосты были пушистые, одинаковые, и все — одного цвета. Увидела лиса Мэяхи у тропы, остановилась и стала удивляться: Что же это за пень стоит у нашей тропы? Конг-конг! По свету ходила — не видела, конг-конг. Прошла маленькие реки, конг-конг, Прошла большие реки, конг-конг, Но такой пень, весь в узорах, конг-конг, Впервые вижу, конг-конг... Мэяхи стрелой бросился к ней и одним махом охотничьим ножом отсёк семь хвостов. Лиса удивилась: «Как это мои братья не заметили, не поберегли меня?! Мэяхи, ты моих братьев перехитрил, мы думали, что нет человека, кто мог нас перехитрить. Твоё счастье, а то бы в живых не было тебя». И с этих пор лисы остались с одним хвостом и от людей хоронятся, они ещё хитрее стали с той поры, боятся, чтобы их ещё не обманули. Мэяхи крепко привязал к поясу семь одинаковых пушистых хвостов и двинулся в обратный путь. На закате солнца пришёл он к старику Мафаса, отдал выкуп за невесту и забрал белолицую Биалу. Вернулся Мэяхи к матери с женой-красавицей. Прибежала Гяндуса. Гэула ей говорит: - Пришла посмотреть, Мэяхи живой или нет? Увидела Гяндуса жену-красавицу Мэяхи и убежала домой — рассказывать. А Мэяхи вышел на улицу, тихонечко стукнул по голове палочкой и превратился в птицу. Полетел к юрте отца, сел на перекладину дымохода и стал слушать. Прибежала Гяндуса, рассказала, что жена Мэяхи круглолица, белолица, волосы, как смоль, чёрные, халат вышит невиданными узорами. Позавидовал отец, что у сына такая красивая жена. И чтоб отделаться от нелюбимого, непослушного сына, да жену забрать, стал снова рассказывать о были-небыли: - За семью горами, за семью мАрями (марь — болотистое пространство в тайге) есть дерево, это дерево растёт на мари, кора покрыта змеиной кожей, листья золотые и серебряные, а цветы на ветру колокольчиками звенят. Если Мэяхи сильный, пусть принесёт это дерево и посадит около нашей юрты, будем любоваться. Послушал Мэяхи, полетел к своему шалашу и снова превратился в охотника. Говорит он своей матери: - Сшей мне кожаные мешочки, пойду за деревом, растёт оно на мари, кора покрыта змеиной кожей, листья золотые и серебряные, цветы на ветру колокольчиками звенят. Отец отправляет за этим деревом... - Сын мой, не ходи, отец хочет тебя погубить, - уговаривает мать. Но не отговорить охотника от опасного промысла. Мыть шила кожаные мешочки и слезинки роняла. Мэяхи наполнил мешочки золой и чуть свет надел лыжи. Бежал он так, что снег клубился сзади него от лыж. Прошёл семь гор, семь глухих марей. Пришёл к самой большой и самой глухой из них и видит — на середине мари стоит дерево, от листьев переливается. Вокруг дерева пустынно: ни одного деревца, ни одной травинки. Пошёл Мэяхи к этому дереву, поднялся сильный ветер, чуть с ног не сбивает Мэяхи, взвихрилась, закружилась пурга, день стал ночью. А Мэяхи всё идёт, не останавливается. Всё ближе-ближе подходит к дереву. Ветер стал утихать, и вот совсем стихло. Посветлело, солнышко появилось, стоит дерево, как скала, среди мари. Мэяхи к дереву подошёл, обошёл вокруг него семь раз, охватил его и вырвал с корнем, повесил на ветки мешочки с золой, завертел вокруг себя семь раз и сказал: - Дерево, упади около нашего шалаша и вырасти, как прежде росло. Так сказал Мэяхи и бросил. Дерево полетело, и не звенели колокольчики. А когда оно падало, земля задрожала. Пришёл Мэяхи к своему шалашу, дерево выросло, как прежде. - Сегодня ночью будет сильный ветер, не пугайтесь, - сказал Мэяхи матери и Биале. Ночью поднялся сильный ветер, деревья падали, вокруг всё грохотало. Гэула и Биала боялись, что улетит соломенный шалаш, ветром унесёт его. А Мэяхи крепким сном спал. К утру ветер затих, посветлело. Вышли Мэяхи, Гэула и Биала из шалаша и не узнали округу: всё стало пустынно, деревьев, что росли неподалёку, не стало, не стало дерева со змеиной корой, с золотыми и