VLADMAMA.RU https://vladmama.ru/forum/ |
|
Христианство и искусство https://vladmama.ru/forum/viewtopic.php?f=259&t=218831 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Сеничка [ 12 дек 2014, 01:06 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Религия и искусство |
«Мысль Пушкина» – лекция Ольги Седаковой ![]() льга Александровна Седакова — поэт, филолог, переводчик, прозаик. Родилась в Москве. Окончила филфак МГУ и аспирантуру Института славяноведения и балканистики, кандидат филологических наук. Ведущий научный сотрудник Института мировой культуры (МГУ). Автор 25 книг, среди которых — 14 книг стихов (включая переводные на английский, французский, немецкий, датский, иврит) и двухтомное собрание стихов и прозы, 5 книг прозы, 2 книги переводов, том исследований по традиционной славянской обрядности, а также «Словарь трудных слов из богослужения. Церковнославянско-русские паронимы» (2008). Публиковала поэтические переводы из Р. М. Рильке, П. Целана, П. Клоделя, Т. С. Элиота и др. Лауреат Премии Андрея Белого (1982), Европейской премии поэзии (Рим, 1995), Премии имени Владимира Соловьева «Христианские корни Европы» (Ватикан, 1998), Премии Александра Солженицына (2003) и др. Доктор теологии honoris causa Европейского гуманитарного университета в Минске (2003). Кавалер Ордена искусств и словесности Французской Республики (2005). Источник: http://www.pravmir.ru/ |
Автор: | Сеничка [ 14 янв 2015, 01:33 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Религия и искусство |
Мелодия духа Фильм рассказывает об истории и развитии русского богослужебного пения от Крещения Киевской Руси до наших дней. Принесённое на Русь из Византии церковное пение обрело на Руси собственное звучание. «Мелодия духа» раскрывает глубину и тайный смысл, сокрытые в звучании Знаменного распева, в его сложной знаковой системе - крюках, по которым пели русские распевщики. Вы узнаете о том, как вместе с русским обществом развивалось древнерусское церковное пение, о новых распевах, сформировавшихся на основе знаменной мелодии, и о том, как многоголосное пение постепенно вытесняло исконно русские распевы из Православного богослужения. Вы увидите уникальные фрески, сохранившиеся в Спасо-Преображенском храме Мирожского монастыря, созданные византийскими мастерами-иконописцами в XII веке, древние рукописи кондакарной нотации и множество удивительных древнерусских церквей, чудом уцелевших на необъятных просторах Русской земли. |
Автор: | Сеничка [ 25 янв 2015, 15:31 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Христианство и искусство |
Митрополит Иларион. Лекция «Православная икона» Лекция посвящена бесценному сокровищу Христианской Церкви и всего мирового искусства -- православной иконе. Икона -- это не только украшение храма или иллюстрация Священного Писания, она -- полное ему соответствие, предмет, органически входящий в богослужебную жизнь. О ее эволюции и содержании в исторической и богословской перспективе рассказывает митрополит Иларион (Алфеев). |
Автор: | Сеничка [ 25 янв 2015, 15:39 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Христианство и искусство |
Икона Икона - это окно в другое измерение жизни. Что означают хотя бы некоторые из неисчислимого множества сюжетов икон? Почему сходство с человеком плотским условно? В чем разница между иконописцем и художником, живописью и иконописью? Фильм даст ответы на эти и многие другие вопросы. В Пасху, на день рождения или свадьбу мы дарим иконы. Дарим и тогда, когда чувствуем, что кто-то из ближних переживает нелегкое время. Именно с иконой мы связываем таинственную возможность защитить свое или чье-то счастье, получить помощь и опору в беде, болезнях, соблазнах, трудах. Подарок чудесный и значительный. Мы уверены в этом даже тогда, когда образы, символика, атрибуты, запечатленные иконописцем, нам непонятны, история иконы неизвестна, а , и взаимное расположение фигур не открывают нам своего сокровенного смысла. Так что же такое икона? Ответ удивителен и на первый взгляд прост: окно, вход в другое измерение жизни. В иконе нет земных картин и портретов, но есть образ мира горнего и тех, кто сейчас в этом мире обитает. По словам священника Павла Флоренского, святая икона и святая жизнь - есть нечто, "имеющее иную реальность", в иной плоскости бытия пребывающее. По замыслу авторов фильма, неспешно и внимательно вглядываясь в самые чтимые в России иконы вместе с богословами и искусствоведами, священнослужителями и мирянами, с теми, кто реставрирует и пишет иконы сегодня, зритель найдет ответ на многие вопросы. Что означают хотя бы некоторые из неисчислимого множества сюжетов икон? Почему сходство с человеком плотским условно? Кто был первым иконописцем? Какие предания мы находим в иконах житийных? О чем напоминают нам образы диких зверей и птиц рядом со святыми? В чем разница между иконописцем и художником, живописью и иконописью? |
