Как вы отмечаете окончание четверти своих детей-школьников?
За хорошие отметки — поощряем рублем
За хорошие отметки — поощряем подарком
За плохие отметки — наказываем или ругаем
При любых отметках — устраиваем семейный праздник
Просто поздравляем на словах, отмечая пройденный этап
Никак не отмечаем
 
 
Новости Жизнь Владмамы Материнство Дети Здоровье Образование
Женский мир Семья Дом Путешествия Форум

Азбука для первоклассников? Нет, для их родителей!

Часть 1

 Азбука для родителей первоклассников

Наш ребенок — первоклассник! Гордость, радость, волнение, слезы, вспотевшие от напряжения ладони, замирание сердца — энергией этих чувств и их проявлений всегда переполнен первый осенний день.

Эти эмоции переполняют и детей, и родителей. И, кстати, еще неизвестно, кому придется учиться больше — новоявленному школьнику или его маме и папе. Хотя почему неизвестно? Вполне очевидно — родителям! Вот именно для них — наша сегодняшняя памятка и инструкции.

Самое важное слово в семье, где есть первоклассник — режим. Правда, нам больше нравится другое слово, синоним: распорядок. В семье первоклассника, этому слову должны подчиняться все. Точнее сразу трем распорядкам: распорядку дня, распорядку питания, распорядку взаимоотношений.

По каждому из этих жизненных расписаний, вам, дорогие родители, придется выполнить одно условие: обязательны ваши включенность и осознанное присутствие в жизни ребенка. Присутствие и соучастие, но не гиперопека.

Если вы, конечно, хотите, чтобы ваше сокровище, перешагнувшее первый жизненный рубеж, рубеж «дошкольника», росло здоровым, умным, самостоятельным, целеустремленным и успешным школьником.

Распорядок дня

Неслучайно уроки для первачков длятся всего по 30–35 минут. Нагрузка, по сравнению с детским садом, выросла в разы, а организм остался прежним. Процесс усвоения большого объема информации, стрессовая составляющая и постоянное сравнение самого себя с другими «а вдруг я буду хуже всех, и родители будут меня ругать?» — все это требует от маленького человека колоссальных энергетических затрат. Аксиома: в первом классе школы наши дети быстро устают. Чтобы помочь ребенку выдержать это напряжение, справиться с ним, надо, во-первых, правильно распределить эту самую нагрузку, а, во-вторых, привнести в жизнь ребенка стабильность, спокойствие и уверенность в собственных силах.

Добиться этого вам и вашему первоклашке поможет правильный, разумный, распорядок дня.

Ведь даже если за плечами у вашего ребенка годы «организованного детства», как иногда называют детсадовский период его жизни, и правила «режима дня» он знает не понаслышке, школьная жизнь изменит его прежние представления о дневном расписании. В этот период детская психика преодолевает испытания новыми страхами: забыть, опоздать, не узнать, не успеть, не ответить, потерять…

Волшебник «Распорядок дня» справится с этими страхами получше бороды старика Хоттабыча.

Что надо знать родителям при составлении разумного распорядка дня?

Прежде, чем обучить малыша первым азам тайм-менеджмента и начать требовать их выполнения, запомните сами те жизненно важные лимиты для детского организма, без которых расписание его жизни немыслимо:

  • Спать — не меньше 9–10 часов.
  • Есть — не реже 5 раз.
  • Гулять на свежем воздухе — не менее 3 часов.
  • Умственный труд — чередовать с физической активностью (то есть никогда сразу после уроков в школе не заставлять ребенка выполнять домашнее задание).
  • Проводить за компьютером — не более 15 минут.
  • Проводить у телевизора — не более 30 минут.
  • Никогда не совмещать одно занятие и вид деятельности из расписания с другим.

Считается, что у мозговой активности в течение суток имеется два пика: 9–12 часов и 16–18 часов. Запланируйте выполнение уроков или домашних заданий на этот второй отрезок.

А теперь, руководствуясь этими ограничениями, попробуйте разнести все фазы детской жизни по часовым отрезкам ежедневника.

Если в ней осталось место — спокойно заполняйте его теми видами деятельности, которые, по вашему мнению, важны для вашего ребенка не менее, чем его жизненные потребности в виде сна, еды, отдыха и учебы. Да, кстати, не старайтесь избавиться от привычного для вашего ребенка дневного сна. Если он привык спать днем, сохраните это, значит, его организму сон по-прежнему необходим, и таким образом происходит восстановление после нагрузки.

Как приучить его жить по расписанию?