серебряными листьями, с цветом из колокольчика, не стало юрты Канды с женой Аяулой и дочерью Гяндусой. Остался только соломенный шалаш Мэяхи с красавицей женой и матерью Гэулой. И остались около шалаша маленький тополёк и тоненькая берёзка. Добавлено спустя 1 час 7 минут 33 секунды: Гуаса. Жила Агденка с мальчиком Кичо и собакой Гуасой. Агденка всё кожу мяла, выделывала так старательно, что скребок сломался, нечем выделывать. Агденка попросила собаку Гуасу: - Сходи за семь гор к Егдыге Ваи, пусть придёт, скуёт мне скребок. На другой день, чуть свет, собака Гуаса побежала к Егдыге Ваи. Прошла семь гор и прибежала к одной юрте. Прежде чем войти в юрту, собака Гуаса обошла вокруг неё и увидела кости. «Хозяйка не могла лучше найти, чем Егдыгу Ваи», - подумала собака Гуаса. Вошла в юрту и попросила: - Ваи, хозяйка меня отправила к вам, просит, чтоб сковали ей скребок. Ваи согласился, сказал, что в полдень придёт. Собака Гуаса побежала домой. Прибежала и говорит: - Хозяйка, Егдыга Ваи — разбойник, около его юрты валяются одни кости. Испугались они, стали думать, как спастись от Ваи-разбойника. Собрались, приготовили всё необходимое, нарты поставили наготове. В полдень, как обещал, пришёл Ваи. Агденка заранее приготовила за юртой меха, угли. Ваи стал ковать, а Гуаса меха раздувала. Агденка быстро мальчика Кичо в нарту положила и к нарте привязала. Поработал Ваи немного, стал обед просить. Гуаса прибежала к Агденке: - Хозяйка, Ваи говорит, чтобы ты обед приготовила. Агденка стала просить небо: - Пошли нам мясо на обед разбойнику. Если мы останемся в живых... Не успела закончить, как упало с неба мясо. Агденка быстро сварила мясо на обед. Пришёл Ваи обедать — дала сваренное мясо. А сама запрягла Гуасу, сели на нарту. - Гуаса, беги, сколько есть сил, будем убегать от Ваи-разбойника. Собака Гуаса сколько есть сил бежала. Видят, сзади догоняет Ваи. - Гуаса, остановись, хочу выйти, не могу дальше ехать! - просит Агденка. - Терпи, остановимся — Ваи убьёт нас, - говорит собака Гуаса и продолжает бежать. Бежала-бежала, вдруг ей стало легко везти нарту, посмотрела — Агденка свалилась с нарт. Собака Гуаса не остановилась. Бежала-бежала, погода стала портиться. Подул сильный ветер, пурга запружилась, кругом темным-темно стало. Но собака Гуаса бежала и везла нарту с мальчиком Кичо. Ветер стал утихать, всё светлее-светлее становилось. Далеко убежали от Ваи-разбойника. Собака Гуаса сделала шалаш из соломы, стали жить они с мальчиком Кичо, она кормила его. Сама на охоту ходила, добывала то козу, то зайца. Однажды совсем стало нечего есть. Собака Гуаса говорит: - Кичо, далеко не уходи от шалаша — жди меня. Так сказала и ушла. Шла-шла и нашла след охотника. Он вёз нарту с тяжёлым грузом. Собака Гуаса пошла по следу охотника и догнала его. Везёт охотник мясо, нагружены полные нарты. Стала ласкаться к охотнику, он взял и запряг её. Стало сразу легче везти тяжёлые нарты, охотник собаку одну пустил. Гуаса так старалась, охотник стал отставать, она — ещё быстрее бежать. Подул сильный ветер, пурга закружилась, охотник потерял из виду собаку с нартой. Гуаса воспользовалась этим, повернула в сторону своего шалаша. Долго они ели мясо. Мальчик Кичо вырос уже большим, стал из лука пускать стрелу, приносил молодой охотник то птицу, то белку домой. Однажды Гуаса говорит: - Далеко не уходи, жди меня, я постараюсь быстро вернуться, привезу тебе невесту. Бежала Гуаса вниз по течению реки и прибежала к юрте. Живут старик со старухой и с дочкой Аяулой. Они свою любимую дочку на улицу не отпускают, чтобы не почернела от солнца. Стала Аяула проситься на улицу: - Пустите меня на улицу, хочу посмотреть на солнышко, постоять около дерева. Канда Мафа со старухой нарядили свою дочь, от солнышка лицо закрыли сверху орлиным хвостом. Она вышла на берег и там увидела собаку