Велосипед: как выбрать железного друга

Автор: Александр Марамчин, специально для портала Владмама

Солнце по утрам все выше поднимается над горизонтом. Асфальт уже прогрелся и зовет в дорогу. На улицах все чаще попадаются велосипедисты. Если вам тоже пришла в голову мысль сесть на велосипед — это замечательно. В этом вам поможет наша школа.

Сегодня — поговорим о выборе велосипеда.

Первым делом попробуем определиться с типом аппарата, на котором вам лучше всего остановить свой выбор. Главный вопрос: что вы хотите получить от своего будущего двухколесного друга? Честный ответ самому себе и станет для вас ориентиром в современном мире велосипедной индустрии.

Для фитнеса

Допустим, вы заметили, что появился лишний вес, а взбегая по лестнице на пятый этаж, вы начинаете ощущать одышку. Самое время подумать о развитии функционала своего организма. Одним из лучших снарядов для этого, способным давать мягкие и дозированные нагрузки, является именно велосипед. Если вы живете в городе среди асфальтовых джунглей и велозадачи ваши сосредоточены именно в области фитнеса, то и велосипед должен быть адекватным. Нет смысла покупать тяжелый монстрообразный двухподвес (велосипед, оснащенный амортизационной вилкой и задним амортизатором) с большим ходом. Напротив, в данном случае ваш «железный» друг должен быть стройным, стремительным и легким. 

Гибридный велосипед
Гибридный велосипед
Его колеса должны быть достаточно большими в диаметре, сегодняшние стандарты предлагают вам 28 или 29 дюймов. Покрышки должны быть достаточно узкими (желательно не шире 1,75 дюйма) и иметь низкие, неразвитые элементы протектора, или вообще не иметь выступающих элементов (слики). Руль велосипеда должен быть достаточно узким, так как более узкий руль и хват (положение рук на руле) обеспечивает меньшее сопротивление воздуха при езде (лобовое сопротивление) и значительно улучшает вашу аэродинамику. Геометрия рамы (положение и длины труб, из которых изготовлена рама, угловые величины вилки и подседельного штыря) такого велосипеда должна быть рассчитана для максимально эффективного разгона и руления именно по дорогам с твердым покрытием. Колесная база (расстояние между осями втулок переднего и заднего колес) должна быть небольшой (980). Система (ведущие звезды с шатунами) и кассета (комплект ведомых звезд на заднем колесе) должны обеспечивать хороший накат подбором передаточных соотношений с минимальным шагом.

Шоссейный велосипед
Шоссейный велосипед
Мчаться по асфальту с высокой скоростью на подобном велосипеде будет для вас легко, а значит, езда станет настоящим удовольствием. Для этого идеально подойдет шоссейный велосипед, или гибридный велосипед для фитнеса. Шоссейный велосипед самым лучшим образом приспособлен для езды по асфальту, гибридный фитнес байк, позволит вам немного расширить «ареал обитания» и захватить, помимо асфальта, хорошо укатанные грунтовые дороги. При желании на гибридном байке вы сможете отправиться и в велопоход, немного изменив его конфигурацию. Достаточно важным условием является малый вес шоссейного или гибридного байка для фитнеса. Это позволит вам легко заносить или выносить велосипед, легко поместить его при необходимости в своем автомобиле. От удобства и легкости обращения с велосипедом на самом деле зависит и то, как часто вы будете на нем выезжать.

Стоимость недорогого шоссейного велосипеда от 25–30 тысяч рублей, приблизительно в эти же деньги обойдется начальный гибрид для фитнеса. Захотите вариант полегче и более приспособленный для гонок — увеличьте бюджет в два-три раза.

Для бездорожья

Хардтейл
Хардтейл
И шоссейный велосипед, и гибрид для фитнеса совершенно не приспособлены для езды в лесу по сильно пересеченной местности. Если ваш выбор — не дороги, а тропы и бездорожье, то однозначно следует выбирать горный велосипед. Правда, различных велосипедов этого типа становится все больше, и выбрать свой тоже непросто. Классический вариант велосипеда, подходящего для катания в лесу для здоровья в стиле фитнес — это либо легкий хардтейл (велосипед с амортизационной вилкой и жесткой рамой без задней подвески), либо легкий короткоходный двухподвес (велосипед, имеющий ход подвески 100 мм и менее). Такой велосипед имеет более компактную крепкую раму с более длинной колесной базой и меньшим углом рулевой трубы. Значение угла рулевой, а также другие параметры рамы, указывается в описании любого велосипеда в разделе геометрия. Хардтейл или двухподвес для фитнеса, как правило, имеет угол рулевой трубы от 69° до 71°.

