Начнем с истории….
Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.
Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию.
Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран
Целями процесса являются:
• построение европейской зоны высшего образования;
• обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние;
• достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования;
• повышение качества образования;
Декларация содержит семь ключевых положений. Остановимся на основных:
1. Введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет (бакалвр). Второй должен вести к получению степени магистра.
Бакала́вр академическая степень или квалификация, приобретаемая студентом после освоения базовой программы обучения. В России этот уровень подготовки введён в 1993 году. Нормативный срок программы подготовки бакалавра (при очной форме обучения) — 4 года.
Однако введение в России двухуровневой системы столкнулось с серьезными проблемами.
• Так, проблемой, затрагивающей жизненно важные для студентов моменты, является то, что на 2 курсе магистратуры истекает 5-летняя отсрочка от призыва в армию, связанная с традиционным пятилетним обучением.
• Переход на двухступенчатую систему высшего профессионального образования потребует перелицензирования всех высших учебных заведений,
• Создание и изменение всех учебных программ: бакалавр (4 года), магистр (6 лет), специалист (5 лет)
Одним из ключевых вопросов, обсуждаемых в рамках Болонского процесса, является вопрос о сопоставимости дипломов (Т.Е.: дипломы всех учебных заведения стран, которые подписали Болонскую декларацию являются сопоставимыми – и должны приниматься везде. НАПРИМЕР: студнт, получивший степень бакалавра ВГУЭС может поступить на магистратуру в Оксфорд).
В настоящее время ДАЖЕ при отсутствии существенной разницы в содержании программ обучения получить признание российского диплома для работы за рубежом очень сложно. В России признание диплома осуществляется через систему государственной аккредитации, в то время как в Европе этим занимаются профессиональные ассоциации. И реальность такова, что, несмотря на конвенции, эти ассоциации не хотят признавать российские дипломы.
Еще одно последствие - Распространения бакалавриата - рано или поздно приведет к упрощению школьного обучения — во имя здоровья детей, разумеется. А это еще существеннее уменьшит доступность по-настоящему хорошего образования. При упрощенной школьной программе знаний, необходимых для хорошего вуза, уже не получишь, дополнительные же занятия подорожают. К тому же их нужно будет больше. В реальности же двухступенчатая система снизит общий уровень образования и сократит его доступность, так как магистратура (следующая ступень, 2 года) пока предполагается не как автоматическое продолжение обучения, а как отдельная ступень. Бюджетных мест здесь будет значительно меньше. Формально введение бакалавриата объясняют тем, что сокращение на год срока обучения позволит молодым людям быстрее подготовиться к работе, да и в целом стоимость образования снижается. Однако чем же поможет такое ускорение молодым людям, если они окажутся невостребованными на рынке труда?
Еще одна особенность: будут обязательные дисциплины, стоимость которых входит в цену «итого» (допустим, 30 тыр в год): например для экономиста: экономическая теория, социология, математика… во-вторых, обязательные на выбор студента: из 20 курсов за 4 года надо выбрать 5. Например для того же экономиста: экономика КНР, макроэкономика… (идут по разным ценам, в зависимости от преподавателя и длительности курса: 300 - 1000 рублей за курс) И в-третьих, дополнительные: Маркетинг, Внешнеэкономическая деятельность… (опять же плюс 300-1000 рублей за курс). Студент сам выбирает какие курсы из пунктов 2 и 3 он будет посещать.
Трудновато, на мой взгляд, будет студентам также самостоятельно составлять программу обучения. Нужно очень хорошо знать содержание профессии, суть квалификационных и профессиональных требований, хорошо разбираться в предлагаемых для изучения предметах, чтобы составить такую программу. Не знаю, как с этим справятся учащиеся, но чиновники не очень-то с этой задачей справляются, как я могу судить по учебным планам для некоторых недавно открытых специальностей
Ряд мер, предусмотренных Болонским процессом, вообще не учитывает сложившуюся систему распределения преподавательской нагрузки, организации работы вузов, сложившейся практики контактов преподавателей и студентов. Речь идет о так называемых кредитах (учебных зачетных единицах), модульной системе обучения, когда студент сам формирует свою нагрузку и выбирает «тьюторов», то есть наставников, которые будут помогать в этом. А как быть с дискуссионностью многих проблем, с сосуществованием разных, порой противоречивых научных школ и концепций?
