Видеть мир глазами ребёнка

С началом учебного года многие мамы задумываются о том, как проводить свое свободное время с пользой для ребенка. Мы хотим Вам рассказать о недавно открывшемся в нашем городе центре развития. Центр «Розовый Слон», работающий по методике Монтессори, открылся совсем недавно, но уже имеет своих постоянных клиентов. Это и не странно: внутри очень чисто, светло и уютно. Меня встретили очень радушно. После такого хочется вернуться обратно. К тому же, «Розовый Слон» очень удобно расположился в центре города, на Светланской, 88.

А о том, как проводятся занятия и вообще, почему методику Марии Монтессори здесь считают лучшей, нам рассказала Виктория Суслова, преподаватель центра «Розовый Слон», педагог-психолог.

Виктория, расскажите, пожалуйста, немного о самом центре. Как вообще возникла идея создать его?

Появилась идея дать городу и его родителям с маленькими детками центр, где было бы уютно и светло. Ведь сама Мария Монтессори писала о том, как должен выглядеть класс. А должен он выглядеть так, чтобы ребёнку хотелось в него заходить. Здесь должно быть светло, цвета должны быть гармоничны. Мы постарались продумать всё вплоть до дизайна. Комнаты центра хорошо оборудованы, все Монтессори-материалы очень качественные, все в основном производства Санкт-Петербурга.

Я заметила, что одна из комнат всё-таки не совсем такая, как все…

Да, действительно, одна комната в нашем центре несколько отличается от всех остальных. Она отличается по цветовой гамме, освещению. И обстановка в ней успокаивает, отвлекает ребёнка от активной деятельности.

Что вообще такое методика Монтессори? В чём она заключается?

Изначально методика Монтессори была разработана для детей, отстающих в развитии. В дальнейшем, когда методика принесла потрясающие результаты, Мария Монтессори решила работать с детьми без нарушений интеллекта. При работе с обычными детьми она увидела, что они опережают в развитии своих сверстников. На самом деле, это не фантастика, а просто нормальные вещи. Ведь как обычно происходит: родители всегда принимают решения за ребёнка. И никогда не задумываются о своих действиях, когда ребёнок начинает вести себя так, как, на взгляд родителей, не должен. Родителям стоит просто «обернуться» назад и вспомнить, чему они сами вольно или невольно научили своих детей. Вот, например, многие родители удивляются, почему дети врут. А ведь мы сами подаём им пример, когда говорим: «Если позвонит тётя Валя, меня дома нет». Естественно, в итоге у ребёнка возникает вопрос: если маме можно врать, почему мне нельзя? Почему меня потом наказывают?

Также, по Монтессори-правилу нельзя помогать, пока ребёнок сам этого не попросит. Но это не значит, что мама должна бросить малыша и заниматься какими-то своими делами. Она должна за ним наблюдать! Самое главное — не вмешиваться, не навязывать свою помощь.

А вообще, хотелось бы сказать, что в методике Монтессори очень важно — это научиться смотреть на мир глазами ребёнка. Ведь если ребёнок что-то делает, он делает это не просто так. И он тоже делает свои выводы. Человек в любом возрасте способен делать какие-либо выводы. Исходя из этого, мы понимаем, что нужно дать ребёнку для развития ту обстановку, в которой эти самые выводы делались бы правильно. Например, малыш может капризничать, когда его одевают. Мама не понимает, почему так происходит. Это не значит, что просто ребёнок капризный и непослушный, есть смысл рассмотреть тот вариант, что ребёнок просто хочет одеться сам! Ребёнок — это такой маленький человечек, который делает всё медленно, размеренно. Ему необходимо делать всё именно так. А может, он просто хочет пить. Именно поэтому очень важно научиться видеть то, что видит ребёнок.

Что такое Монтессори-среда?

Когда родители начинают заниматься с ребёнком по методике Монтессори, они должны в первую очередь изменить свое отношение к ребенку, воспринимать его как личность с его внутренними желаниями и потребностями. То есть, придя домой, мамы и папы должны продолжать заниматься воспитанием ребёнка именно в том же ключе. Если мы признаем наличие у детей впитывающего сознания и ведущую роль ребенка в собственном развитии, то мы не можем недооценивать роль среды, дающей ребенку возможность впитывать информацию, впечатления и накапливать жизненный опыт. Для того, чтобы ребенок мог полноценно развиваться, ему необходима такая окружающая среда, которая позволяет в полной мере задействовать все возможности растущего человека, удовлетворяет потребность ребенка в спонтанной деятельности, дает пищу разуму и не сковывает движения. Здесь нет случайных предметов и деталей, каждый элемент среды выполняет строго определенную функцию. Очень значимую роль мы отводим освоению детьми бытовых навыков вплоть до того, что у нас в центре есть маленькие утюг, гладильная доска, элементы для стирки белья, чистки обуви и многое другое. Просто дома мы все подобные вещи от ребёнка прячем. А здесь он учится всем этим пользоваться гораздо раньше, чем мы вообще это ему даём. И зря мы думаем, что у него нет в этом потребности. Мы опять же решаем за него, хочет он эти предметы подержать, научиться ими пользоваться. Конечно, сначала ничего не получится безукоризненно; не получится раз, не получится два… Но в итоге ребёнок научится. И как раз-таки будет радоваться, когда он научился сам, а не кто-то его научил. И для достижения новых успехов у него есть больший стимул. Соответственно, ребёнок становится более подготовленным к дальнейшей жизни.