Гуасу и говорит: - Отец и мать меня на улицу не пускают, здесь так светло, дымом не пахнет, а то сижу в юрте — вижу кусочек неба через дымоход. И собака хорошая... Собака Гуаса стала ластиться к бэле Аяуле. Аяула говорит: - Отец и мать, хочу кататься на нартах, запрягите собаку, пускай она меня покатает. Старик со старухой собаку запрягли, посадили Аяулу, и Гуаса стала бегать; она то бегала по дороге около стариков, то отходила далеко от них. Старик со старухой замёрзли, пошли греться в юрту. Собака Гуаса побежала к себе вместе с нартой и бэле Аяулой. Бежала-бежала, ветер подул, пурга поднялась, день стал ночью, а собака Гуаса всё бежала. Потом ветер утих, посветлело. На закате солнца собака Гуаса прибежала к своему шалашу. Кичо и Аяула вместе выросли и поженились. Кичо стал на охоту ходить, домой мясо приносить. Собака Гуаса всё лежала на другой стороне шалаша и грела спину, стала она старой. Однажды собака Гуаса заговорила: - Кичо и Аяула, скоро я умру, старой я стала. Похороните меня на хорошем высоком месте. Как похороните — через семь дней приходите к моей могиле и подкопайте у изголовья. Что найдёте — отдайте старику со старухой. Так сказала собака Гуаса и затихла. Погоревал Кичо за любимую собаку Гуасу. Похоронили её на высоком месте, как просила она. Через семь дней они пошли к могиле собаки Гуасы. Подкопали у изголовья и нашли слиток золота и серебро. Пошли к родителям бэле Аяулы, отдали им находку и вернулись жить обратно, к своему шалашу, где похоронена собака Гуаса. |
Автор: | смехова [ 16 июн 2013, 23:30 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сказки коренных народов Приморья. |
Лайф Лайн Ждем продолжения ![]() Благодаря вам, моя дочка начала читать. И все это -из-за сказок. Спасибо огромное |
Автор: | Лайф Лайн [ 28 авг 2013, 22:35 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сказки коренных народов Приморья. |
Продолжение. ![]() Айога (нанайская сказка). Жил в роду Самаров один нанаец — Ла. Была у него дочка по имени Айога. Красивая была девочка Айога. Все её очень любили. И сказал кто-то, что красивее дочки Ла никого нету - ни в этом, ни в каком другом селении. Загордилась Айога, стала рассматривать своё лицо. Понравилась сама себе, смотрит - не может оторваться, глядит - не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на своё отражение в воде. Ничего делать Айога не стала. Всё любуется собой. Ленивой стала Айога. Вот один раз говорит ей мать: — Пойди воды принеси! Отвечает Айога: — Я в воду упаду. — А ты за куст держись. — Куст оборвётся, — говорит Айога. — А ты за крепкий куст возьмись. — Руки поцарапаю... Говорит Айоге мать: — Рукавицы надень. — Изорвутся, — говорит Айога. А сама всё в медный таз смотрится: "Ах, какая я красивая!" — Так зашей рукавицы иголкой. — Иголка сломается. - Толстую иголку возьми, - говорит отец. - Палец уколю, - отвечает дочка. - Напёрсток из крепкой кожи - ровдУги - надень. - Напёрсток порвётся, - отвечает Айога, а сама ни с места. Тут соседская девочка говорит: — Я схожу за водой, мать. Пошла девочка на реку и принесла воды сколько надо. Замесила мать тесто. Сделала лепёшки из черёмухи. На раскалённом очаге испекла. Увидела Айога лепёшки, кричит матери: — Дай мне лепёшку, мать! — Горячая она — руки обожжёшь, — отвечает мать девочке. — А я рукавицы надену, — говорит Айога. — Рукавицы мокрые. — Я их на солнце высушу. — Покоробятся они, - отвечает мать. — Я их мялкой разомну. — Руки заболят, — говорит мать. — Зачем тебе трудиться, красоту свою портить. Лучше я лепёшку той девочке отдам, которая своих рук не жалеет. И отдала мать лепёшку соседской девочке. Рассердилась Айога. Пошла на реку. Смотрит на своё отражение в воде. А соседская девочка сидит на берегу, лепёшку жуёт. Стала Айога на ту девочку оглядываться, и вытянулась у неё шея: длинная-длинная стала. Говорит девочка Айоге: — Возьми лепёшку, Айога. Мне не жалко. Совсем разозлилась Айога. Замахала на девочку руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости - как это она, красавица, надкушенную лепёшку съест! - так замахала руками, что руки у неё в крылья превратились. — Не надо мне ничего-го-го! — кричит Айога. Не удержалась на берегу, бултыхнулась в воду Айога и превратилась в гуся. Плавает и кричит: — Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая!.. Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла. Только своё имя не забыла, чтобы с кем-нибудь её, красавицу, не спутали, и кричит, чуть людей завидит: — Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га! |
Автор: | Лайф Лайн [ 30 авг 2013, 00:25 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сказки коренных народов Приморья. |
Лиса и нерпы. Орочская сказка. Жила на дереве белка-летяга с бельчатами. Однажды прибежала к ней лиса и кричит: - Эй, белка, отдай мне бельчонка! - Не отдам! - отвечает белка. - Не отдашь - дерево твоё топором срублю, всех вас на вертеле поджарю! - кричит лиса. Испугалась белка, отдала бельчонка. Лнса унесла его в лес и съела. И опять прибежала: - Отдай бельчонка! - Не отдам! - Не отдашь - дерево твоё топором срублю, всех вас на вертеле поджарю! Белка отдала ещё одного бельчонка. Сидит, плачет. Прилетела цапля. Спрашивает: - О чём, белка, плачешь? - Да вот повадилась ко мне лиса, бельчат забирает. Грозится, если не отдам, дерево топором срубить, всех нас на вертеле поджарить, - отвечает белка. Цапля говорит: - Не плачь. И не верь лисе. Когда она снова придёт, скажи: "Нет у тебя ни топора, ни вертела". А когда спросит, кто тебя научил, скажи: "Цапля научила". - И цапля полетела к морю. Пришла лиса, Опять кричит: - Эй, белка, отдай бельчонка, не то дерево твоё топором срублю, всех вас на вертеле поджарю! - Нет у тебя ни топора, ни вертела! - отвечает белка. - Как это нет топора? Как это нет вертела?.. Кто тебе такое сказал, глупая белка? - растерялась лиса. - Мне цапля сказала, - отвечает белка. - Где эта цапля? - Полетела к морю. "Я покажу этой цапле! - думает лиса. - Я с ней расправлюсь!" И побежала к морю. Увидела цаплю и стала тихонько подкрадываться. Близко была лиса, и тут цапля взлетела. Лиса бросилась за ней, вцепиться ей в хвост. И поднялась вместе с цаплей над землёй. Цапля летит над морем. Лиса крепко держится. Внизу показался маленький островок. Устала лиса, разжала зубы, упала на островок. Ходит она у самой воды туда-сюда, не знает, что делать. "Как бы мне на землю перебраться? Что придумать?" Но ничего не придумала. Сидит на берегу, громко плачет: - О-о! О-о! Из воды высунул голову нерпёпок. - О чём ты плачешь? - спрашивает: - Я не плачу. Это я так пою, - отвечает лиса. - О чём ты поёшь? - спрашивает нерпёнок. - Я пою о том, что я - учёная, лиса, счёту обучена, пересчитала всех зверей на земле. Только вы, нерпы, не сосчитаны. Да вас, наверное, немного. - Нет, наш народ большой, - говорит нерпёнок. - Нас много! - Сколько? - Сколько - не знаю, а если все всплывём, то от этого островка до большой земли всё море заполним, - говорит нерпёпок. - Ну, всплывайте, - говорит лиса. - Я вас пересчитаю. Нерпёнок нырнул в воду, и вскоре море забурлило, и всплыли все нерпы этого моря. Было их видимо-невидимо! Заполнили всё море от островка до большой земли. И побежала лиса по головам к берегу. Бежит и приговаривает: "Раз, два, три! Раз, два, три! Раз, два, три!" Перепрыгивает с нерпы на нерпу, с головы на голову. Вот и берег. Прыгнула лиса на землю и давай хохотать. - Ну, сколько нас? -спрашивают нерпы. А лиса хохочет - остановиться не может. - Обманула я вас! - кричит. - Пo вашим головам сухой на землю выбралась! А считать-то я умею только до трёх! Зато хитростей у меня - трижды три! - Зря ты наш большой народ побеспокоила, - сказала старая нерпа. - Ты, лиса, вредный зверь. Хитростей у тебя и вправду много, однако не хватит, чтобы от человека уйти. Права была старая нерпа. Голодная лиса кинулась еду искать и тут же угодила в капкан. |
