Имя: Алёна С нами с: 22 июл 2009 Сообщений: 14217 Благодарил (а):577 раз Поблагодарили:1218 раз
Виктор Александрович Чижиков - заслуженный художник России. Родился 26 сентября 1935 года в Москве. Закончил московскую среднюю школу № 103 в 1953 году, поступил в Московский полиграфический институт, художественное отделение которое закончил в 1958 году.
В 1952 году, будучи учеником средней школы, начал работать в газете "Жилищный работник", где получил первый опыт работы карикатуриста.
С 1965 года является членом редколлегии журнала "Мурзилка" . Карьеру начинал карикатуристом и шаржистом в журналах "Крокодил", "Веселые картинки", "Мурзилка". До сих пор сотрудничает с журналом "Вокруг света". Печатался в десятках газет и журналов. С 1960 года иллюстрирует книги в издательствах "Малыш", "Детская литература", "Самовар" и др. Работал с Э. Успенским, А. Барто, Ю. Ковалем, иллюстрировал произведения С. Михалкова, А. Волкова, Д. Биссет, К. Чуковского, А. Усачёва. Более 40 лет посвятил работе в детской книге. Пишет для детей стихи и сказки. Проиллюстрировал более ста детских книг, которые издавались в России и за рубежом. На его рисунках, полных солнечного света, юмора и радости, выросло не одно поколение читателей.
Олимпийский мишка похож на Виктора Чижикова. Это понятно: Чижиков его нарисовал. Портрет мишки занимает свое место на стене мастерской Виктора Александровича среди дружеских шаржей, фотографий друзей и рисунков котов. Мишка принадлежит народу, а коты — настоящая страсть Чижикова. Ему дай волю — он одних котов и рисует.
Как говорил мудрец Кот Фуций: “Котам не нужно конституций. Они живут под небосклоном По естественным законам”
Имя: Алёна С нами с: 22 июл 2009 Сообщений: 14217 Благодарил (а):577 раз Поблагодарили:1218 раз
Виктор Чижиков: На работу езжу в лифте
Он дальтоник. Может перепутать розовое с зеленый. Говорит, что о молодости было еще хуже, а сейчас прекрасно видит оранжевое, желтое, но все же лучше - холодные тона. В шоферы бы его не взяли, да ему и не надо. Художник он. Виктор Чижиков, СОЗДАТЕЛЬ Миши - символа Олимпиады-80, - живой классик детской иллюстрации. Я, например, до сих пор вижу его глазами многие персонажи Виктора Драгунского, и та же история, только с героями Эдуарда Успенского, повторилась у моих детей. Сколько ни пытались нарисовать Дядю Федора по-своему, а получалось «как у Чижикова».
- Виктор Александрович, как же вас приняли в Полиграфический институт с таким зрением? - Тогда было столько черно-белой продукции, что это не имело значения. 8 Полиграфическом всегда ценилось умение обращаться с черным и с белым - гравюра, офорт. Учиться я пришел, имея за плечами работу в моссоветовской многотиражке - я там публиковал карикатуры с шестнадцати лет... А вообще, я рисовал, сколько себя помню.
- Знаю, что вы были дружны со знаменитыми художниками Кукрыниксами... - Не то, что дружны - субординация соблюдалась, - но могли поговорить как художники... Когда классе в девятом знакомый архитектор Ершов привел меня в мастерскую Кукрыниксов, я притащил с собой чемодан политических карикатур, где бичевал Ли Сын Мана и не оставлял живого места на Франко.
