Как вы отмечаете окончание четверти своих детей-школьников?
За хорошие отметки — поощряем рублем
За хорошие отметки — поощряем подарком
За плохие отметки — наказываем или ругаем
При любых отметках — устраиваем семейный праздник
Просто поздравляем на словах, отмечая пройденный этап
Никак не отмечаем
 
 
Новости Жизнь Владмамы Материнство Дети Здоровье Образование
Женский мир Семья Дом Путешествия Форум

Типичный американский родитель — вечно улыбающийся сангвиник-оптимист

 Семья сангвиников

Книги Ольги Маховской всегда интересны, полезны и своевременны. Может быть, это мне так везет, но каждая из ее книг, словно самонаводящаяся ракета, всегда попадает в цель — в очередную болевую точку моих родительских исканий. Поэтому я каждый год жду появления очередной книги этого автора.

И сегодня портал Владмама с радостью представляет вашему вниманию фрагмент из новой книги Ольги Маховской «Американские дети играют с удовольствием, французские по правилам, а русские до победы», 2015:

— Вы узнаете, что такое командный подход к решению проблем. Почему сангвиники не переносят одиночество. Мы поговорим об искусстве плетения интриг, сетей и связей. О приступах оптимизма, энтузиазма и счастья. И о том, во что никогда не поверит сангвиник… Я предложу вам рекомендации, как поощрять в ребенке черты сангвиника и как научить его дружить с детьми этого темперамента.

Американцы даже на парадных официальных портретах и приемах улыбаются. Умение шутить над собой и другими считается хорошим тоном. Титульный герой-американец, чтобы очаровать всех, должен демонстрировать оптимизм, настрой на удачу, открытость и человеколюбие. Более того, он должен не только красиво и просто говорить, но действовать. Впрочем, «активизма» для того, чтобы стать настоящим национальным героем, тоже маловато. Герой должен быть командным игроком, как член национальной сборной по бейсболу, или астронавт, который каждую секунду будет чувствовать плечо товарища, а принимая решения, не забудет об интересах других.

Командное мышление американцы формируют уже у детей.

Это не значит, что их учат строиться в шеренги, организовываться в группы по типу наших октябрятских звездочек или пионерских отрядов. Универсального состава команды нет. Это может быть семья, детсадовская группа. Вопрос, сколько человек будут решать задачу, определяется характером самой задачи. Иногда и один человек может работать как фабрика.

Как только я стала выезжать на международные конференции с десятками участников со всего мира, пришлось обнаружить простых американских менеджеров от науки, которые спокойно, в одиночку проводили форумы. У нас десятки людей будут бегать, сбивая друг друга с ног, дублируя функции, страхуя и контролируя друг друга («на всякий случай!»).

Как-то в глухом штате Миссисипи, на родине Пресли, в Мемфисе, я спросила «простого американского парня» Джона, как ему удается справляться с таким ответственным делом, в чем секрет его стрессоустойчивости? Я думала, он воспримет вопрос как комплимент и расплывется в улыбке удовольствия. А он зыркнул на меня по-снайперски, надвинул ковбойскую шляпу на нос, из-за палящего зноя, точно так, как в вестернах Сержио Леоне, и промычал:

Делов-то (Big deal)! Компьютер, телефон, расписание и список участников у каждого. Попробуй, потеряйся, детка.

(Ну, конечно, «детка» это я уже от себя добавила, чтобы завершить образ самоуверенного ковбоя, на которого смахивал Джон. )

Потом я узнала от президента нашей Международной ассоциации по кросс-культурной психологии, что оргкомитет состоит из бывших летчиков, которые воевали во Вьетнаме. А кросс-культурной психологией они стали заниматься уже позже, после очного знакомства с местным населением страны, которую так и не удалось завоевать.

— Это очень по-американски: познание во взаимодействии. Мы — хорошие практики. Больших теорий мы ждем из России и Германии. Философы и писатели оттуда.

— Война — слишком экстремальный способ познания другого народа. Что вы говорите своим детям?

Он засмеялся:

— Чтобы они никогда не воевали с русскими. Будет хорошо, если и вы своим детям скажите нечто похожее. Табу работают.

