Кто читал вам в детстве книжки вслух?
Мама
Папа
Мне бабушка читала
А мне пластинки ставили
Мне старшие брат/сестра читали
Мне вся семья по очереди читала
Мне не читали, мне сказки на ночь рассказывали
А мне мультфильмы включали вместо книжек
Мне никто не читал, сама читать научилась
 
 
Новости Жизнь Владмамы Материнство Дети Здоровье Образование
Женский мир Семья Дом Путешествия Форум

Тайны новогодних игрушек

 Ребенок с игрушкой

Под новый год выходит книга известного психолога-исследователя Ольги Маховской «Тайны предметного мира Ребенка», Эксмо, 2017.

Это отличный подарок для пап, мам, бабушек и дедушек. В ней впервые публикуют научные данные о скрытых, но очень сильных привязанностях детей, которые повлияют и на взрослую жизнь. Она из них — привязанность к любимой игрушке. Какие игрушки лучше дарить? Сколько должно быть игрушек в детской? Что делать, если любимая игрушка износилась и выглядит неряшливо? Могут ли игрушки быть психологическим тестом? Фрагмент из этой книги мы публикуем.

Ольга Маховская

Попробуйте провести опрос на тему «Какие игрушки из вашего детства важны для вас до сих пор?» Рассказы других людей порой удивляют, даже трогают, но гораздо сильнее — свои собственные воспоминания. Всем дарят плюшевых мишек и кукол, но с теплотой мы вспоминаем только свои — «комнатки» из пластилина, куклы из фольги, фантики от конфет, куклы с закрывающимися глазами, стеклянные шарики, деревянные кубики, железные дороги, ванночки для купания….

Самая любимая игрушка навсегда остается в памяти, потому что она становится частью личности Ребенка. Те, с кем мы совпадаем, кого любим всей душой, впитываются в само ядро личности, становятся сначала нашим вторым «Я», а потом и нашей сутью, «Я» первым, настоящим! Любимая игрушка — первый опыт любви и расширения «Я». Любимая игрушка — первый тотем Ребенка, выбранный им самим. Но это не символ, который передают юным членам племени, чтобы те поклонялись ему, сопровождая передачу мифами и легендами предыдущих поколений. Миф только формируется, создается в восприятии самого Ребенка. Это один из первых прекрасных личных мифов, которые укрепляет положительную идентичность Ребенка, его «Я».

Ребенок может прижимать ее к себе, гладить, укладывать спать, кормить; он носить ее за собой повсюду и требует от взрослых особого отношения к ней, а значит — к себе. Любимые предметы утоляют сенсорный голод Ребенка. Любимая игрушка не стоит на дальней полке, она в постоянном доступе. Кажется, никто из психологов до сих пор не заметил: значение любимой игрушки в том, что она восполняет сенсорный дефицит, потребность в тактильных, зрительных, слуховых, вкусовых ощущениях, которая нарастает по мере отделения ребенка от родителей, мамы прежде всего. Когда контакт с любимыми людьми сокращается по времени, игрушка может служить символической заменой взрослого. Но в отличие от взрослого игрушка никогда не бросит, не уйдет, не откажется обниматься и не оставит на ночь в темноте. Поэтому она и становится сверхценной.

Не взрослый управляет чувствами и опытом Ребенка — Ребенок изучает свои ощущения и переживания и распоряжается своим сенсорным опытом. Это и делает игрушку особенной, важным инструментом управления своими эмоциями и страхами.

Образ любимой игрушки насыщен человеческими переживаниями. Дети приписывают неживым предметам черты людей, а собственные переживания — любимым игрушкам. Такое свойство детского сознания называется антропоморфизмом.