Автор: | Виталька [ 31 авг 2013, 12:03 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сказки коренных народов Приморья. |
Лайф Лайн писал(а): Айога (нанайская сказка) одна из моих любимых сказок в детстве ![]() |
Автор: | Лайф Лайн [ 28 сен 2013, 22:50 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сказки коренных народов Приморья. |
Мальчик и тигр. Негидальская сказка. Пять охотников собрались в тайгу, на соболиную речку. Там они каждую зиму охотятся, там у них охотничий балаган стоит. Там они будут ставить ловушки и самострелы на соболя. С ними мальчик-сирота просится. Отец его на охоте погиб. Мальчику пятнадцать лет, он с матерью живёт. Кто их прокормит? Мальчик просится, старший охотник не берёт. Старик говорит: — Как тебя взять? Где твоя удача? У отца не было удачи, на охоте погиб. У тебя не будет удачи, нас подвведёшь. А семьи у нас большие: их надо кормить. Мать просит: - Возьмите сына. Пора ему охотником стать. Он вырастет - всё селение будет кормить. Старик уступил. Взяли мальчика. Встали охотники на лыжи, пришли на соболиную речку. Вот и балаган. Дров заготовили, рядом сложили. В балаган зашли, огонь развели, согрелись, еды сварили, поели. Старик говорит: - Завтра чуть свет встанем, пойдём ставить ловушки. Ночью старик видел сон. Будто пришли к балагану шесть тигров. Старший тигр говорит: - Вы пришли за добычей, и нам нужна добыча. Одного своего отдайте. Иначе не уйдём. Пока одного не отдадите, никого из балагана не выпустим. Чуть свет старик проснулся, всех разбудил, говорит: - Я видел страшный сон, будто за нами тигры пришли. Рассказал им свой сон. Люди выглянули из дверей. Вокруг тигры сидят. И вправду пришли. Люди весь день в балагане сидят, дрова все сожгли. Холодно. Еды сварить не на чем. А за дровам и как выйдешь? Вокруг - тигры. Старик говорит: - Пока одного не отдадим, тигры нас не выпустят. Кого отдадим? Все молчат. Тогда мальчику старик говорит: - Вот она, твоя охотничья удача. Никогда такого не бывало. Сколько на свете живу - не видел. А тебя на охоту взяли - и тигры пришли. Ты виноват, ты к ним и пойдёшь. Мальчик плакать хочет, но не плачет. - Что ж, пойду, - говорит. Дверь открыл. Перед дверью огромная морда тигра. Мальчик будто вправо пошёл, а сам влево кинулся и тигра обманул, мимо него проскочил и вскарабкался на дерево, что стояло рядом с балаганом. Тигр - за ним. Мальчик - выше. Тигр чуть было за ногу мальчика не схватил, но сорвался и попал головой между стволом и толстой веткой. Повис тигр, страшно зарычал. Остальные тигры испугались, разбежались в разные стороны. Охотники выглянули из балагана и увидели, что тигров нет, а главный тигр, что сидел у самых дверей, повис на дереве, застрял головой между стволом и толстой веткой. Охотники встали на лыжи и - бежать! Мальчик им кричит: — Куда же вы? Не бойтесь! Тигра легко убить! Спасите меня! Но охотники не слушают, от страха обезумели, бегут без оглядки. А тигр страшным голосом ревёт, их подгоняет. Что делать мальчику? Взобрался он повыше, на самую вершину, она согнулась, и мальчик перепрыгнул на соседнее дерево. Спустился вниз. Говорит тигру: — Ты за добычей пришёл и вот - сам добычей стал. Тигр говорит: - Пожалей меня, освободи. Я к себе домой пойду. Никогда сюда не приду. Мальчик пожалел тигра. Взял топор, сук подрубил, тигр на землю упал. Тигр говорит: — Ты меня спас, жизнь подарил. Я тебе удачу подарю. Здесь ловушки ставь. Возьмёшь много соболей. Тигр ушёл. Мальчик вошёл в балаган, огонь развёл, обогрелся, чаю попил. Пошёл петли на соболя ставить. Утром петли проверять отправился. В первой