На грани детства

На грани детства Подростковый возраст – это как высокий порожек между безмятежным детством и серьезной взрослой жизнью. Недаром именно этот период иногда называют вторым рождением,   когда   в муках подросткового периода человек рождается как личность. Да, поиск самого себя дается непросто, порой очень болезненно. Процесс этот не проходит гладко ни для самого ребенка, ни для его родителей. Неизвестно еще, кому из них сложнее пережить период, когда славный и понятливый малыш вдруг становится   неуправляемым и порой агрессивным, когда его эмоции захлестывают и переливаются через край, когда чужой косой взгляд может выбить из колеи на целый день.

Подросток – это уже не ребенок, но еще и не взрослый. Но как же сильно их раздражает это! Часто многие подростки жалуются на то, что требуют с них, как со взрослых (согласитесь, трудно видеть крошку в мальчике, вымахавшем выше мамы), а но их права при этом продолжают оставаться детскими. Иного не дано, ведь процесс социализации только идет, и большинство подростков находятся на содержании у родителей. Но именно из-за этого и возникает большая часть конфликтов из разряда «отцы и дети»: «дети» считают себя уже выросшими и достаточно взрослыми, чтобы жить по новым правилам, а «отцы» отказываются признавать их взрослость, менять свои взгляды и отношение к ним. Для подростка очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения не была детской. Отсюда и «боевая раскраска» на лицах девочек, и сигареты, и дешевая выпивка тайком, и прочие «спутники» современного подростка - они мучительно стараются присвоить себе все атрибуты взрослой жизни.

В первобытных обществах, когда социальная структура была относительно простой и стабильной, человек достаточно легко усваивал социальные роли и трудовые навыки, необходимые взрослому. Человеческая жизнь была в то время   короткой, и это не позволяло особенно затягивать "подготовительный период". Детство кончалось рано, воспитание и обучение имело преимущественно практический характер: дети обучались, участвуя в меру своих сил в деятельности взрослых. Например, у многих народов Сибири уже к 10 – 12 годам овладевали техникой обиходных работ – стрельбой из лука, греблей, рыболовством, то есть становились практически равноправными работниками. В наше время половое созревание ускорилось, а   жизнь стала значительно сложнее, чтобы выжить в нашем обществе одного умения стрелять из лука и пахать – мало. Поэтому   удлинился период, когда подросток "примеряет" различные взрослые роли, но еще не избирает их для себя окончательно, ищет свое место в жизни.

Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса", в который входят 
  • чувствительность к оценке посторонних своей внешности и способностей,
  • сочетание крайней самонадеянности и самолюбования с безаппеляционными суждениями в отношении окружающих; 
  • внимательность в них порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью,
  • борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами, 
  • обожествление случайных кумиров,
  • чувственное фантазирование с сухим мудрствованием.

В целом, это возраст противоречий, когда черное может стать белым в мгновенье ока,   когда милая девочка   с косичками за один день может превратиться в роковую готическую красотку. И глядя на эту метаморфозу, только мудрый взрослый человек заметит, как же сильно ее мучает мысль, что у нее курносый нос, а у настоящей готической девушки должен быть римский профиль. Очень многие подростки чувствуют огромную неуверенность в себе оттого, что "примеряют" на себя экранный образ супермена или фотомодели и мучаются своей "несостоятельностью".

В подростковом возрасте происходит бурное развитие всех ведущих компонентов личности:
  • формируется формально-логический интеллект,   появляются рассуждения, недоступные младшим школьникам, часто проявляется феномен теоретизирования, когда подростки постоянно обсуждают какие-то проблемы со сверстниками, выдвигая свои теории   и строя свою систему мира;
  • активно складывается мировоззрение, как системы взглядов на мир, окружающих людей и самих себя, совершенствуется самооценка и самопознание;
  • наблюдается повышенная склонность к   самонаблюдению,   эгоцентризм, неустойчивость образа «я»;
  • чувство взрослости и стремление к эмансипации. С появлением самооценки, как регулятора поведения, у подростков   возникает и чувство взрослости. В связи с этим подростки   начинают стремиться к самостоятельному принятию решений, касающихся их собственной жизни;
  • стремление к объединению в возрастную группу. В подростковом возрасте постепенно происходит все большее отдаление мира подростков от мира взрослых. В связи с этим усиливается авторитет   группы сверстников. Процесс самопознания и формирования широкого круга умений и навыков межличностного взаимодействия настолько захватывает подростков, что у них может упасть интерес к учебе, снизиться успеваемость. Для подростков ведущей деятельностью является общение с себе подобными.
  • возникновение временной перспективы. У подростков осмысливаемый ими период времени значительно шире, чем у детей младшего подросткового возраста;
  • интересы подростков так же неустойчивы, как и психика в целом. Стремление к новизне особенно характерно для подростков, они очень любят ходить в походы,   часто меняют увлечения и хобби.

Подростковый возраст – это возраст, когда, образно выражаясь, перед человеком открывается множество дорог. Многим кажется, что они смогут добиться в жизни всего, смогут стать великими учеными, знаменитыми спортсменами, актерами, писателями. Именно в подростковом возрасте человек впервые задумывается о том потенциале, который в нем заложен, ищет свое призвание в жизни, пытается найти свой путь, максимально раскрыть и реализовать те способности, которые заложила природа. Помогите ему в этом!


  • 14.11.2006

Поделиться с друзьями