Автор: | Сеничка [ 28 май 2015, 10:00 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Христианство и искусство |
МОЗАИЧНАЯ КРАСОТА Беседа с художником Дмитрием Кунцевичем Дмитрий Кунцевич, мозаичной мастерской минского Свято-Елисаветинского монастыря, – о радостях и сложностях работы с мозаикой, о секретах этого древнего искусства, о творчестве как со-работничестве Богу. ![]() Основание мастерской и кое-что оставшееся «за кадром» – Дмитрий, расскажи, пожалуйста, как мастерская начала быть. – Наша мастерская существует уже около 12 лет. Она была основана по благословению духовника Свято-Елисаветинского монастыря – протоиерея Андрея Лемешонка. Когда в монастыре начали возводить храм в честь иконы Божией Матери «Державная», спроектированный в византийском духе, идея мозаичного убранства показалась очень уместной. Монахиня Марфа и архитектор Николай Дятко, ответственные за храм, вынесли эту идею на обсуждение отца Андрея и сестер. Батюшка благословил: «Давайте попробуем мозаику». Начиная работать в Державном храме, мы не представляли, что сможем осуществить такой грандиозный проект. Но когда воплотилось задуманное, а точнее сказать – немыслимое, у всех была такая радость – Пасха! Художественный ликбез – А с чего начинали? – Начинали с нуля – то есть с меня… Тогда, еще будучи студентом, я нес послушание в сестричестве – посещал болящих в интернате при психоневрологическом диспансере (микрорайон Новинки г. Минска. – Ю.Г.), помогал в иконописной. Решил привлечь своих друзей – тех, с кем учился в Академии искусств. Некоторые из них уже были верующими людьми, кто-то начинал воцерковляться. Именно эти братья стали основой, фундаментом и авангардом нашей артели: Михаил Лавшук, его брат Димитрий, Саша Трусковский, Максим Дударев, Денис Черновец и др. Мы трудимся вместе до сих пор. Про «пуд соли» не скажу, но тонны смальты уже «съели». Делать «как получается» не имеем права – Интересно узнать о самом процессе создания мозаики. – Внешнюю сторону можно описать достаточно просто. Это так: делается эскиз, разрабатывается богословская программа, цветовое решение, подбираются колера; потом – «картон» в размер; далее набор на стене в раствор – мозаика готова. Однако внутренний процесс много сложнее – автор переживает всё на «своей шкуре», и зачастую очень болезненно. Эскизу предшествует замысел, идея, которая может быть очень абстрактной, например: «слава Божия и красота иного мира». В принципе, полная абстракция, но именно это является центральным образом в нашем искусстве: кусочек Царствия Божия, Небесного Иерусалима, мира, перерожденного Святым Духом, преображенного благодатью. В реальной жизни мы практически не встречаем воплощения подобной идеи в чистом виде: святыня соседствует с хаосом, безобразием, ужасом, всё искажено, запутано… Только Божественная Литургия, деятельная и молитвенная помощь ближнему, церковное служение (совершенно разного рода), осознание своей вины могут дать нам на мгновение пережить опыт близости Божией, ощутимого присутствия Христа. Тогда абстракция перерождается в конкретную композицию, обретает ясные очертания, воплощается в изображение праздника или отдельного святого. Диалог со временем – Мозаика считается одной из самых долговечных техник. Это так? – В смысле долговечности и сохранности мозаика действительно лучше многих живописных техник. Дольше всего мозаика сохраняется в тех широтах, где ровный климат, влажность и температура воздуха не сильно разнятся на протяжении года. Так что в Средиземноморье, например, мозаика будет стоять гораздо дольше, нежели у нас. В наших широтах температура воздуха колеблется от –20 до +30 градусов, а влажность достигает 100 процентов, причем всё это в короткие промежутки времени. Поэтому мозаика в таком климате сохраняется хуже. «Работа у нас – соборная» – Как ты считаешь, чем отличаются мирские художественные объединения от церковной артели? – В Церкви мы стремимся, несмотря на нашу неготовность, нести церковное послушание как служение, получать духовную пользу, даже если это больно, расширять свои интересы – и в вертикальном векторе тоже. Хотя, конечно, бывает и непонимание между людьми, неприязнь, нежелание всего вышесказанного – очень тяжелые моменты. Между качеством и количеством – У мастерской сейчас много заказов? – Заказов много, слава Богу. На данный момент труд мозаичиста востребован. Мы размышляли, как нам быть в такой ситуации. То ли реагировать на