Как вы отмечаете окончание четверти своих детей-школьников?
За хорошие отметки — поощряем рублем
За хорошие отметки — поощряем подарком
За плохие отметки — наказываем или ругаем
При любых отметках — устраиваем семейный праздник
Просто поздравляем на словах, отмечая пройденный этап
Никак не отмечаем
 
 
Новости Жизнь Владмамы Материнство Дети Здоровье Образование
Женский мир Семья Дом Путешествия Форум

Как помочь ребенку выбрать профессию и не ошибиться? Советы педагога-психолога

Часто вопрос о выборе профессии встает очень поздно. А когда надо им озадачиться? В старших классах или раньше? Как наработать опыт знакомства ребенка с профессиями и надо ли? Как поступать, если выбранная профессия оказалась неинтересна?

Главный ориентир, которому должны следовать родители и педагоги — это комплексный подход в выявлении и развитии способностей, открытии ребенком самого себя и мира профессий. С самого детства важно наработать опыт его знакомства с окружающим миром и профессиями. Это можно делать и через игрушки, и через общение родителей со своим маленьким почемучкой, и через кружки и секции, и через экскурсии на предприятия. В старшем школьном возрасте к этому перечню могут добавиться, тренинги, ролевые игры и профильные смены в детских лагерях… Важно подходить к выбору занятий уже зная детские особенности, чтобы каждый их вид был дан ребенку своевременно в нужном возрасте, когда внутри просыпается интерес к «своей» деятельности, возможно и скрытый. И важно заинтересовать его и интересоваться самим!

Предлагаю рассмотреть, почему те или иные занятия нужны в определенном возрасте.

Дошкольное детство

Психологи утверждают, что все дети от рождения талантливы. Задача нас, заботливых родителей, как можно раньше выявить эти таланты и создать условия для их развития. Но как это сделать?

Первый шаг к развитию способностей, в мир профессий — это домашнее воспитание через игрушки и игры до школы. Известный отечественный психолог Вера Абраменкова утверждает, что игрушки и игры создают условия для развития творческих способностей детей. Главное, чтобы эти игрушки были добрыми и полезными. Через них ребенок знакомится с окружающим миром, получает опыт. И важно, чтобы ребенок играл в игры с сюжетом, которые имитируют действия с предметами, воспроизводят отношения между людьми, игры с правилами.

Второе условие для открытия способностей ребенка — это посещение разных кружков и спортивных секций. Как выбирать между ними? При выборе кружка можно идти двумя путями: делать упор на сильные стороны ребенка или, наоборот, развивать его слабые стороны. Ни в том, ни в другом случае нельзя заставлять ребёнка заниматься «из-под палки», в обоих случаях главным является личный интерес ребёнка. По мнению психологов, для развития гармоничной личности тактика развития слабых качеств является наиболее предпочтительной, если в этом не присутствует элемент насилия. Однако, если ребенок выражает явное недовольство выбранными для него занятиями, то лучше отказаться от них и переключиться на то, что ему больше нравится, не травмируя детскую психику. Это эффективнее. Такой подход хорош для дошкольников и младших школьников.

И еще нужно каждый раз пытаться развивать новые интересы ребенка. Например, детсадовец не хочет ходить в кружок рисования, не получается у него! Можно попробовать сменить кружок или преподавателя. Вполне может статься, что он захочет через некоторое время пойти учиться рисовать с другом и станет художником. Часто дети, даже не имея особых склонностей, выбирают кружок «за компанию» и посещают занятия лишь потому, что туда ходит его друг. Главное, не оставлять попыток выявить способности ребенка, которые возможно еще дремлют.

Ребенок в начальной школе

Следующий этап знакомства с профессиями — это начальная школа. Из возрастной психологии мы знаем, что с 7 лет ребенок начинает уже подумывать о будущей профессии. В начальной школе продолжаем ходить в разные кружки и секции. В этом возрасте важно дать ребенку опыт освоения предметного общения с миром через игру.

Если родители действуют так, то к семи-девяти годам ребенок сам способен сформулировать свои предпочтения. Ведь он и его родители наработали некий опыт за ранние детские годы, посещая разные кружки и секции. Важно, чтобы в этом возрасте продолжилось активное знакомство с окружающим миром, и взрослеющий человечек, получал собственный опыт, каждый раз проявляя при этом свои таланты и способности. И если дошкольное детство можно считать предстартовым этапом профориентации, то возраст младшего школьного детства — это уже старт в будущее к освоению опыта своих профессиональных способностей, когда на основе учебной деятельности, характерной для этого возраста, возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование), потребности и мотивы.

У нас есть свой опыт и свое решение — знакомить ребят с профессиями и миром вокруг нас через программу «АРТшкола». Ее участники делают композиции на разные темы, например, в морском порту, на хлебозаводе, в зоопарке, в аэропорту и др. За один год так был построен целый город, более 20 композиций из разных сфер. На занятиях ребята изготавливают человечков в костюмах профессий, моделируют рабочие места, окружение, технику и специальное оборудование. Учатся рассказывать о профессиях, которые смоделировали. Через моделирование из бумаги дети учатся творчеству, прекрасному, работают с подбором цвета, со специальными инструментами, работают в команде, поскольку итогом является коллективная работа, где каждый вкладывает свои силы и способности на общий результат, учится выражать свои мысли и общаться. Почему именно «АРТшкола»? Оказывается, по утверждению психологов, именно творческие занятия дают старт к развитию всех способностей, причем не только художественных.

О том, как выстроить работу по профориентации с подростками и старшеклассниками, читайте в нашем следующем материале.


См. также:
 
Рейтинг: Рейтинг статьи: Хорошо (голосов: 8)
Ваша оценка:
950 просмотров
Напечатать
..........................................................................................................................................................................