Короткоходный двухподвес
Короткоходный двухподвес
Безусловно важен вес велосипеда, ведь вам придется не только вносить и выносить его из лифта. Самое главное, что вам придется на нем ездить по сильно пересеченному рельефу нашего полуострова. А каждая лишняя сотня граммов остро ощущается при езде в гору. Так что тут рекомендация простая, выбирайте как можно более легкий велосипед этого типа, который сможете себе позволить. Кстати, достаточно много веса вы сможете сэкономить, просто сменив покрышки и камеры на более легкие. Компоненты горного велосипеда для фитнеса должны быть достаточно живучими и выдерживать большие нагрузки, которые будут расти пропорционально вашей возрастающей тренированности.

Поскольку есть два основных производителя компонентов: Shimano (японский брэнд) и SRAM (американский брэнд), то можно дать более конкретную рекомендацию. Если компоненты от Shimano, то выбираем от Deore и выше, если же SRAM, то от Х5 и выше. Тут вас может ограничить только размер вашего бюджета. Пороговый вес хардтейла для фитнеса — 13 кг, двухподвес может весить немного тяжелее, примерно 13,5 кг. Велосипеды для фитнеса не из дешевых, подходящий хардтейл будет стоить от 25 тысяч, а двухподвес от 45 тысяч рублей. Важно понимать что модернизация более дешевого серийного велосипеда до нормального уровня обойдется еще дороже. Так что лучше подкопить денег и взять то, что вам действительно подходит. Но если вам по душе простое прогулочное катание по выходным, то вполне можно ограничиться хардтейлом тысяч за 15.

Для езды по городу — вместо автомобиля

Дорожный велосипед
Дорожный велосипед
Глядя на рост цен на бензин, можно всерьез задуматься об утилитарной функции велосипеда. Ведь это надежный транспорт в теплый период года. Использовать велосипед в городе в качестве транспорта вполне возможно. Я сам с 1993 по 2003 год передвигался по городу исключительно на велосипеде. Для этого подойдет любой хардтейл, или даже велосипед с жесткой вилкой, с колесами как 26, так и 28 дюймов. Главное, чтобы он был удобным, и подходил вам по размеру. Желательно с установленными полными крыльями, которые хорошо изолируют вас от летящей с колес грязи, и багажником. Конечно, не стоит брать самый дешевый велосипед, ведь он наверняка окажется тяжелым, а улицы нашего города местами потребуют от вас значительных физических усилий для их преодоления. Стоить нормальный дорожный велосипед, используемый как транспорт, может от 12–15 тысяч рублей. Одним из последних популярных трэндов стали велосипеды с дополнением электрической тяги. Одни только плюсы: и простоты, и экономичнs, и в горку заехать несложно, подключив электропривод. Конечно, велосипед с электротягой будет намного тяжелее (около 25 кг) и немного дороже (от 25–30 тысяч рублей).

Для длительных поездок

Трэйловый двухподвес
Трэйловый двухподвес
Если ваш выбор — катание в течение всего дня по лесам, тропинкам, дорогам, без ограничения себя по направлению и выбору рельефа, то вам подойдет так называемый трэйловый байк. Он может быть оснащен колесами с диаметром от 26, 27,5, или 29 дюймов. Но в любом случае это будет двухподвес с ходом от 120 до 140 мм. Велосипед с меньшим ходом подвески не будет обладать должной универсальностью и комфортом, а велосипед с большим ходом будет тяжелее. Байки этого целевого сегмента присутствуют сейчас у каждого серьезного производителя велосипедов и укомплектованы компонентами высокого уровня, поэтому и цена такого аппарата будет достаточно высокой. Трэйловые байки стоят от 60 тысяч рублей. Да, за удовольствие придется заплатить. Но поверьте мне, оно того стоит.

Для скоростного спуска
Для скоростного спуска
Катание в более жесткой манере с преобладанием спусков потребует еще более длинноходного байка. Такие велосипеды относят к категории «эндуро» и «олмаунтин». Ход подвески таких байков как правило от 140 до 170 мм. Золотой серединой можно считать байки с ходом 150–160 мм. Современные материалы для конструирования рам, легкие и надежные компоненты высокого уровня позволяют снизить вес таких универсальных байков до мистического значения в 11 кг. Правда, по цене такого байка вы сможете приобрести неплохой автомобиль. Будем реалистами, супердорогие велосипеды — это редко востребованный товар. Но за те же 60–70 тысяч вы сможете взять нормальный новый длинноходный байк, который будет приблизительно на 5 килограммов тяжелее.