- Это в каком же году? - В 51-м, пожалуй. Ну, ребенок воспитывался на газете «Правда» и на «Крокодиле»... Я тогда подражал Борису Ефимову. Мне нравилась его упругая линия с нажимом, эти огромные подошвы ботинок... Кукрыниксы стали смотреть и говорят: "Что это за отвратительное подражание?!». Ругали, ругали, и чемодан постепенно пустел, а на дне лежали шаржи, которые я делал на своих соучеников и преподавателей. Кукрыниксы спрашивают: «А это кто рисовал?». -«Тоже я»:- «Ну так вот же ты! Запомни: ты личность, и никогда не старайся быть кем-то другим. Так и рисуй!». И еще два часа они расспрашивали, кто у меня на этих шаржах, а я рассказывал. С тех пор Куприянов взял надо мной шефство. До конца его дней такие отношения сохранялись. Когда он был уже болен и не мог прийти на мою выставку, я после закрытия снял все рисунки и принес показать ему. И сейчас я стараюсь следовать Куприяновским принципам. Когда ко мне приходят молодые художники, никогда их не отвергаю.
- По-настоящему вас прославил все-таки "Мишка-талисман" - символ Олимпиады-80. Так что самое время отметить его 20-летие. Ваши завистники тогда говорили : «Чижиков на олимпийском Мишке озолотился»... А на самом деле? - В журнале «Англия» я прочел, что художнику, создавшему львенка Вилли для чемпионата мира по футболу, было выплачено 6 млн. 700 фунтов стерлингов. А мне за Мишку выписали тысячу триста рублей, получил тысячу сто восемьдесят. И года через три перевели еще рублей восемьсот.
- Это был гонорар за победу в объявленном конкурсе? - Нет, конкурс ничего не дал. Мой друг встретил на улице руководителя Союза художников, и тот сказал: «Вот вам бы, детским иллюстраторам, и заняться олимпийским Мишкой». Собрались у меня в мастерской четверо художников и рисовали медведей, каждый своих. Понакрутили их очень много - это были карандашные рисунки, поиски образа. Скажем, у меня, помимо известного теперь Мишки, были такие, которые вкладывались друг в друга, как матрешки. Отнесли все в Олимпийский комитет, и там ткнули пальцем: «Это кто рисовал?" -«Чижиков». - «Ну, пускай он сделает это в цвете». Я сделал и в апреле 77-го сдал оригинал. Позвонили мне в сентябре: "Поздравляем, ваш медведь прошел ЦК партии. Мы завтра даем его в газетах». Говорю: а разве не надо перед тем, как давать в газетах, оформить это юридически? Вроде бы согласились, а потом началось: «Автор не вы, а советский народ, который решил, что символом Олимпиады будет медведь». Чушь, нелепость, бред.
- Сколько книг вы проиллюстрировали? - Около ста, а с переизданиями раза в четыре больше. - Первую помните? - Книга Виктора Драгунского, «Тайна детской коляски». Летом я живу под Переславлем Залесским в селе Троицкое, которое входило в колхоз «Трудовик». Так от меня был больший эффект, чем от десяти сел, объединенных в этот «Трудовик», который всю жизнь на дотации государства, ни разу не принес прибыли.
- А соседи знают, кто живет рядом с ними? - Да, мы же там 25 лет. Отношения очень хорошие, если ты нормальный человек и не выпендриваешься, а живешь. Я там нарочно не завожу телевизор, чтобы не отвлекаться, и хожу смотреть хоккей к соседям. Они матерятся при мне так же как и без меня. Когда становишься частью - Итак, встаете вы утречком в деревне... - ...И, если нет жены, разогреваю кастрюлю, в которой сварил какую-то бурду на неделю. Чтобы получилось вкусно, надо бросать туда все, что любишь, а огонь доделает. Кастрюля бухтит, и я даже не знаю, что это будет, первое или второе. Если налить воды, то в основном получается первое. - А кроме воды? - Мясо кладу обязательно, иначе и затевать эту варку не имеет смысла, а потом с огорода капусту, картошку, морковку, петрушки побольше, сельдерея - связал пучком и бросил туда.