Однажды, в одной из умных книг, адресованных родителям школьников, я вычитала совет из серии «Как сделать распорядок дня привычным и увлекательным?» Умеют же некоторые люди превращать рутину в приключение! Рекомендация сводилась к призыву сделать расписание в виде рисунков, которые нарисовал бы сам ребенок вместе с родителями, выразив при этом наглядно необходимое и ожидаемое от него самого действие. Простая схема: «знал — представил в виде картинки — нарисовал = запомнил и захотел повторить».

Рисунки — гораздо интереснее, чем скучная бумажка с разлинованным календарем, не так ли? Особенно, если их повесить на стену или домашнюю доску.

Но, даже если ваше расписание, которое вы сделаете вместе с ребенком, а не вместо него, будет обычным листком бумаги, главное чтобы оно было наглядным и четким. 

И есть еще одно более важное правило. Требуя от своего ребенка жить по расписанию, вам, взрослому человеку, надо будет самому соответствовать этому требованию. То есть вам тоже придется изменить свою жизнь и упорядочить ее определенным алгоритмом. Ведь порядок в жизни взрослого не менее значим! И наша с вами жизнь тоже состоит из набора определенных ритуалов и постоянных рутинных действий. Так сделайте из этого систему! Глядя на вас и постоянно делая что-то вместе с вами, первоклассник поймет и запомнит, что весь его день делится на определенные этапы и действия, совершать которые лучше всего в одно и то же время.

Вот и покажите своему первоклашке пример и выполняйте вместе с ним (а не вместо него) простые правила! Например, эти:

Новый день начинается… накануне вечером!

Чтобы каждый новый день начинался так, как вы запланировали, соблюдайте три простых правила (кстати, хорошо известных любому взрослому со времен собственного детства):

  • вовремя ложиться спать;
  • готовить одежду на утро с вечера;
  • складывать ранец/портфель вечером.

Подъем!

Чтобы юное существо не вздрагивало при звуке вашего, безусловно, нежного от природы голоса, произносящего каждое утро один из вариантов словосочетаний «Малыш, подъем», «пора вставать», «проснись и пой», «хватит спать, в школу опоздаешь» и пр. пр. пр, лучше приучите его к звонкому переливу будильника. И самостоятельности больше, и нежности к любящей маме. И предусмотрите возможность для «еще минуточку, мамочка!», зарядив будильник звенеть на 10 минут раньше запланированного. Оптимальное время — за 1,5 часа до выхода в школу.

Зарядка!

Несколько несложных упражнений помогут вашему чаду проснуться окончательно. Главное — сформировать в нем привычку делать их ежедневно. И, конечно, мама рядом — знаете, как в погоне за фигурой помогают простые, но ежедневные упражнения для пресса? Обязательно попробуйте! Ваше сопение и старания не останутся незамеченными. Ребенок точно проснется! И с улыбкой поддержит маму и будет делать свою зарядку. Так что и здоровье, и фигура, и хорошее настроение обеспечены вам обоим. И всего-то надо 10 минут!

Завтрак!

Этот утренний ритуал и правильное его содержание и выполнение на самом деле являются важным жизненным секретом всех успешных и счастливых людей. По сути, завтрак — это едва ли не самое главное дело во всем расписании. Горячий и питательный, спокойный и неторопливый, съеденный вместе с мамой и папой, конечно, он обеспечит вашего ребенка силами на весь день. Не стоит надеяться, что кто-то выполнит этот ритуал за вас и лучше вас (даже если вы заплатили за школьные завтраки). Не пренебрегайте этим! Продумывайте меню для завтрака заранее и готовьте его в хорошем настроении, и тогда вашему первоклашке обязательно удастся превзойти всех своих одноклассников!

Дорога в школу и из школы

Пожалуй, самым распространенным советом родителям первоклассников, фактически правилом для них, считается рекомендация взять отпуск одному из родителей и провести с ребенком первый месяц его адаптации к школьным условиям. Это нужно для того, чтобы быть всегда рядом, постараться помочь преодолеть любые трудности, научиться справляться с заданиями и уроками. Наш совет — даже если у вас не получилось взять отпуск, то обязательно правильно используйте то время, которое вы тратите на дорогу в школу и из нее. Ведь отпускать семилетнего человека одного в школу вы все равно не станете? По дороге туда — вы сможете настроить его на учебу, сконцентрировать его внимание на постижении новых знаний, создать настроение успеха и победы. Как? Очень просто — по дороге играйте: загадывайте задачки, повторяйте пройденный материал, складывайте головоломки из увиденных вокруг букв, цифр или геометрических фигур. И дайте возможность ребенку победить в этой игре!

Сразу после уроков (вы обязательно найдете время встретить его после уроков) — проверьте комплектность тетрадей и учебников. Нередко первоклашки забывают свои вещи в классе или в раздевалке. Обнаружив это, ребенок, как правило, сильно расстраивается. И этот маленький стресс вполне может повлиять на его настроение и дальнейшую работоспособность. Предвосхитите это, в игровой или шутливой форме проверив вместе с ребенком его персональное учебное оснащение. Забыли? Ничего страшного, прямо сейчас все можно исправить!

