Владмама.ру Перейти на сайт Владмама.ру Просто Есть

Часовой пояс: UTC + 10 часов



Ответить на тему [ Сообщений: 7 ]

Автор Сообщение
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Порт постоянной приписки Владмама.ру
Аватара пользователя
Автор темы
Имя: Олеся
С нами с: 12 апр 2006
Сообщений: 7323
Откуда: Владивосток, Школьная
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 23 раза
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ ИЛИ МИЛОСЕРДИЕ?

"Он сменяет милосердие на благотворительность, то есть на милосердие без доброты, напыщенное и лживое."
Г.К.Честертон


Впервые попав в Женеву, я остро почувствовал, что в этом городе чего-то важного не хватает, тут что-то не так. Вскоре меня осенило: не хватает уличных нищих, бомжей, цыган и т.п.

Москва - другой город. Здесь, правда, не клошары, здесь бомжи, и не только.

Притча из жизни
Метро "Щукинская". Стоит у первого вагона от центра человек. Он молод, он дрожит, он немножко в крови, он в куртке и в одних трусах - без штанов и ботинок. Дело происходит зимой. Метрах в двадцати неподвижно стоит метрошный милиционер и глядит в сторону человека. Мимо проходят люди, кидая любопытные взгляды.

Одна женщина приблизилась к странному человеку - и очень быстро за ней подтянулись и другие, собралась группа поддержки. Первыми, что символично, отреагировали неместные, из "понаехавших тут", торговцы с рынка: они принесли картонную коробку под ноги босому человеку, потому что пол был холодный. Оказалось, что этот непьяный, ненаколотый, несумасшедший молодой человек, житель Подмосковья, был избит и ограблен в электричке. Подошедший к толпе парень с пирсингом и плеером сказал, что сейчас принесет из дома старые штаны и кроссовки. На том дело было завершено.

Почему эта невыдуманная история сочтена притчей? Да потому, что требовалась ничтожно маленькая помощь, дабы ко всеобщему удовольствию решить нехитрую проблему: старая одежда, дать человеку умыться, ну, для полного счастья, дать рублей 50 на дорогу, хотя это уже роскошь.

Милиция и в самом деле тут неспособна помочь - откуда там старые штаны? Окрестным местным людям помочь более чем просто. Достаточно было подойти одной женщине (оказавшейся моей женой), как вокруг человека сама собой собралась группа, способная и готовая помочь. Для этого кто-то (а моя жена часто влезает в подобные истории) должен подойти первым.

Но еще интереснее другое: если бы мимо проходил я, мне бы моментально пришло на ум, что у меня сейчас много срочных дел и вообще нет времени. Я бы не остановился. Почему?

Думаю, что у меня, как и у большинства людей, работают соответствующие психологические защиты. Психологи уже изобрели термин пениафобия - боязнь своей потенциальной бедности или обнищания. Но слова, обозначающего боязнь бедных, наука не знает. Хотя такое состояние всем известно по опыту.

Бедные всякого рода нас окружают со всех сторон. Говоря о "бедных", я имею в виду широкий спектр всевозможных ситуаций: экономическая бедность (по сравнению с окружающими), бомж, инвалид, алкоголик, больной СПИДом; есть и не столь видимые формы "бедности": глухой среди слышащих, толстый среди худых, человек в депрессии. Да и просто любой старый и относительно беспомощный человек. (Формально в эту же категорию попадает и любой маленький ребенок, но, когда у него есть семья, никто его бедным не воспринимает - это исключение из правила.) Хотя все эти категории слишком разные, тут я сознательно сваливаю их в одну кучу.

Любопытство и страх
Да, попадая в мое поле зрения, бедные вызывают здоровое детское любопытство. Однако для этого не стоит подходить слишком близко: нужна дистанция, чтобы любопытство не смыла волна тревоги (если не волна запаха, но это отдельная тема). Оказаться слишком рядом - неуютно. Ему чего-то от меня надо. Он принадлежит иному кошмарному миру, и если подойти близко, меня туда затянет с головой, как в омут, я тоже опущусь и попаду в нечистое царство. Я потеряю мое драгоценное время. Я останусь без денег. Я провоняю его запахом. Я лишусь моего статуса и останусь стоять среди почтенной публики без штанов, как в кошмарном сне. Это архетипический страх заразы, который в Древнем мире был одновременно и страхом осквернения. Вспомним прокаженного в Израиле. Он нечист и распространяет свою ритуальную нечистоту на все, к чему ни приблизится. Почему он обязан обитать вне общества и соблюдать дистанцию (при том, что проказа, на самом деле, ничтожно мало заразна)?

