Продолжаю повествование, оказалось, что на него уходит всё свободное (и не очень) время, но хочется быстрее закончить, пока интерес не пропал
Четвертая часть – римская.Прилетели в аэропорт Фьюмичино (им. Леонардо да Винчи) днем – жара всё та же, только влажности нет. Леонардо экспресс – дорогое удовольствие – 15 евриков на нос, поэтому мы сели на автобус всего за 5 евро и через 45 минут (всего на 15 минут дольше Леонардо экспресса) были на центральном вокзале Термини. Посадка на автобусы до Термини (их там много разных компаний) – справа от выхода из любого терминала аэропорта, совсем рядом.
Термини – огромный муравейник, видимо точно все дороги ведут в Рим, и всем срочно понадобилось сюда приехать в этот день и в этот час
. Поэтому на вопрос сына: «Может опробуем римское такси?»,
повернула к стоянке такси. Быстренько погрузившись, показали адрес, поехали. Я по карте изучила, что мы где-то совсем рядом, но везде – сплошные пробки, такси стоит – счетчик тикает, жабка душит
. Доехали за 12,5 евро, рассчитались картой (и в такси можно, оказывается), т.к. не было сдачи.
Тут с заселением было не всё гладко. Мы должны были послать хозяйке или её бойфренду смс от Термини. Мы и послали, на всякий случай и ей, и ему, но как потом оказалось, смс-ки не пришли (хотя отчет от доставке был). Хозяйка тем временем изучала английский в Америке и решила на это время сдать свою квартиру, так что мы были её первыми квартирантами. Так что пришлось нам минут 40 поторчать в «парадном» возле консъержа
. Вот такой дворик.
Но закончилось всё хорошо, заселились, квартира понравилась – высоченные потолки, такие высокие, что была оборудована гардеробная вторым этажом, гостиная+кухня и спальня отдельно.
Приятным бонусом во всех квартирах прилагаются чай/кофе (натуральный), соль, сахар, масло растительное
. Сын с помощью интернета освоил гейзерную кофеварку ( или «мока»), обнаруженную на кухне. Очень вкусный в ней получается кофе – просто кайф для меня – кофеманки (я даже чемодан как-то во Вьетнаме купила, чтобы оттуда побольше кофе притаранить
, а кофе во Вьете вкуснючий).
В этот день мы очень устали (главным образом от духоты в Венеции) , поэтому погуляли по окрестностям, зашли в местный супермаркет, набрали еды и фруктов (самая вкусная черешня оказалась в Риме, впрочем, как и самая дорогая, также неплохие были дыни). Кстати, в Риме я почти не готовила, т.к. было обнаружено, что в соседнем супермаркете к обеду (а мы как раз бежали от жары домой к обеду) появляются готовые блюда, свеженькие и недорого, сын каждый день ел лазанью
(мясная и вегетарианская очень ему пришлись по вкусу), а я – нежнейшее мясо (вот всё это в тарелках на «нашем» столе).
И - отдыхать, чтобы встать пораньше, пока не жарко и отправиться окультуриваться в галерею Боргезе.
С утречка, плотно позавтракав, купили в табачной лавке (а у них все нужные мелочи в табачной лавке
) два проездных на 3 дня по 16,5 (проверили их у нас 1 раз, как и в Барселоне), сели прямо возле дома на трамвайчик – и чух-чух – поехали в
виллу Боргезе.
Трамваи в Риме никуда не торопятся, ходят очень медленно, останавливаются часто, так что в следующие дни мы доезжали на трамвае несколько остановок до метро и пересаживались. С метро – другие проблемы – всего 2 ветки и ни одна не идет через центр. Я читала, что римляне просто не могут проложить метро, т.к. при строительстве постоянно натыкаются на всякие древние реликвии. На одной из станций мы даже наблюдали за стеклом мини-музей, где было помещено всё, что было раскопано при строительстве этой станции.
