NOVA писал(а):
Пащенко Анастасия
Здравствуйте, Анастасия! Очень нуждаюсь в вашей квалифицированной консультации. Все по-порядку: Сын Иван 1год и 11мес., семья полная, но папа поятоянно в командировках, дома бывает 2 раза в год по месяцу, ребенок в семье один, родился в браке, долгожданный и любимый. Сейчас живем с моими родителями Квартира большая, у нас своя комната. Игрушек и книг достаточно. Беременность проходила не совсем ОК, дважды лежала на сохранении, роды на 8,5мес беременности, без осложнений, малыш родился доношенным, молока не было, поэтому с 2х недельного возраста на смесях (до сегод. дня). Характер озорной, таких деток называют "шило", мультики смотрим с утра до вечера, только советские (ну, погоди! кот леопольд, простоквашино и т.д.) Просит сам вкл, говорит МУ и показывает на тиви. Ребенок очень эмоциональный, очень часто бьет (при этом в глазах радость от эмоций), при этом мы его ругаем-говорим бить нельзя, потому что больно Бывает что пинается и дерется с агрессией во взгляде, на улице постоянно замахивается, бьет и кусает деток (чаще потому что ему не дают каких то игрушек, или у него что то отбирают), за что соответственно тоже получает по попе, по зубам (когда кусат), дома наказываю ремнем и ставлю в угол. Заметила, но после ремня и угла ребенок поплачет и успокаевается, уже не канючит, а сам чем то увлекается. В начале лета часто падал на пол (даже на улице) и бился головой о землю. Приглашала на дом невролога с центра Альтус, при осмотре сказала, что ребенок гиперактивный, все это нужно вместе пережить и переростет со временем. Пропили назначенный курс препаратов (глицин и фолиевая кислота по 1т. 3р в день) Истерик стало меньше, но неделю назад опять все началось по новой Я это связываю с прорезыванием зубов (сейчас 16шт). Пожалуйста, прокомментируйте состояние моего ребенка, дайте совет что делать в таких ситуациях Ребенок слова НЕТ и НЕЛЬЗЯ не понимает, сразу в слезы и истерику, если ему не дать то что он просит или не пойти за ним туда куда он зовет. И дайте совет как отучить от бутылочки (соску выплюнул сам в 1год и 2 мес)
Заранее благодарна. С уважением Анна.
Здравствуйте, Анастасия! Очень нуждаюсь в вашей квалифицированной консультации. Все по-порядку: Сын Иван 1год и 11мес., семья полная, но папа поятоянно в командировках, дома бывает 2 раза в год по месяцу, ребенок в семье один, родился в браке, долгожданный и любимый. Сейчас живем с моими родителями Квартира большая, у нас своя комната. Игрушек и книг достаточно. Беременность проходила не совсем ОК, дважды лежала на сохранении, роды на 8,5мес беременности, без осложнений, малыш родился доношенным, молока не было, поэтому с 2х недельного возраста на смесях (до сегод. дня). Характер озорной, таких деток называют "шило", мультики смотрим с утра до вечера, только советские (ну, погоди! кот леопольд, простоквашино и т.д.) Просит сам вкл, говорит МУ и показывает на тиви. Ребенок очень эмоциональный, очень часто бьет (при этом в глазах радость от эмоций), при этом мы его ругаем-говорим бить нельзя, потому что больно Бывает что пинается и дерется с агрессией во взгляде, на улице постоянно замахивается, бьет и кусает деток (чаще потому что ему не дают каких то игрушек, или у него что то отбирают), за что соответственно тоже получает по попе, по зубам (когда кусат), дома наказываю ремнем и ставлю в угол. Заметила, но после ремня и угла ребенок поплачет и успокаевается, уже не канючит, а сам чем то увлекается. В начале лета часто падал на пол (даже на улице) и бился головой о землю. Приглашала на дом невролога с центра Альтус, при осмотре сказала, что ребенок гиперактивный, все это нужно вместе пережить и переростет со временем. Пропили назначенный курс препаратов (глицин и фолиевая кислота по 1т. 3р в день) Истерик стало меньше, но неделю назад опять все началось по новой Я это связываю с прорезыванием зубов (сейчас 16шт). Пожалуйста, прокомментируйте состояние моего ребенка, дайте совет что делать в таких ситуациях Ребенок слова НЕТ и НЕЛЬЗЯ не понимает, сразу в слезы и истерику, если ему не дать то что он просит или не пойти за ним туда куда он зовет. И дайте совет как отучить от бутылочки (соску выплюнул сам в 1год и 2 мес)
Заранее благодарна. С уважением Анна.
