Манюничка писал(а):
Здравствуйте! Моему сыну 1 год и 10 мес. В последнее время стала замечать, что у него обострились многие "детские" страхи и он стал "зажат": он очень пугается предметов, издающих шум, подолгу об этом рассказывает ("ж-ж-ж"), ему кажется, что все страшное и шумное издает "дядя". Машина грузовая за окном с грохотом проехала -"дядя ж-ж-ж", сосед делает ремонт "дядя тук-тук" и т.д. При этом он действительно боится, скорее бежит ко мне, залазает на руки и подолгу вспомнает. Еще стал бояться скатываться с горок и кататься на аттракционах, хотя раньше очень любил. Еще в полтора года он весело носился по игровым центрам, катался с задором со всех горок, лез наверх по всяким лазалкам, прыгал на батуте, т.е. получал удовольствие по полное программе. Зимой мы перестали его возить в игровые центры, т.к. было очень холодно, плюс из-за вспышек гриппа. Когда приехали весной, то он стал отказываться кататься с горок, лазить по лабиринтам, стал запрыгивать в страхе на меня от звука аттракционов. Да, он был весел, нашел себе наиболее безопасные занятия, такие как посидеть в домике и порисовать за мольбертом, а на все мои уговоры пойти на батут, покататься на аттракционах отвечал "нет". Вобщем, стал как-то чрезмерно осторожен и пуглив и даже как-то зажат. На площадке во дворе ведет себя посвободнее, но все равно не катается с горок, как раньше. Зажатость проявляется и на развивающих занятиях, на кот. мы стали недавно (2 мес. назад) ходить: он не хочет водить хороводы с детьми и двигаться под потешки, а предпочитает сидеть в уголочке и смотреть. Пыталась взять его на руки и поводить хоровод хотя бы на ручках, но он вырывается и убегает, хотя видно же, что ему интересно, просто стоит какой-то барьер. Отдыхаю морально (т.е. не расстраиваюсь за моего сына) только в Монтессори-классе, где он делает все, что ему хочется, там он подолгу возится с чем-нибудь типа замочков или др. С детьми в целом взаимодействует хорошо, не агрессивен, только проявляет собственнические замашки, но это меня не беспокоит, т.к. читала, что в этом возрасте ребенок понимает, что это "его" и всячески защищает свою собственность. Больше всего меня беспокоят страхи и появившаяся зажатость ребенка. Скажите, это возрастное? И как себя вести?
Здравствуйте! Многие дети в возрасте от одного года до трех лет опасаются (боятся) незнакомых людей и резких, громких звуков. Это нормальная реакция. В основе ее лежит естественная природная осторожность. Зажатость на занятиях можно объяснить, например, тем, что Вашему малышу требуется время, чтобы освоиться с новыми (пусть и более-менее знакомыми) детьми и взрослыми, понять, хочет ли он делать то, что ему предлагают. Скорее всего это особенность его нервной системы.
Чтобы помочь понять сыну, что пугающие его звуки и несуществующие "дяди" угрозы не представляют Вам необходимо:
- Спокойно и серьезно относиться к его страху. Это возрастная, нормальная особенность психики детей. К трем годам (а у кого-то и раньше) подобные проявления ослабевают, исчезает их острота. Ваше "послание" ребенку должно быть примерно следующее: " Ты боишься, но мама с тобой, поэтому все будет в порядке".
- Вам (или другим взрослым, которые находятся рядом с ребенком в момент испуга), важно сохранять спокойствие, утешать его. Взяв малыша на руки, прижав к себе, важно следить, чтобы у Вас самой не было мышечного напряжения (это одно из самых главных условий). Объясните малышу, что это за звук, который его пугает: "Жжжжж, мотор работает, батут надувает. Мама с тобой, все в порядке", - затем можно переключить внимание ребенка на что-то другое, приятное или интересное ему.