Поэтому ехали мы о-о-очень долго и времени на побродить по вилле было мало, успеть бы галерею найти. Вилла (с парком) просто огромная! Как поведал путеводитель «Красный гид» она занимает площадь 80 гектаров, и на её площади находится 2 галереи и 3 музея! Вот как! Но у нас билеты – в известную во всем мире галерею Боргезе. А вот и она
Билеты были куплены он-лайн еще дома на официальном сайте
http://www.galleriaborghese.it/. Правда, этот сайт отправляет для покупки билетов на другой, но это нормально, т.к.
http://www.tosc.it/ - это официальный магазин Министерства культуры Италии, так что все в порядке. Цена - 11 евро взрослый, 2 – ребенок до 18 (правда была оговорка, для детей Евросоюза, но я решила, что мой деть – не хуже
, если что – доплатим на месте), плюс 2 евро с каждого за бронь. Предлагается выбрать время с интервалом в 2 часа, т.е. заходит определенное количество туристов строго на 2 часа. (Когда мы заходили, видели объявление, что все билеты до воскресенья раскуплены, а в воскресенье мы улетали). И это очень здорово, т.к. нет толпы и можно всё спокойно и размеренно посмотреть. А там таки есть на шо посмотреть!!!
Распечатки обменяли на 2 билета, сдали сумки и большие фотоаппараты. В других отчетах я читала, что прямо строго запрещено фотографировать, но мы этого не заметили. Отвернувшись от смотрителей, можно было запросто немного пофотать, что народ и делал.
Галерею Боргезе называют «королевой частных коллекций», и это чистая правда. История её собрания очень интересна. Собрал её князь Сципион Боргезе, видно очень влиятельный пройдоха
, специально для которого была придумана должность кардинал-племянника, то есть такого родственника папы, которому совершенно официально отходили все подарки. А если это были не подарки, то купленные за копейки шедевры, от которых отказались заказчики за "непристойность изображения". А вот и он
Из всех «окультуривающих» мест во время этой поездки галерея Боргезе понравилась мне больше всего
. Даже если бы в ней ничего не висело и не стояло – там было на что посмотреть, дальше процитирую: “Чего стоят великолепно сохранившиеся мозаики в сочетании с дивно инкрустированными полами из ценных пород камня и мрамора. Такое же великолепие - на стенах, где вместо пусть шелковых, но все-таки обоев или относительно недорогой росписи по штукатурке (как во многих других дворцах победнее) - роскошная флорентийская мозаика из натурального камня. А потрясающей красоты плафоны на потолках! Где мастерство художников, которые расписывали их, достигло таких высот, что порой кажется, что атласные ленты, знамена, крылья ангелов не написаны на штукатурке, а являются реальными объемными (!) деталями потолков.»
А уж вкупе с коллекцией (Бернини, Тициан, Канова, Рубенс, Караваджо…)
И все-таки их скульптура меня впечатляет больше, чем живопись (ну посмотрите, как впиваются пальцы в кожу Прозерпины – гениально же, а?)
А вот один из самых скандальных экспонатов - «Лежащая Венера» работы скульптора Кановы. Это портрет супруги князя Камилло Боргезе Паолины Бонапарте (сестры Наполеона, если не путаю), тогдашнего идеала классической женской красоты (слепок с груди Паолины хранится в наполеоновском музее в отдельном ларце). Статуя была главным предметом обсуждения в римских салонах. Впрочем, как и сама модель - любимая сестрица Наполеона, весьма экстравагантная особа, которая на язвительные вопросы римских матрон - как же она осмелилась позировать голой, отвечала сухо: «В мастерской Кановы хорошо топят"
.
Ну и живопись, конечно, всемирно известная. В галерее Боргезе хранится самая представительная коллекция полотен Караваджо. Здесь экспонируется шесть его картин, в то время как немногие музеи мира владеют более чем одной работой этого художника. К их числу относятся галерея Уффици во Флоренции, парижский Лувр и лондонская Национальная галерея. В каждом из них хранится по три полотна Караваджо.
