Как вы отмечаете окончание четверти своих детей-школьников?
За хорошие отметки — поощряем рублем
За хорошие отметки — поощряем подарком
За плохие отметки — наказываем или ругаем
При любых отметках — устраиваем семейный праздник
Просто поздравляем на словах, отмечая пройденный этап
Никак не отмечаем
 
 
Новости Жизнь Владмамы Материнство Дети Здоровье Образование
Женский мир Семья Дом Путешествия Форум

Школа, экзамены, выпуск: шаги к профессии

 Как помочь школьнику выбрать профессию

Очень важный и актуальный разговор о том, как помочь ребенку сделать верный выбор профессии, мы начали 27 января 2016 года. В своем обращении к родителям педагог-психолог Лариса Грабовенко рекомендует начинать задумываться о решении этой задачи гораздо раньше, чем мы привыкли думать. Процесс выбора самого любимого дела в жизни для каждого из нас на самом деле начинается еще до школы.

Сегодня редакция портала Владмама продолжает начатую тему. В центре внимания — подростки и старшеклассники.

_ _

Когда ребенок становится подростком, мы, родители, можем столкнуться со множеством проблем. Одна из них — подростковая замкнутость. В этом возрасте он так часто не хочет слушаться, считает себя взрослым и дистанцируется от нас. А ведь именно в этот период диалог с родителями так важен! Ведь обостряется вопрос выбора экзаменов, а значит, и выбора будущей профессии.

Чтобы такого конфликта не было, очень важно начинать заниматься с ребенком как можно раньше. По мнению специалистов, к 12–13 годам пора задумываться о будущей профессии всерьёз. С 13–14-летнего возраста можно основательно и целенаправленно готовить детей к будущей профессии.

После 8-го класса во многих школах проводится тестирование с последующим разделением по профильным направлениям. Наш опыт общения с родителями и детьми, которые учатся в профильном классе, показывает, что не всегда такое обучение позволяет разобраться со своими способностями, так как определение в профильный класс чаще связано с выбором предметов, которые интересны ребенку, а не с осознанием своих способностей к будущей профессии. И такие предметные предпочтения со временем могут меняться.

Сложности психологии подросткового возраста

Психологи утверждают, что если дети начальной школы любят и хотят учиться, то интересы подростков уже направлены на общение со сверстниками. Учеба и другие занятия могут уходить для них на второй план. Чтобы помочь юному отроку сохранить интерес к учебе и другим занятиям, родителям нужно постоянно будить его интерес к окружающему миру через разнообразную деятельность с учетом особенностей возраста. Так, из психологии известно, что подросткам от 10 до 15 лет свойственно увлечение общественно-значимой деятельностью. Она может принимать самые разные смыслы и формы — трудовую, общественно-организационную, спортивную и художественную направленность. В этом возрасте появляется практическое сознание, умение строить общение в различных коллективах, оценка собственного поведения, умение оценивать свое «я». С учетом этого родители могут доверять своему подростку выполнение самых разных заданий, в том числе и домашних. Главное — по-прежнему наблюдать, к чему он больше тяготеет, и продолжать заниматься дополнительным образованием.

А вот старшеклассники 15–17 лет, по мнению психологов, уже должны быть направлены на учебно-профессиональную деятельность. В этот период у них развиваются профессиональные интересы, проявляется способность строить свои жизненные планы.

Психологические методики в помощь в выборе своего профессионального «Я»

Чтобы понять и изменить свои установки (способности, склонности, притязания), выработать новые формы поведения, молодому человеку нужно преодолеть свои переживания и чувства, быть самим собой и научиться видеть себя глазами других. Поэтому на специальных занятиях в центрах профориентации в кругу сверстников выявляются и тренируются профессиональные способности, отрабатывается умение участников работать в команде, отрабатывается тактика поведения и действий. Например, результатом курса «Какая профессия моя?», разработанного в нашем центре «ПроОриента», является не только понимание себя и выявление способностей к профессии, но и поиск ценностей для выбора профессии, построение своего профессионального будущего, сопоставление своих способностей с требованиями, которые предъявляет профессия, выработка и проверка качеств, важных в профессии.