В настоящее время не достаточно продумана система поступления в магистратуру:
• Далеко не все ВУЗЫ будут иметь аккредитацию для работы с магистратурой и не по всем специальностям. Т.е. учить могут, а для защиты магистерской диссертации – идите в другой ВУЗ.
• Будет ли автоматическое зачисление в магистратуру после бакалавриата в одном ВУЗе.? Некоторые это практикуют – но нигде ничего не прописано. И отучившись 4 года можно быть неприятно удивленным сдачей экзаменов и отсутствием бюджетных мест.
• Чему учить в магистратуре, если 5 летнюю программу впихнули в программу бакалавриата?
Положение №2. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни». Т.е. приближенно: количество часов за определенный предмет…
На практике система ECTS используется при переходе студентов из одного учебного заведения в другое на всей территории Европейского союза и других принявших эту систему европейских стран.
Что такое система кредитов?
Система кредитов - это систематический способ описания образовательной программы, состоящий в присуждении кредитов ее компонентам. Определение кредитов в системе высшего образования может базироваться на различных параметрах, таких как трудозатраты студента, требования к выпускнику и контактные часы.
Что такое Европейская система перевода кредитов (ECTS)?
Европейская система перевода и накопления (До настоящего времени ECTS на практике является исключительно переводной системой (примечание переводчика) кредитов ECTS это ориентированная на студента система учета трудозатрат учебной работы (студента), необходимых для освоения образовательной программы; система должна быть сформулирована в терминах требований к результатам обучения (включая компетенции).
Как развивалась система ECTS?
ECTS была предложена в 1989 г. в рамках программы Эразмус (сегодня это часть программы Сократос). Это единственная система кредитов, которая прошла успешное тестирование и в дальнейшем использовалась в Европе. ECTS была специально разработана и использовалась для перевода кредитов. Эта система упрощает признание периодов обучения за рубежом и тем самым способствует расширению студенческой мобильности в пределах Европы. В последнее время ECTS развивается как накопительная система, и предполагается ее внедрение как накопительной на университетском, национальном и общеевропейском уровнях. Эта задача является одной из главных, установленных Болонской декларацией (июнь 1999 г.).
Зачем вводить ECTS?
ECTS позволяет структурировать образовательные программы и сделать их «легко читаемыми» и сравнимыми для всех студентов - местных и зарубежных. ECTS упрощает мобильность и академическое признание. ECTS помогает университетам организовать новые и пересмотреть существующие учебные программы. ECTS может быть применена для самого широкого круга программ, не зависимо от профиля и методов преподавания. ECTS делает европейскую систему высшего образования более привлекательной для студентов других регионов и континентов.
Каковы основные черты ECTS?
1. Основной принцип ECTS состоит в том, что трудозатраты студента очной формы обучения в течение одного учебного года оцениваются в 60 кредитов. Годичные трудозатраты очного обучения в Европе в большинстве своем составляют 1500 - 1800 часов; пи этом один кредит составляет 25 - 30 часов учебных трудозатрат.
2. Кредиты ECTS могут быть зачтены только после успешного выполнения всей установленной учебной работы и надлежащей оценки результатов обучения. Результаты обучения формулируются как требования к компетенциям, определяющие, что студент должен знать, понимать и уметь делать после завершения обучения - длительного или краткого.
3. Трудозатраты студента в рамках ECTS определяются временем, требуемым для завершения всех запланированных видов учебной работы, таких как посещение лекций, семинаров, самостоятельных или частных занятий, подготовка проектов, экзамены и пр.