Вот Караваджо «Давид с головой Голиафа» удалось зафотать, а вообще для ценителей (к коим мы себя, увы, отнести никак не можем) – лучше в альбомах смотреть, конечно
Наокультуривались, и – домой, жара в час дня уже была жуткая – под 40. Так и ходили – утро, вечер.
Вечером – Колизей! Понятное дело, что внутрь мы ни в Колизей, ни на Форумы и Палатин уже не попали, т.к. вышли после 18.00, на градуснике было +29! Ну что ж – так поглазеем. И снова – реконструкция и Колизея, и арки Константина!
Ну это мы уже более-менее спокойно восприняли, деньги в Евросоюзе на реконструкции-реставрации есть видимо, так что имеют полное право. Сфотали те части, что не в «лесах»
Аудиогид с того же помощника самостоятельным путешественникам сказал: “Colloseo – Построенный в 1 веке н. эр. Самый огромный, самый мощный, впечатляющий, морозом по коже оглушающий, амфитеатр Флавиев, сменивший имя на Колизей.
Восемь лет строительства, колоссальный архитектурный и технический замысел воплощенный в жизнь. Четыре основных входа позволяли совершать быстрый проход на арену, а через 80 арок всего за 10 минут можно было оказаться на пронумерованных зрительских местах.
Окончание строительства Колизея ознаменовался грандиозным торжеством.…И начался праздник, продолжавшийся ровно 100 дней. Деревянные настилы присыпали песком, чтобы лучше впитывалась кровь, вышли празднично одетые гладиаторы, выпустили из клеток празднично яростных львов и быков. И начался праздник… Кровавый, безжалостный, смертельный. И шли через выход жизни помилованные гладиаторы, а растерзанные трупы уносили рабы через выход смерти.»
Гуляем дальше (обожаю вечерние фотки)
Догуляли до площади Венеции. В Риме есть своя Эйфелева башня — здание, которое видно решительно отовсюду. Это Алтарь Отечества на площади Венеции, он же — монумент объединителю Италии Витториано Эммануило II (Il Vittoriano). Он же — «Вставная челюсть», «Пишущая машинка» и «Чернильница» (так обзывают его римляне). Как ни называй это белое сооружение, суть одна - скрыться от него невозможно. Зато ориентироваться по нему можно
Так и догуляли до фонтана Треви, где нас и постигло очередное разочарование в виде сухого фонтана на реконструкции
Но народ это не пугало, и всё равно в фонтан сыпались монетки, ну и мы бросили, зря что ли шли…
А назавтра был
Ватикан!
Доложу вам, что если бы у меня не были заранее куплены билеты, но мы никуда в Риме бы не попали, т.к. жара была просто неимоверная, я бы просто физически не смогла стоять в очереди даже с раннего утра. А потому очень порадовалась, что мы идем в музеи Ватикана при билетах, обходя километровую очередь (на часах 10 утра)
.
Билеты были куплены еще дома на сайте
http://biglietteriamusei.vatican.va/mus ... lang=en&do. Взрослый – 16, детский – 8 + по 4 евро на каждого за бронирование. В кассе обменяли распечатки на билеты. Можно было также купить билеты в сады Ватикана, но я предвидела сильную жару и пожалела свою слабенькую тушку
.
Вот сады Ватикана видны (потом еще с купола Сан-Пьетро посмотрим)
Посмотрели картины в Пинакотеке. Впечатлились. Вот «Снятие с креста» Караваджо. Напомню, что Св. Петра распяли вниз головой по его же просьбе, ибо он считал недостойным быть распятым, как Иисус.
Посмотрели мумий
Гобелены по эскизам Рафаэля
Дальше двигались по направлению «Сикстинская капелла» уже стройными рядами в потоке таких же страждущих увидеть жемчужину музеев.