Психоаналитики знают: там, где есть тревога, есть и психологические защиты. Можно увидеть бедного - и через секунду об этом забыть (классическое фрейдовское вытеснение). Или на него "забить" (классическое отрицание). Можно постараться его не видеть. А тревога, которую невозможно вытеснить, всегда обрабатывается при помощи рационализации, которая оправдывает наши иррациональные чувства.

Не подходи близко к бедному

Типичные рационализации:

- они сами виноваты
Типичнейшая психологическая защита от "бедных" и типичная первая реакция на их проблемы: "бедность - это все-таки порок". Иногда для поддержки тут используются научные теории: это естественный отбор (хотя вряд ли такая мысль нас будет утешать при наступлении старости), это их выбор и добровольный стиль жизни. Иногда используется богословие (хотя бы и агностиками): это наказание и проклятие за какое-то зло, личное или общественное, но не наше.

- они чужие
"Я забочусь только о своей стае близких. Впрочем, мои близкие не могут, например, оказаться бомжами. А это - быдло, пускай себе потихоньку вымирают или исчезают с глаз, а мои чистые и близкие останутся". А вот и чиновники (которые выдвинуты заботиться о своих - о россиянах за рубежом) озвучивают подобные мысли: "По словам главы управления по делам соотечественников Евгения Маняткина, России не нужны пенсионеры, инвалиды и преступники, так как они неспособны работать и быть активными участниками общественного процесса".

- не моя забота
"Есть государство, которому я (хотя бы иногда) плачу налоги. Оно и должно заботиться. Кроме того, государство в силах использовать специалистов и профессионалов, которые помогут лучше". Во многих случаях - как и в случае избитого молодого человека - государство на порядок импотентнее, чем обычные заинтересованные люди. Так, многих "бедных" на Западе уже давно передоверили НГО (негосударственным организациям), которые подвижнее и умелее, чем бюрократическая махина соответствующих министерств.

- бесполезное это занятие
"Сколько ни помогай - все это напрасная трата времени. Он все равно все пропьет. Хуже того: сядет на мою голову в ожидании подачки, которая развращает. Тратить силы на неудачников - неудачный выбор вложения сил и средств. Каждый должен жить для себя, если он повышает свое благосостояние, все вокруг постепенно сделаются богаче?" Хотя тут немало правды, однако многие формы "бедности" - это категория временная. Что как эпизод встречается даже в биографиях великих людей.

- и вообще, лучше их не видеть
"Грязные опустившиеся люди - на них вредно смотреть детям и беременным женщинам. Да и с какой стати? Это портит мой аппетит и хорошее самочувствие. Так что цивилизованный человек должен делать все, что в его силах, дабы не видеть эту мерзость и грязь вокруг себя". А если приходится сталкиваться, телевизор приучает смотреть на маленькие трагедии отчужденно и безлично, как на зрелище, с которым ты никак не связан. Ну, лежит себе человек на снегу. А я иду за пивом. Вот и все.

- в конце концов, мне просто некогда!
Это самая простая ситуативная рационализация, выскакивающая на автомате. Когда кто-то претендует на мое время, мне в голову приходят Великие Свершения: написать двадцать "эмейлов" забытым друзьям или срочно купить мочалку. "Да просто - ну нету у меня времени, чего пристали? Это мое право! Я сам бедный и несчастный - мне некогда даже пообщаться с собственным ребенком!"

Кроме описанных защит с использованием разума, существуют и защиты от бедных действием.

