Какому источнику информации вы доверяете больше всего?
газетам
экспертным журналам
телевидению
радио
интернет-изданиям
интернет-форумам
социальным сетям
коллегам по работе
родителям
иностранной прессе
никаким
сравниваю несколько источников
 
 
Новости Жизнь Владмамы Материнство Дети Здоровье Образование
Женский мир Семья Дом Путешествия Форум

Горе от ума, или Закон Колмогорова: интеллект подавляет личность

 Развитие интеллекта подавляет развитие личности человека

Фрагмент из новой книги психолога Ольги Маховской «100 ошибок воспитания, которых легко избежать».

Книга для родителей, «взрослых детей», которым приходится жить и растить своего ребенка в непростое постперестроечное время. Она содержит перечень устаревших воспитательных установок, которые систематически снижают шансы на счастье и успех у детей, даже когда они становятся взрослым.

Почему мы все время ошибаемся, да так что потом не складываются судьбы?

Несколько теорий было предложено ранее:

  1. Неудачные биографии взрослых вытекают из педагогической запущенности детей. Чем меньше уделяют внимания детям, тем неуверенней они потом себя чувствуют. Они постоянно «проваливаются».
  2. Люди систематически, из поколения в поколение совершают одни и те же неосознанные ошибки. Если их не отрефлексировать, не обнаружить и не исправить, люди и будут наступать на одни и те же грабли.
  3. Человек может прекрасно развиваться. Но если те, кто рядом с ним стоит на месте, это будет тормозить и его. Окружение влияет на продвижение человека. Это сопротивление трудно преодолеть. Лучше поменять окружение.
  4. Люди не хотят расставаться с детством, и сопротивляются до последнего. Им не нравится брать ответственность на себя.
  5. Ошибки — это наше национальное достояние, дань многовековой истории. Мы ими дорожим, просто потому, что они родные, понятные.
  6. Человек может получить плохое образование, ходить в неважную школу. Хотя у него и хорошие родители. Или, наоборот: у человека отличная школа, но бестолковые родители. Сбой в системе воспитания дает плохую биографию.

Каждая из этих теорий относительно верна. Но самое интересное обобщение сделал академик Колмогоров. Он пришел к выводу, что: «Бурное развитие интеллекта подавляет развитие личности человека, в результате чего он не может приспособиться к окружающему миру, адекватно оценивать людей и события».

Личность человека перестает развиваться и остается на уровне дошкольника. Представьте себе шестилетнего мальчика, который живет в мире взрослых по их законам…

Наблюдая за биографиями одаренных детей, участников олимпиад, академик Колмогоров сформулировал закон: чем выше интеллект, тем инфантильней, неразвитей личность. И мышление, и личность находятся в отношениях созависимости, реципрокности. Очень упрощенно: чем больше голова, тем менее развито тело. И, наоборот: чем больше тренировано тело, тем меньше развит мозг. Опыт выдающихся спортсменов и ученых — яркое подтверждение именно этой особенности развития личности «впадать в крайности».

То есть, если тренировать мозги, то атрофируется, останавливается в развитии личность. И правда, один из расхожих литературных типажей одаренного ученого или умника (Паганель у Жюль Верна, Лужин у Набокова, например) — это плохо приспособленный к жизни идиот, который с утра до вечера решает невообразимо сложные интеллектуальные задачи. И это единственное, что его воодушевляет. Помните, герой Дастина Хофмана в оскароносном фильме «Человек дождя» успокаивался, когда ему давали складывать в уме огромные числа?

Ошибка № 6. Смеяться над людьми, интеллект которых заслуживает зависти, «ботаниками», «очкариками».

Последствия и проблемы:

  • Мы смеемся над умниками, чтобы умалить их достижения.
  • Нам хотелось бы хоть как-то уравнять их положение с нашим. Я бы назвала это законом социального выравнивания. В людях с особыми способностями иногда видят угрозу своему Я, несправедливость — одному все, а другим ничего.
  • Умных не очень любят. Ум часто отождествляется или с везением, или с хитростью. Удачливым завидуют, хитрых опасаются и презирают.
  • В обществе нет пока культуры поддержки одаренных людей. Мы все хотели бы быть умными сами, но если это кто-то другой, наши предпочтения меняются.
  • Мы обнаруживаем, что нам легче любить бедных, несчастных, попрошаек и даже уголовников. А умные сочувствия не вызывают.

Как преодолеть проблему самому и помочь ребенку?

  • С умными нужно дружить. Как правило, они нуждаются в друге, который помогал бы в решении ежедневных задач, включая простые бытовые. Простые задачи оказываются не по плечу очень умным людям, просто потому, что они «выпадают» из их поля зрения. Они не интересны их уму.
  • Умные люди щедро делятся своими способностями. Они нуждаются в постоянном интеллектуальном напряжении. Не бойтесь их просить о помощи.
  • Если вам неуютно с таким человеком, он вам не понятен, просто сократите время общения. Но возможно, у вас на примете есть кто-то такой же «умный». Познакомьте их. Сделаете счастливыми сразу двоих. Чем выше интеллект у человека, тем труднее ему найти собеседника.

Ошибка № 7 (ошибка академика Колмогорова): Считать, что интеллектуалы исчерпали свой потенциал личностного развития.

Последствия и проблемы:

  • Это не интеллектуалы остановились в личностном развитии, это общество остановилось в своей готовности принять одаренных людей, дать им возможность реализовать свой личностный потенциал. Если мы примем на вооружение закон Колмогорова, мы поставим крест на социальной жизни особо одаренных людей.
  • Закрепится стереотип о несчастной личной жизни умных людей. Им трудно найти друзей и пару, но когда это происходит, чаще всего это искренние, прочные, преданные отношения на всю жизнь. Более того, это всегда творческий союз.
  • Люди будут сторониться умных как сумасшедших, приписывать им отсутствие морали или скрытые дурные мысли и желания. Это трагедия «умников», а не проблема, которую они несут в себе.