Американцы не всегда смеются над тем, над чем смеемся мы. Об особенностях национального юмора чуть позже, но они определенно смеются больше, чем мы. И я не встретила пока ни одного американца, который бы ныл, как ему тяжело, как он несчастен и обижен на жизнь. С жалобами — к «шринку», психоаналитику, так, чтобы никто не слышал. Интимные процессы должны протекать скрыто, нужду справляют без свидетелей.

Команда по-американски — это и есть разнородная группа людей, которые быстро распределяют функции, но играют на общий результат. Мы тоже так делаем, например, на субботниках, в те редкие, и потому уже запоминающиеся дни, когда вся семья занята уборкой или когда все вместе «рубим оливье» на Новый год.

Тут я задумалась. Наши команды исполнителей, которые пришли мне на ум, женские. Я и мои подруги обсуждаем, я и мои подруги убираем, я и моя подруга рубим пресловутый салат. Мужчины обсуждают политику — это очень важно! Политика, если ее не обсуждать, умрет, как птица без полета. А детей уже давно вытеснили в детскую, вручив им лото, шахматы и вазу с фруктами, чтобы не мешали…

Вот главное отличие русской команды от американской: исполнительные функции в команде достаются женщинам, командирские — мужчинам, а дети — пока «путаются под ногами», «лезут под руку» и «никого не слушают».

Уровень консолидации в наших семейных командах послабей. А дети не привлекаются к работам на равных. В семье принято относиться к ним, как к маленьким и беспомощным.

У них даже астронавты не летали в космос в одиночку, всегда командами. Их киногерой не задает предельную точку напряжения, на которую способен человек, грань между жизнью и смертью. Он считается победителем, если выживет, а не погибнет. Киноиндустрии и Америки и России внесли заметный вклад в формирование и тиражирование образа героя, которому нет преград ни в море, ни на суше. Но мотивация у героев и высшая точка их напряжения разная: наш герой сражается до последней капли крови, их герой — пока не придут свои, которые всегда близко, уже рядом, на связи…

Улыбчивость, общительность, мобильность, терпимость и энтузиазм — набор черт классического сангвиника.

Но у любого темперамента есть проблемные стороны.

Сангвиник не любит одиночества.

Американцы считают одиночество большой проблемой, а умение завязывать контакты, поддерживать их и сообща решать проблемы — важными социальными навыками. Для русского человека, который вначале присматривается, прикидывает, что перед ним за человек, хорош он или плох, нравится он ему или не нравится, знакомство с первым встречным кажется проявлением опасной неразборчивости. Люди такого темперамента не настроены на глубокие и вечные отношения, они предпочитают связи более поверхностные и краткосрочные.

Миф о великой и вечной любви пронизывает все уровни жизни американцев, как детей, так и взрослых. В американских домах выставлено напоказ много открыток, мишек с подушечками в форме сердечек и просто сердечек, на которых вышито, как будто выведено кремом на торте «I love you». Среднестатистический ребенок в США каждый день не меньше семи раз слышит признание в любви! Как после этого можно сомневаться в своей исключительности?

Сангвиник ни за что не поверит, что его не любят!

Все выдающиеся американцы, любимцы нации, актеры, певцы и президенты, включая последних Буша, Клинтона, Обаму, с экранными образами которых прожил последнее десятилетие весь мир, сангвиники. Знаменитый тренер общения Дейл Карнеги тоже из Америки.

Умение выступать на публике, адаптироваться к любой аудитории, шутить, отыграть репризу к удовольствию присутствующих, сделать эффектный жест, хорошо выглядеть при любых обстоятельствах, во всем видеть только хорошее, или, прежде всего, хорошее и разумное, демонстрировать важность людей (а не вещей и денег) в своей жизни, превозносить семью… Вспомните речи оскароносцев, которые благодарят родителей, супругов и детей.

Сангвиники легко и охотно демонстрируют социально одобряемое поведение, но это не значит, что они так ведут себя всегда!

