Предлагаю начать цикл публикаций «Мир подростков» с анализа статистической информации.
Итак, численность детского населения по состоянию на 01.01.2022 года:
Показатель | 2019 | 2020 | 2021 |
Всего детей | 376 420 | 376 589 | 374 896 |
Дети от 0 до 6 | 160 837 | 154 783 | 148 358 |
Дети от 7 до 13 лет | 141 517 | 146 286 | 151 286 |
Дети от 14 до 17 лет | 74 066 | 75 520 | 75 252 |
Каждая из этих категорий детей нуждается в особом внимании взрослых. Однако, сегодня мы начинаем предметный разговор о подростках. Обратите внимание на эту цифру — 226 538 несовершеннолетних.
Почему в состав группы подростков включена группа от 7 до 13 лет?
По мнению психологов, предподростковый возраст и подростковый период заметно «помолодел». Включенность ребенка в общую информационную цифровую среду, подверженность влиянию социальных сетей, сформированного цифрового контента и общественных настроений становится постоянной с 7 лет — начала периода школьной социализации.
Специалисты, работающие с подростками (психологи, психиатры, социальные педагоги) считают, что предподростковый и подростковый период в части поведенческих проявлений — это дети в возрасте 11 лет и старше. Современные подростки — 11 +.
Однако, родители этой возрастной категории детей, как правило, не готовы считать своего ребенка подростком. Все типичные проявления, свойственные подростковому периоду, зачастую воспринимаются и родителями, и педагогами неадекватно. В связи с этим модель воспитания выбирается принципиально ошибочная. Вместо формата «наставник и друг» (принятие, разъяснение, аргументация, поиск совместных решений) выбирается модель силовых форм воздействия (наказать, напугать, заставить, пристыдить). Это вызывает физиологически оправданный подростковый протест, что только усиливает степень риска вовлечения в экстремистские группы.
Крайне важно, чтобы родители и законные представители несовершеннолетних знали, умели различать и принимали как должное проявление физиологически обусловленных проявлений подросткового периода в поведении детей.
Итак, подростки — возраст 11 +
Что должны понимать и принимать родители в детях этой возрастной категории?
В юной личности происходят физиологические изменения, организм перестраивается на «взрослые рельсы». Это происходит на гормональном уровне, что влечет за собой постоянные изменения эмоционального фона и эмоционального настроения. «Эмоциональные качели», от одной крайней точки — воодушевления и эйфории — до другой крайней точки — подавленности и безысходности.
Особенности подросткового периода, которые должен понимать каждый взрослый, находящийся рядом.
- В этот период подросток как будто теряет землю под ногами. В связи с этим главное в его поведении — поиск новых точек опоры. Обычно их ищут не только во внешней среде, но и в самом себе тоже.
- Новые авторитеты — этот поиск и определение значимых и важных, по мнению самого подростка, необходим. Авторитет родителей резко падает. Их мнение подвергается критике, их советы кажутся неправильными, однако, подросток с готовностью примет их, если услышит от
кого-то другого. - Построение своей иерархии ценностей. Все то, что исповедуют родители, все те ценности и принципы, по которым они выстраивали свою жизнь, подвергается сомнению, критике и иногда, неприятию и непринятию. Для подростка важно сформулировать СВОЕ мнение.
- Принимается за основу и руководство к действию новый способ познания мира — эксперимент. Подросток стремится проверить любое утверждение на практике и поэтому экспериментирует. Он проводит эти эксперименты со всем, что для него важно. С собой, со своим окружением, с отношениями. Прежние границы и табу тоже подвергаются сомнению и могут быть проверены экспериментальным путем.
- В поисках самого себя, определения самоидентификации «Кто я?», «Что я могу?», «Какой я?» для подростка крайне важно соотнести себя с
чем-то бОльшим, значимым, важным, чем ты сам. В качестве такого объекта могут выступать:
- Персона (кумир, известная личность)
- Идеология
- Сильный мир или мир сильных
Даже простой и поверхностный анализ указанных выше особенностей подросткового периода говорит о том, что в каждом из этих пяти моментов заключается целый список потенциальных рисков и угроз. Определенный физиологический этап в жизни юного человека как бы подталкивает его на путь экстремистского толка.