Когда мы вспоминаем что-то важное в нашей жизни, перед глазами возникает визуальный образ — картинка. Из-за распространенного мифа о том, что девяносто процентов информации человек получает через зрение, мы по привычке недооцениваем другие ощущения, прежде всего осязание, обаяние, вкус. Между тем не случайно дети чаще привязываются не к холодным пластмассовым пупсам, а к теплым, мягким игрушкам. Изучая предметы, дети часто берут их в рот, нюхают, прислушиваются к звукам, которые они издают. Все дети целуют свои игрушки, очеловечивая их, проявляя к ним любовь. Санитарные нормы строго запрещают даже думать о том, чтобы «брать в рот грязное» или «тыкаться в него носом», но эти нормы мы все нарушали и позволяем нарушать своим детям. Благодаря этому мы помним, как пахли наши любимые игрушки и какими они были на вкус.

Когда дети подрастают, мы учим их раскладывать предметный мир на свойства и качества. Но маленькие дети, начиная с полугода, воспринимают мир в целостности, для них он пока еще не разложимна свойства. Мир целостен и гармоничен, и Ребенок сливается с ним. Целостность мира включает в себя любовь, трепетное отношением не только к людям, но и к предметам, которые кажутся Ребенку живыми.

Понимая это, мы, взрослые, должны с тем же трепетом относиться к любимым игрушкам своих детей, если нам не все равно, что любит и что чувствует Ребенок. Игрушки — продолжение «Я» Ребенка, а любимая игрушка олицетворяет это «Я». Утилитарное отношение к предметам, в том числе игрушкам, формируется позже. У взрослых — когда им приходится тратить деньги и покупать все в магазинах.

Дети легко влюбляются в предметы, и дефицит может оказать стимулирующее воздействие на воображение. Исследования подтвердили: когда желаний у Ребенка много, а игрушек нет, он начинает использовать все подручные материалы, наделяя их символическими свойствами. Чем чаще Ребенок играет с каким-либо предметом, тем значимей он для него становится. Любовь к чему бы то ни было нарастает по мере нарастания вкладов и усилий, которые мы тратим на предмет своей любви. То же касается и людей. Другой формулы любви нет.

Детям лучше предлагать символические универсальные игрушки, которые можно использовать по-разному: кубики, конструкторы, цветные карандаши и пластилин. Дефицит игрушек не только развивает воображение, но и способствует кооперации: дети играют вместе, делятся, обмениваются. Правда, современный Ребенок больше играет в одиночестве, перед экраном телевизора или монитором компьютера.

Сколько у Ребенка должно быть игрушек? Любимых — от трех до пяти, а то и вовсе одна. Потому что игрушечный мир — это прообраз мира реального, а в реальном мире у взрослого человека, как правило, не так уж много близких друзей. Поэтому заваливать Ребенка всем на свете и считать, что вы создаете ему развивающую среду, неправильно. Скорее всего, от пресыщения он вообще откажется играть. Проблема многих родителей состоит в том, что они откупаются от Ребенка игрушками. Покупка новых игрушек эксплуатирует потребность Ребенка в новых впечатлениях. Но так не сформируются глубокие привязанности, а сформироваться они могут только тогда, когда Ребенок играет одной и той же игрушкой в разные игры.

Мы можем винить производителей кукол Барби за то, что куклы перестали быть милыми и трогательными, а стали гламурными барышнями. Но ведь выбор есть!

Вместе с куклами перенимаются и ролевые модели поведения. Барби красиво одета, и это потом перенимают девочки. Но во всем нужно знать меру. Часто мамы, вместо того чтобы играть со своими детьми, следят за тем, чтобы все было тип-топ: чтобы игрушка была дорогой, а Ребенок хорошо выглядел,— ведь в этом случае мама получает социальное одобрение, укрепляет репутацию хорошей мамы. Но Ребенку все равно, какая у его мамы репутация,— он хочет, чтобы она поиграла с ним!