Прошли Станцы Рафаэля, восхищаясь и стенами, и потолками
Шли очень долго, я и не ожидала, что будет так далеко. И всё время – в плотном потоке людей. И вот - она. Фоткать нельзя, но, если очень захотеть, то нет ничего невозможного…
Но это восхищает до глубины души, если знать историю, а мы-то знаем
:
«Работа над фресками началась во время понтификата Юлия II. В 1505 году папа заказал роспись Микеланджело. Тот поначалу отказывался, объясняя свое нежелание тем, что он не живописец, а скульптор, и предлагая поручить эту работу Рафаэлю. Однако понтифик настоял, чтобы именно Микеланджело занялся росписью капеллы.
Работы начались в 1508 году. Следующие четыре года художник провел лежа на спине на строительных лесах
– он расписывал свод. Фрески свода изображают эпизоды священной истории, зафиксированные в книге Бытия, – от сотворения мира до потопа.
Микеланджело работал один, отказавшись от помощников, которые, как он считал, не выполняют его требований. Работа затягивалась, что вызывало недовольство папы. Наконец труд был завершен; его результатом стало одно из прекраснейших произведений мирового искусства – Сикстинская капелла.
Микеланджело вернулся в капеллу спустя двадцать лет, чтобы по заказу папы Павла III выполнить фреску, изображающую Страшный суд. Когда через пять лет художник продемонстрировал готовую работу, понтифик в восхищении пал на колени.
Однако еще через два десятка лет папа Павел IV решил уничтожить росписи, полагая, что изображение наготы на них недопустимо. Лишь после долгих уговоров он согласился «одеть» персонажей фресок. Набедренные драпировки были написаны учеником Микеланджело Даниэле да Вольтеррой, который за это получил прозвище Рисовальщик штанов
. В 1980-е годы часть драпировок была снята.»
Выйдя из Сикстинской капеллы, все спускаются по красивой винтовой лестнице налево, но мы-то, начитавшиеся форумов перед поездкой
, хорошо знаем, что справа есть дверь, куда ведут некоторые группки туристов, а ведут их – в Собор Святого Петра мимо той очереди, что жарится под солнцем на площади перед Собором. Ну и мы, опустив глазки и роясь в сумке, быстренько проследовали в ту волшебную дверь, прошли по коридорам, догнав группу туристов с гидом, держащим высоко в руке закрытый зонтик с желтой ленточкой-флагом, и попали прямо таки к лифтам, ведущим на купол Собора.
Ну и решили сразу подняться, а уж потом осмотреть Собор. На лифте – 7 евро, по ступенькам – 5. Но лифт проходит только часть пути, остальные 382 ступеньки (есть табличка с информацией, чтобы рассчитывали силы, видимо
) надо подниматься пешком, по винтовой лестнице, которая в конце пути узенькая-узенькая. И вот – награда
Спутились гора-а-аздо быстрее, чем поднимались. И вот он – Сан-Пьетро – сердце Ватикана.
«Размеры базилики просто поражают – длина собора – 211 метров, ширина – 150 м, высота купола внутри – 119 метров, а максимальная высота собора с купольной надстройкой – 138 метров! Снаружи фасад венчают огромные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и 11 апостолов, исключая апостола Петра. В центральном нефе, на полу, находятся специальные отметки, показывающие размеры самых знаменитых храмов мира, чтобы посетители могли сравнить их с размерами Собора Святого Петра.
Интерьер собора поражает не только размерами, но и богатством убранства. В многочисленных капеллах расположены настоящие произведения искусства работы таких мастеров, как Микеланджело, Бернини, Антонио Поллайоло и многих других. В капеллах находятся усыпальницы многих римских пап.»
Но мой сынок уже устал впечатляться, хотел есть, пить и много чего еще, да и я притомилась, поэтому слушать аудиогид мы не стали, просто походили, посмотрели, пофоткали. Всё настолько поразительно монументально и красиво, дух захватывает!
За пуленепробиваемым стеклом – «Пьета» Микеланджело - единственная его подписанная работа. «Пьету он создал в 24 года и выставил на обозрение, сам он затерялся в толпе и услышал то, чего боялся. Люди присвоили Пьету другим мастерам, поэтому он выбил свое имя на перевязи Мадонны. Больше ему не пришлось подписывать свои скульптуры никогда.»
Окончание следует...