Международная школа «Развитие»: путь к знаниям по индивидуальному маршруту

Состояние системы школьного образование, вопросы его качества и эффективности в настоящее время беспокоят очень многих родителей. Большинству из них пока остается лишь мечтать о том, чтобы их ребенок с удовольствием и интересом учился в школе, приобретая в ней не только предметные знания, но и навыки для самореализации во взрослой жизни.

В начале декабря читатели портала Владмама узнали об успехах учеников Международной школы «Развитие» на Приморском краевом образовательном форуме.

И с этого момента в редакцию посыпались вопросы о том, как именно складывается образовательный процесс в этом учреждении. По просьбам родителей и учителей из других школ сегодня мы снова изучаем опыт школы «Развитие».

Любовь Николаевна Оломская, учредитель и основатель Международной школы «Развитие», с достоинством и мудростью делится сегодня с нами подробностями повседневной ученической и учительской жизни своей школы.

— В ходе образовательного форума, на защите проекта «Бренд образования» ваши ученики говорили об индивидуализации, и на экране показывались папки. Можно поподробнее пояснить этот метод?

— Индивидуализация обучения является одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования для детей.

Индивидуализация — от слова «индивид», а это кто? Это отдельное живое существо, человек, особь, в отличие от стада, группы, коллектива. Значит, «индивидуализация» — это процесс, в котором индивид (ученик, в нашем случае) развивается интеллектуально, физически, психически и нравственно. Развивается согласно своей индивидуальности, неповторимости.

— С чего именно начинается процесс индивидуализации в школе «Развитие»?

— Индивидуализация в нашей школе начинается с установки связи «Ученик-Учитель». Если эта человеческая взаимосвязь не установлена на доверительном уровне, то нет канала передачи информации от одного к другому. А если ее нет, то и передачи знаний не будет.

После установки связи Учитель способен сопроводить ученика по маршруту любого предмета. А ученик способен освоить содержание любой учебной школьной программы.

В школе «Развитие»
В школе «Развитие»

— В этом случае от учителя требуется много: и сил, и времени, и знаний, и воспитательных технологий?

— Да, те Учителя, которые способны раскрыть свои таланты ума, души, физических сил и морали, служат детям и называются «Учителями с большой буквы».

— Но сегодня мало таких учителей. Как Вы думаете, с чем это связано?

— С тем, что учителя — это тоже индивиды. Для их роста, развития и самосовершенствования: психического, физического, интеллектуального и нравственного — необходимы условия и возможности.

И учителями надо тоже заниматься. Поэтому условия в школе должны быть созданы не только для учеников, но и для учителей.

— Если в вашей школе есть процесс индивидуализации, значит, вы как-то решаете вопросы индивидуализации для своих учителей, тем более, что у Вас учителя молодые?

— Да, для учителей есть и условия, и программа психического, физического, интеллектуального совершенствования. Запущен процесс, в котором каждый учитель и каждый ученик имеют возможности проявлять себя в лучших своих качествах ума, чувств и нравов во благо себе и на пользу окружающим. 

Такая работа учителей, учеников является одной из главных составляющих процесса индивидуализации в нашей школе.

Поэтому, учителя, наряду с учениками, и поют, и танцуют, и изучают науки, и готовят проекты, и создают социальные программы на благо обществу.

Педагоги Международной школы «Развитие»
Педагоги Международной школы «Развитие»

— Какова цель этого?

— Для учителей — овладеть необходимой информацией. Потому что тот, кто владеет информацией, тот владеет миром. А для учителей МИР — это сообщество учеников. Для учителя также важно сформировать свои навыки, умения для сопровождения детей в образовательной и исследовательской деятельностях и выборе Своего Дела.

А ученикам — наработать необходимые знания, овладеть необходимыми навыками, умениями, качествами для дальнейшего своего самовыражения в жизни и выборе Своего Дела.

В процессе индивидуализации мы уделяем большое внимание исследовательской деятельности. Потому что она развивает главные познавательные особенности каждого ученика.