рынок, стараться делать быстро – в этом есть конкретный резон. То ли делать упор на качество и не гнаться за количеством, предъявлять к работе высокие художественные требования. Наверное, некий компромисс в подобных решениях присутствует всегда, и всякий раз, сталкиваясь с этим вопросом, мы заново пытаемся найти ответ. От Минска до Йоханнесбурга – Какие основные ваши проекты ты бы выделил? – Если говорить о завершенных проектах, в первую очередь нужно упомянуть наш монастырский храм в честь иконы Божией Матери «Державная». Небольшие мозаики, а также росписи есть и в других наших храмах – на монастырском подворье, на фасаде церкви Северного кладбища в Минске. Сейчас планируем начинать росписи в Елисаветинском храме (Свято-Елисаветинского монастыря. – Ю.Г.). Отец Андрей мечтает о Крестовоздвиженском соборе, проект которого еще в работе. Он говорит, что для него это будет лебединая песня… Сделано с Любовью – Чего ты, как руководитель, желал бы для мастерской? – Хочется, чтобы творчество было праздником и для исполнителя-мозаичиста, и для заказчика, и для всех молящихся. Возможно, это единственное, что способно удержать людей в мастерской, в коллективе, в профессии, в деле, в Церкви. Всё остальное утомляет, исчерпывает себя… Но если почувствуешь в процессе работы, что ты приобрел новый опыт, открыл для себя нечто, доселе не известное, если смог обрести идею, наполниться смыслом и поделиться им с людьми, если это хоть для кого-то стало неким откровением – то, полагаю, это и можно назвать главным стимулом в творчестве и жизни. Хочется, чтобы, несмотря на множество заказов и сжатые сроки, суету, занятость и трудности, именно это присутствовало в нашем труде. Если что-то сделано с любовью, в порыве превзойти свою ограниченность, свое нынешнее жалкое умение, если это попытка суметь больше, чем можешь на сегодняшний день, попытка дать возможность действовать Богу, а не только себе-испорченному – тогда можно ожидать Божией помощи и результата. С Дмитрием Кунцевичем беседовала Юлия Гойко Источник: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/75594.htm |
Автор: | Сеничка [ 19 июн 2015, 15:27 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Христианство и искусство |
Протоиерей Андрей Ткачёв: Мешает ли культура верить в Бога? Бытует мнение, что вера и культура конфликтуют, культура является определённым препятствием на пути к Богу. Эта стереотипная идея распространилась столь широко, что нередко богословы вынуждены были выступать в «оправдание культуры». Так, архимандрит Киприан Керн как-то заметил, что грош цена тому христианину, который изолируется от мира достижений науки, искусства, литературы, опасаясь, что они способны поколебать его веру. Тем не менее, следует признать, возможности культуры ограничены – есть сферы, где она оказывается бессильна. Это особенно остро ощущается в кризисное, военное время. Об этом писали когда-то писатели «потерянного поколения» (Ремарк, Бёлль и пр.) Протоиерей Андрей Ткачёв развеивает мифы относительно православного отношения к культуре, пытается очертить границы возможностей культуры и указать на те области, где почвой, на которую можно опереться, служит лишь вера. ![]() – Протоиерей Георгий Флоровский когда-то размышлял над вопросом: «Нужна ли «культура» для осуществления человеком своей личности, или же культура – не более как внешние одежды, нужные в некоторых случаях, но не принадлежащие органически к самой сущности человеческого существования?» Отец Андрей, как бы вы ответили на этот вопрос? – Культура неизбежно порождается более или менее сложившимся мировоззрением. И вклад отдельной культуры в общемировую копилку зависит от того, насколько глубоки корни мировоззрения, эту культуру породившего. Человек непременно будет плакать на похоронах и танцевать на свадьбе, будет силиться дать окружающему миру этические и эстетические оценки: «хорошо» – «плохо», «красиво» – «безобразно». Обязательно возникнут оценки мистического характера: запреты, табу (нельзя никогда) и поощрения, положительные требования (делай так, ибо это похвально). Так что возникновение установленного обряда, более-менее сложного культа, ритуала, цикла праздников, касты жрецов, культовых зданий и проч. – есть только дело времени. Таким образом, стройная система нравственно-эстетических требований, входящих органично в строй народной жизни, – это общечеловеческое явление. Это и есть культура. – Почему веру и культуру рассматривают нередко как нечто оппозиционное? Связано ли это с интерпретацией эпизода Быт. 2:7, когда фактически первый культурный жест – прикрытие наготы одеждой из сшитых листьев смоковницы – был связан с фактом грехопадения? – Оппозиционной