Учиться, учиться и еще раз учиться?

Автор: Татьяна Короткова

Каждый родитель мечтает о лучшей доле для своего ребенка. Как правило, мечты эти сконцентрированы на том, чтобы реализовать в своем чаде то, чего сам не смог добиться в жизни, или же на том, чтобы закрепить свой жизненный успех. Воображение рисует картину, как сын или дочь получили наконец-то диплом желательно престижного вуза, или приобрели профессию, востребованную обществом. И — следующий слайд: вот они строят свою карьеру, хорошо зарабатывают, будучи уважаемыми и уверенными в завтрашнем дне люди. Условие подобного жизненного успеха — хорошее образование.

Покой нам только снится

Всем известно, как трудно сейчас поступить в институт на бюджетные места. Трудности эти только усугубились с введением системы ЕГЭ. Все мы беспокоимся за будущее, а уж за будущее детей беспокоимся гораздо острее, чем за свое собственное. Перемены в системе образования пугают своей непредсказуемостью. Поэтому думать, куда и как поступать их ребенку, родители начинают едва ли не с пеленок. Выстраивается логическая цепочка: «для того, чтобы ребенок хорошо учился в школе, его нужно развивать». Следуя этой установке, развивать начинают как можно раньше, привлекая на помощь и разнообразные студии развития, и, по возможности, садик.

Далее следует стремление попасть в хорошую школу. Но в школу, которую считают престижной поступить не так-то просто. Когда наконец-то начинается учеба в школе родительское беспокойство достигает пика, ведь и в студиях развития, и в детском садике оценок не ставили, в основном хвалили, или давали те или иные рекомендации, что нужно «подтянуть». Именно в школе начинаются тяжелые родительские трудовые будни. Адаптируются не только школьники, но и их родители. К списку ежедневных дел добавляются и такие: «проверить портфель — все ли собрано на завтра», «выполнить уроки».

Оценки

А сколько переживаний сулят первые отметки и родительские собрания, на которых учитель рассказывает об успехах или неуспехах чад. Все-таки стоит помнить, что любая оценка носит очень субъективный характер. Нельзя сравнивать успехи разных детей, главное, чего достиг именно ваш ребенок, насколько он «вырос». Однако, часто любая другая оценка ниже пятерки воспринимается родителями (которых тоже воспитали в духе «учеба только на отлично») как личная трагедия. К чему это приводит? Ребенок живет в вечном страхе, что он расстраивает родителей своими отметками. Страх не оправдать надежды действует на всех по-разному. Сначала ребенок, может, и будет стараться учиться лучше, ведь родители ждут от него только «отлично», но рано или поздно (скорее всего, ближе к подростковому возрасту) жить в вечном страхе надоест и возникнет знаменитый подростковый протест. К тому же, видя вечное беспокойство родителей из-за оценок, ребенок вполне можт решить, что его учеба и хорошие оценки нужны, прежде всего, для того, что бы успокоить родительское сердце.

И вот, мамы подросших школьников вздыхают «какой же мой сын несамостоятельный». Но ведь самостоятельность ребенка начинается именно там, где заканчивается родительская опека. Безусловно, самостоятельность не возникает на пустом месте, появляясь на свет, ребенок зависит от мамы целиком и полностью. Но время идет, ребенок растет, приобретает новые навыки, но при этом он по-прежнему кажется маме маленьким и беспомощным. Хочется все сделать, если не за него, то вместе с ним. 

Что надо делать вместе?

Первое время, нужно и контролировать, и делать все вместе, ведь роль школьника совсем еще нова и непривычна. Вместе складывать портфель (особенно это интересно и волнительно накануне 1 сентября), обязательно проговаривать, что и для чего нужно. Вырабатывать особый ритуал. Вечером проверить расписание уроков на завтра, спросить у ребенка, какие учебники нужны, что еще нужно не забыть положить в ранец. Последовательно и аккуратно уложить все. Вместе приготовить одежду, чтобы утром не торопиться. Уроки также первоначально лучше делать вместе. Но обязательно распрашивать, как и что будем делать. Нужно это для того, чтобы ребенок ощущал себя не объектом деятельности мамы, которой проще сделать все это вместо него, а знал, что они это делают вместе, понимал, что именно он делает.

Постепенно «доза» самостоятельности должна расти. В идеале, к концу 1 класса мама должна лишь напомнить, что нужно собрать вещи в школу, и спросить, сделаны ли уроки. Разумеется, если ребенок попросит о помощи, никто ему не откажет, но все же, задание нужно выполнять вместе, а не вместо. Самая приятная оценка та, что ты заработал сам, смог преодолеть трудности и раскусил крепкий орешек.

