Как вы отмечаете окончание четверти своих детей-школьников?
За хорошие отметки — поощряем рублем
За хорошие отметки — поощряем подарком
За плохие отметки — наказываем или ругаем
При любых отметках — устраиваем семейный праздник
Просто поздравляем на словах, отмечая пройденный этап
Никак не отмечаем
 
 
Новости Жизнь Владмамы Материнство Дети Здоровье Образование
Женский мир Семья Дом Путешествия Форум

Хотите вырастить талант? Не просмотрите задатки!

 Девочка с рисунком

В первом материале на тему развития ребенка «10 типов детей — 10 типов родительских ошибк» мы уже рассказывали об очень важной цепи развития личностных особенностей, состоящей из взаимосвязанных звеньев: задатки превращаются в способности, способности переходят в одаренности, одаренности рождают талант.

В современной психологической науке задатки определяются как врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей.

Человек с хорошими задатками не обязательно их разовьет в способности. Существует и прямо противоположная закономерность — были, есть и будут люди, у которых долго не обнаруживаются какие-либо особые задатки, но, в конечном итоге, они развивают свои способности и достигают значительных успехов в жизни. Именно такой путь прошли, к примеру, Альберт Эйнштейн и Чарльз Дарвин.

Способности — раскрытые задатки

Специальные способности к той или иной деятельности определяются по наличию задатков, например:

  • музыкальные способности — определяются наличием музыкального слуха, голоса, чувства ритма. Это музыкальные задатки;
  • технические способности — определяются наличием технического мышления, умением читать чертежи, умением конструировать технические устройства, интересом к изготовлению чего-либо своими руками. Это технические задатки;
  • художественно-изобразительные способности — определяются наличием глазомера, зрительной памяти, цветового зрения. Это задатки к развитию художественно- изобразительных способностей;
  • общий интеллект — задатки к развитию общего интеллекта определяются наличием внимания, памяти, воображения, мышления, речи и других психологических познавательных процессов.

Мы нередко становимся свидетелями того, как с годами в детях угасают способности, столь явно демонстрируемые ими в раннем возрасте. Или, наоборот, вдруг неожиданно возникают абсолютно не проявляемые ранее увлечения и интересы: «…Ромочка так любил рисовать на бумаге, на столе и даже на обоях, но вдруг, год спустя, не желает рисовать вовсе, и при этом увлекся коллекционированием машинок — прямо, как его друг Денис…».

В силу разных условий воспитания, особенностей личностного развития каждый ребенок достигает своего, характерного исключительно для него одного, результата, поэтому очень опасно сравнивать разных детей между собой. Если способности развивать системно, воспитывать настойчивость, критичность, волю, стремление к достижениям, то и результаты будут более очевидными. Конечно, при обязательном условии, что ребенок будет находиться в психологически комфортной семейной обстановке.

Способности вашего ребенка

Часто мы слышим выражения: «Это способный ребенок», «У этого ребенка не развиты способности», «Очень талантливая девочка». Как правило, эти фразы свидетельствуют о том, что многие взрослые недостаточно четко дифференцируют понятия: «Задатки», «Способности», «Талант». Итак, в чем между ними разница?

Если «задатки» имеют анатомо-физиологическую сущность, то «способности» — это индивидуально-психологические особенности человека. Психологическая наука утверждает, что способности — это устойчивые свойства человека, которые определяют его успехи в различных видах деятельности. Способность, к примеру, хорошо учиться — это скорость и качество обучаемости. Выделяются также другие способности: музыкальные, художественно-изобразительные, литературные, театральные, инженерные, лингвистические, математические и другие.

Итак, способность — это индивидуально-психологическая возможность деятельности ребенка, в которой наблюдается включенность задатков, их очевидность, влияющая на уровень развития.

Уже к 15–18 годам мы видим, насколько ребенок овладел навыками и умениями:

  • его речь связная либо нет; письмо грамотное либо нет;
  • он демонстрирует разное отношение к информации, например: проявляет интерес к технике, спорту, искусству, к общению.

Все сферы жизни общества раскрываются ребенку первично родителями, вторично — социальными институтами (детский сад, школа, учебные заведения, социум…). Способности ребенка не зависят только от задатков, так как в процессе их развития происходит слияние врожденного (задатков) и приобретенного (навыков и умений). При этом социальное воздействие на ребенка гораздо больше и сильнее, чем генетическое.

Создать условия для работы задатков способны только родители, их правильное поведение, их знания. Они выступают главными инженерами окружающей среды ребенка: проявляют внимание к интересам ребенка (любит рисовать, либо танцевать, либо строить, либо много и быстро бегать). Пока ребенок растет до 5 лет, именно родители наблюдают сигналы его подсознания. Задача взрослых — создавать нужные условия для развития задатков. В дальнейшем развитие осуществляется в процессе социализации.

Считается, что ребенку повезло в жизни, если у него: внимательные и заботливые родители, талантливые и деятельные воспитатели, требовательные и добрые учителя.

Для развития способностей необходимо сформировать у детей основные качества, которые помогут задаткам беспрепятственно переходить во множество способностей, а способности — реализоваться в талант. Их всего пять, но именно они приведут ребенка к высотам его личностного развития:

  • Желание ребенка развивать способности
  • Развитая волевая сфера
  • Настойчивость
  • Целеустремленность
  • Развитая эмоциональная сфера

Сформировать полный набор этих качеств возможно. Существуют специальные программы развития задатков и способностей ребенка. Сегодня рядом с нами работают квалифицированные специалисты, готовые оказать помощь детям и родителям.

Способности и задатки у каждого ребенка проявляются различно, при этом задатки не гарантируют развитие способностей. Иногда приобретенные способности неожиданно в процессе деятельности развиваются в талант. Существует понятие «одаренность» ребенка: это явление, когда наблюдается несколько задатков, перерастающих в способности и способностей, появившихся неожиданно.

Одаренный ребенок не обязательно становится талантливым, так как не все дети получают необходимую помощь и поддержку для развития своих задатков. Вопрос только в том, хотят ли родители помочь своему одаренку?


См. также:
 
Рейтинг: Рейтинг статьи: Хорошо (голосов: 28)
Ваша оценка:
3137 просмотров
Напечатать
..........................................................................................................................................................................