Исследовательская деятельность — это процесс, в котором ученики исследуют, изучают ту или иную тему, находят решения научных и личностных проблем при помощи своих выводов, умозаключений, приобретая новые собственные знания, отрабатывая речь в публичных выступлениях.

Заседание школьной модели ООН
Заседание школьной модели ООН

Это помогает лучше усваивать учебный материал, открывать свои способности, находить свои интересы помимо учебной деятельности.

Поэтому детям мы организовываем всевозможные мероприятия: круглые столы, референдумы, заседания, сопровождаем на конференции с докладами, с презентациями, сопровождаем на международные форумы и олимпиады, участвуем в международных конференциях ЮНЕСКО.

Сегодня Мир — без границ, поэтому детям важно дать возможность для самовыражения не только в своей школе, своем городе, но и в международном сообществе учеников.

Индивидуальный маршрут учеников школы «Развитие»
Индивидуальный маршрут учеников школы «Развитие»

— А что такое индивидуальный маршрут непосредственно в вашей школе?

— Это индивидуальный документ для каждого ребенка по каждому предмету, в котором прописаны все темы, и ведется учет (отметками) осваиваемых учебных блоков согласно уровню и класса ученика, плюс творческие, индивидуальные и коллективные проекты, плюс работа над проектом «Я и Мое Дело», плюс участие в международных и российских мероприятиях.

— Как вы обходитесь без оценок?

— Мы, как образовательное учреждение, отвечаем требованиям МинОбрНауки РФ. Но, имея право вносить свои коррективы в систему оценивания учеников, мы изменили подход к «оценкам». Учителя пользуются отметками «5» или «4».

Если уровень усвоения темы учеником не соответствует этим отметкам, значит, учитель отмечает «незачетом» и помогает ученику усвоить данный материал до уровня отметки «4» или «5».

Иногда ученик с первого раза справляется с задачей на «отлично», а иногда и с третьего. Но это право им дано, поэтому они им с удовольствием пользуются.

Когда ученик начинает понимать смысл материала, у него проявляется интерес, появляется мотивация. Он начинает проявлять самостоятельность в работе, начинает помогать другим и получает удовольствие от процесса.

Потом он увеличивает скорость своего мыслительного процесса, быстрее продвигается по маршруту того или иного предмета, успевает многое и становится успешным в данном направлении.

— Но при всем этом процессе нужны какие-то особенные технологии учителю, которые помогают вести учеников по пути успеха и новых возможностей?

— Конечно, этому учителей обучаем индивидуально, включая зарубежные стажировки, и предусматриваем обязательный обмен ими друг с другом своим опытом.

— Еще ваши дети говорили, что у них 2 сессии в год. Сегодня многие против лишних экзаменов в школе. А зачем вам дополнительные экзамены в школе?

— Обстоятельства не будут вас спрашивать: «Нужны Вашим детям экзамены в какой-то области их жизни или нет?» Поэтому, чтобы они впоследствии не отравляли жизнь детям, не наводили на них страх и ужас, необходимо иметь психологический опыт их сдачи.

Экзамены, которые сдают дети в нашей школе, нацелены на выработку устойчивого психологического состояния учеников и на помощь учителям в анализе. Готовясь к экзаменам, дети пройденный материал освежают в своей памяти, формируют устойчивые понятия и знают, что их надо еще и защищать на экзамене.

Поэтому все учителя, присутствующие на экзаменах, родители и представители стараются задавать провокационные вопросы.

Например, на экзамене по математике, ученик получает вопрос: «Почему, ты решил, что 3/5 — это дробь?» Кто-то быстро включает свою сообразительность с приведением собственных примеров и доказывает всем присутствующим, почему он так решил.

А кого-то этот простой вопрос вводит в психологический ступор.

На экзаменах учителям хорошо видны все недоработки в пройденном материале. Они делают пометки по каждому ученику, включают их в индивидуальные маршруты на следующее полугодие, и это дорабатывается в следующий учебный этап.

У учащихся есть возможность для самовыражения в международном сообществе учеников
У учащихся есть возможность для самовыражения в международном сообществе учеников

— Значит, Вы, лично, за ОГЭ и ЕГЭ?