Помимо развития воображения и навыков социализации (при совместных играх) психологи отмечают и другие функции игрушек. Например, Карл Юнг разработал теорию личности, в которой внешняя часть личности, Персона, защищает Ребенка от социального осуждения. Персона — эта та часть личности, идеальное «Я», за которое нас не просто любят, а обожают! Исходя из этого, понятно желание Ребенка как можно активней скрываться под маской Персоны, казаться лучше, чем он есть на самом деле,— ведь только так он может получить больше любви и поддержки. С какого-то момента начинается экзальтация в Персоне, Ребенку кажется, что он и есть тот идеальный образ, которым кажется другим. В момент экзальтации срабатывает закон внутреннего баланса, и на другую строну внутренних весов бросается темная часть внутреннего опыта, которую К. Юнг называл Тенью. Только когда Персона объединяется, интегрируется с Тенью, мы можем говорить об индивидуальности Ребенка. До интеграции Ребенок может испытывать агрессию, рвать игрушку, бросать на пол. На разных этапах дезинграции-интеграции, игрушка играет роль Персоны, «Я», Тени: то она нравится, то вызывает раздражение, то кажется плохой. Но от этого она не перестает оставаться любимой игрушкой. К неаккуратности и небрежности всплески «плохих» эмоций не имеют отношения.

Последователи психоанализа называют игрушку переходным объектом — объектом, несущимв себе черты разных частей личности, на который проецируются разные психологические состояния Ребенка.

Интересно, что мальчики и девочки по-разному играют. Мальчики в игрушках ценят функциональность, технические характеристики больше, чем внешний вид. Когда мальчику попадает в руки игрушка, он начинает изучать, что с этой игрушкой можно сделать. В своих играх этом мальчики стараются занять как можно больше места и по горизонтали, и по вертикали. Они играют «везде», вызывая досаду у мам, которые хотели бы, чтобы пространство игры было ограничено и потом не приходилось убирать всю квартиру.

Девочкам много места для игр не требуется, поскольку они более привязаны к частностям. Если для игры в магазин выбран стул, то события и будут разворачиваться в районе стула. Если лопатка используется как средство изготовления куличей из песка, то она уже не может играть роль ружья. Если играют одни девочки, то они прекрасно договариваются друг с другом, а в совместной с мальчиками игре обычно начинаются ссоры, особенно когда мальчишки путают функции предметов, а то и смешивают роли.

В воспоминаниях взрослых мужчин, пап и дедушек чаще фигурируют игрушки-инструменты, потому что мальчики связывают с ними моменты достижения цели. Цель достигнута, значит, я «всемогущий». Если игрушка дарила чувство исключительности, выросший мальчик будет это помнить, как и чувство триумфа победителя.

Но в наши дни значение игрушки в развитии ребенка принципиально изменилось. С приходом новых экранных технологий дети стали расти в условиях сенсорного голода, без обратной связи с реальностью. Так бы я определила основные последствия изменений, касающихся детских игр и игрушек. Игрушки должны утолять сенсорный голод Ребенка, нужно только помнить, что помимо зрительной системы, есть и другие очень важные — тактильная, слуховая, обонятельная…

Елка пахнет, колется, шуршит и переливается всеми цветами. Это делает ее неотразимой и запоминающейся.

Вот почему даже взрослые люди любят получать в подарок игрушки. Внутренний ребенок радостно волнуется и хлопает в ладоши, его переполняет нежность и любовь, которых хватит на всех и надолго…Каждый раз на Новый год мы заправляемся энергией счастья и любви, чтобы отправиться в дорогу. И самые любимые игрушки мы берем с собой. Взрослые дяди и тети с умилением, смущением и волнением достают свои игрушки, рассказывают о пупсах, машинках, мишках, куклах. Оказывается, что любимая игрушка пережила все переезды, и до сих хранится в недоступном для остальных месте. Иногда, когда грустно или тревожно, взрослые достают игрушки просто чтобы побыть вместе, посидеть в тишине и полумраке, глядя на мерцающие в окне звезды. Что происходит во время таких медитаций? Почему так важно соединиться со своим прошлым, чтобы в душе снова настала гармония? Почему спустя годы нам важно дотронуться до прошлого, чтобы снова ощутить его вкус, запах, тепло?

Игрушка — это интимная часть Личности, самая уязвимая, нежная и чувствительная. Вот почему мы ее прячем от остальных, и доверяем только избранным.


См. также:
 
Рейтинг: Рейтинг статьи: Отлично (голосов: 20)
Ваша оценка:
809 просмотров
Напечатать
..........................................................................................................................................................................