Здравствуйте, Анна! В Вашем вопросе, по сути, поднимается сразу несколько важных тем, счязанных с воспитанием и эффективным взаимодействием с ребенком от года до 3-х лет:
1.Запреты и ограничения в жизни малыша. Как говорить ребенку "нет" и "нельзя".
2. Эффективные способы наказания. "Бить" или "не бить".
2. Истерики и капризы.
3. Агрессивное поведение.
4. Отучение от бутылочки.
Родители часто обращаются ко мне с пободными вопросами, поэтому отчасти процитирую саму себя, делая "поправки" на Вашу ситуацию.
Главная функция запретов и ограничений - обезопасить малыша от того, что угрожает его здоровью или даже жизни. Но как сделать так, чтобы ребенок спокойно и с пониманием относился ко всему тому, в чем родители его ограничивают? Существует несколько относительно простых правил.
Как устанавливать запрет?
1. Для начала все взрослые, с которыми проживает ребенок, должны договориться между собой, что именно и в какой форме запрещать ребенку. Нередко происходит следующее: мама что-то разрешает, бабушка запрещает, а дедушка то разрешает, то запрещает, смотря по настроению. В результате малыш не может понять, где же истина, и, если запрет не соответствует его стремлениям - случается истерика.
2. "Нельзя" - не должно быть слишком много. Когда ребенок сталкивается со слишком большим количеством ограничений, он начинает бушевать. Его энергия, направленная на познание окружающего мира или собственных возможностей, постоянно натыкается на препятствия, и, вскоре, оборачивается либо против взрослых, либо против самого себя. При этом совсем отказаться от запретов тоже нельзя. Ребенок будет постоянно искать "границы" дозволенного и, не находя их, начнет испытывать сильнейший стресс. Результат - те же истерики.
3. Все запреты для малыша должны быть сформулированы предельно кратко. Все существующие в жизни ребенка "нельзя" - это, прежде всего, то, что может РЕАЛЬНО нанести ребенку физический или психический вред, особенно, когда он мал. Чем младше ребенок, тем больше запретов, по мере взросления и обретения самостоятельности какие-то запреты снимаются, но, при этом, добавляются новые. Слова "нет" и "нельзя", произносимые слишком часто, теряют свой смысл. Ребенок просто перестает слышать. Поэтому необходимо разнообразить их другими "запретительными" словами. Это будут некие "стоп-сигналы". Произносить их нужно относительно спокойным голосом, но с выразительной мимикой или жестикуляцией. Все в вашем облике должно показывать: "Я говорю всерьез". Например: “Опасно!”, “Край!”, “Осторожно!”, “Горячо!”, “Острый!”, “Ай! Машина! Осторожно!”, “Высоко!” и т.п. Спокойствие в голосе необходимо для того, чтобы не испугать ребенка, когда он уже реально столкнулся с опасностью и от страха не причинил себе больший вред. Не обязательно дополнять эти достаточно краткие "стоп-сигналы" пояснениями, особенно, если малыш столкнулся с чем-то впервые, например: "Край, упадешь", "Острый нож, порежешься". Во-первых, сообщая ребенку то, что произойдет, мы можем, невольно, подтолкнуть его к тому, чтобы "исследовать" это. "Как это, "порежешься", - думает ребенок - "Дай-ка я попробую". Во-вторых, постоянно "предсказывая" ребенку негативные последствия его действий ("Не лезь, упадешь", "Не трогай, обожжешься" и т.п.), мы приучаем его избегать неудач, лишаем его уверенности в своих силах. Согласитесь, одно дело научить ребенка преодолевать трудности, пусть даже сталкиваясь с негативными, но безопасными последствиями, и совсем другое - научить избегать неудач.