Изоляция и самоизоляция
Можно изолировать их или изолировать себя от них. Так, в истории иные категории бедных, подобно прокаженным в библейские времена, изгоняли из "чистого" общества, а иногда и лишали жизни. Хотя чтобы их не видеть, достаточно было поместить их в закрытые заведения и вручить специалистам. Это интернаты, окруженные глухими заборами. Где наиболее здоровые из обитателей, скажем, из умственно отсталых детей, стоят у забора и в дырочку смотрят на окружающий внешний мир. Рациональность таких заведений очень сомнительна: они поддерживают маргинальность своих обитателей. И даже экономически - если передать расходуемые средства в руки заинтересованных людей, их можно было бы использовать гораздо эффективнее. Похоже, в целом это иррациональная защита от бедных на уровне общества.

Стремление "не видеть бедных" воплощается в частной новорусской архитектуре. Особенно в тех же глухих и высоких заборах. Сами по себе разнообразные домики богатых украшают сельскую местность: страшно вспомнить, какое все было серое и одинаковое при советской власти. Но, кажется, те, кто могут построить себе дом, слишком не желают обмениваться взглядами с соседями победнее из серых разваливающихся хибар. Конечно, еще удобнее создавать отдельные поселения и кварталы для чистой публики. Отдельный транспорт, отдельные магазины, стерильные зоны для чистых людей. Не какие-нибудь миллионеры и олигархи, а простой средний класс и туда стремящиеся платят деньги, дабы не сидеть рядом с бедными в метро, не стоять в одной очереди.

Только такая стратификация и сегрегация задевает всех и не слишком симпатична. В частности, необходимого для жизни вольного "ничейного" пространства везде становится меньше, а заборизация всей страны растет. Почему-то это меня не радует.

Наконец, еще одна - самая надежная - защита от бедных называется словом "благотворительность". Можно бороться за права бедных - как борются за права собак и кошечек. Можно скидываться (по десятке или по сто долларов - в зависимости от достатка) и умывать руки. Можно председательствовать в комитетах или посещать благотворительные балы. Суть одна: изолироваться от бедных, дабы не испытывать тревоги. Если подходить к другим людям с позиции власти, с желанием все контролировать - это сохраняет полосу отчуждения. Маргиналы остаются маргиналами, богатые могут спать спокойнее.

Куда ж нам плыть?
В одном приходе, где кормят бомжей, прихожане едят с ними вместе за одним столом (да, бомжи предварительно помыты). Конечно, это всего лишь символ, но разница огромная: это уже побольше благотворительности, когда тебя кормят, как зверушку. Хотя после совместной трапезы бомжи возвращаются в свои подворотни и вокзалы. Кажется, бедные в принципе остаются незаживающей раной для общества и для приватной совести. Все радикальные решения тут наивны и разваливаются при столкновении с реальностью. Нам с ними жить. И тогда лучше осознавать проблемы, чем от них прятаться. Лучше, чтобы глухих заборов и секьюрити было поменьше. А человеческих контактов между незнакомцами - побольше. Потому что это делает жизнь так называемых богатых - богаче. И если бедных не бояться, иногда можно и помочь. Нередко проблема просто в том, что к ним трудно подойти. А когда люди подходят, зачастую они оказываются щедрее, чем можно было себе вообразить.

Последняя история из жизни, подобная притче.
Я видел парализованного человека на кресле, который один активно путешествует по всему свету. На вопрос, как он справляется с многочисленными проблемами, он ответил: "Просто прошу кого-нибудь помочь. Говорю: сейчас моя остановка, помогите мне, пожалуйста, спуститься с поезда. Или: проводите меня в туалет. Практически все люди очень охотно отзываются, когда их просишь".


