Исполнились ли Ваши новогодние желания, загаданные в канун 2016 года?
Да, мои желания всегда исполняются
Да, и даже круче, чем загадывалось
Частично
Жду исполнения, до конца года еще есть время
Нет, не исполнилось
Не успела ничего загадать, исправлюсь в этом году
Не верю в подобную ерунду
 
 
Новости Жизнь Владмамы Материнство Дети Здоровье Образование
Женский мир Семья Дом Путешествия Форум

Как растут цветы жизни?

 Мальчик

На этот раз хотелось бы начать разговор, вспомнив об одной короткой, можно сказать, мимолетной встрече.

Дело было в одной частной стоматологии. Не очень ловко снимая бахилы, я слегка задела рядом стоящего человека и автоматически сказала: «Извините меня, пожалуйста». Наши глаза встретились: рядом со мной стоял мальчик лет десяти-одиннадцати с очень ясными карими глазами. Странное сочетание «ясные карие», но его взгляд поразил меня доброжелательностью и живостью. Передо мной стоял очень симпатичный человек с открытым взглядом. Он ответил: «Это ничего, не беспокойтесь, пожалуйста». А потом добавил: «Вы знаете, мне очень нужна работа. Мне уже давали здесь поручение. Не знаю, получится ли еще что-то…». Я пожелала ему удачи, и мы разошлись. Но этот диалог поразил меня, позже я снова и снова мысленно возвращалась к этой встрече.

Почему ему нужна работа? Понятно, что в его возрасте силен интерес к разным гаджетам — техническим игрушкам, которые могут стоить приличных денег родителям. Это самое простое предположение. Но поразительно другое: он не сказал, что ему нужны деньги — ему была нужна работа!

Согласитесь, что его сверстники чаще поступают иначе: уговаривают родителей, ждут дня рождения, ведут сложные переговоры по поводу отметок, обижаются, упрекают, чтобы получить желаемое. Во всяком случае, именно с такими реакциями мне приходится сталкиваться на практике. И еще одно важное дополнение к нашему сегодняшнему разговору. Этот молодой человек проявил сильную мотивацию и готовность к действиям, что обозначает в нем вполне адекватного гражданина. Он не пошел по пути, столь актуальному для другой части его сверстников, которые сбиваются в группы и отбирают карманные деньги у малышей, например. Нет, этому нужна была работа, поручение.

Про себя я окрестила мальчика «Маленьким Абрамовичем». Когда-то, в этом же возрасте будущий олигарх будучи сиротой в доме своего дяди начал искать способы зарабатывания денег. И преуспел в этом уже к окончанию школы. Можно по-разному оценивать цели, усилия и успехи этого человека, но чего уж точно не отнять — предприимчивости и успешности на пути к достижению цели. С самого юного возраста.

Да, мы все хотели бы видеть наших мальчиков свободными, предприимчивыми, способными преодолевать препятствия. Быть эффективными в этой жизни.

И поэтому самое время поговорить о сложнейшем понятии — о воле. Как воспитать волевого человека, способного к преодолению, к формированию своей жизни? Человека самостоятельного и активного?

О сложнейшем в понимании человека

Воля и в самом деле относится к сложнейшим явлениям, трудно поддающимся изучению. Но в то же время, это потрясающе интересное проявление человека. Увы, за 300 лет исследования этого феномена, человечество так и не продвинулись в понимании волевой регуляции, так как в волевых процессах много субъективного, связанного с окружением. Частного, применительно к каждому из нас. К общим рекомендациям в этом случае перейти невозможно. Все слишком индивидуально. Однако, задать направление мысли родительской тоже важно. Да, воля — это такая внутренняя душевная сила, способная управлять поведением — высший пилотаж регуляции поведения. То, благодаря чему можно ставить перед собой сложные цели, достигать их, преодолевая внешние и внутренние препятствия. Возможно, и во время, и после нашего разговора, мы останемся на позициях «Не навреди», «Поддержи в нужный момент», «Сумей найти поддержку и для себя». Но в любом случае выбранная нами тема — важна. Ведь благодаря воле человек делает сознательный выбор.

А с этим не все в порядке в нашем королевстве.

Мне близко понимание, что воля — Божественное начало в человеке. Да простят мне богословские термины. Вероятно, в моей душе отзываются опыты моих прадедов, а среди них были священники разных рангов. В данном случае, не предлагаю сужать понятие, а расширить его, ведь воля определяет выбор человека. Осознанно или исподволь, автоматически, мы делаем выбор каждый день, много раз в день. Из этих маленьких и не очень решений складываются более сложные. И каждый такой шаг, каждый такой выбор меняет и нас самих, меняет и ситуацию вокруг нас, поскольку каждое принятое решение имеет свои последствия.

