Приморский край: подростки и родители

Автор: Ольга Романова, уполномоченный по правам ребенка в Приморском крае

Предлагаю начать цикл публикаций «Мир подростков» с анализа статистической информации.

Итак, численность детского населения по состоянию на 01.01.2022 года:

Показатель 2019 2020 2021
Всего детей 376 420 376 589 374 896
Дети от 0 до 6 160 837 154 783 148 358
Дети от 7 до 13 лет 141 517 146 286 151 286
Дети от 14 до 17 лет 74 066 75 520 75 252

Каждая из этих категорий детей нуждается в особом внимании взрослых. Однако, сегодня мы начинаем предметный разговор о подростках. Обратите внимание на эту цифру — 226 538 несовершеннолетних.

Почему в состав группы подростков включена группа от 7 до 13 лет?

По мнению психологов, предподростковый возраст и подростковый период заметно «помолодел». Включенность ребенка в общую информационную цифровую среду, подверженность влиянию социальных сетей, сформированного цифрового контента и общественных настроений становится постоянной с 7 лет — начала периода школьной социализации.

Специалисты, работающие с подростками (психологи, психиатры, социальные педагоги) считают, что предподростковый и подростковый период в части поведенческих проявлений — это дети в возрасте 11 лет и старше. Современные подростки — 11 +.

Однако, родители этой возрастной категории детей, как правило, не готовы считать своего ребенка подростком. Все типичные проявления, свойственные подростковому периоду, зачастую воспринимаются и родителями, и педагогами неадекватно. В связи с этим модель воспитания выбирается принципиально ошибочная. Вместо формата «наставник и друг» (принятие, разъяснение, аргументация, поиск совместных решений) выбирается модель силовых форм воздействия (наказать, напугать, заставить, пристыдить). Это вызывает физиологически оправданный подростковый протест, что только усиливает степень риска вовлечения в экстремистские группы.

Крайне важно, чтобы родители и законные представители несовершеннолетних знали, умели различать и принимали как должное проявление физиологически обусловленных проявлений подросткового периода в поведении детей.

Итак, подростки — возраст 11 +

Что должны понимать и принимать родители в детях этой возрастной категории?

В юной личности происходят физиологические изменения, организм перестраивается на «взрослые рельсы». Это происходит на гормональном уровне, что влечет за собой постоянные изменения эмоционального фона и эмоционального настроения. «Эмоциональные качели», от одной крайней точки — воодушевления и эйфории — до другой крайней точки — подавленности и безысходности.

Особенности подросткового периода, которые должен понимать каждый взрослый, находящийся рядом.

  1. В этот период подросток как будто теряет землю под ногами. В связи с этим главное в его поведении — поиск новых точек опоры. Обычно их ищут не только во внешней среде, но и в самом себе тоже.
  2. Новые авторитеты — этот поиск и определение значимых и важных, по мнению самого подростка, необходим. Авторитет родителей резко падает. Их мнение подвергается критике, их советы кажутся неправильными, однако, подросток с готовностью примет их, если услышит от кого-то другого.
  3. Построение своей иерархии ценностей. Все то, что исповедуют родители, все те ценности и принципы, по которым они выстраивали свою жизнь, подвергается сомнению, критике и иногда, неприятию и непринятию. Для подростка важно сформулировать СВОЕ мнение.
  4. Принимается за основу и руководство к действию новый способ познания мира — эксперимент. Подросток стремится проверить любое утверждение на практике и поэтому экспериментирует. Он проводит эти эксперименты со всем, что для него важно. С собой, со своим окружением, с отношениями. Прежние границы и табу тоже подвергаются сомнению и могут быть проверены экспериментальным путем.
  5. В поисках самого себя, определения самоидентификации «Кто я?», «Что я могу?», «Какой я?» для подростка крайне важно соотнести себя с чем-то бОльшим, значимым, важным, чем ты сам. В качестве такого объекта могут выступать:
  • Персона (кумир, известная личность)
  • Идеология
  • Сильный мир или мир сильных

Даже простой и поверхностный анализ указанных выше особенностей подросткового периода говорит о том, что в каждом из этих пяти моментов заключается целый список потенциальных рисков и угроз. Определенный физиологический этап в жизни юного человека как бы подталкивает его на путь экстремистского толка.

В этот период проверяются те ценности, которые УЖЕ должны быть заложены семьей и родителями.