Для экстремального катания и ВМХ

BMX для гонок
BMX для гонок
Теперь о самых «мясных» агрегатах. Если у вас появилось желание записаться в рыцари даунхила (скоростной спуск), то вам потребуется байк с ходом передней и задней подвески от 180 мм и более. Цена на такие велосипеды начинается от 90 тысяч рублей. Ну и не забудьте, что помимо даунхильного байка вам потребуется еще немалая сумма на приобретение защитной амуниции и шлема. Кстати, шлем стоит приобрести в любом случае, даже если вы приобретаете простой велосипед для прогулочного катания. Не забывайте, голова одна, и она полна уязвимых мест.

Обзор будет неполным, если мы не затронем тему BMX велосипедов (от английского Bicycle Moto Cross, Велосипедный Мотокросс). Среди них есть и гламурные агрегаты, и рабочие лошадки, и детские велики, и, конечно, «заядлые гонцы». Огромными плюсами этих байков с небольшими 20-дюймовыми колесами является простота, прочность и доступная цена. Нормальный велосипед этого типа можно купить за 10 тысяч рублей.

BMX для стрита
BMX для стрита
Среди велосипедов ВМХ можно выделить несколько основных типов. Велосипеды для трюкового катания в городе (стрит), велосипеды для исполнения трюков на плоскости (флэт), гоночные модели (рэйсинг), узко специализированные байки для дерта (прыжки на трамплинах из грунта) и парка (велосипеды для катания в специально построенных ВМХ парках). В части трюкового катания и сложности выполняемых вращений ВМХ даст фору любому другому байку. Так что если вам по душе разучивать сложные трюки, а ссадины и царапины вас не очень пугают, то ВМХ вам очень даже подойдет. Также, если вы ищите своему ребенку первый крепкий велосипед для катания по ровной местности, то ВМХ будет неплохим выбором. Во многих художественных фильмах именно на ВМХ велосипедах мальчишки развозят почту. Но не промахнитесь с размером рамы, так как на этих небольших велосипедах могут кататься и двухметровые дяденьки, а малый размер велосипеда может быть обманчив. Самыми универсальными из всех ВМХ велосипедов несомненно являются стритовые варианты. По крайней мере они укомплектованы тормозами.

Узкие специальные модификации велосипедов обусловленные специфичностью спортивной дисциплины или хобби, мы рассмотрим в другой раз.

Рекомендации для всех

Ну и напоследок. Однозначные рекомендации:

  1. Определившись с типом велосипеда, который вам нужен, проведите мониторинг интернет-магазинов и местного рынка.
  2. Покупайте велосипед известного брэнда, в нем будет меньше изъянов и «подводных камней».
  3. При прочих равных условиях (похожая комплектация, близкая стоимость, вес), выбирайте более легкий велосипед.
  4. При близкой стоимости, купить велосипед у местного дилера лучше, чем заказывать у удаленного продавца. Во втором случае добавляются стоимость доставки и трудности с гарантийными ремонтами и заменой комплектующих. Да и посидеть на велосипеде перед покупкой бывает полезно.
  5. Внимательно подойдите к выбору ростовки байка (рама должна быть вам по размеру). Это как обувь — ботинки 45-го размера нелепо выглядят на ноге 41-го, да и бегать в них сложновато будет и наоборот.
  6. Воспользуйтесь консультацией продавца, если он может ее дать, иногда в веломагазинах попадаются действительно хорошие ребята, которые знают, о чем говорят.

Справка ВМ

Александр МарамчинАлександр Марамчин —

основатель Владивостокского Экстрим-Клуба. Инструктор по туризму, альпинизму, горным лыжам.

Родился в небольшом поселке на севере Казахстана. В 16 лет поступил в ДВГУ, сначала на геофизический, а потом на биологический факультет, где и учился.

Сразу по поступлении увлекся скалолазанием, затем к увлечениям добавились спелеология, туризм, альпинизм, горные лыжи, скитур, телемарк. Спортом занимается с раннего детства.

Велоспортом увлекся в 1991 года. На маунтинбайке — с 1995 года.

Самым лучшим занятием для себя считает катание в излюбленных и в совершенно новых местах. Со своей будущей женой познакомился в 1999 году. С тех пор эта семейная пара вместе изъездила и исходила немало маршрутов и побывала в разных местах по всей стране. Оба любят активный отдых и предпочитают здоровый образ жизни.

Воспитывают троих детей, которым прививают любовь к окружающему миру и путешествиям.

  • 25.06.2014

Поделиться с друзьями