Так складывается тенденция, путь, новая реальность. Иногда эта реальность поражает своей очевидностью, хотя выбор был как-то не очевиден. Ты вроде бы жил себе и жил. Все шло по течению. И вдруг — на тебе! Садимся, пытаемся проследить цепочку собственных выборов, действий и в итоге приходим к ясному понимаю — так и должно было случиться, иначе и быть не могло.

Выбор тесно связан с пониманием свободы человека. Лишь там, где есть место выбору, живет свобода. Хотим ли мы воспитывать в сыне свободного человека, готовы ли, способны ли? Ведь он будет сам принимать решения и отвечать за них, с ним придется договариваться. Понятно, что под общим посылом мы подпишемся легко. Сложности кроются в частностях. Когда нужно научиться уважать его мнение, его пространство. Когда проще накричать и настоять на своем, во что бы то ни стало. И ведь иногда и это необходимо. Предоставление свободы в любом случае тесно связано с ответственностью за выбор. Об этом стоит помнить всегда, определяя готовность сына или дочери к самостоятельному шагу. Мы — взрослые не можем не испытывать страх за своих детей — «а что потом», ведь и нас воспитывали, жестко навязывая волю старших, опытных, знающих. Этот страх за последствия решений детей диктует нам необходимость всячески их опекать и поддерживать в их решениях, отнимая у них ответственность, что превращает свободу в вольницу, презревшую последствия своих действий. Давать свободу соразмерную возрасту страшно, но крайне важно, не отнимать при этом еще и ответственности за выбор.

И здесь мы выходим на реализацию пути человеческого. В чем же тогда родительская миссия?

Учить думать самому или выполнять приказы других, например? Желания возникают легко, сами собой, потом они становятся целью, пусть и детской. Желательное действие вполне может привести к нежелательным последствиям.

Вот тому, как учитывать последствия, которые влечет осуществление желания, стоит учить с малых лет. Иногда малышам сложно перейти от пожеланий и «хочух» к формированию цели. Мамы могут заметить такую особенность с последующим проявлением робости, потери интереса. И помочь.

Хуже всего, когда из цепочки принятия решения о выборе уходит очень важное звено — осознание. Осознанный выбор требует оценки последствий. Когда решение принимается автоматически, вот эта самая оценка последствий исключается автоматом. Это звено часто отсутствует и у взрослых. Когда человек чувствует, что дальнейший ход событий зависит от него, тогда осознание последствий своего поступка рождает специфическое для волевого акта чувство ответственности.

Иначе говоря, как бы не вымостить себе дорогу в ад благими намерениями…

Ответственность при благословении и участии родителей может стать хорошей привычкой, если хотите, навыком, что со временем станет чертой характера и определит во многом судьбу.

О Томе Сойере и его друге Гекльберри Финне

Конечно же, вы помните приключения Тома, изнывающего под строгим взглядом тетушки, и его вольного друга Гекки. У каждого мальчика, сидящего за уроками допоздна с мамой, либо у компьютера в игрушках и соцсетях, теплится надежда, что мир приключений, НАСТОЯЩИЙ мир есть. И он в него обязательно попадет. Однако, в нем есть и страх этого мира с его непредсказуемостью.

Если принять эту тягу к приключениям с опасностями, преодолением трудностей в большом мире, можно совершить множество открытий по поводу того, как помочь сыну реализовать это явное и неявное стремление. Найти путь к его душе. Однако, важнее его собственное открытие относительно его предназначения, его мужского качества, точнее, набора этих качеств. В тепле дома и уюта возможны путешествия духа при помощи книг, интернета, но заменить активную мужскую природу на виртуальную, значит, лишить его очень многого. А возможно и поселить в нем страх внешнего мира. Избежать участи невротика можно, если мальчик отправится в открытый мир, преодолев страх. Очевидно, что без благословения взрослых это невозможно.

Иногда стоит идти на уступки. Об этом мы еще поговорим. 

А пока хочется подвести черту, которая определит формат нашего разговора на такую важную тему о волевых качествах будущих мужчин.

Стоит признать, что мы, женщины и мамы не можем решить, как же быть с мужчинами. И какими мы хотим их видеть. Осторожными, осмотрительными, тонко чувствующими, легко управляемыми и даже женственными? Но в этот самый момент мы начинаем ругать их за утрату мужественности. Увы, некоторым женщинам нужен пассивный мужчина, если он нужен им вообще. Мы станем искать ответы на вопросы о мужской судьбе, о мужской загадке. О воле мужчины.


См. также:
 
Рейтинг: Рейтинг статьи: Отлично (голосов: 18)
Ваша оценка:
1468 просмотров
Напечатать
..........................................................................................................................................................................