Можно ли заменить посещение детского сада посещением вашего центра?

Сначала хочу сказать о том, что неважно, ходит ли ребёнок в сад или не ходит, но с ним всегда должны заниматься родители. Безусловно. Никто не заменит ребёнку родителей.

Знаете, вообще-то все мамы очень довольны результатами от посещения Монтессори-групп. Но после этого, когда ребёнка отправляют в сад, возникают конфликты, и вот почему. В нашем центре мы даём детям свободу, но в то же время и учим пользоваться этой свободой. То есть, если ребёнок что-то взял, он обязательно потом положит это на место. Но если он слышит слово «нельзя», конечно, он будет возмущён. А это слово может произноситься в саду достаточно часто. В итоге — ребёнок, по мнению воспитателей, капризный и непослушный. А он всего-то не понимает, почему было так, а теперь — по-другому.

А вообще, по поводу замены одного другим: мы говорим не о подготовке к детскому саду, не о замене, а в первую очередь о подготовке к жизни. В Европе эта система настолько пользуется успехом, что тех людей, которые в детстве занимались по системе Монтессори, в первую очередь приглашают на работу, потому что там известно практически всем, что такой человек — самостоятельный. Он более подготовлен к жизни, умеет самостоятельно делать выбор и принимать решения в самых острых ситуациях, нежели тот, которому всегда что-то навязывали, решали за него.

А есть ли у вас такие посетители, которые занимаются здесь помимо сада?

Конечно! В нынешнее время детей отдают в сады по большей части для того, чтобы самим работать. Достаточно много родителей считают необходимым заниматься развитием своего ребенка помимо детского сада.

А какие главные преимущества занятий в центре перед занятиями в саду вы могли бы выделить?

Вообще, конечно, главное преимущество в том, что мама во время занятий находится рядом с малышом. Во-первых, ребёнок не будет нервничать, а во-вторых, мама видит, что делает педагог. И потом сама сможет проделывать то же самое, что помогает не дезориентировать ребёнка.

Конечно, любой ребёнок, приходя сюда впервые, сразу же не адаптируется. Только после первого, второго, а, может, и третьего посещения почувствует себя органично в этой среде, но никогда сразу. Спустя несколько занятий, он подходит ко всему очень избирательно, становится видно, чем ему особенно хочется заниматься.

Почему вы работаете именно по этой методике? Можно ли работать параллельно ещё по какой-нибудь?

Различные методики ни в коем случае нельзя смешивать. Ведь посмотрите, каждый родитель и так выбирает, по какой методике будет заниматься его ребёнок. Если мама выбирает методику Монтессори, то дальше, начиная заниматься, ребёнок уже сам вправе выбирать себе занятия. Именно поэтому мы занимаемся по этой методике. Ведь любой ребёнок, даже маленький — он уникален. И он совсем не глуп. Природа продумала всё: ребёнок может развиваться сам. С нашей стороны мы можем только ему помочь «сделать это самому».

Есть ли какие-то принципиальные правила проведения занятий?

Конечно. Все правила изначально так же были разработаны Марией Монтессори: Можно брать любые материалы, но после работы с ними нужно обязательно вернуть их на место в том виде, в котором их взяли; нельзя отбирать материал у другого, работать с материалом будет тот, кто первый его взял; нельзя без разрешения вмешиваться в работы другого; нельзя помогать, если тебя не попросили о помощи; мама не вмешивается в деятельность ребенка, когда он продуктивно работает с материалом и не помогает, если ребенок не просит о помощи; мама говорит тихо и находится на уровне ребенка, показывая ему новый материал. Все правила очень просты, но на самом деле трудны на практике. Мы стараемся помочь маме правильно контактировать с ребенком во время занятия.

С какого возраста дети могут заниматься в вашем центре?

С восьми месяцев. В этом возрасте детки учатся наблюдать за деятельностью других детей, что формирует их зрительную память, они даже могут повторить какую то работу с материалом, а это уже развитие, потому что каждый материал развивает тот или иной навык. Так же в этом возрасте дети учатся вставать и делать свои первые шаги, в нашем центре есть специальный тренажер — «брусья „первые шаги“, который помогает ребенку самостоятельно учиться ходить.

В какое время и сколько раз в день проходят занятия?

Занятия длятся по полтора часа. 4 раза в день мамы с детьми могут прийти на занятия: с 10.30 до 12.00, с 12.30 до 14.00, с 14.30 до 16.00 и с 16.30 до 18.00.

Почему родители делают выбор в вашу пользу?

Спросите у мам. Вниманием никто не обделён. Тем более, в группах совсем немного человек. А ещё по методике Марии Монтессори, в детских садах обязательно присутствует врач. Мы не можем позволить себе постоянного врача на каждую группу. Поэтому мы просто по желанию мам набираем и проводим по выходным группу «особого дня», где присутствует врач — мануальный терапевт, который наблюдает за общим физическим развитием детей и дает мамам советы. Ну и, пожалуй, потому что мы работаем без выходных!

Мы всегда ждём вас по адресу: ул. Светланская, 88 (остановка Дальзавод) Тел. 294-41-01, 256-44-57.

  • 12.09.2007

Поделиться с друзьями