4. Кредиты включаются во все без исключения компоненты учебной программы (дисциплины, курсы, практики, подготовка выпускной работы и т.д.) и отражают объем работы по освоению каждой компоненты (достигаются результаты обучения) по отношению к полному объему трудозатрат, необходимому для успешного обучения (по очной форме) в течение года.
Успеваемость студента определяется с помощью местной (национальной) шкалы оценок. Весьма желательна практика дополнительного использования шкалы оценок ECTS, особенно в случая перевода кредитов. Шкала ECTS оценивает успеваемость студента на статистической основе. Это означает, что для определения оценки по шкале ECTS, необходимо вести рейтинг успеваемости по каждой дисциплине (и другим видам учебной работы). По месту студента в рейтинге (по дисциплине или другому виду учебной работы) он получает следующие положительные оценки:
А - лучшие 10%
В - следующие 25%
С - следующие 30%
D - следующие 25%
Е - следующие 10%
Подразделяются на два вида только оценки FX и F, которые выставляются неуспевающим студентам. FX означает: «плохо - требуется небольшая дополнительная работа для прохождения курса». F означает: «плохо, требуется значительная дополнительная работа». Включение неудовлетворительных оценок в Лист успеваемости возможно.
Каковы основные документы ECTS?
1. Стандартный Информационный пакет/Каталог курсов университета составляется на двух языках (или только на английском - для программ, изучаемых на английском языке), размещается на веб-сайте и/или издается в печатном виде. Информационный пакет/Каталог курсов должен содержать информацию, определенную контрольным списком ECTS (см. приложение), включая информацию для иностранных студентов за границей.
2. Договор на обучение содержит список дисциплин для выбора с указанием числа кредитов за каждую дисциплину. Этот список должен быть согласован между студентом и ответственным работником образовательного учреждения. При переводе кредитов студентом должен согласовать Договор на обучение с двумя задействованными образовательными учреждениями и, после осуществления перевода, немедленно обновлен.
3. Лист успеваемости («зачетная книжка») отражает успеваемость студента; он содержит список взятых дисциплин, полученное число кредитов ECTS, число местных или национальных кредитов (если таковые есть), местные оценки и, по возможности, оценки ECTS. При переводе кредитов Лист успеваемости должен выдаваться университетом убывающим студентам перед их отъездом и принимающим университетом прибывающим студентам в конце периода их обучения.
Что такое приложение к диплому?
Приложение к диплому - это документ, прилагаемый к диплому о высшем образовании и стандартным образом описывающий направление (профиль), уровень, объем, содержание и статус образования, которое осваивал и успешно завершил выпускник образовательного учреждения. Приложение к диплому обеспечивает прозрачность и упрощает академическое и профессиональное признание квалификаций (дипломов, степеней, сертификатов).
Одно из самых болезненных требований — обязательное интернет-тестирование для всех учебных курсов федерального компонента. Тесты предлагаются централизованно, по результатам тестирования оценивается работа преподавателей, такое тестирование становится условием обязательной аттестации вуза, которая проводится раз в пять лет. Для каждого предмета предлагается несколько обязательных «дидактических единиц», разделов дисциплины, которые должны присутствовать в учебной программе. В случае, если хотя бы по одной «дидактической единице» тестирование окажется неудовлетворительным, кафедра, за которой числится предмет, не будет аттестована
Это конечно далеко не все... Одно дело - документы, другое дело - как это реализуется в наших ВУЗах. Так что, спрашивайте, комментируйте. Тема очень интересная.