— Я ничего не вижу плохого в экзаменах, но на меня наводит ужас, когда взрослые обыскивают детей перед экзаменами. До какого уровня мы с вами, взрослые, дошли, чтобы своих детей доводить до подобного унижения?

Экзамены и учителям, и ученикам важны. Но сдавать их надо в своих школах. А если у кого-то нет доверия: системе, школам, учителям и ученикам, пусть на экзаменах присутствуют члены родительских комитетов, учителя из других школ, общественные деятели и другие представители образовательного сообщества.

Из экзаменов надо делать не ужас, а праздник.

— Такой подход дает возможность создать элиту в нашем обществе. Каково ваше мнение по поводу элиты в современном Российском обществе?

— Элита — это особое сословие людей в обществе, выделяющееся своей разумностью, высокими качествами интеллекта, своего физического, психологического и духовного становления.

Это люди, которые уже кем-то стали и способны помогать другим, они живут во благо себе, на пользу своему Отечеству и окружающему Миру.

День победы в Международной школе «Развитие»
День победы в Международной школе «Развитие»

— А можно ли сегодня воспитать элиту в наших школах?

— Конечно, но только прежде надо понять, среди чего формируется образовательная элита.

Воспитание элиты — это не педагогическая система, это не особая методика и не свод определенных правил. Это образ жизни, в котором все важно и ценно: и острый ум, и скорость мысли, и образ мышления, и стиль поведения, усваиваемый сознательно, это и помощь другим… Это традиции, которые не обсуждаются, а соблюдаются.

— А что это за традиции?

— Человек — это особый индивид, у которого стиль жизни, манера поведения, стиль речи, поступки, конечно же, внешний облик — все несет на себе отпечаток определённой культурной традиции.

Человек хорошего тона состоит в единстве этических и этикетных норм.

Ученики и учителя Международной школы «Развитие»
Ученики и учителя Международной школы «Развитие»

— Какое растет сегодня поколение?

— Дети растут такими, не благодаря качествам, своим или родительским, а благодаря воспитанию.

Здесь важны не теоретические предписания детям, а принципы, которые проявляются в размышлениях детей, в быту, в поведении, в живом общении, в отношениях друг с другом…

Мы обращаем взгляд своих детей и в литературу, и в историю, и в биологию, и в искусство… Чтобы каждый из них смог осознать себя, поверить в свои таланты и выразить себя в разных областях ученической жизни.

— Но сегодня продолжается спор: вернуть или не вернуть школе функцию воспитания, каково Ваше мнение по этому вопросу?

— Вернуть или не вернуть, обязать или освободить школу от этой функции — это пустые разговоры и трата драгоценного времени. Давайте найдем ответ в самом слове «Воспитание»:

ВОС — частица слова, указывающая на возвышенность (воссоздавать, вос-питать…).

ПИТАНИЕ — напитывать кого-то чем-то.

ВОСПИТАНИЕ детей — возвышенное питание их чем-то.

Чем наши дети напитываются в школах?

Ум — информацией.

Тело — едой, водой, движениями.

Чувства — отношениями, которые окружают их.

Внутренняя сила — либо страхом, либо храбростью, либо хамством.

Экзамен в Международной школе «Развитие»
Экзамен в Международной школе «Развитие»

Большую часть времени дети проводят в школе. И пока взрослые спорят о воспитании, дети растут и напитывают свои: ум, тело, чувства, внутренний потенциал тем, что имеют в своем окружении. Чем отличается праведник от убийцы? Средой воспитания.

Нам, взрослым, важно знать: все, что окружает наших детей — входит в их жизнь. И качество образования начинается с каждого из нас: в семье — с родителей, в школах — с учителей.

И важно понимать, что ни президент, ни губернатор, ни люди, принимающие законы, не способны сделать наше, Российское, образование качественным. Привнести качество в образование способны учителя и родители.

Продолжение разговора о современном образовании следует.

Референдум в международной школе «Развитие»
Референдум в международной школе «Развитие»
  • 24.01.2017
  • 1239 просмотров

Поделиться с друзьями