Вот интересная ссылка на реальное судебное решение по случаю нанесения телесных повреждений ученику учеником.
http://sud-praktika.ru/precedent/177575.htmlТак же можно найти материалы по материальному ущербу.
С юридической точки зрения, школа несет практически полную ответственность за учеников, пока они находятся в ее стенах. Т. е. пострадали - жалуйтесь на школу. Конечно, школа не хочет наказывать сама себя - отсюда и плач Ярославны по поводу "ничего не можем сделать".
Ведется ли школой превентивная работа, профилактика конфликтных ситуаций? Работает ли социальный педагог? Есть ли дежурный педагог этажа, который следит за порядком? Ведется ли видеонаблюдение? и т. д. Это дополнительные расходы, несомненно. Нужны ли они директору школы? Ответ очевиден.
Огромное значение имеет педагогическое мастерство учителя, особенно в начальной школе, где устанавливаются границы поведения впервые пришедших в школу детей.
В случае с Большим Камнем классу, в котором заведомо находится агрессивный ребенок, назначен молодой классный руководитель = неопытный. Это правильное решение? Нет.
На этого трудного ребенка за все года безобразий с его стороны собрано личное дело с фактами? Нет. Кто виноват? Изначально в самой школе нет системы работы с такими детьми - результат очевиден.
Есть проблемы - письменно жалуйтесь на школу в прокуратуру, полицию. департамент образования. Они реагируют, проводят проверки по каждому письменному обращению. потому что обязаны. Собирайте доказательства, пишите сразу, в этот же день, пока не угас запал. Спустили на тормозах - дальше пойдет по-накатанной. Вы и ваши дети - это только ваша ответственность. Школа сама на себя жаловаться не будет. Никогда.
Мы учили сына самообороне специально перед школой. Обидели - дай сдачу сразу. Не смог - обязательно скажи родителям. Были конфликты, ходили, разбирались по каждому случаю. У нашего класса прекрасный опытный педагог. В первом классе поступило два ребенка, на которых следовало держать пристальное внимание. Один - третий раз в первый класс, не мог запомнить алфавит (это действительно так, не преувеличение), мать пьющая, отца нет. Перевели в коррекционную школу. Второго мальчика, потенциально возможного хулигана, активно привлекли к внеучебной деятельности, поощряли за позитивные поступки, влили в класс - это высшее педагогическое мастерство, требовало от классного руководителя больших усилий, но результат есть.
Думаю, что есть какие-то отдельные случаи, когда действительно очень сложно с ребенком. Но единичные. Чтобы это было массово - не верю. Просто нужно работать. Любить детей, понимать их, быть немножко своим.