Как преодолеть проблему самому и помочь ребенку?

  • Ошибки общества трудно исправить отдельному человеку. Для нас для всех было бы лучше, чтобы постоянно организовывались и проводились самые разные конкурсы, а победители бы получали хороший шанс на продвижение в своей карьере или образовании.
  • Если вы депутат или министр, обратите внимание на проблемы одаренных детей.
  • Если вы воспитатель детского сада, или учитель школы, не отказывайтесь от проведения конкурсов. Наряду со школьными оценками, они помогут родителям и детям оценить шансы и выбрать профессию.
  • Помогите своему ребенку найти друга, с которым ему было бы интересно проводить время.
  • Иногда, чтобы подобрать компанию, нужно посещать кружок или клуб далеко от дома. Иногда приходится менять школу. Иногда город. А иногда страну.

Одаренные ученики вырастают в лишних людей?

Трагедия одаренных людей в России, и не только, в том, что они, как давно показала классическая литература, становятся лишними людьми. Чацкий, Онегин, Печорин — мужские прототипы. Интеллект начинает активно интересовать окружение, когда он может повысить престиж страны, или когда он может принести реальные дивиденды. Реализованный талант — сегодня это рыночный феномен. Это — проданный талант.

В СССР, начиная с 1924 года, проводились олимпиады математиков. Как и спортивные олимпиады, они всегда требовали высокой и напряженной подготовки. Судьба участников математических олимпиад показывает, что не всегда победитель выигрывал счастливую путевку в жизнь. Только в последнее время, такие дети могут выехать за рубеж и получить достойно оплачиваемую работу. Часто психика «спортсмена-математика» ломалась, и он едва дотягивал до второго курса института. Особый перепад в жизни любого спортсмена происходит после того, как он сходит с дистанции, перестает участвовать в соревнованиях. Во время соревнований, познавательный мотив спортсмена переключается на мотив высоких достижений, мотив поддержания престижа. Вместо любознательности от него требуют амбиций и самоотверженности. Талант, не подтвержденный дипломом или медалью, считается непризнанным. Это очень сильно бьет по самооценке человека.

Призеры математических олимпиад высшего уровня, ставшие известными учеными-математиками, скорее исключение, чем правило. Олимпиады высшего уровня все больше и больше напоминают большой спорт.

Последние годы китайские школьники, а также школьники из других стран Азии блестяще выступают на олимпиадах не только по математике, но и физике, химии и информатике. В чем причина такого успеха? Как и для нас, в советские времена, для стран Азии победа в олимпиаде стала вопросом национального престижа. На отбор, подготовку, поддержку участников тратятся большие деньги. Азиатские школьники очень много тренируются, полгода посвящая себя только одной дисциплине. Для талантливого ребенка из китайской провинции — участие в олимпиаде хороший шанс подняться по социальной лестнице, поехать учиться за рубеж.

Ошибка N 8. Все ресурсы личности ребенка направлять на развитие одной способности.

Последствия и проблемы:

  • Сегодняшний рынок труда требует от взрослых самых разных компетенций. У основных профессий появляется много специализаций. Чтобы вписаться в современную жизнь, нужно гораздо больше умений и навыков, чем прежде.
  • Если развивать только одну способность, ребенок вырастет дисгармоничным. Он станет мономаном, который все время будет делать одно и то же.
  • Но и это не все. Активное развитие одной способности гасит, тормозит развитие других.
  • Ребенок, время которого занято только учебой, неизбежно вырастает дезадаптантом. У него просто физически не хватит сил и времени на обычные детские игры, приобретение социальных навыков, прогулки, собственные наблюдения и размышления.

Как избежать проблем самому и помочь ребенку?

  • Даже если для подготовки уроков ребенку нужно больше времени, чем среднему ученику, помните, что ни учеба, ни работа не исчерпывает всего многообразия жизни.
  • Из прилежных учеников вырастают прилежные исполнители. Читайте литературу по работоголизму — это то, к чему вы готовите своих детей.
  • Ребенку нужно свободное время. Когда в его распоряжении комната, игрушки, бумага, карандаши, он начинает творить и придумывать. Поощряйте творчество, хвалите своих малышей за придумки. Из таких детских мастерских творчества вырастают большие жизненные проекты.
  • Дети часто начинают заниматься одним, потом бросают, и начинают что-то другое. Такая неустойчивость интересов часто — проявление поиска занятий по душе. Можно завести правило: занимаемся выбранным делом не меньше трех месяцев. Но лучше сразу помочь ребенку оценить свои способности.
  • Посетите психолога-диагноста, специалиста детскому развитию. Он поможет понять, в чем проявляются особые задатки ребенка, а в чем — его возрастные особенности.

Интеллектуальные достижения и ошибки прямо влияют на самооценку личности. Опыт неудачных решений задач снижает нашу мотивацию к достижению, уровень самооценки. Мы чувствуем себя неудачниками. Но если кто-то поддерживает нас, напоминает, что мы ценны сами по себе, и одна неудача еще не обозначает неудачную судьбу, происходит как бы амортизация удара по самооценке. Удар компенсируется.


См. также:
 
Рейтинг: Рейтинг статьи: Отлично (голосов: 17)
Ваша оценка:
1905 просмотров
Напечатать
..........................................................................................................................................................................