То, что составляет силу любого темперамента, в предельном продолжении составляет и его слабость. Так сангвиника может подвести страсть к новизне. Веселый мальчик Кай садится в санки к загадочной Снежной Королеве и пропадает без вести. Веселый и любопытный Буратино не слушает советов Папы Карло, и попадает в лапы мошенников, таких же, как он, сангвиников и пройдох Лисы Алисы и Кота Базилио.

Сангвиник может заиграться, потерять контроль. Драйв и кайф — важные для него состояния, главный итог игры, не важно, чем она закончится. Целеустремленностью обычно отличается холерик, который в американских мультфильмах представлен агрессивным котом Томом, который гоняется за проворным и всепобеждающим мышонком, сангвиником Джерри.

Из цветов сангвиники предпочитают открытый, радостный светло-желтый. Считается, что этот цвет выбирают люди, которые еще не пережили горя, больших потерь, инфантильные и бесшабашные. Есть люди, которые не просто стараются во всем видеть позитив, но и считают, что ходить только по светлой стороне улицы — это единственно правильное мировоззрение.

Игнорирование темной стороны жизни опасно. Это приводит к тому, что проблемы не решаются вовремя и принимаются к сведению тогда, когда уже ничего сделать нельзя.

У американцев ценится сообразительность, сметливость, быстрота реакции и другие оперативные навыки. Готовиться к жизни некогда, нужно жить. Они не очень любят рутинную работу.

Сангвиники не склонны к размышлениям, тем более к поиску смысла жизни. Они его уже давно нашли. Он — в удовольствии. Сангвиники склонны широко разбрасывать социальные сети. Собственно идея социальных сетей пришла от них.

Рассказы о своих достижениях американцы считают неотъемлемой частью самой работы.

Иначе зачем трудиться, если ты не получишь за это ни грамоты, ни премии, ни публикации в газете? Социальное признание — тот вид минимального подкрепления, который каждый — от малыша до еще держащегося в седле старого ковбоя — должен получить за свои усилия, и даже за свою мечту стать президентом, астронавтом или голливудской звездой. На стенах американских домов висят те дипломы и грамоты, которые пылятся у нас на дальних антресолях, как артефакты ханжеского советского времени, когда мы тоже были социабельными энтузиастами.

Три русских поговорки, которые очень нравятся американским родителям.

  1. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Большинство благ к человеку приходит через контакты.
  2. «Не было счастья, так несчастье помогло». Любая неприятность, если ее точно оценить и вовремя на нее среагировать, может стать ключом к решению более важной проблемы.
  3. «Не надо печалиться, вся жизнь впереди, надейся и жди». Запев про то, что оптимисты живут будущим, в предвкушении прекрасных перемен.

Рекомендации для родителей

  1. Обязательно устраивайте и посещайте детские праздники, чтобы ребенок не смущался публичных выступлений и контактов, не избегал в будущем массовых мероприятий.
  2. Не ждите, что ребенок сам подружится с детьми. Присмотритесь не только к возможным друзьям ребенка, но и к их семьям. Ведь дети будут ходить друг к другу в гости. Познакомьтесь вначале с родителями, чтобы понять, ищут ли они новых друзей для своего ребенка?
  3. Хотя бы раз в неделю делайте что-то вместе по командному принципу, распределив обязанности, каждому по силам, так чтобы вместе начать и закончить общее дело. Весело, например, делать командой уборку.
  4. Придумайте смешные награды, вымпелы из альбомного листа, медали из желудей, значки из репейника. Награждайте ими по заслугам детей! А после церемонии награждения, не выбрасывайте, спрячьте в особую коробочку. Перебирая награды, мы «подкачиваем» положительную самооценку.
  5. Если ребенок стремится общаться с вашими взрослыми друзьями, когда те приходят в гости, не прогоняйте его! Лучше помочь ему высказаться, похвалить, а потом попросить послушать и других. Иначе можно сформировать коммуникативный барьер на всю жизнь.

См. также:
 
Рейтинг: Рейтинг статьи: Отлично (голосов: 25)
Ваша оценка:
2047 просмотров
Напечатать
..........................................................................................................................................................................