был светло-серый соболь. За такую добычу что возьмёшь? "Обманул меня тигр", - подумал мальчик. Пошёл дальше. В каждой петле был соболь! Хорошие чёрные соболя! За такую добычу всё дадут! Обрадовался мальчик, опять ловушки поставил. Опять хорошие соболя! Так живёт мальчик в балагане. Шкурки снимает, мясо жарит на огне, ест. Шкурок много набралось. Наконец вынул из ловушек трёх чёрных пушистых соболей, трёх драгоценных соболей. Дунешь на такую шкурку — блестит, серебром отливает. Мальчик думает: "Пора домой. С такой добычей пора домой". Вот он к своему селению пришёл, подождал, пока стемнело. Ночью тайком в свой чум вошёл, свсех соболей в сундук спрятал, только светло-серого соболя на виду оставил. И лёг спать. Рано утром мать проснулась, видит: мальчик её спит. Уж как она обрадовалась! Разбудила сына, обняла его и говорит: - Как же ты спасся? Люди сказали, что тебя тигры съели. Смотрит мать на сына - не насмотрится. О добыче и не спрашивает. На соболя, что сверху лежал, и не взглянула. Утром всё селение знало — мальчик из тайги вернулся, живой вернулся! Жил в этом селении богатый купец, очень богатый. Он у охотников шкурки скупал. Потом в город ездил, продавал. Купец первый пришёл в чум к мальчику. — Ну, как промышлялось, охотник? Хороша ль добыча? Мальчик светло-серого соболя показал, самого плохого соболя. - О, я большой купец! Не таких соболей я пришёл смотреть. И это всё? Мальчик говорит: - Нравится - покупай, не нравится - не смотри! Купец говорит: — Вижу, ты хитришь, хочешь плохого соболя сбыть. Знаю, у тебя ещё есть. Долго в тайге пропадал. Что ты ел? Знает купец, что охотники в тайге соболье мясо едят. Иначе как проживёшь? Хочет купец посмотреть, что ещё есть у мальчика. Купил этого соболя. Мальчик вынул других соболей, похуже. - Э, нет, - говорит купец, - я же сказал тебе: не таких соболей я пришёл смотреть! Мальчик говорит: - Не нравится - не бери! Купец думает: "Нельзя ухоить. Мальчика тигр не тронул - значит, удачу подарил". Нечего делать , купил этих соболей. Мальчик вынул ещё. Купец купил ещё. И говорит: - Я всё куплю. Я жду, когда будет настоящий товар. Под самый конец мальчик вытащил из сундука три драгоценные шкурки. Чёрные пушистые соболя серебром отливают. - Вот за таким товаром я и пришёл! - кричит обрадованный купец. - Я знал, что у тебя они есть! Давай, давай, покупаю! Куцпец отдал все деньги, что у него были. Мальчик богатым стал. И на охоте он был с той поры саымым удачливым. Другие охотники с ним в тайгу просились — он брал. А те пятеро и не просились, глаза от мальчика прятали. Всё сказано. |
Автор: | Лайф Лайн [ 29 сен 2013, 21:18 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сказки коренных народов Приморья. |
Два охотника. Удэгейская сказка. Жили по соседству в двух чумах два охотника. Чумы их стояли на берегу Амура. В реке - рыбы полно, в тайге - зверя полно. Хорошая жизнь! Хорошая жизнь, если дружно жить. А охотники между собой не ладили. В одной реке рыбу ловят, в одной тайге ловушки на зверя ставят, а дружбы между ними нет. И всё потому, что один был большой-пребольшой, настоящий великан, а другой - совсем маленький, едва большому по пояс. Вот это и не давало им покоя. Едва друг друга завидят - начинаются насмешки. Не могут друг друга не подразнить. - Здравствуй, коротыш! - кричит большой охотник. - В кого ты такой удался? Чем тебя приплюснуло? Еловые пеньки в лесу - и те, наверное, побольше тебя! - Здравствуй, долговязый! - кричит в ответ маленький охотник. - Уж я-то знаю, почему ты такой большой - тебя в детстве дед да бабка вверх за уши тянули! И так - каждый день... И как только они умудрялись выдумывать всё новые и новые прозвища друг другу! Оба очень сердились. Идут они однажды по лесной тропе, друг над другом посмеиваются. Вскоре насмешки в ругань перешли. А ругань - в