к вере является не культура вообще, а специфическая культура – та, что рождена идеологией гуманизма. Это европейское дитя нового времени. Суть проста – Бога вытесняем из центра мира, и помещаем туда человека. Он теперь главный, а небеса пусты. Продолжаем петь, но уже не молитвы, а много всякого другого. Именем «храм» называем музеи, театры и научные библиотеки. Проповедуем, но не с кафедры, а на митингах и с театральных подмостков. В качестве священной касты определяем сначала ученых, потом финансистов и политиков, теперь – хоть бы актрис и спортсменов. Моралью христианской вначале пользуемся, но объявляем ее автономной, не от Бога исходящей, а потом неизбежно «подчищаем» и дальше уже совсем от нее отказываемся. Тему можно продолжать, ибо имеет она тотальные проявления. Получаем на выходе культурное восстание против Небес. И мы внутри этой культуры родились (все, кто живет после Французской революции), живем в ней же, следовательно, ее одну называем именем «культура», тогда как их – культур – много. – В конце жизни А.А. Тарковский якобы говорил, что если бы ему пришлось прожить жизнь заново, он никогда бы не стал режиссёром, а предпочёл бы быть простым пастухом и наблюдать ежедневно рассвет и закат на берегу реки, выпасая стадо. Всегда ли духовное взросление человека связано отчасти с разочарованием в возможностях культуры? – Ну, любоваться закатом и рассветом у тихой речки хорошо именно тому, кто имеет серьезный культурный искус. Иначе бы пастухи не бежали в города от своих стад, и не тряслись бы в темноте на дискотеках. Культурно неискушенный человек легко соблазняется низшими видами культуры, агрессивно направленными на то, что греховно в человеке. Человек все равно будет потребителем культуры. В любом случае! Только это будет либо нечто ведущее вверх или хотя бы вверх указующее, либо нечто щекочущее под мышками и не только. – Ещё Шмеман говорил об опасности создания православного культурного «гетто», которое фактически ставит христианина в позицию изоляциониста, полностью оторванного от мира и не способного его преображать, нести весть Христову миру. Сегодня эта тенденция только усиливается. Чем, на ваш взгляд, опасно создание такого «православного культурного гетто», отрицающего Баха и Кафку и принимающего исключительно Копылову и Торика? – Христианину, если он способен к этому, следует вычленить в культурном мире то, что прямо или опосредованно питается Евангелием. Вычленив, познакомиться и обогатиться. Например, сам Шекспир – не ахти какой христианин, но он творец той эпохи, когда все пропитано библейскими смыслами буквально. Следовательно, его стоит читать. Он не деструктивен. Бах вообще считал, что смысл музыки это прославление Творца и невинный отдых. Все! А произведения полностью все посвящал «Господу Богу». Как же можно этим пренебречь? И Кафку нужно вписать в контекст конфликта еврейской крови и христианской культуры, да плюс – предчувствия краха «прекрасного мира», который весь внутри стал двоящимся и абсурдным. Это великая литература, без пафоса говорю. Творческий человек, мучающийся нравственной проблематикой и чувствующий себя ходящим над бездной, важен нам, даже если он дает неверные ответы на вопрос. Таков, к примеру, Ницше. У Ясперса есть маленькая книжечка о том, что антихристанство Ницше, быть может, полезно христианству больше, чем фальшивая показная любовь многих. – В советский период, когда Церковь лишили права голоса, а значит, и возможностей широкого миссионерства, нередко преддверием к катехизации становилась культура. Например, к Богу приходили благодаря лекциям по византийской эстетике или филологии С.С.Аверинцева, где при желании «между строк» можно было прочесть гораздо большее заявленной тематики. Или через кинематограф А.А. Тарковского и пр. Насколько сегодня культура способна играть эту роль первой ступени катехизации? Или у деятелей культуры нет уже необходимости «говорить между строк» и делать вещи масштаба «Андрея Рублёва»? – Культура всегда должна говорить «между строк», а не бить в лоб, и для этого у нее всегда есть средства и возможности. Преподаватель в ВУЗе все так же должен быть тонок и умен, осторожно вылепливая из современного молодого дикаря, сидящего за партой, нечто вроде лампады или чаши. Поэт все так же трогает струны души, как бы невзначай, и заставляет человека плакать и смотреть в небо. Один уместный диалог из психологической драмы может стать поворотным в мировоззрении зрителя. Все осталось. Только задача усложнилась (как-никак информационная эпоха) и денежный вопрос силится командовать всеми без изъятия. – Татьяна Горичева высказывала опасение, что современная постнигилистическая