Вернуться к началу
  Профиль  
 

 Заголовок сообщения:
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Порт постоянной приписки Владмама.ру
Аватара пользователя
Автор темы
Имя: Олеся
С нами с: 12 апр 2006
Сообщений: 7323
Откуда: Владивосток, Школьная
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 23 раза
Спасибо всем, кто осилил эту статью.
Топом Сколько нужно средств для большой семьи? были навеяны мысли, сродни тематике этой статьи. В той теме был задан вопрос – сколько достаточно для проживания многодетной семье? Вопрос практичный, автор топика пытается оценить свои силы и интересуется мнением тех, кто относиться к этой категории. В дискуссию вступили девочки, у которых нет больших семей, но зато есть свое мнение – как правильно надо жить большим семьям, чтоб всем в этой семье было хорошо и счастливо. Но не на это хотела обратить внимание, а на то, с каким взглядом мы оцениваем благотворительность и милосердие? Всем жалко этих детей, почти все на этом форуме им помогают и участвуют благотворительных акциях, искренне и с добрейшими пожеланиями и в тоже время идет обсуждения, а каково будет ребенку, когда его после гостевого режима возвращают в семью? Я пишу запутанно, тема настолько тонка, не хочу никого обидеть неуклюже сказанным словом, сложно вытянуть мысль для вопроса, но попытаюсь все же.
Хотелось бы услышать от вас, разделяете ли вы понятия «благотворительность» и «милосердие», что это в вашем понятии, как это вы видите для себя?


Вернуться к началу
  Профиль  
 

 Заголовок сообщения:
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Администратор форума
Аватара пользователя
С нами с: 10 апр 2006
Сообщений: 4559
Изображений: 1014
Благодарил (а): 1073 раза
Поблагодарили: 2110 раз
Присоединяюсь к теме обсуждения, поскольку много думала об этом. На мой взгляд, милосердие - это состояние души.
А благотворительность (в прямом смысле этого слова, а не в спекулятивном "ты - мне, я - тебе") - это процесс. Иными словами, человек может быть милосердным и может при этом не заниматься благотворительностью. Истинная благотворительность - когда милосердие побуждает тебя действовать...


Вернуться к началу
  Профиль Персональный альбом  
 

 Заголовок сообщения:
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
crazy-дизайнер :)
Аватара пользователя
Имя: Jenny
С нами с: 12 авг 2006
Сообщений: 18569
Изображений: 12
Откуда: из моря...
Благодарил (а): 1901 раз
Поблагодарили: 317 раз
Мне всегда было непонятно слово "благотворительность". В наше время оно может означать способ саморекламы за счет помощи кому-либо (не хочу никого обидеть, пишу не о присутствующих, а вообще). Многие благотворительные общества ведут "двойную жизнь".
А вот милосердие - это совсем другое. Милосердный человек - это тот, который испытывает необходимость помогать, это впиталось в него с молоком матери. Плохо только то, что сейчас многие, особенно пожилые, люди с опаской принимают помощь словно боятся какого-то подвоха.
Все ИМХО


Вернуться к началу
  Профиль  
 

 Заголовок сообщения:
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя
Имя: Марина
С нами с: 20 май 2006
Сообщений: 10185
Изображений: 0
Откуда: Владивосток
Благодарил (а): 1474 раза
Поблагодарили: 1240 раз
Олеся, а откуда статья?

Много здесь правильного, прямо боюсь задуматься - какого рода благотворительностью или милосердием сама занимаюсь (или не занимаюсь).

Есть те, кто побывав в Доме ребенка говорит, что "отдыхал там душой".

Для меня такие посещения чаще мучительны. Ну царапает душу все это, да.
А мы неежные :(((

Две недели, когда мы ждали подписания постановления об опеке и ездили в Дом ребенка в Артем общаться со Степкой тоже были мучительными.
Вот домой его забрали навсегда - совсем другое дело ;)

Не знаю, в чем тут дело, может интраверт я, может что-то из перечисленного в статье...
Но факт - поучаствовать материально - это самое легкое. Вот, участвую понемногу.
А позвали меня поехать в детский дом №1, откуда меня же и удочерили - трушу и оправдываюсь всякими "не могу" :(

=========
Офф

Сейчас по радио шла передача именно о детском доме №1, интервью давала директор.
Говорила очень доброжелательно, приглашала приходить, помогать, брать детей на гостевой, на патронат.
Вот ссылка на посещение волонтерами этого детского дома:
http://raen-j.livejournal.com/27898.html

В той же передаче прозвучал вопрос - что делать, если вы увидели что на улице сидит ребенок-попрошайка.
Посоветовали звонить в отдел охраны прав детей в Комитет образования, тел 22-22-72.

