Исполнились ли Ваши новогодние желания, загаданные в канун 2016 года?
Да, мои желания всегда исполняются
Да, и даже круче, чем загадывалось
Частично
Жду исполнения, до конца года еще есть время
Нет, не исполнилось
Не успела ничего загадать, исправлюсь в этом году
Не верю в подобную ерунду
 
 
Новости Жизнь Владмамы Материнство Дети Здоровье Образование
Женский мир Семья Дом Путешествия Форум

Разное

Прикладной анализ поведения, АВА-терапия. Онлайн консультация

Чульжанова Евгения Юрьевна

Чульжанова Евгения Юрьевна

Консультация специалиста по прикладному анализу поведения Чульжановой Евгении Юрьевны.

Прикладной анализ поведения (Applied Behavior Analysis, ABA) — научная дисциплина, объектом изучения которой является поведение. Методы прикладного анализа поведения широко применяются при работе с детьми с аутизмом. На сегодняшний день считается, что обучающие и коррекционные программы, основанные на прикладном анализе поведения, обладают самой крепкой доказательной базой, подтверждающей их эффективность.

Методы прикладного анализа поведения могут быть полезны как при обучении ребенка новым навыкам («новому поведению» в терминах ABA), так и для коррекции нежелательного поведения.

Справка

Евгения Юрьевна Чульжанова работает под супервизией Ольги Мелешкевич (BCBA, США).

Образование в области ABA:

  • сертифицированный курс BCaBA (инструктор Ольга Шаповалова. BCBA, США)
  • 3 интенсивных тренинга в Autism Partnership HongKong, в том числе месячная стажировка в Autism Partnership HongKong (Справка: Autism Partnership — один из мировых лидеров в области обучения детей с использованием методов ABA)
  • лицензированных тренинга по альтернативной системе коммуникации PECS, успешно сдан экзамен по применению методов PECS
  • курс «Тестирование базовых навыков коммуникации и обучения» (инструктор Марина Азимова, BCBA, США)
Вопрос-Ответ

Наталья Ш. (27.05.2016)

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, какую литературу можно почитать, чтобы можно было не весь подход, но какие-то приемы взять на вооружение при работе с детьми-дошкольниками в сфере дополнительного образования. В группе детки обычные и с особенностями развития. Не удается поддерживать дисциплину методами активного слушания и попытками хоть как-то заинтересовать детей.

Заранее спасибо!

(04.06.2016)

Добрый день!

Ниже перечислен список ресурсов, которые я рекомендую родителям и специалистам для ознакомления

Aba. nsu.ru

Abarussia.com

Outfund.ru

Родительская программа О. Шаповаловой,

Тематические группы в facebook

Cайт Юлии Эрц

Лекции по аутизму Елися Осина (youtube.com)

Барбера, Расмуссен: Детский аутизм и вербально-поведенческий подход

Мелешкевич, Эрц: Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения

Рон Лиф и Джон МакИкен: Work in Progress — Идет работа

Если Вы зададите чуть более конкретные вопросы, то я попробую ответить.


Олеся (10.03.2016)

Добрый день, Евгения Юрьевна.

Сыну 4,7 г. Невролог поставила диагноз — гиперактивность с дефицитом внимания, психиатр — расстройство аутистического спектра. У нас возникла проблема: не можем выйти на улицу уже больше месяца. Сын панически боится подъезда. Готов выпрыгнуть в окно (4-й этаж), только бы не идти в подъезд. Один раз мы его насильно вывели на улицу. Я одевала его со скандалом. Потом муж на руках его вынес. Сын цеплялся за косяки, а потом крепко прижимался к мужу. На улице успокоился и спокойно играл-гулял. Возвращался домой тоже в страхе: в подъезде весь напрягся и быстро юркнул в свой коридорчик, оглядываясь по сторонам.

После этого выхода снова не соглашается гулять. Боится собак в подъезде, резко появляющихся людей.

До этого мы с удовольствием гуляли на улице (катались с горок и т. п. ), посещали детские библиотеки, ходили на занятия в художественную школу.

(14.03.2016)

Добрый день, Олеся!
Для того, чтобы попытаться разобраться с таким поведением, нужно собрать больше информации. Попробовать вспомнить, какие изменения в жизни ребенка предшествовали появлению поведения. Бывают ли случаи, когда ребенок спокойно выходит в подъезд (например, связано ли это со звуками, светом в подъезде)? Повторяется ли поведение только дома или везде? Возникает ли подобное поведение в других ситуациях, не связанных с прогулками? В какой момент поведение начинается и в какой — заканчивается? В присутствии каких людей поведение сильнее и от чего вообще зависит интенсивность? Если речь развита в достаточной степени, то может ли ребенок ответить сам на вопрос — почему он не хочет выходить в подъезд?