Принципы, которые должны быть усвоены ребенком к 10 годам

В личности, находящейся на этапе своего взросления, на рубеже 10 + уже должны быть сформированы следующие принципы и правила:

  • Уважение к нормам закона
  • Уважение к старшим
  • Национальная идентичность
  • Гражданственность
  • Патриотизм, любовь к родине
  • Взаимопомощь
  • Сочувствие
  • Милосердие
  • Ответственность, как личная, так и коллективная

Главная роль в воспитании этих качеств, навыков и мировоззрения на основе общечеловеческих ценностей и принципов, принадлежит семье. Все поколения семьи должны осознавать свое предназначение в этом процессе и принимать данную ответственность.

Но в настоящее время система формирования мировоззрения в юном человеке дает сбой.

Почему родители современных подростков не справляются с воспитательной функцией и обязанностью?

Родители современного подростка в возрасте 10 + — это люди, родившиеся в 90-е годы. Процесс их личностного формирования пришелся на период, когда их родители и законные представители были вынуждены сменить ценности и приоритеты. В 90-е годы жизнь определяли инстинкты. Основная часть общества с трудом удовлетворяла самый примитивный уровень потребностей — физиологический. Необходимо было просто выжить. Именно поэтому поколение 90-х годов имеет целый ряд психологических особенностей. Одна из них — низкий уровень развития эмоционального интеллекта. Вторая — склонность к агрессивной форме самозащиты. Третья — стремление контролировать жизненную ситуацию. Его определяет высокая степень готовности к угрозам, тревожность.

В родительской модели поведения у поколения 90-х доминируют:

  • Низкая способность к эмпатии
  • Завышенные требования к детям
  • Гиперопека
  • Максимальная занятость на работе
  • Минимальное время общения с детьми
  • Завышенные ожидания от школы
  • Перекладывание ответственности за воспитание детей на других
  • Неспособность признать, что дети — проекция их самих, их продолжение в этой жизни
  • Низкий уровень цифровой культуры. Цифровой разрыв со своими детьми в степени готовности взаимодействовать с миром информационных технологий

Все эти факторы приводят к определенным последствиям. Часть из них влияет на формирование основы для правового нигилизма и противоправного поведения несовершеннолетних. В родительской среде развиваются такие негативные процессы как:

  • Материальное либо духовное неблагополучие семьи
  • Дефицит общения между членами семьи и разными ее поколениями
  • Разрушение детско-родительских отношений
  • Низкий уровень родительских компетенций
  • Гиперопека
  • Конфликты и неумение с ними работать и из них выходить
  • Разрыв отношений между семьей и школой

Вместе с этим в подростковой среде развиваются следующие реакции на действия родителей и некомпетентный подход к вопросам воспитания:

  • Самовольные уходы из дома
  • Уход в киберпространство и цифровую реальность
  • Склонность к агрессии и насилию/готовность стать жертвой
  • Употребление психоактивных веществ, подверженность нехимическим видам зависимостей
  • Суицидальное настроение и действия
  • Правовой нигилизм.

Актуальность подобных выводов о существующих тенденциях подтверждает статистика. Особое внимание при анализе этих цифр необходимо уделить вопросам изучения безопасности семейной среды, как основной для процесса воспитания ребенка.

Суицидальные действия

Показатель 2019 2020 2021
Попытки 50 55 109
Оконченное действие 9 11 11

Жестокое обращение родителей в отношении детей

Виды преступлений 2020 2021
Тяжкие и особо тяжкие преступления 197 204
Из них: преступления против жизни и здоровья несовершеннолетних 122 135
Убийство несовершеннолетних родителем 2 4

Самовольные уходы

Розыск детей, самовольные уходы 2020 2021
Всего уходили 1164 1252
Из них не найдены 12 14
Уходы из семей 837 878
Уходы из учреждений 327 374

Родители, состоящие на профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних УМВД РФ по Приморскому краю

Профилактический учет 2020 2021
Всего родителей 1727 1865
Всего детей у этих родителей 4167 3442

Реагируя на разрушение детско-родительских отношений подростки, как правило, стремятся уйти в понятную и безопасную (по их мнению) среду, социум. И попадают таким образом в среду цифровую. Что ждет их там?

Риски цифровой среды

  • Зависимость
  • Кибербуллинг
  • Противоправный контент
  • Вовлечение в противоправную деятельность
  • Преступные посягательства
  • Экстремистские группы и действия
  • «Большая игра» — формат игровых активностей, направленный на дискредитацию и обесценивание традиционных жизненных и общечеловеческих ценностей
  • Вовлечение во флешмобы

Мы продолжим этот разговор. Если у вас есть вопросы, задавайте их здесь: http://consultant.vladmama.ru/consultant/romanova-ov

  • 25.07.2022

Поделиться с друзьями