Обратите внимание - по тому же телефону вы можете сообщать о всех детях, которым требуется помощь в защите от их родителей.
Если вы слышите, что у соседей регулярно плачет ребенок, попробуйте сначала сходить с ним, выяснить в чем дело, может быть там нужна помощь - ребенок болеет или мама в депрессии. Если ребенка бьют, можно попробовать припугнуть милицией.
Если не поможет, не оставайтесь равнодушными, звоните в опеку по этому телефону, возможно нужно либо работать с этой семьей, либо забирать оттуда ребенка, спасать его жизнь и здоровье.

=======
Вообще по вопросу - помощь и благотворительность и милосердие нужно любое. Был бы результат.
Я - Марина. Писать лучше на Изображение, а не через ЛС.
Усыновление в Приморье
Консультации по усыновлению и опеке: 8-800-700-88-05, звонок бесплатный.


Вернуться к началу
  Профиль  
 

 Заголовок сообщения:
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Душа Владмамы
Душа Владмамы
Аватара пользователя
С нами с: 04 май 2006
Сообщений: 19857
Откуда: Владивосток Шилкинская- артем
Благодарил (а): 491 раз
Поблагодарили: 1178 раз
Я тоже придерживаюсь мнения, что милосердие -это то, что идет от доброго сердца, души...это очень широкое понятие. Милосердный человек, даже если он не может заняться благотворительностью- всегда поможет чем-то другим, теплым словом, вниманием...да просто остановится, как та женщина на остановке, первая обратившая внимание на полураздетого парня. Все чаще убеждаюсь- такие люди есть- есть, готовые протянуть руку помощи, пусть им самим ее порой надо оказывать. От чего это зависит я не знаю- просто есть такие люди добрые и милосердные по своей природе. Им не нужно заставлять себя быть такими...
Благотворительность - пусть и имеющая какие-то цели- тоже хорошая вещь! :D Коряво говорю- сорри- лень долго размышлять и формулировать мысли(дел куча еще :) ) Разве мало хорошего сделала та же Оксана Рыбалко? Пусть на выборы шла, делая свою программу, но пусть у нас уж лучше таким образом лезут во власть. Это мое мнение. И пусть лучше мы тут будем в меру своих сил собирать памперсы и игрушки- чем ничего не делать...тем более делаем мы это именно из-за милосердия :)


Вернуться к началу
  Профиль  
 

 Заголовок сообщения:
Сообщение Добавлено:  
Не в сети
Пишу мало, думаю много!
Аватара пользователя
С нами с: 20 дек 2006
Сообщений: 294
Откуда: г. Йошкар-Ола
Поблагодарили: 1 раз
прочитала, задумалась... действительно так... с другой стороны зависит от ситуации... пример: милосердие - иду домой, очень тороплюсь, просто очень (честно, нужда заставляет), чтобы подойти к дому нужно перейти две дороги с односторонним движением, зима, гололед, до пеш.перехода идти надо, да и крюк делать времени нет, одну перешла, а на разделе, точнее перед стоит старушка - Божий одуванчик и плачет, а мимо народ проходит и всем до лампочки, у всех дела, в секунду соображаю, что просто через раздел перейти не может, скользко и высоко, хватаю ее под руку и за собой, быстро перевожу через дорогу, она только ногами семинить успевает. всего-то надо было минутное дело, просто помочь человеку, а в глазах столько радости... нет, не горжусь, точнее горжусь, что родители мои милосердные и всегда помогут нуждающимся, мама моя так вообще центр спасения, все всегда к ней идут с любыми вопросами и проблемами, всегда поможет, чем сможет и у меня есть душевная потребность кому-то помогать, подруги все знают в любвое время позвони, примчусь... милосердие - основа созидательной жизни человека, без чувства взаимопомощи жить вредно, просыпаются в человеке пороки...
благотворительность - какой бы она не носила мотив, все равно дело благое и нужное, любая помощь, есть помощь, не важно от кого и как, главное в нужный момент...


Вернуться к началу
  Профиль  
 

Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему [ Сообщений: 7 ]

Часовой пояс: UTC + 10 часов


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

[ Администрация портала ] [ Рекламодателю ]