драку. - Ты - со мной драться?! - кричит большой охотник. - Да я тебя на одну руку посажу, а другой прихлопну! - А ну, посади! - кричит маленький охотник. - Пока ты сверху смотришь, меня ищешь, я тебе ноги ремнём перевяжу! Схватились они, дерутся и не видят, что к ним огромный медведь подкрадывается. А медведь улучил минуту и навалился на большого охотника. Подмял его под себя и рычит. Большой охотник кричит: - Спаси меня, дорогой друг! Выручай, погибаю! Маленький охотник забыл о драке. Схватил он увесистый сук, подскочил к медведю и ударил его по голове. Медведь взревел, отпустил большого и кинулся на маленького. Теперь маленький закричал: - Спаси, дорогой друг! Погибаю! У большого и сила большая. От его удара медведь мёртвым свалился. Сел большой на землю, пот со лба вытер. Маленький на ноги вскочил, тоже пот со лба вытер. Большой говорит: - Молодец ты, малыш! Храбрецом оказался!Если бы не ты - задрал бы меня медведь! Маленький говорит: - И ты, долговязый, молодец! С твоей силой не пропадёшь! Одним ударом медведя уложил! Страх прошёл. Сидят-радуются охотники, что оба живы остались. А живы остались, потому что против медведя вместе были. Большой говорит: - Что это мы с тобой всё дразним друг друга да дерёмся? Нам надо дружить, друг за друга стоять! Маленький говорит: - Когда мы вдвоём - мы вдвое сильнее! Когда мы вдвоём - нам никто не страшен! С тех пор охотники жили дружно, никогда не ссорились, добычей делились. Хорошая жизнь пошла! |
Автор: | Азарина [ 09 дек 2015, 00:20 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сказки коренных народов Приморья. |
Лайф Лайн Вот к этому? Сказки коренных народов Приморья. |
Автор: | Лайф Лайн [ 09 дек 2015, 09:09 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сказки коренных народов Приморья. |
Азарина да, к первой сказке в этом сообщении. Иллюстраций вообще много, хотела к каждому эпизоду вставить. |
Автор: | Лайф Лайн [ 18 ноя 2020, 13:17 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сказки коренных народов Приморья |
Это уже далеко не Приморье :)), но народ чем-то близок. Большое путешествие маленького мышонка. Эскимосская сказка Однажды маленький мышонок отправился путешествовать. Бабушка-мышь напекла ему в дорогу лепёшек и проводила до выхода из норки. Вышел мышонок рано утром, а вернулся к вечеру. — Бабушка! — закричал мышонок. — Ведь я, оказывается, самый сильный, самый ловкий, самый храбрый во всей тундре! — Как же ты это узнал? — спросила бабушка. — Шёл я, шёл, — принялся рассказывать мышонок. — и пришёл к большому-пребольшому морю. Волны по нему так и ходят. Но я не испугался, бросился в воду и переплыл море. — Знаю, знаю я это море! — улыбнулась бабушка. — Это олень топнул ногой, и в следе застоялась вода. — А дальше я гору перепрыгнул! — сказал мышонок. — Высокую-превысокую! Деревья на её верхушке за облака цепляются. Не обходить же, думаю, гору. — И гору твою я знаю! — усмехнулась бабушка. — За ямкой с водой стоит кочка, а на ней растёт трава. — А ещё я двух медведей встретил, - сказал мышонок. - Белого и бурого. Они дрались, друг другу кости ломали. Но я не испугался, бросился между ними и раскидал их в разные стороны. — Белая бабочка и жук - вот кто твои медведи! — рассмеялась бабушка. А потом подумала и добавила: — Но для такого маленького мышонка и копытный след — море, и кочка — гора, и бабочка с жуком — медведи. Если ты всего этого не испугался, значит, ты и вправду самый сильный, самый ловкий и самый храбрый во всей тундре. |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 10 часов |
Администрация сайта не несет ответственности за содержание рекламных материалов и информации, которую размещают пользователи. Ответственность за достоверность информации, адресов и номеров телефонов, содержащихся в рекламных объявлениях, несут рекламодатели. |