Эти вопросы помогут Вам лучше понять, что происходит.

Я бы рекомендовала найти специалиста по прикладному анализу поведения, который составит Вам поведенческий план. Нужно собрать данные о поведении, совместно со специалистом оценить уровень развития ребенка, а затем специалист составит протокол по коррекции поведения, который Вы (и остальные члены семьи) будете применять. Работа по протоколу также требует сопровождения — семья регулярно собирает данные о том, что происходит, и на основе этих данных протокол может быть изменен, дополнен.

Дополнительные методы, которые можно использовать в работе с таким поведением, это видеомоделирование, социальные истории, визульное расписание.

Также традиционно рекомендую книжки на русском языке — с их помощью Вы сможете попробовать разобраться с этим поведением (и не только с ним)

Барбера, Расмуссен: Детский аутизм и вербально-поведенческий подход

Мелешкевич, Эрц: Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения


Наталья (19.02.2016)

Евгения Юрьевна, добрый день!
Как попасть к вам на консультацию с сыном 3 года 10 месяцев? Есть огромное подозрение на аутизм у ребенка.

(19.02.2016)

Добрый день!
Дело в том, что я живу в Новосибирске, и веду консультации на данном форуме дистанционно.

Кроме того, я являюсь специалистом в области прикладного анализа поведения, но не врачом. А такой диагноз у нас в стране ставится врачом психиатром. Поэтому, если у Вас есть такие подозрения, Вам необходимо попасть с ребенком на прием к врачу.

Также могу порекомендовать тест M-CHAT, который Вы можете пройти самостоятельно, с тем чтобы проверить свои подозрения. Однако обратите внимание, этого теста недостаточно для диагноза, диагноз ставит врач.


Наталья (19.02.2016)

Евгения Юрьевна, спасибо вам за ответ. Тест пройден, результат теста — уровень средний. Как трактовать этот результат?

Мой сын наблюдается у психотерапевта и психиатра с сентября прошлого года. Есть подозрения на аут-спектр, но врач не торопится с диагнозом. Наблюдаем за поведением ребенка совместно с врачом. Ребенку назначались ноотропные препараты, изменений в поведении ребенка не увидела. Терапия «материнская суггестия», рекомендованная психотерапевтом, дает некоторые позитивные изменения.

Основная проблема у ребенка — крупная моторика слабо развита (ребенок при ходьбе спотыкается, с трудом самостоятельно ходит по бордюрам без поддержки, ходьба на носочках), боязнь высоких лестниц, частые капризы и истерики иногда не обоснованные и непонятные причины их возникновения (как будто на пустом месте), аггрессия и прямолинейность в высказываниях (пример — оскорбления в адрес отца ребенка), избегания социума (в детском саду не общается и не играет с детьми, сторонится их), нет стремления пробовать новые блюда и продукты (стереотипное поведение).

Скажите, есть ли в нашем случае риск того, что пока врач будет думать что с нашим ребенком и делать выводы, мы упустим время и возможность в большей степени повлиять на адаптацию ребенка к социуму и решению проблем его поведения?

(24.02.2016)

Здравствуйте! Я, к сожалению, не могу трактовать результат, поскольку не являюсь врачом. Определенно, этот результат можно использовать при беседе с Ваши доктором.

Наталья, я могу утверждать определенно одно: если есть проблемы с поведением (а Вы их указали несколько), то ими надо заниматься незамедлительно. И Вы совершенно правы в том, что Вы можете упустить время и возможности. Я могу рекомендовать следующее для начала Вашего обучения:

  1. Лекции по аутизму Елисея Осина (youtube.com)
  2. Книга Барбера, Расмуссен: Детский аутизм и вербально-поведенческий подход
  3. Книга Мелешкевич, Эрц: Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения

Много полезных материалов есть на сайте фонда Выход, в тематических группах в facebook.

На мой взгляд, нужно искать специалиста в области прикладного анализа поведения, который сможет составить Вам индивидуальные программы для работы с теми вопросами, которые Вы перечислили. И обязательно начинать обучение на курсах ABA для родителей — чем больше Вы будете знать об этих методах, тем успешнее Вы будете работать со своим ребенком (хоть под кураторством специалиста, хоть самостоятельно).

Также я планирую в марте провести бесплатный вебинар по ABA для родителей, объявление о нем я размещу в теме консультации на форуме.


Татьяна (18.11.2015)

Здравствуйте!

Хочу спросить, подходит ли эта методика для работы с детьми без аутизма или каких-то явных отклонений (у врачей претензий нет) и до какого возраста? Девочке 3,5 года.

