Книжный мир ребенка: что и как выбирать?

Многие педагоги сегодня удрученно разводят руками: десять лет назад дети читали с гораздо большей охотой. Но, представим себе, ребенок все-таки изъявил желание читать. Тогда что ему предложить?

Каждое утро моего беззаботного дошкольного детства начиналось с чашки сладкого какао и разогретого в духовке бублика. Эти завтраки были позаимствованы мамой из книжки Астрид Диндгрен про Карлсона и остались самыми вкусными в моей жизни. Забавно: когда я задала мужу вопрос о любимой книжке, он, недолго думая, тоже назвал Карлсона и не забыл про тефтели, из которых толстячок с пропеллером возводил пирамидки и башенки. «Мне тоже безумно хотелось съесть тефтельку»,— припомнил муж.

У каждого из нас в детстве была своя книжка. С годами вкусы менялись, мы откладывали в сторону историю о Винни-Пухе и погружались в мир грез вместе с Золушкой; позднее зачитывались историями Бианки о животных, на смену приходили романы Майна Рида и Жюля Верна. Откровенно говоря, произведения из школьной программы были лишь фоном нашей настоящей «книжной» жизни.

Пятилетние философы

Книжный мир ребенка: что и как выбирать? Личность — это своего рода «поле». Качество «урожая», который будет на нем собран, зависит от того, как «поле» будет «засеяно». Так что же должна принести ребенку книга?

Все мы начинаем со сказок. Молодые мамы говорят, что их малыши больше всего любят красочные по оформлению, но незатейливые по сюжету сказки по мотивам мультиков Диснея. Динамично развивающиеся события и яркие картинки героев приковывают внимание ребенка. К сожалению, русские народные сказки тут проигрывают: длинное вступление, сложные метафоры — такой язык воспринимается трудно. Зато философию сказки дети схватывают на лету. Они с удовольствием разъясняют взрослому, почему дедка, бабка, внучка, Жучка и кошка не могли вытянуть репку, а помощь маленькой мышки пришлась как нельзя кстати.

— Ну, как ты не понимаешь, бабуля,— изумляется пятилетний Саша.— Просто надо было тянуть репку всей семьей, дружно, а без мышки семья была неполной, вот ничего и не получалось!

Становясь старше, дети начинают анализировать сказки, и, зачастую, поражают взрослых своими выводами. Ребенок может заступиться даже за хитрую лису, которая строила козни волку и медведю: «Ну ведь лисичка — девушка, нельзя было мальчишкам ее обижать! — негодует шестилетняя Аня.— Неважно, что она была хитрая, женщина должна быть хитрой!» Парируйте, уважаемые взрослые, если сможете!

А от чрезмерного увлечения диснеевскими книгами педагоги родителей предостерегают. Бесспорно, четкая последовательность поступков героев и развития событий в них налицо. Но не хватает пищи для ума: все слишком понятно, слишком разжевано — не нужно задумываться. У ребенка нужно культивировать не только логику, но и воображение, развивая оба полушария мозга. Именно поэтому профессионалы дошкольного образования призывают читать как можно более разнообразную литературу. Повзрослев, ребенок сам решит, что ему больше пригодится в жизни — способности к математике или писательские навыки.

На смену сказкам приходят стихи. В три года ребенок заслушивается строчками Барто и Чуковского, в пять постигает Маршака и Михалкова, а потом наступает время Пушкина. Зарифмованные строчки оказывают на ребенка не менее магическое действие, чем витиеватые сюжеты. И если о сказках можно сказать, что они развивают воображение и, как мы уже убедились, склонность к анализу, то поэзия учит красиво оформлять эти «аналитические заметки». Даже двух-трехлетний ребенок склонен рифмовать знакомые ему слова, а школьник переходит к бурному стихосложению, которое взрослые объясняют «началом переходного возраста». И, может быть, не стоит подтрунивать над юным поэтом, стыдливо прячущим тетрадку со своими виршами, даже если вы уверены в том, что его жизненное предназначение — медицина или фигурное катание? Как только не поворачивается судьба…

Приключенческие или исторические романы — отдельная «полка» в собрании сочинений детской литературы. Поклонники Дюма играли в мушкетеров, записывались в секции фехтования, а любители Фенимора Купера с энтузиазмом ходили в походы, подогреваемые страстью к приключениям.