культура построена уже даже не на протесте, а на скуке, точнее жажде её преодоления. Отец Александр Шмеман высказывал опасение, что современный человек полностью пытается игнорировать опыт смерти. На ваш же взгляд, какой самый опасный соблазн нынешней культуры? – Потеря смысловых ориентиров. Ситуация, когда «все есть (машина, телефон, деньги на карточке), но ничего нет» (тепла, любви, радости). Это уже не скука. Это зеленая тень самоубийства, что гораздо серьезнее. Конечно, изгнание смерти из жизни – тоже. А еще помещение на главное место, там где раньше была смерть, загробная участь, пасхальные колокола – секса. В Средневековье секс табуирован, смерть – общая тема, всегда перед глазами. У нас – «смерти типа нет», а секс повсеместен. На фоне тотальности секс-темы, как ни странно, семья исчезает. Ну и процесс так далеко зашел, что человек осатанел изрядно. Он не только забыл о Небе, он даже готов в Небо выстрелить, если оно Само к нему приблизится. Тютчев об этом лучше всех сказал: Неверием палим и иссушен Невыносимое он днесь выносит И сознает свою погибель он И жаждет веры, но о ней не просит. Вот он какой, человек. Источник: http://www.pravmir.ru/protoierey-andrey ... it-v-boga/ |
Автор: | Сеничка [ 27 ноя 2015, 01:08 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Христианство и искусство |
Песня Аслана, или Зачем христианину искусство? Нужно ли христианину светское искусство? Разве не достаточно ему того духовного богатства, которое явлено в творениях отцов Церкви и православных подвижников, в иконописи, церковной архитектуре и музыке? Тем более что светское искусство не всегда благочестиво, если не напрямую богохульно, как, например, современное, а жизнь многих мирских художников далека от христианских идеалов. Да, конечно, с этим трудно поспорить. Но… На светское искусство можно посмотреть и с другой точки зрения. Об этом размышляет Дмитрий Владиславович Менделеев, читающий в Сретенской семинарии будущим пастырям курс «Искусство, литература и культура как тема для миссии». Он убежден: «Любой художник в своем высоком творчестве молится Богу». Так чем полезно искусство христианину? Почему появляется искусство кощунственное и отвращающее? Как пригодилось апостолу Павлу знание поэзии? И зачем герой К. Льюиса Аслан пел, сотворяя Нарнию? ![]() Любое настоящее произведение искусства, любой шедевр, созданный с участием и по вдохновению Святого Духа, может быть использован для того, чтобы человеку, знающему искусство, но не знакомому с Евангелием, проложить мостик к Богу, помочь ему от простого перейти к сложному. Искусство надо изучать, потому что это послание для современников и для потомков. Поэты и художники в лучших своих произведениях выступают как пророки. Многие из них вели достаточно аскетичную жизнь. Пусть даже в молодости у них случались какие-то падения, всё равно их жизнь была подвигом, безусловной жертвой. А некоторые из них умерли в буквальном смысле под забором. Мы не знаем, например, где могила Моцарта. В полной нищете скончались Вивальди, Пиросмани… К ним в какой-то мере применимы слова апостола Павла о пророках: «Те, которых весь мир не был достоин, скитались в милотях». Все мировые и человеческие трагедии, всю боль пропускают через свои сердца поэты и художники. Внимательное прикосновение к их судьбам, к их жизненному пути, а в основном к их душам (ведь их произведения – это обнажение их души) учит терпимости, пониманию, любви к людям. Культура и искусство способны воспитать христианский взгляд на брата своего: каким бы ни был густым кажущийся мрак в душе другого человека, в ней всегда светит Божий свет, Христов свет, просвещающий всех. И тем радостнее бывает найти что-то прекрасное в человеке, чем более невероятной казалась такая возможность. Вот мы берем жизнеописание или какое-нибудь художественное произведение автора, который кажется нам не слишком благочестивым, начинаем читать… – и вдруг что-то такое узнаем из его жизни, из его поступков или его мыслей – исполненное любовью к Богу, к Матери Божией, к людям… И испытываем радость, похожую на радость того пастыря, который пошел за одной-единственной овечкой, оставив девяносто девять, и нашел ее. Вырваться из сиюминутности Мироздание держится… на песне Вредно ли читать Андерсена? «Роллтон» или монастырская трапеза? О кощунственном искусстве Дмитрий Менделеев Источник:http://www.pravoslavie.ru/86759.html |
Автор: | Сеничка [ 28 янв 2016, 10:23 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Христианство и искусство |