В этот период проверяются те ценности, которые УЖЕ должны быть заложены семьей и родителями.
Принципы, которые должны быть усвоены ребенком к 10 годам
В личности, находящейся на этапе своего взросления, на рубеже 10 + уже должны быть сформированы следующие принципы и правила:
- Уважение к нормам закона
- Уважение к старшим
- Национальная идентичность
- Гражданственность
- Патриотизм, любовь к родине
- Взаимопомощь
- Сочувствие
- Милосердие
- Ответственность, как личная, так и коллективная
Главная роль в воспитании этих качеств, навыков и мировоззрения на основе общечеловеческих ценностей и принципов, принадлежит семье. Все поколения семьи должны осознавать свое предназначение в этом процессе и принимать данную ответственность.
Но в настоящее время система формирования мировоззрения в юном человеке дает сбой.
Почему родители современных подростков не справляются с воспитательной функцией и обязанностью?
Родители современного подростка в возрасте 10 + — это люди, родившиеся в
В родительской модели поведения у поколения
- Низкая способность к эмпатии
- Завышенные требования к детям
- Гиперопека
- Максимальная занятость на работе
- Минимальное время общения с детьми
- Завышенные ожидания от школы
- Перекладывание ответственности за воспитание детей на других
- Неспособность признать, что дети — проекция их самих, их продолжение в этой жизни
- Низкий уровень цифровой культуры. Цифровой разрыв со своими детьми в степени готовности взаимодействовать с миром информационных технологий
Все эти факторы приводят к определенным последствиям. Часть из них влияет на формирование основы для правового нигилизма и противоправного поведения несовершеннолетних. В родительской среде развиваются такие негативные процессы как:
- Материальное либо духовное неблагополучие семьи
- Дефицит общения между членами семьи и разными ее поколениями
- Разрушение
детско-родительских отношений - Низкий уровень родительских компетенций
- Гиперопека
- Конфликты и неумение с ними работать и из них выходить
- Разрыв отношений между семьей и школой
Вместе с этим в подростковой среде развиваются следующие реакции на действия родителей и некомпетентный подход к вопросам воспитания:
- Самовольные уходы из дома
- Уход в киберпространство и цифровую реальность
- Склонность к агрессии и насилию/готовность стать жертвой
- Употребление психоактивных веществ, подверженность нехимическим видам зависимостей
- Суицидальное настроение и действия
- Правовой нигилизм.
Актуальность подобных выводов о существующих тенденциях подтверждает статистика. Особое внимание при анализе этих цифр необходимо уделить вопросам изучения безопасности семейной среды, как основной для процесса воспитания ребенка.
Суицидальные действия
Показатель | 2019 | 2020 | 2021 |
Попытки | 50 | 55 | 109 |
Оконченное действие | 9 | 11 | 11 |
Жестокое обращение родителей в отношении детей
Виды преступлений | 2020 | 2021 |
Тяжкие и особо тяжкие преступления | 197 | 204 |
Из них: преступления против жизни и здоровья несовершеннолетних | 122 | 135 |
Убийство несовершеннолетних родителем | 2 | 4 |
Самовольные уходы
Розыск детей, самовольные уходы | 2020 | 2021 |
Всего уходили | 1164 | 1252 |
Из них не найдены | 12 | 14 |
Уходы из семей | 837 | 878 |
Уходы из учреждений | 327 | 374 |
Родители, состоящие на профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних УМВД РФ по Приморскому краю
Профилактический учет | 2020 | 2021 |
Всего родителей | 1727 | 1865 |
Всего детей у этих родителей | 4167 | 3442 |
Реагируя на разрушение
Риски цифровой среды
- Зависимость
- Кибербуллинг
- Противоправный контент
- Вовлечение в противоправную деятельность
- Преступные посягательства
- Экстремистские группы и действия
- «Большая игра» — формат игровых активностей, направленный на дискредитацию и обесценивание традиционных жизненных и общечеловеческих ценностей
- Вовлечение во флешмобы
Мы продолжим этот разговор. Если у вас есть вопросы, задавайте их здесь: http://consultant.vladmama.ru/consultant/romanova-ov