4. "Нельзя" для ребенка должны стать некими правилами, которые нельзя нарушать. Поэтому и важно сообщать их дружелюбным тоном, типа: "Знаешь, сынок, я бы и рада тебе позволить то-то, но не могу, такие вот правила у нас в семье, никак их не нарушить" - это подтекст Вашего запрета.
5. Всегда предлагайте что-то позитивное, взамен того, что запрещаете. "Нельзя брать нож, можно взять эту палочку!". "Нельзя выливать воду на пол, можно лить в тазик!". Подчеркните Ваше "можно" доброжелательной и побудительной интонацией, а "нельзя" сообщите максимально обыденным тоном. Нередко, родители говорят ребенку "нет", и при этом не предлагают альтернативы. Чаще всего именно в этот момент с ребенком случается истерика с паданием на пол. Что происходит: у ребенка возникло Желание, которое дало Энергию Действию. Ребенок "нацелился" на желаемое, вот, оно уже близко. И в этот момент, звучащее от мамы "нет", оказывает такой же эффект, как если бы малыш со всего размаху, со всей своей энергией врезался в бетонную стену. Естественно, что ребенок упадет на пол и будет, мягко говоря, плакать.
6. Формулируйте запреты позитивно, постарайтесь отказаться от частицы "не". Детское восприятие речи такого, что прежде чем понять, что запрещено, чего Не следует делать, сначала надо представить само действие. А затем "перечеркнуть" это в сознании. И очень часто на "перечеркивание" энергии не остается, так как желание осуществить задуманное слишком сильно. Поэтому, вместо того, чтобы сказать: "Не лезь" - произнесите, - "Отойди", и т.п.
7. Обращайтесь к ребенку по имени в момент запрета. Особенно, если не можете сдержаться от того, чтобы не повысить голос. "Ванюша, нет", "Ванечка, нельзя!" Называние человека по имени всегда, в любой ситуации, показывает, что Вы уважительно относитесь к собеседнику.
8. Когда в руках ребенка оказывает опасный предмет, "исследуйте" его совместно, спокойно, а затем, переключите внимание на что-то более подходящее. К примеру, малыш схватил ножницы. Возьмите их, покажите, как они работают: "Смотри, это ножницы. Вот они режут бумагу - чик-чик. Ножницы - острые. Их можно смотреть только вместе с мамой". И т.п.
9. Будьте последовательными и не отступайте от своих слов. В ситуации, когда взрослый, то разрешает, то запрещает, в зависимости от своего настроения, или вдруг ни с того, ни с сего запрещает то, что еще вчера было разрешено, ребенок начинает сомневаться в значимости слов взрослого, теряет к нему доверие и уважение и всем силами пытается добиваться желаемого. Если же мама после более-менее продолжительного каприза или истерики "сдается", то у ребенка четко закрепляется связь: "Покричу погромче, тогда добьюсь своего". Не давайте сыну повода так думать. Однако, если желание ребенка, покажется Вам допустимым, даже после того, как Вы произнесли "нет", можно пойти на уступки. Если для изменения решения есть основания, то почему бы не сделать этого. При этом дайте ребенку понять, что Вы передумали не потому, что он взял Вас измором, а потому что Вы, вообще-то, за справедливость.