Каллиграфия в Церкви, или О битве со смыслами, управлении словами и восхвалении имени Божьего Кому и зачем сегодня нужна каллиграфия? Как и куда растут буквы? Кто живет под куполом Софии Киевской? Как расписать пасхальное яйцо арабским куфи? Какие ошибки типичны для современного «церковного дизайна»? Зачем сокращаются священные слова? Какие стихи обэриутов помогают расписывать храмы? Об этом и многом другом накануне отмечаемого 23 января Дня ручного письма «Правмир» побеседовал с каллиграфом, специалистом по церковному искусству Алексеем Чекалем. ![]() Я буквы выводил в притихшем храме, Пытаясь не терять молитвы ось. И вдруг, к невысохшей словесной ране Присел, случайно залетевший гость. Мой монотонный труд украсив мимолётно, Крылом разбив строку напополам, Он стал стучать в захлопнутые окна, И чешую ронять на плоскость пыльных рам. Алексей Чекаль – дизайнер, каллиграф, искусствовед. Живет в Харькове. Работает арт-директором студии графического дизайна PanicDesign. Преподавал в Харьковской государственной академии дизайна и искусства и Британской школе дизайна в Москве. Провел множество мастер-классов по каллиграфии и шрифта в Украине, России, Беларуси, Казахстане, Чехии, Польше, Италии, Франции и др. Организовал школу каллиграфии в Харькове. Как ученый искусствовед изучает раннехристианское искусство Сирии и Византии. Пишет иконы. Работает в области церковного дизайна. Член ассоциации дизайнеров-графиков «4BLOCK» (association of graphic designers 4BLOCK Icograda). Участвовал в ряде дизайнерских международных проектов. Провел несколько персональных каллиграфических выставок в Европе и Украине. – Алексей, каллиграфия – что это вообще такое и зачем нужно – кроме того, что красиво и интересно? – Если говорить о термине, то он появился позже, чем то, что мы под ним сегодня понимаем. Изначально все тексты, как религиозные, так и не религиозные писались от руки. Письмо – это часть человеческой культуры. И хотя с появлением книгопечатания каллиграфия стала отдельным искусством, живая энергия письма вошла в ткань книг и спряталась внутри гравированных тел антиквы и итальянского курсива. Гутенберг, допустим, первоначально в точности повторял в своей Библии каллиграфические готические кодексы своего времени. Потому, что линии и изгибы, помнящие тепло руки — это естественное продолжение речи и мысли человека. Каллиграфия – это не просто красивое письмо, а некое ощущение пространства, движения в этом пространстве. И каждая эпоха в истории человечества имеет свой тип ощущения, свою стилистику. Трудно спутать готическое и византийское пространственное мышление – они абсолютно разные. Шрифт, словно некий камертон или компас, очень чутко реагирует на изменения не только в области монументального искусства или живописи, но следит за мировоззрением тоже. Поэтому, несмотря на то, что мы сейчас почти не пишем, письмо живет в нашей культуре, в нашем сознании. Сегодня шрифт – это 80% всего графического дизайна – вывески, книги, сайты… Буквы – это насекомые. Мы знаем, что жучков и мошек – несметное множество, осознаем их огромное значение в биосфере, но обычный человек специально не ползает по траве с лупой и не изучает жизнь муравьев, кроме сумасшедших энтомологов. Так и со шрифтами. Возможно, я и занимаюсь этими засечками-ножками и росчерками-усиками потому, что в детстве взахлеб читал энтомологические книги Жана-Анри Фабра и Александра Любищева. – А как может повлиять шрифт на восприятие его читателем? – Если напечатать Шекспира, скажем, каким-нибудь средневековым беневентинским письмом, то читать роман будет сложнее, чем если бы в книге использовали английскую антикву. Если напечатать его современным гротеском, то будет другое восприятие текста, динамичное, другие образы, эстетические ощущения. Форма и содержание в типографике очень взаимосвязаны и влияют на удобство чтения и характер прочтения. Я как-то сделал выставку про IV эклогу Вергилия, которую некоторые раннехристианские авторы считали предвещающей рождение Иисуса. Один и тот же текст в 7 строк был написан в разных стилях. Пасторальный римский поэт в рустике (capitalis rustica) смотрелся очень органично, поскольку сохранились латинские рукописи Буколик в этом типе шрифта Но когда я взял двухметровые черные панели из пластика и железными перьями динамично написал белые строки размашистой скорописью: Сызнова ныне времен зачинается строй величавый, Дева грядет к нам опять, грядет Сатурново царство. Сразу возникло ощущение современности этих слов и что Вергилий направляет нас, как когда-то вел Данте, к неизведанному. Не зря Михаил Гаспаров писал, что Вергилий — поэт Будущего. Фото Источник |
Автор: | Сеничка [ 03 мар 2016, 00:32 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Христианство и искусство |