- Зачем же связывать? - Чтобы потом выбросить... Завтракать, обедать и ужинать я могу одной этой кастрюлей. Ну, еще молоко и грибы для разнообразия жизни, а так главный удар делаю на работу. - Теперь - о рецептах творческой кухни. Чем вы рисуете, как придумываете образы героев... - Рисую кистью и акварелью. Ленинградская акварель, по-моему, - самые лучшие краски в мире. Из коробки у меня исчезают только те краски, которые я вижу, а часть так и остается не тронутой... Моя работа сродни режиссерской. Я набираю состав «актеров» и проигрываю каждого: его манера ходить, манера плеваться - это все должно быть в иллюстрации. Художник может очень много, особенно в детской книге. Какую-то незначительную, с точки зрения автора, сцену можно раздуть до разворота, и наоборот, кульминационный момент вынести на заставочку.
- А не бывало так, что вы видите героя таким, а автор книжки говорит: "Нет, это не он»? - Да нет, со мной обычно соглашались... Я благодарю Бога, что он дал мне эту специальность. Это фантастически интересное дело, а главное, никто в мою работу не лезет! Люди, всю жизнь проработавшие в штате, говорили мне, какая это дикая мука -все время приходить на работу и видеть напротив тебя человека, который тебя ненавидит, и ты ему отвечаешь взаимностью, но приходится делать вид, что ничего не происходит.
- Неужели за всю жизнь вы никогда не работали в штате? - Ровно год, когда в «Веселых картинках» меня попросили побыть художественным редактором, пока там не подберут нового человека. Я согласился, а потом сам помог найти себе замену. А так я сам по себе. Живу на шестом этаже, мастерская на четырнадцатом, езжу на работу в лифте.
Беседовал Евгений НЕКРАСОВ (журнал "Крокодил" №5 за 2000 год, стр.6-7) Отсюда
Имя: Алёна С нами с: 22 июл 2009 Сообщений: 14217 Благодарил (а):577 раз Поблагодарили:1218 раз
Виктору Чижикову — 80!
Народный художник РФ Виктор Чижиков родился 26 сентября 1935 года в Москве.
26 сентября исполнилось 80 лет художнику Виктору Чижикову. Всю жизнь он посвятил иллюстрированию детских книг и создал запоминающиеся образы героев произведений Корнея Чуковского, Агнии Барто, Сергея Михалкова, Бориса Заходера, Юрия Коваля, Эдуарда Успенского, Николая Носова, Андрея Усачева, Алана Александра Милна и других.
Работы художника находятся в собрании Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Сейчас Виктор Чижиков — председатель Совета по детской книге России.
С юбилеем поздравил художника Дмитрий Медведев. «Более чем за полвека на ваших ярких и красочных работах выросло не одно поколение читателей. Они дарят людям необыкновенные ощущения радости и счастья, прекрасные и незабываемые мгновения детства», — отметил председатель правительства, пожелав художнику здоровья и творческого вдохновения.
2015 год - юбилейный год замечательного, всеми любимого художника Виктора Александровича Чижикова. "Мои истории о художниках книги и о себе" - так назвал этот альбом сам юбиляр. В нём собраны абсолютно все работы мастера: эскизы, наброски, карикатуры, иллюстрации к книгам и даже детские рисунки! А также памятные фотографии из семейного архива. Каждый образ с иллюстрации Чижикова - добрая история, которой с радостью и улыбкой делился Виктор Александрович, отбирая материал для книги. Мы записали на диктофон около 30 часов воспоминаний о жизни в целом, о семье, дружбе, художниках, писателях, книгах, об учёбе и, конечно, работе. Самые интересные из них вошли в альбом. Здесь за каждой маленькой историей - большая история жизни. Составитель: Семенов Александр.
Издательство: ИД Мещерякова, 2015 г. Страниц: 296 (Мелованная) Масса: 1702 г
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
Мнение авторов сообщений не является мнением администрации портала
и может отличаться от ее официальной позиции. Администрация сайта не несет ответственности за содержание рекламных материалов и
информации, которую размещают пользователи.
Ответственность за достоверность информации, адресов и номеров телефонов,
содержащихся в рекламных объявлениях, несут рекламодатели.