«Тройки, двойки и колы…»

Как же реагировать, если в дневнике появилась «тройка», или того пуще «двойка»? «Спокойствие, только спокойствие», если это одноразовая акция, не нужно впадать в истерику и рисовать себе и ребенку страшные картины будущего с метлой дворника в руках. Случиться может разное, и у ребенка, и у учителя. Прежде всего, нужно спокойно расспросить ребенка, при каких обстоятельствах и за что был получен первый в жизни «лебедь». Самый простой и легкоустранимый вариант, если казус произошел не из-за пробелов в знаниях, а так сказать в административном порядке — забыл принести форму на физкультуру, или не выполнил домашние задание. Забывчивость свойственна не только детям, но и взрослым. Если пробелы в знаниях носят единичный, но стойкий характер, первоочередная задача — выяснить у учителя, какие именно моменты прошли мимо ребенка, может быть — попросить помощи у учителя, либо проработать эти темы еще раз самостоятельно. Для пробуждения интереса к вопросу можно попробовать найти занимательные материалы в интернете, показать, что знания, которые дают в школе — живут рядом с нами, в реальной жизни. Главное, укротить свою тревожность. Бесконечные нотации о том, как важно хорошо учиться ради светлого будущего могут вызвать прямо противоположный эффект — радость от получения знаний теряется, но возникает чувство, что все, что связано с учебой нудно и надо просто переждать бурю педагогической деятельности родителей. Любая двойка это не удар по самолюбию мамы и не клеймо ее педагогической несостоятельности. Это сигнал о том, что в процессе обучения произошел какой-то сбой. Даже у самого лучшего ученика может быть случайная «нехорошая» отметка.

«Опять двойка»?

Другое дело, когда складывается пугающая тенденция. Сперва копятся тройки, а потом и двойки, желание учиться пропадает, и воздействовать в мирных рамках уже не получается. Раздражение и страх у родителей растет, а у ребенка растет неуверенность в себе, уныние от вечных родительских «разборов полетов» и как результат — апатия и нежелание учиться вообще. Думаю, всем знакома картина «Опять двойка». Родительское отчаяние вполне понятно, но и герою картины несладко. Тяжело постоянно быть неудачником, когда на тебя давят со всех сторон: и родители, и учителя. Тут уже одним разговором с учителем не обойтись, да и было их, наверняка, уже немало — этих разговоров. Стоит подключить психолога, помочь разобраться, почему возникла такая ситуация, и как из нее выходить.

Обязательно нужно найти ту сферу деятельности, где ребенок будет успешен. Может быть, это будет спорт, может быть — творчество. Даже если лично вам кажется, что подобные кружки и секции — пустая трата времени и сил. «Зачем все это, когда нужно все положить на алтарь школы?» Но, подумайте, должна же быть у ребенка отдушина, где он ощутит и убедится, что у него тоже может что-то получаться хорошо, почувствует уверенность в себе? Уверенность в возможности успеха поможет осваивать школьную программу. Но и без усиленных занятий не обойтись. Лучше всего, чтобы эти занятия проводила не мама (или другие родственники), а человек сторонний, который не воспринимает ребенка как вечного неудачника и не впадает в панику от каждой двойки.

Самая большая родительская ошибка — давать ребенку понять, что только успешный ученик, приносящий «пятерки» достоин родительской любви и уважения. Ребенок понимает все буквально и переиначивает на свой лад «раз я плохо учусь, значит меня любят». Тяжело жить в мире, где тебя не любит даже самый близкий тебе человек. Какие бы оценки не стояли в дневничке или тетрадке, любая мама любит своего ребенка и хочет ему счастья. Но, к сожалению, слишком часто дает ему понять обратное, не понимая при этом, почему к ее словам не прислушиваются. Тяжело прислушиваться к словам человека, которому ты уже не доверяешь и боишься. Из страха наказания за двойки, пусть и словесного, появляется ложь, скрытность, теряется контакт с ребенком. Дайте ему понять, что любите вы его не за хорошие отметки, а просто так, что желаете ему добра и видите его успешным человеком в будущем. Но это — его будущее, его успех и зависит он только от его желания учиться, а вы можете лишь помочь и поддержать его. Ведь не в оценках счастье.

  • 01.10.2010

Поделиться с друзьями