«Цель искусства - напоминать человечеству о высших духовных ценностях» Беседа с актером Дмитрием Певцовым ![]() – Нашу беседу я бы хотела начать не с вопроса, а с просьбы – охарактеризовать себя сегодняшнего, в преломлении лет, сыгранных ролей, накопленного жизненного опыта. – Невозможно ответить одним или двумя предложениями. А описывать собственную персону в жанре эссе, «выворачивая наизнанку» собственную душу, мне кажется неуместным. Это возможно только на исповеди в храме, больше нигде. То есть абсолютно нигде. – Тогда без вопроса мне не обойтись. Что сейчас является действительно самым важным в вашей жизни – как духовной, так и творческой? – В жизни духовной самым важным для меня, впрочем, как и для любого православного человека, является мое собственное душевное переустройство, каждодневные попытки избавиться от грехов, с которыми долгое время жил, не считая их грехами. Самое главное в жизни творческой – найти правильный баланс между православным мировоззрением и нашим «страстным» театральным искусством. – Это, наверняка, очень непросто… Как и преподавание актерского мастерства молодому поколению – а это еще и большая ответственность. Прошло уже три года, как вы вместе с вашей женой Ольгой Дроздовой в Институте современного искусства набрали свой первый актерский курс. Каковы успехи ваших подопечных? К чему, по вашему мнению, стремится молодежь? – Студенты радуют нас тем, что большинство из них научились мыслить и чувствовать на сцене. Каждый из них обретает и расширяет свою собственную зону заразительности. Их уже любят зрители, что доставляет нам огромную радость. И еще – что, может быть, важнее: есть среди них чистые и цельные человеческие характеры. Мы очень надеемся, что наш пресловутый театральный мир не сможет эти натуры повредить и измельчить. – Что бы вы посоветовали ребятам, которые хотят встать на этот путь? Как им не потерять себя? – В актерской профессии самым главным, на мой взгляд, является умение терпеть, «пахать» без видимых результатов, ждать, оставаясь в лучшей актерской форме. Без подобного умения никакой талант, гений, дарование в этой профессии не состоится. – Помогает ли профессиональная актерская деятельность в раскрытии себя, Бога в себе? – Нет. – Не могу не обойти стороной тему лицедейства. Актерская профессия часто сопряжена с опасностью духовной подмены. Многие роли опасны для духовного состояния человека. Ведь актер должен уметь «перевоплощаться» в своего персонажа, в его не только мысли, но и страсти. Как вы, будучи человеком воцерковленным, ответили прежде всего самому себе на эти вопросы? – Профессиональный актер всегда контролирует то, что он делает, и то, что с ним происходит на сцене или в кадре. Полное перевоплощение, стопроцентное погружение в страсти, мысли и действия персонажа, которого играешь, – это уже клинический случай для психиатрии. Для меня актерство не более чем моя работа, профессия, пусть даже призвание. А в последнее время я стал очень скрупулезно подходить к выбору материала, с которым, возможно, предстоит встретиться в работе. Это касается не только роли, но и самого произведения, и даже автора. Такой подход избавляет меня от внутреннего конфликта между верой и лицедейством. – В каких проектах вы сейчас участвуете? Какие из них являются особенно интересными для вас и почему? – Во второй половине февраля состоится премьера в Театре имени М. Ермоловой. Спектакль будет называться «Дон Джованни». Сюжет классический, о Дон Жуане; пьеса современная, автор – наш современник, американец (написавший, кстати, около 400 пьес). Режиссер – Виктор Шамиров. Работа для меня очень интересная. Пьеса, с одной стороны, философски очень глубока, а с другой стороны, почти фарс. И режиссер В. Шамиров мне очень симпатичен. Он очень талантлив и к тому же ученик Марка Захарова – моего учителя в «Ленкоме». В этом материале у меня есть возможность рассказать историю о человеке, который, прожив всю жизнь в грехе, неожиданно для себя влюбляется. Да так сильно, что сам кардинально меняется, и именно в лучшую сторону. Но без покаяния нет спасения: дон Джованни не успевает покаяться и оказывается в аду… В моем родном «Ленкоме» у меня тоже радость: Марк Анатольевич назначил меня на роль в новом спектакле по произведениям Сорокина. Как-то так сложилось, что последние 14 лет с мастером я почти не работал. Были вводы в идущие спектакли, но в новые свои работы Марк Анатольевич меня не звал – очевидно, не было необходимости. Я к этому отношусь спокойно, да и работы мне всегда хватало. И вот в этом сезоне такая радость – снова поработать с учителем. В кино пока ничего интересного не происходит. Снимаюсь я регулярно – два, три фильма в год, но рассказать тут особо не о чем. Довольно