-Когда малыш слышит пугающий его звук, комментируйте, что именно звучит: "Джжжж, дрель сверлит дырки. Дядя работает. Дырки просверлит и выключит дрель", Будет хорошо, если малыш будет иметь представление, как выглядит дрель (можно купить ему игрушечный аналог настоящих инструментов и поработать вместе с ним: ), различные другие предметы с подобными "страшными" звуками. Целесообразно "проиграть" подобные ситуации при помощи игрушек (если страх действительно очень-очень сильный: то есть в игровой ситуации использовать аналоги предметов (дрель, компрессор, машины и т.п.), издающие пугающие звуки, построить горки и лабиринты и помочь игрушкам их пройти и т.п.
- Наверняка Вам известно, что категорически недопустимо пугать ребенка в воспитательных целях (дядями, машинами, тем, что он останется в одиночестве и т.д.).
- Нельзя запрещать ребенку бояться, ругать его или настойчиво требовать преодолеть свои страхи, наподобие: "А ну, перестань, никого там нет, никакого дяди не существует, нет там ничего страшного". Эффективнее предлагать ребенку пробовать понемногу приближаться к пугающему его объекту: "Пойдем посмотрим, как паровозик ездит, - или:"Пойдем посмотрим, как детки на батуте прыгают, как им весело, хочешь к ним? А вместе с мамой будешь прыгать?" (насколько мне известно, во многих развлекательных центрах мамам малышей позволяют заходить на некоторые аттракционы вместе с ребенком, если он боится один). "Давай игрушку с горки скатим, а потом ты", и т.д. И конечно совершенно необходимо хвалить малыша за проявленную храбрость: "Какой ты смелый! В прошлый раз испугался, а сейчас нет. Сейчас ( и далее назвать то, что смог сделать малыш в этот раз)".
- Когда планируется посещение мест, где ребенок может напугаться, заранее рассказывайте сыну, куда ему предстоит отправиться, что его там ждет: Мы поедем в Детский центр. Помнишь, ты там так весело играл, бегал, катался с горок, рисовал! Так было здорово! Там еще паровозик ездит : "Чух-чух-чух"! И детки на батуте прыгают, а мотор батут надувает: "жжжжжж". Посмотрим, как там детки прыгают?",- а еще покатаемся на качелях, побегаем, поваляемся в бассейне с шариками и т.п". То есть вам необходимо назвать то, что может напугать, но не акцентировать на этом внимание. Главное обратить внимание ребенка на то приятное, что его там ожидает.
По поводу "зажатости" ребенка на развивающих занятиях. По моему глубочайшему убеждению, ребенок хоть в год, хоть в 2, и даже в 5, не обязан "хотеть" делать то, что от него требуют или просят сделать. Что касается именно развивающих занятий, то у педагога, ведущего их есть, условно говоря, два основных пути эффективной работы с малышами: либо найти способ заинтересовать каждого ребенка, найти индивидуальный подход, учитывающий особенности каждого малыша, либо создать среду, где каждый ребенок найдет то, что его увлечет. Именно второй путь предлагает система М. Монтессори. По-моему, это более гуманный подход, сообразный природе ребенка, так как в нем ребенок учится "слышать" себя, свои желания, нести ответственность за свой выбор, подчиняться определенным правилам, отличать импульсивное стремление от истинной потребности, развивает навыки самоконтроля и самоорганизации, то есть сам ребенок является мерой того, как, чем, сколько и т.п. заниматься, а не учитель делает это за него. В Монтессори-классе каждому ребенку предоставляется возможность индивидуального обучения в группе. Для детей в возрасте до трех-трех с половиной лет этот подход более естественен, так как до этого возраста потребность в групповом взаимодействии у них не слишком выражена, они играют как бы "рядом", а не "вместе" друг с другом. Поэтому, может быть для Вашего ребенка будет более эффективно либо позволить на занятии по-большей части наблюдать за другими детьми при групповых формах работы и включаться лишь тогда, когда он сам будет готов это сделать (предлагать, но не настаивать и не торопить), либо больше времени посвятить работе с Монтессори-материалами, возможно ограничиться пока только занятиями в Монтессори-центре. Я ничуть не умаляю важности творческого, эстетического и двигательного развития для ребенка младшего возраста, но считаю недопустимым принуждать его что-то делать, если он испытывает неудовольствие от той или иной деятельности. Так как дети с радостью делают только то, что интересно и приятно. А это залог дальнейших успехов в учебной деятельности, да и не только в ней.