К сожалению, многие дети в старшем школьном возрасте не хотят серьезно выбирать профессию и заниматься профориентацией, не видят в этом смысла, а надеются на «авось» или на то, что профессию за них выберет мама, папа или кто-то другой. За этим легкомыслием четко видны и юношеский максимализм, и боязнь работы над собой, и обычная лень. Так часто происходит в тех случаях, когда развитием личности ребенка родители занимались недостаточно хорошо: не развивали интересы ребенка, не мотивировали его на деятельность, соответствующую возрасту, не строили доверительное общение с ним. Чтобы не потерять ребенка и его будущее, важно не потворствовать старшекласснику, а мягко направлять его. При этом именно он должен брать ответственность за свои решения на себя.

Упущенное время в этом возрасте, непонимание своих способностей, может привести к ошибке в построении успешной карьеры и самореализации. И тогда среди нас с вами появится очередной, разочарованный и неудовлетворенный жизнью человек.

Идеальная формула профессии. Как выбрать и не ошибиться?

Секрет правильного выбора прост. Все зависит от того, насколько сам ребенок готов к этому выбору, и от того, что он считает важным в выборе — деньги или престижность профессии или руководствуется тем, чтобы профессия соответствовала его личным способностям и интересам.

Что следует учитывать при выборе профессии?

По утверждению академика Евгения Климова, основоположника отечественной теории профориентации, разработавшего один из самых лучших на сегодняшний день методов профориентации, при выборе профессии нужно учесть 8 факторов:

  1. Позиция старших членов семьи. Следует принять ее во внимание, но стоит сделать собственный выбор.
  2. Мнение друзей. Хорошо принять к сведению наравне с другими факторами, правильным будет то решение, которое соответствует своим интересам и способностям.
  3. Позиция школьных учителей. Следует принять к сведению, поскольку опытный педагог — профессионал, знает много такого о ребенке, что скрыто от непрофессиональных глаз.
  4. Личный профессиональный план (представления об этапах освоения профессии, о профессиональном будущем) можно представить самостоятельно.
  5. Способности. О своеобразии способностей ребенка надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности (по играм, общению и др. ).
  6. Уровень притязаний на общественное признание. Планируя свой профессиональный путь, важно позаботиться о реалистичности своих притязаний в сравнении с реальными возможностями (мечты тоже нужно учитывать, иногда мечта может выступить мощным мотивом к достижению поставленной цели).
  7. Информированность. Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
  8. Склонности. Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это — интересы, подкрепленные определенными способностями.

По утверждению Климова, типичными ошибками при выборе профессии являются:

  • Отождествление школьного учебного предмета с профессией. Профессий гораздо больше, чем школьных предметов, а интересы меняются со временем.
  • Перенос позитивного отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.
  • Увлечение только внешней стороной профессии без учета ее минусов.
  • Выбор профессии только из соображения престижности (популярности) в обществе.
  • Выбор профессии за компанию с друзьями.
  • Под влиянием ближайшего окружения, без учета собственных желаний.
  • Только на основании высокой оплаты труда.
  • Неумение разобраться (без учета индивидуальных способностей) в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности и т. д. ), незнание своих сильных и слабых сторон.
  • Незнание или недооценка своих физических способностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

По мнению специалистов, способности и склонности человека, его особенности характера, мотивация — важнее, чем внешние факторы (такие как, востребованность профессии на рынке труда в настоящее время). Возможно, сейчас выбранная специальность востребована и позволяет хорошо устроиться. Но мы не можем знать, как изменится ситуация через 5 лет, когда сегодняшний старшеклассник закончит ВУЗ и пойдет на работу. Он может оказаться и в проигрыше, если выберет специальность, к которой у него нет склонностей и талантов. Поэтому, при выборе профессии всегда следует учитывать способности и мотивацию самого человека. Если человек занимается тем, что у него хорошо получается, и к чему он способен более всего, то он сумеет реализовать себя в любой специальности. Классный мастер своего дела всегда в цене!

Любимая профессия и работа это очень важно! Правильно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, усиливает удовлетворенность жизнью. Практика показывает, что человек, уверенный в своих силах находит нужную ему работу, несмотря на множество «неподходящих факторов». Успехов вам!


См. также:
 
Рейтинг: Рейтинг статьи: Отлично (голосов: 2)
Ваша оценка:
1027 просмотров
Напечатать
..........................................................................................................................................................................