Дорога домой — отличное время для обсуждения школьной жизни. Ведь вам же на самом деле интересно, что произошло в школе, что оказалось новым для первачка, а что вызвало у него трудности?

Выполнение уроков

Самая распространенная ошибка родителей первоклассников — в стремлении помочь ребенку они начинают выполнять домашнее задание вместо него. На самом деле здесь ключевое слово — «вместе». Старайтесь не делать за него то, с чем он справится сам. Даже если все происходит мучительно медленно! Сам. Вместе — только первое время, для того, чтобы сформировать оптимальный алгоритм работы с домашними заданиями:

  • правильно организовать рабочее пространство, разложить тетради и учебники так, чтобы ничто не мешало и не отвлекало ребенка от главного занятия;
  • проследить за рабочей позой, правильной осанкой, постановкой руки, держащей ручку.

Правильная помощь — это небольшие поэтапные подсказки и наводящие вопросы, которые подводят ребенка к верному действию, но не преподносят готовый ответ.

Важно также вовремя покинуть первоклашку на время выполнения домашнего задания. Вы не должны постоянно находиться рядом с ним в этот момент. Предоставьте ему возможность самостоятельно справиться с заданием. И обязательно верьте, что ему это по силам. А когда он действительно сделает это — не забудьте похвалить!

Вечер в распорядке дня — время для семейного общения

Используйте для этого любую свободную минуту. Готовите ли вы ужин, гладите ли белье — разговаривайте с вашим первоклашкой. Пусть он расскажет вам о том, что его удивило сегодня. Или покажет как быстро он справился с кроссвордом в рабочей тетради. А вы расскажете ему о том, что оказалось трудным для вас в этот день. Обменивайтесь наблюдениями, делитесь достижениями, переживайте друг за друга.

Вечером будет очень полезно помочь друг другу приготовиться к новому дню. Вы готовите свою одежду на утро, а ребенок — свою. Вы проверяете содержимое вашей сумки, кейса — перебираете рабочие бумаги, укладываете по местам ключи, пропуск и другие важные вещи. А ребенок собирает свои тетрадки, учебники, пенал в свой ранец. Как и во всем другом, ключевое слово «Вместе», а не «вместо».

Сон

Это очень важный момент. Вовремя лечь спать сегодня — значит, встать отдохнувшим и полным сил завтра. Помните, что спать первоклашка, в общей сложности, с учетом дневного сна, должен не менее 10 часов.

Но что делать, если уложить сорванца в постель не удается? Проверьте себя и его, соблюдаются ли все условия хорошего, спокойного сна? Соблюдаются ли правила:

  • перед сном не играть в шумные, «заводные» игры,
  • перед сном не заниматься спортом,
  • не смотреть страшные фильмы,
  • не устраивать разборки и наказания.

Снижение работоспособности и повышенная утомляемость могут наблюдаться и при достаточном по времени, но беспокойном сне, частых пробуждениях, что нередко бывает, когда в комнате, где спит ребенок, включен телевизор, радио.

Несколько заметок о взаимоотношениях

Не задавайте ребенку вопросы из серии «Для галочки». Получите ответы из серии «Ни о чем». Как дела? — Нормально. Как настроение? — Хорошее. Что делали? — Учились. И самый жуткий вопрос для первоклассника — «А учительница тебя сегодня хвалила?» Потом он трансформируется в «Что получил?»

Помните об осознанной включенности в жизнь ребенка. Если уж задаете вопросы, то интересуйтесь искренне, думая именно о том, о чем вы его спрашиваете, а не прокручивая в голове «На автомате» еще несколько важных мыслей — «Чем кормить на ужин, что купить прямо сейчас в магазине, какая кофточка вон на той мамаше, почему вот этого мальчика встречает папа и т. д.».

Обращайте внимание на то, какие эмоции выражает лицо ребенка. Не забывайте, что сразу после выхода из стен школы физически ваш первоклашка находится на энергетическом спаде, в связи с этим его работоспособность и эмоциональное состояние могут быть подавленными. Не спешите делать выводы, просто дайте ему немного отдохнуть.

Для одних детей (как и для взрослых, кстати) лучший отдых после тяжелых интеллектуальных и эмоциональных нагрузок — это сон. Для других — физическая активность.

Никогда не наказывайте ребенка лишением прогулки на свежем воздухе!


См. также:
 
Рейтинг: Рейтинг статьи: Хорошо (голосов: 21)
Ваша оценка:
3669 просмотров
Напечатать
..........................................................................................................................................................................