Часовой пояс: UTC + 10 часов |
![]() |
[ Сообщений: 53 ] Страница 1 из 3 1, 2, 3След. |
|
Автор | Сообщение | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|||||||
Сообщений: 355 Откуда: Владивосток Благодарил (а): 16 раз Поблагодарили: 60 раз |
|
||||||
Вернуться к началу |
|
|
|||||||
Сообщений: 355 Откуда: Владивосток Благодарил (а): 16 раз Поблагодарили: 60 раз |
|
||||||
Вернуться к началу |
|
|
||||||
Сообщений: 959 Откуда: Владивосток Благодарил (а): 34 раза Поблагодарили: 18 раз |
|
|||||
Вернуться к началу |
|
|
||||||
Сообщений: 4398 Откуда: Владивосток Благодарил (а): 286 раз Поблагодарили: 569 раз |
|
|||||
Вернуться к началу |
|
|
|||||||
Сообщений: 355 Откуда: Владивосток Благодарил (а): 16 раз Поблагодарили: 60 раз |
|
||||||
Вернуться к началу |
|
|
|||||||
Сообщений: 355 Откуда: Владивосток Благодарил (а): 16 раз Поблагодарили: 60 раз |
|
||||||
Вернуться к началу |
|
|
||||||
Сообщений: 4398 Откуда: Владивосток Благодарил (а): 286 раз Поблагодарили: 569 раз |
|
|||||
Вернуться к началу |
|
|
|||||||
Сообщений: 355 Откуда: Владивосток Благодарил (а): 16 раз Поблагодарили: 60 раз |
|
||||||
Вернуться к началу |
|
|
|||||||
Сообщений: 355 Откуда: Владивосток Благодарил (а): 16 раз Поблагодарили: 60 раз |
|
||||||
Вернуться к началу |
|
|
||||||
Сообщений: 4398 Откуда: Владивосток Благодарил (а): 286 раз Поблагодарили: 569 раз |
|
|||||
Вернуться к началу |
|
|
||||||
Сообщений: 959 Откуда: Владивосток Благодарил (а): 34 раза Поблагодарили: 18 раз |
|
|||||
Вернуться к началу |
|
|
||||||
Сообщений: 959 Откуда: Владивосток Благодарил (а): 34 раза Поблагодарили: 18 раз |
|
|||||
Вернуться к началу |
|
|
|||||||
Сообщений: 355 Откуда: Владивосток Благодарил (а): 16 раз Поблагодарили: 60 раз |
|
||||||
Вернуться к началу |
|
|
||||||
Сообщений: 4952 Благодарил (а): 81 раз Поблагодарили: 303 раза |
|
|||||
Вернуться к началу |
|
|
|||||||
Сообщений: 355 Откуда: Владивосток Благодарил (а): 16 раз Поблагодарили: 60 раз |
|
||||||
Вернуться к началу |
|
|
||||||
Сообщений: 4952 Благодарил (а): 81 раз Поблагодарили: 303 раза |
|
|||||
Вернуться к началу |
|
|
|||||||
Сообщений: 355 Откуда: Владивосток Благодарил (а): 16 раз Поблагодарили: 60 раз |
|
||||||
Вернуться к началу |
|
|
||||||
С нами с: 30 мар 2009 Сообщений: 11046 Изображений: 1 Откуда: Первая речка Благодарил (а): 546 раз Поблагодарили: 552 раза |
|
|||||
Вернуться к началу |
|
|
|||||||
Сообщений: 355 Откуда: Владивосток Благодарил (а): 16 раз Поблагодарили: 60 раз |
|
||||||
Вернуться к началу |
|
|
||||||
С нами с: 30 мар 2009 Сообщений: 11046 Изображений: 1 Откуда: Первая речка Благодарил (а): 546 раз Поблагодарили: 552 раза |
|
|||||
Вернуться к началу |
|
![]() ![]() |
[ Сообщений: 53 ] Страница 1 из 3 1, 2, 3След. |
Часовой пояс: UTC + 10 часов |
Кто сейчас на конференции |
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2 |
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения |
|
Мнение авторов сообщений не является мнением администрации портала
и может отличаться от ее официальной позиции. Администрация сайта не несет ответственности за содержание рекламных материалов и информации, которую размещают пользователи. Ответственность за достоверность информации, адресов и номеров телефонов, содержащихся в рекламных объявлениях, несут рекламодатели. |