Физические наказания не научат ребенка правильно поступать в ситуации опасности, поэтому они неэффективны в качестве способа ограничения. Сколько бы Вы ни били ребенка, в ситуации, когда Вас не будет рядом, он не сможет выбрать правильное действие. Если шлепать уже после случившегося, то ребенок просто не поймет, за что Вы его ударили. Вы должны, во-первых, оградить малыша от действительно опасных ситуаций, а, во-вторых, научить его правильно себя вести. Например, кинулся ребенок к дороге. Подбегите вместе с ним, скажите: "Посмотри сюда - нет машин? Посмотри туда - нет машин? А теперь давай перейдем дорогу! Дорогу можно переходить только вместе с мамой!" И несколько раз "проиграйте" эту ситуацию, сами предлагайте ребенку подходить к дороге и переходить ее: "Давай дорогу перейдем?"
Вообще, физические наказания, признаны большинством детских психологов самыми неэффективными из всех существующих. Во-первых, наказывая ребенка физически, мы приучаем его к мысли, что если тебе что-то не нравится, вполне допустимо устранить это с помощью силы, а потом удивляемся, почему ребенок начинает махать кулаками направо и налево при каждом случае. Во-вторых, ребенок начинает усваивать двойные стандарты: "Мама говорит, что бить нельзя, а сама мень бьет. Получается, что мама меня обманывает. Маминым словам вообще не стоит верить, раз это так. А вот дела, кажутся гораздо более убедительными, поэтому я тоже буду бить других". Согласитесь, что такой "посыл" не будет способствовать развитию доверительных родительско-детских отношений.
Гораздо эффективнее пресекать нежелательное поведение следующим способом:
1. Устанавливаем, что нарушено. Например: "Нельзя лейкой лить воду на пол"
2. Сообщаем о возможных последствиях. "Будет лужа, грязь. Мне придется забрать у тебя лейку.
3. Предлагаем альтернативу. Хочешь лить воду? Лей ее в тазик ( и т.п.)
4. Если ребенок продолжает свои действия "приводим наказание в исполнение": забираем лейку, несмотря на протесты. Но без злобы, не с целья отомстить, а скорее с чувством сожаления: Я бы рада тебе позволить играть с лейкой, но не могу позволить лить воду на пол. А по другому ты не хочешь, поэтому мне приходится прекратить твою игру". Лишая ребенка чего-то, что ему сильно хочется в данный момент (обещания всяких ужасных последствий в будущем, типа "не разрешу мультики смотреть, потом, когда и т.д.", с малышами неэффективно, потому что они живут текущим моментом, и совершенно не способны прогнозировать будущее, устанавливать причинно-следсвтенную связь между поступком и "отложенным" наказанием). Кроме того, подобный способ наказания, хоть и расстраивает ребенка, но тем не менее приучает его согласовывать свои желания и действия с потребностями окружающих, усваивать социально-допустимые нормы поведения.
Истерики и капризы - естественный побочный продукт взросления детей. Все дети проходят этот этап, кто-то более ярко и напряженно, кто-то менее. И как раз на период, между годом и двумя приходится пик истерик. Маленький ребенок действует импульсивно, его желания что-то делать намного опережают его возможности. И естественно, что в момент, когда импульс желания наталкивается на препятствие в виде запрета, который, вдобавок, может сопровождаться криком "нет" или физическим "оттаскиванием" от желаемого, негодование становится совершенно нестерпимым.
Желания ребенка обгоняют его умственные и двигательные возможности. Умственные и двигательные навыки обгоняют развитие речи. Мышление ребенка иррационально, малыш не способен предвидеть последствия своих действий. Дети мыслят иначе, чем взрослые. Но именно упорство, с которым маленькая личность пытается вновь и вновь преодолеть препятствие, помогает развиваться, узнавать мир и свои возможности. Ребенок не научится преодолевать препятствия, если не будет с ними сталкиваться. Однако препятствий не должно быть слишком много. Иначе ребенок может просто "разбиться" о них.