Не упасть в грязь лицом

Книжный мир ребенка: что и как выбирать? Но у любой модели есть своя обратная сторона. Современные книги, к сожалению, не всегда несут доброе и вечное. Если взрослый отдает себе отчет в том, что он читает, и его отношение к тем или иным книгам уже сформировалось, то ребенок — это «губка», впитывающая и хорошее, и плохое одинаково быстро. Поэтому к выбору книг для ребенка следует подходить с особым вниманием.

Конечно, идеальный вариант, если родители сами ознакомятся с содержанием рассказа или сказки, прежде чем отдать ее в руки ребенку. И сделать это нужно незаметно и уж, конечно, не вырывая книгу с криком: «Что ты читаешь? Ну-ка, немедленно дай сюда!» Этим вы не добьетесь желаемого: дух противоречия заставит ребенка снова потянуться к «запретному плоду», но в следующий раз он сделает это уже тайком!

Предварительно ознакомившись с детской книгой, вам будет легче объяснить непонятные термины. И когда дочка или сын придут к вам, тыча пальчиком в строчку «Тут написано „куртуазно“, что это значит?» — вероятность того, что вы с растерянным видом полезете в словарь, окажется гораздо ниже. Опять же умение вносить ясность добавит вам авторитета. Кстати, история про куртуазность не выдумка, я встретила это слово в сказке о приключениях маленькой принцессы! Повороты сюжета также могут оказаться неожиданными и непонятными для ребенка. Нынешние сочинители, бывает, слишком увлекаются реализмом, прикрываясь намерением приспособить ребенка к суровой действительности. Но возникает вопрос: а надо ли? Каждый родитель ответит на него по-своему.

Сказка — ложь, да в ней…

Ребенка в детстве пугали спрятавшейся в углу Бабой Ягой. А теперь он вырос, но до сих пор боится темноты и замкнутых пространств. Маленькая девочка обожала сказку о Спящей Красавице? А потом родственники удивляются, почему девушка все ждет Прекрасного Принца.

Последствия прочитанных в детстве сказок, даже напетых на ночь колыбельных, часто обнаруживаются только в сознательном возрасте. Моя знакомая каждый раз, засыпая, не могла высунуть из-под одеяла руку или ногу — что-то ей мешало. На сеансе у психолога женщина вспомнила, как тайком плакала, когда бабушка пела про «серенького волчка», который «ухватит за бочок». Мелочь? А у человека — невроз.

Другая женщина, окончив технический вуз и несколько лет проработав по специальности, маялась от тоски. И вдруг занялась цветоводством, ландшафтным дизайном и теперь совершенно счастлива. А все потому, что однажды, придя с нелюбимой работы, она нашла зачитанную до дыр в детстве книжку «Учитель ботаники» — историю школьного учителя, прививавшего ученикам любовь к природе и растениям.

Психологи утверждают, что детские литературные пристрастия сказываются на дальнейшем формировании личности. Поэтому не стоит читать на ночь чересчур впечатлительному ребенку историю графа Дракулы. А для жалостливой и ранимой натуры трогательная история Муму может стать настоящей трагедией. Разговаривайте с ребенком, просите его делиться впечатлениями от прочитанных им историй. В ваших руках — возможность разобраться в его вкусах и настроениях на самом начальном этапе, когда все еще можно скорректировать — и молоды, и гибки не только кости, но и душа… «Встречают по одежке, а провожают по уму» — помните об этой народной мудрости. Читайте детям, увлекайте их чтением — и они будут грамотными, уверенными людьми, для которых слово «умница» будет желанной и справедливой похвалой.

(по материалам журнала «Домашний Очаг»)

  • 16.03.2007

Поделиться с друзьями