И вот это все, за наши деньги.
http://news.mail.ru/economics/3097293/АвтоВАЗ умеет ждать
14:33 ГАЗЕТА.GZT.RU
То, что компания должна была купить за 220 млн евро, она получит бесплатно. Государство через госкорпорацию «Ростехнологии» предоставит АвтоВАЗу 50 млрд рублей, а Renault-Nissan — ноу-хау на 300 млн евро.
Будет проведена допэмиссия предприятия, в результате которой доли Renault и «Ростехнологий» увеличатся, а «Тройки Диалог» и миноритарных акционеров — уменьшатся. Такая договоренность была достигнута во время визита премьера Владимира Путина в Париж в конце прошлой недели.
При этом кредит на 25 млрд рублей, который государство предоставило АвтоВАЗу через «Ростехнологии», также может быть капитализирован. Стороны полагают, что это единственно возможный вариант спасения российского автопредприятия.
Первые 300 млн евро бесплатно
Когда Renault в марте 2008 года покупала блокпакет АвтоВАЗа за $1 млрд, у компании были большие планы. Кроме получения доступа к российской дилерской сети Renault хотела получить в Тольятти площадку для производства своих автомобилей, а также продать АвтоВАЗу платформу, двигатель и коробку передач за 220 млн евро.
Французы недооценили автогигант. Предприятие в докризисное время платформу так и не купило, потом у него кончились деньги, возникло предбанкротное состояние, и теперь его спасают на высшем уровне. В итоге то, что Renault хотела продать, она отдаст бесплатно.
Владимир Путин провел переговоры с премьер-министром Франции Франсуа Фийоном и руководством Renault. Результатом стало соглашение о намерениях сторон по основным условиям реструктуризации ОАО АвтоВАЗ между Renault и госкорпорацией «Ростехнологии» и ОАО АвтоВАЗ и «Тройкой Диалог Инвестментс Лимитед»: государство через «Ростехнологии» выделяет 50 млрд рублей на социальные вопросы, а Renault берет на себя обязательства внести технологии на 300 млн евро.
Как реструктурируют АвтоВАЗ
Позже глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов прокомментировал сделку: «Решить проблему финзадолженности, кроме как через проведение допэмиссии, невозможно». Государство через «Ростехнологии» будет постепенно выделять 50 млрд рублей бюджетных денег, а RenaultNissan — параллельно отдавать технологии: Renault — на 240 млн евро, Nissan — на 60 млн.
Технологии — это платформа Renault, лицензии на двигатель и трансмиссию.
«В конце 2011-го — начале 2012 года в Тольятти будут производиться две новые модели под брендом Lada, две модели под брендом Renault и одна модель под бредом Nissan», — заявил Чемезов. К этому времени, по его словам, будет прекращено производство всей вазовской классики. В соглашении также зафиксировано решение, что доля АвтоВАЗа на российском рынке не должна опускаться ниже 25%, а доля автомобилей с логотипом Lada — ниже 70%.
Доли Renault и «Ростехнологий» в предприятии по мере выделения помощи будут расти постепенно (сейчас у них по 25% акций). «По всей видимости, доля “Тройки Диалог” (около 25% акций) будет размыта. Не только “Тройки”, но и других миноритариев», — заявил Чемезов. Сейчас, по его словам, общий пакет миноритариев — около 30%. Насколько увеличатся доли «Ростехнологий» и Renault, Чемезов пообещал сообщить к 1 марта. «Если реализуем то, что запланировали, АвтоВАЗ будет жить», — резюмировал он.
Стороны приняли еще одно принципиальное решение — создать производство автомобилей на Дальнем Востоке. Завоевать долю рынка на территории подержанных «японок» стороны планируют при помощи бренда Nissan.
Все новое — хорошо забытое старое
Уже в аэропорту, когда журналисты ждали вылета в Москву, пришел вице-премьер Игорь Сечин. Он был в хорошем настроении, но не из-за АвтоВАЗа, а скорее благодаря соглашению по South Stream (см. справку). Но и про АвтоВАЗ рассказал.
«Желательно, чтобы первый транш помощи АвтоВАЗ получил уже в декабре-январе. Со стороны “Ростехнологий” это будет 12 млрд рублей, а со стороны Renault — эквивалентный вклад», — заявил Сечин. По его словам, в подписанном в пятницу соглашении стороны «закрепили, что до апреля будут детализированы все условия развития компании до 2016 года».
Ранее источники «Газеты» говорили, что российскому правительству была представлена программа развития предприятия, по которой до 2016 года нужно вложить в него около 100 млрд рублей. Сейчас получается только 63 млрд рублей. По словам Владимира Путина, 25 млрд рублей, которые уже были направлены АвтоВАЗу из бюджета через «Ростехнологии» в качестве ссуды, могут быть капитализированы, «и тогда поддержка со стороны правительства России составит 75 млрд рублей».
Французское электричество получит немного российского газа
Еще одно важное соглашение в Париже заключили «Газпром» и EDF (Electricite de France). Стороны подписали меморандум о взаимопонимании, по которому французская компания войдет в проект South Stream, получив 10% участия. Окончательные договоренности, по словам главы «Газпрома» Алексея Миллера, будут приняты совместно с итальянским партнером проекта — ENI: «Мы буквально на следующей неделе проведем трехстороннюю встречу». Вхождение EDF в South Stream означает заключение новых долгосрочных контрактов купли-продажи природного газа, что позволит «Газпрому» обеспечить сбыт ресурсов европейскому потребителю, а EDF — получить доступ к углеводородам из России на долгосрочной основе. Соглашение между «Газпромом» и EDF предусматривает поставку французской компании до 6 млрд кубометров российского газа в год, правда, не по South Stream (труба не пойдет во Францию), а по другим каналам.