Некоторые дети более склонны к капризам и истерикам, чем другие. Это дети с повышенными потребностями. Как правило, такие малыши, буквально с рождения обладают сильным характером, эмоциональны, чувствительны к своему состоянию и состоянию окружающих людей, легко возбудимы, настойчивы и решительны. Вероятнее всего, Ваш сын относится именно к такому типу детей. Согласитесь, Анна - это довольно ценные личностные качества, и важно не сломать их в детстве, а развить. (Хотя, признаю, их не назовешь "удобными" для окружающих ребенка взрослых людей).
Начните воспринимать истерики своего сына как следствие роста и развития характера, а не как способ реакции на Ваши воспитательные воздействия.
Истерику проще предотвратить, чем справляться с ее последствиями. Из Вашего вопроса я поняла, что основная причина истерик - запреты. Вероятнее всего, дело в форме подачи запрета. Как ее изменить, я предложила выше. Когда ребенок уже бьется в истерике - говорить с ним о чем-то, увещевать и успокаивать, и тем более наказывать, бесполезно. Остается только подождать передышки. Если ребенок закатил истерику, чтобы привлечь Ваше внимание, то лучшая тактика - игнорирование. Отойдите недалеко в сторону, займитесь чем-то обыденным, НО (ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО!) дайте ребенку понять, что Вы доступны для него: "Сына, я вижу ты так злишься. Когда ты успокоишься, я попробую тебе помочь". Крикнув ребенку: "Замолчи", - Вы не прекратите вопли, а лишь усилите их, и еще, вдобавок, пресечете саму возможность общения. Ребенок нуждается в помощи. Ваше спокойствие и уверенность, что все будет хорошо, помогут ему быстрее справиться со своими эмоциями. Истерики и капризы, в большинстве случаев, рассчитаны на "зрителей". Пока вокруг будет "благодарная публика", и чем больше "зрителей", тем "выразительней" будет спектакль. Однако стыдиться своего вопящего и извивающего на полу ребенка, по меньшей мере бессмысленно. Стали бы Вы его стыдиться, если бы он подошел и сказал: "Мама, мне так плохо, ужас! Я вот-вот взорвусь! Не понимаю, что со мной происходит!"? Разве не стало бы Вам его жалко, не возникло бы желание помочь своему сынуле? Истерика у малыша передает именно это состояние - отчаяния и ярости одновременно. И если Вы станете уподобляться своему почти двухлетнему ребенку, то есть кричать или применять силу, то разве сможете ему помочь?
Прервать затянувшуюся истерику поможет смена обстановки. Например, если ребенок "закатился" в магазине, спокойно (хоть это и не просто) отнесите его в более тихое и малолюдное место. На улице, можно предложить: "Я вижу, что ты злишься. Кричать посреди площадки нельзя, пойдем кричать возле клумбы". Дома: "Ты так сильно расстроился! Но лежать на полу в прихожей не могу разрешить. Возле дивана в комнате тебе будет удобнее. Хочешь, я тебя туда отнесу?" и т.п.
по поводу агрессивного поведения и отучения от бутылочки, пожалуйста, прочитайте мои ответы а-на и strekoza , они размещены на 28 странице моей темы.
Порекомендую Вам книгу У. и М. Сирс "Воспитание ребенка от рождения до 10 лет". В ней Вы найдете огромное количество практических советов и рекомндаций по эффективному взаимодействию с ребенком. Более 100 страниц этой книги посвящено способам исправления нежелательного поведения у ребенка гуманными методами, способствующими развитию добрых и уважительных отношений между родителями и их чадом. Приобрести ее можно, например, здесь http://www.ozon.ru/context/detail/id/3901479/
Полезными будут, так же книги Ю.Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как? и "Продолжаем общаться с ребенком. Так?" , З. и Н. Некрасовых "Перестаньте детей воспитывать - помогите им расти" (можно бесплатно скачать http://www.koob.ru/gippenreiter_yuliya/ и http://www.koob.ru/nekrasovi_zaryana_nina/ ), Адель Фабер, Элейн Мазлиш "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили", их также можно приобрести в интернет-магазинах, или в обычных книжных, они очень часто переиздаются, так как являются настоящими бестселлерами у родителей.