Надо ли воспитывать ребенка гением?

Автор: Светлана Копылова, обозреватель портала Владмама

Вполне естественно, что в каждой семье имеется свой подход к воспитанию и к вопросам образования детей. Кто-то увлеченно читает многочисленную литературу, посвященную раннему развитию и находит время заниматься с ребенком, кто-то пускает развитие на самотек, доверяя этот процесс только садику и школе, а кто-то считает, что зачем зря нагружать ребенка — ведь гениями не становятся, а рождаются…

Но было бы удивительно, если бы в наши времена развитых технологий не было бы родителей, которые уверены, что гения можно воспитать.

Многочисленные научные исследования на тему гениальности до сих пор не пришли к однозначному ответу — как становятся гениями? Из последних новостей в этой области громко прозвучало одно — существует ген, который играет роль не только в развитии мозга, но и связан с такими заболеваниями, как шизофрения и биполярное расстройство. Это объясняет тот факт, что многие гениальные люди были, так сказать, странными…Ведь для того, чтобы совершить что-либо гениальное, создать новое творение, человеку приходится выходить за рамки стереотипов и принятых норм мышления.

Некоторые современные методики развития ребенка призывают родителей не обращать внимание на подобные утверждения и тем более не признавать «божественное» начало таланта. Авторы книг о раннем развитии утверждают, что существует возможность в условиях самой обычной семьи воспитать гениального ребенка.

Основатели более известных методик Синити Судзуки, Масару Ибука, Глен Доман утверждают, что развивать мозг младенца надо с рождения.

Синити Судзуки, преподаватель музыки, одним из первых заявил, что все дети рождаются совершенными и нет не талантливых детей: «Что касается врожденных задатков или наследственности, то я убежден, наследуются только физиологические особенности организма. С момента рождения всё остальное зависит только от психологического влияния, которое оказывает на ребенка окружающая среда. Только этим определяются его способности и таланты».

Масару Ибука, основатель компании Sony, в своей книге «После трех уже поздно» утверждает, что «согласно современным исследованиям развитие клеток головного мозга к трем годам уже завершено на 70–80%». Его исследования в области изучения иностранных языков дали потрясающие результаты. Он утверждал, что склонность детей по многу раз слушать одни те же тексты, сказки, помогает ребенку изучить до двух-трех иностранных языков, помимо родного. По мнению Ибуки, именно ребенок способен воспринимать чужой язык так же легко и непринужденно, как и язык своих родителей. Раннее изучение языка поможет ребенку в дальнейшем избежать «неграмотной речи и плохого произношения… они являются продуктами среды, в которой растет ребенок. Среда оказывает на наше сознание неизгладимое впечатление помимо нашей воли, и его ничем потом не сотрешь».

Американский врач Глен Доман в своих исследованиях также утверждал: «Все дети — лингвистические гении. Существует невероятная способность к изучению иностранных языков в первые три года». Доман заявил: «Мы пытались понять происхождение гения и вдруг поняли, что это „происхождение“ заключено во временном отрезке от рождения и до шести лет.

Если разум — это результат мышления, а мышление и порождает гения, то природа человеческого интеллекта предстает в новом свете. Одно кажется абсолютно очевидным: быть умным — это хорошо, а не плохо».

Методика раннего развития интеллекта Домана очень популярна среди современников благодаря своей доступности — в развивающих играх задействованы карточки с изображениями, с помощью которых ребенок начинает считать, читать, логически мыслить…

Чтобы приступить к такому ответственному шагу — начать экспериментировать с собственным ребенком, необходима большая вера в успех. Тут главное — не переусердствовать, быть очень аккуратным, потому что человеческий организм имеет определенный ресурс. Что же говорить о детском организме! Нельзя забывать, что ребенок — не средство удовлетворения родительских амбиций. Чрезмерное желание родителей вырастить вундеркинда может плохо сказаться и на психическом, и на физическом здоровье ребенка.

Наверное, у каждого в жизни есть история, когда в первый класс приходил ученик, которому явно было скучно на уроках. Часто таких детей переводят на класс выше. И, как правило, очень скоро ребенок перестает выделяться среди одноклассников.

То есть, родители, добившись определенных результатов от ребенка в виде письма, чтения и быстрого счета, вполне удовлетворяются этим набором и, отправив ребенка в школу, считают свою миссию выполненной. И этот вариант — не плох, потому что такие дети всегда хорошо учатся, они изначально ориентированы на активное усвоение новой информации. Некоторые родители стремятся расширить область познаний ребенка — к школьным нагрузкам добавляются спортивные секции, курсы иностранных языков, художественные школы.

Но не стоит забывать, что ребенок не может стать гением во всех областях. Гений — это не лучший ученик в классе по всем предметам, гений — это великий художник, поэт или ученый, добившийся успеха в одной области.

Выходит, что нужно выявить способности у своего ребенка в одной из сфер — это может быть любовь к музыке, стремление к достижению успеха в спорте, тяга к естественным наукам и т. д… Если талант проявился, то нет ничего прекраснее, чем развивать его и видеть результаты.

И даже если в будущем ребенок не сотворит ничего гениального, разве мало того, что вы вырастите грамотного человека, который станет отличным специалистом в той или иной области.

Родители, желающие приложить максимум усилий в воспитании своего ребенка, могут пользоваться разными методиками или выработать свою программу развития.

И тут важно помнить, что ребенок учится — наблюдая за окружающим миром, или, как утверждал Синити Судзуки, ребенок «…является продуктом своего окружения». Поэтому важно, чтобы сами родители и учителя были примером для подражания.

На самом деле проблема — воспитывать гения или нет — настолько мала, что и не стоит особо спорить об этом. Семей, которые всерьез занимаются своими детьми — единицы.

Не все современные семьи могут похвастаться достаточным вниманием к своим детям.

И это является куда более важной проблемой, чем громкие споры о различных методах раннего развития.

  • 31.07.2014

Поделиться с друзьями