Смущает момент с внешним поощрением-стимулом. Меня родители так и воспитывали — быстро соберешься в садик — в награду маленькая конфетка, окончишь четверть на пятерки — будет денежка и т. д. С одной стороны, движение к такой цели очень организовывало, навыки и прочее — всё при мне. А иногда выливается в то, что я буду мыть полы (делать уроки и т. д. ), если только вы мне… Я не могу ничего делать для себя, просто потому что хочется или потому что надо, только за награду. Либо это должно быть поощрение извне, либо купленное себе же что-то вкусненькое. Во взрослой жизни это очень вредит. Когда так растили с малых лет, то уже даже осознавая проблему, очень сложно уменьшить её влияние на свою жизнь.

Сейчас как раз у дочери возраст, когда проще всего использовать метод поощрений, но я боюсь искалечить ей жизнь, когда она, став взрослой, в загруженной делами жизни из двух вариантов будет выбирать не тот, что ей просто по душе, а тот, где больше наградят.

(18.11.2015)

Здравствуйте, Татьяна!

Здравствуйте! Я этот вопрос очень часто слышу от родителей. И вопрос этот непростой, конечно, потому что суть его в таком вопросе: а почему и зачем мы вообще что-то делаем?

Прикладной анализ поведения основывается на законах поведения, которые работают одинаково для любого живого организма, поэтому методы ABA могут быть применены не только к ребенку с аутизмом, но и к любому человеку.

Если говорить про работу с ребенком, специалисты ABA всегда в своих программах рассматривают переход от пищевых поощрений и игрушек к социальным, и стремятся выбрать такие графики подачи поощрения, которые позволили бы сделать это наиболее эффективно. Мы стараемся перейти к таким поощрениям, которые соответствуют возрасту, которые являются социально приемлемыми. Кстати, в школе хорошая оценка — это ведь тоже поощрение

Что касается взрослой жизни, так или иначе, чаще всего мы все получаем какое-то вознаграждение за свою работу: премию, оплачиваемый отпуск, социальное одобрение, привилегии. Есть еще так называемое внутреннее поощрение, когда, например, чувство радости, гордости за результат для человека является достаточным подкреплением для того, чтобы выполнить какую-то задачу.

Рекомендую еще посмотреть статью, в которой комментируются основные мифы, связанные с ABA — Развенчание мифов о прикладном анализе поведения. Там есть как раз отдельный миф, связанный с поощрениями — «Миф: ABA просто подкупает детей едой и игрушками».


Ирина (17.11.2015)

Здравствуйте, Евгения!
Я преподаю ритмику у детей 4–6 лет. В этом году у меня есть ученик 5 лет. Мама сразу предупредила, что как основной диагноз у него идет синдром дефицита внимания. До 4 лет не говорил, хотели ставить аутизм.

На сегодня мальчик довольно неплохо говорит, проблем с коммуникацией со сверстниками не вижу, понимает обращенную к нему речь, как мне кажется, вполне по возрасту.

Есть проблема с вниманием и вовлекаемостью в процесс. Игры, статика-динамика, смена положения стоя-лежа на занятиях есть.

В целом, группе интересно. мальчика же включить в процесс почти не удается. Аргументы: я не смогу, я не буду, я не хочу.

Любимый герой Дарт Вейдер из «Звездных войн». ребёнок может вдруг «выпасть» из процесса и пойти «убивать Обе ван Кеноби».

Этот же приём «выключения» он выбирает, если пытаюсь с ним просто побеседовать до или после урока, контакт глаза в глаза он не любит.

Могут ли как-то помочь в мое работе методики прикладного анализа поведения? И какие?

(18.11.2015)

Здравствуйте, Ирина!
Да, методики прикладного анализа поведения могут помочь в такой ситуации. Можно попробовать понаблюдать, что именно для него являются сложностью (деятельность в группе?) после чего попробовать определить цель. Например, целью может быть совместная игра в группе в течение 10 минут, в течение которых ребенок не отвлекается на свои игры. Начать можно с 2 минут, или с посильного для ребенка периода, и постепенно увеличивать время до 10 минут

И, конечно, чтобы ребенок начал выполнять то, что нам нужно с удовольствием, нужно использовать поощрение.

Поощрение — то, что для ребенка имеет ценность. Самое первое, что приходит в голову, это использовать его же любимую тему «Звездные войны». Например, две минутки совместной игры в группе, а потом всем раздаются мечи, и все играют в любимую игру ребенка (если ему это по душе, конечно). Или выдавать ребенку в качестве приза фигурки или другие «артефакты», связанные с любимой темой

Хорошие статьи по поводу того, как развить мотивацию, есть на сайте фонда «Выход».


  
Рейтинг: Рейтинг статьи: Хорошо (голосов: 4)
Ваша оценка:
1454 просмотров
17 ноября 2015 Напечатать
..........................................................................................................................................................................
Специалист по прикладному анализу поведения (ABA), Чульжанова Евгения Юрьевна
Задайте вопрос специалисту | Прочитайте правила раздела консультаций