Сейчас российский газ поставляется только для другой французской компании — Gas de France. При этом продолжаются переговоры с этой компанией о ее вхождении в Nord Stream. «Я не знаю, когда они войдут. Когда они договорятся с “Газпромом”, тогда и войдут. Надо быстрее договариваться», — заявил вице-премьер Игорь Сечин. Другой источник в российской делегации пояснил, что французам договариваться надо прежде всего не с «Газпромом», а с немцами, ведь «Газпром» является крупнейшим акционером Nord Stream (51%) и не планирует идти на снижение своей доли. Отмечалось, что Gaz de France Suez может войти в проект за счет дальнейшего снижения доли германских участников. Сейчас у E.ON и BASF по 20% в проекте. Здесь участвует и голландская Gasunie (9%). Немцы могут снизить свою долю в проекте до сопоставимой с пакетом Gasunie. За счет этого французы и войдут в Nord Stream.
Как вам иностранный партнер АвтоВАЗа?
Елена Панина / зампред комитета Госдумы по промышленности (фракция «Единая Россия»), доктор экономических наук
Честно говоря, я не возьмусь за оценку Renault. Но в любом случае выход как для автомобильной, так и для других высокотехнологичных отраслей нашей промышленности, конечно, лежит в сотрудничестве с иностранцами. Могу сказать на примере авиации: сегодня активно обсуждается и лоббируется обнуление пошлин на ввоз в Россию готовой техники.
Так вот это будет означать окончательную смерть для наших самолетов, в то время как Китай по такому пути не пошел. Надо создавать предприятия на своей территории. То есть да: надо закупать готовые технологии, надо прямо с завода закупать оборудование, которого у нас сегодня нет, однако делать это для того, чтобы на этой базе развивать свое. Правда, мне вспоминается история с АЗЛК, когда вроде бы тоже было сотрудничество с Renault. Однако тогда было принято неверное решение, когда посчитали, что одно вроде как будем делать мы, другое — тоже, а у них возьмем чуть-чуть.
Нужно идти по такому пути, чтобы брать готовые модели. Надо восстанавливать, а где-то и создавать заново всю культуру производства, потому что очень многое утрачено, а многое и не было приобретено.
Правда, подчеркиваю, чисто отверточной схемы придерживаться нельзя: надо собирать у себя отдельные узлы, детали, со временем начинать работать над конструкторской документацией. Впрочем, мне известно очень мало примеров, когда иностранцы шли на то, чтобы дать своему конкуренту возможности для развития. Это было возможно в послевоенной Японии, потом — в Южной Корее (в том числе по политическим причинам).
А вот дадут ли такую возможность России, я не уверена. Наверное, чисто экономических решений здесь крайне мало. Хотя участие в процессе нашего премьера, безусловно, вселяет надежду.
Михаил Делягин / директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук
Честно говоря, ничего хорошего я от Renault не жду. Более того, я вообще не уверен, что реализована правильная идея, так как эта компания работает в том же сегменте, что и АвтоВАЗ. Посмотрите, завода «Москвич» больше не существует, а ребята собирают здесь Renault Logan. В результате складывается ощущение, что помимо спасения АвтоВАЗа может произойти еще ликвидация конкурента. То есть я боюсь ситуации, что по итогам сотрудничества АвтоВАЗ загнется, а Renault станет выпускать какие-нибудь свои машины и в Тольятти. Тогда на соответствующем сборочном производстве будут заняты только 5% рабочих АвтоВАЗа, а остальные будут уволены.
Поэтому, на мой взгляд, стоило поступить по-другому. В идеале нужно было использовать тот же самый выход, что был и при создании АвтоВАЗа. Географически там степь, там места достаточно. А потому нужно было купить завод (может быть, и не самый современный — это вопрос цены) в Японии, Южной Корее или даже Китае, поставить комплект и начать производить новый автомобиль. Думаю, что сейчас в условиях кризиса нам дали бы это сделать: речь ведь идет не о самолетах, а о весьма конкурентной сфере. Конечно, сначала нам бы говорили, что мы сами не справимся, что нам поставят сборочное производство, но в итоге можно было бы пригрозить обратиться к другим и своего добиться.
Грубо говоря, вместо того чтобы пытаться спасти Opel в Германии, нужно было, наоборот, помочь ему обанкротиться и купить его оборудование. А потом на этом оборудовании воспитать кадры не только рабочих, но и инженеров, которые дальше занимались бы доводкой и улучшением. Таким образом мы бы восстановили собственный автопром, который рано или поздно получил бы возможность делать уже что-то свое.
Владимир Гусев / первый зампред комитета Совета федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности
Считаю, что Renault нам помочь, конечно, может. Потому что эта марка, конечно, более современная, привлекательная и технологически оснащенная, чем АвтоВАЗ. Все-таки российский завод строился вместе с итальянцами очень давно: я помню, как это все начиналось. То есть, повторюсь, ожидать лучшего можно.
Однако по взглядам я все-таки консерватор. А потому считаю, что следовало бы возлагать большие надежды на нашу собственную конструкторскую мысль и на наши собственные коррективы. На мой взгляд, это фундаментальная идея, поэтому хотелось бы увидеть некий симбиоз.