большое время у меня занимает музыкальная деятельность, работа с группой «КарТуш», гастроли, репетиции с музыкантами. Последнюю неделю февраля, например, мы проведем в гастрольном туре по Приморью… – Интересно, а изменились ли приоритеты в выборе ролей? – Есть одно, но самое главное отличие в том, как я выбирал роли раньше и теперь. Несколько лет назад при выборе роли для меня было главным, как я сыграю эту роль, каким новым качеством смогу блеснуть перед зрителем, какие новые краски появятся в моей актерской палитре, как я «прозвучу» в этой роли. То есть абсолютно эгоцентрически направленное любопытство и рассматривание под микроскопом собственных успехов. Сейчас для меня важно то, что я смогу рассказать в этой роли, какую тему раскрыть, чем, какими мыслями смогу поделиться со зрителями. Если в роли нет темы, которая мне интересна, я не стану ею заниматься, какие бы мне тут ни «светили» профессиональные дивиденды. – То есть ваш взгляд в отборе материала изменился, стал более глубоким – раскрытие важных тем в первую очередь для зрителя. Направленность не на себя, не на свое эго – так учит нас Православие. А как люди из вашего окружения (люди кино, театра и эстрады), по вашему мнению, относятся к Богу и Церкви? – Мое окружение, действительно значимое для меня, – это моя семья, прежде всего: мама, жена, сын, теща, близкие друзья, которые абсолютно солидарны со мной в вопросах веры и Бога. Что касаемо «людей кино, театра и эстрады», то, как и в любой другой профессии, здесь встречаются разные люди, с совершенно противоположными взглядами на жизнь, мироустройство и Церковь. – И в конце нашей беседы хотелось бы затронуть тему искусства в целом… По вашему мнению, какова его задача в современном мире вообще, и какая должна быть цель на самом деле? – Ну, не знаю… Может, цель искусства – напоминать человечеству о существовании высших духовных ценностей, о Том, по Чьему образу и подобию был создан человек, о том, что всё, что мы делаем, чувствуем, даже мыслим, оставляет след в нашей (и не только) душе? С Дмитрием Певцовым беседовала Елена Хомулло Источник |
Автор: | Сеничка [ 07 янв 2017, 15:38 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Христианство и искусство |
Рождество Христово: иконография, иконы, картины художников ![]() Рождество Христово: в иконах и картинах зарубежных художников Возникновение изображений того или иного праздника, как правило, связано с возникновением устойчивой традиции празднования. В ранней Церкви существовало празднование Эпифании (Богоявления), посвященное сразу двум событиям: Воплощению и Крещению. Это совмещенное празднование возникло не позднее III века. В VI веке сначала в Римской Церкви, а к концу века и на Востоке Рождество Христово выделяется из празднования Эпифании в самостоятельное отдельное торжество. Первые дошедшие до нас образы Рождества относятся именно к VI веку. Источниками иконографии являлось как Священное Писание (Мф.:1-2; Лк.:2), так и устное Предание, зафиксированное в таких апокрифах как Протоевангелие Иакова (гл. 17-23) и Евангелие псевдо-Матфея гл. 13-14). Воплощение Спасителя описывалось в изобразительном искусстве с помощью двух основных сюжетов: собственно «Рождество» и «Поклонение волхвов». Для каждого из этих сюжетов формируется своя иконография. Древнейшие изображения Рождества выполнены в технике рельефа на каменных саркофагах. ![]() Схема этих сцен обычно очень лаконична: в центре помещаются ясли с Младенцем, рядом восседает на камне или в плетеном кресле Богородица, в небе — Вифлеемская звезда. У яслей изображаются осел и вол, о присутствии которых в вертепе повествует Предание. Вол понимается толкователями как символ подзаконного иудейского народа, а осел — как символ не ведающих истинного Бога язычников. Иногда в композицию включается изображение пастуха, пришедшего поклониться Христу. ![]() При создании иконографии «Поклонение волхвов» художники использовали уже существовавший в античном искусстве сюжет поклонения побежденных варваров императору. Там, где поверхность имела протяженный горизонтальный формат (на саркофагах, пиксидах), сцена разворачивалась как шествие волхвов к восседающей Богородице, держащей Младенца на руках. Позади Девы Марии мог изображаться Иосиф Обручник. Композиция иногда дополнялась изображениями вола, осла, верблюдов. ![]() Источник |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 10 часов |
Администрация сайта не несет ответственности за содержание рекламных материалов и информации, которую размещают пользователи. Ответственность за достоверность информации, адресов и номеров телефонов, содержащихся в рекламных объявлениях, несут рекламодатели. |