Как вы отмечаете окончание четверти своих детей-школьников?
За хорошие отметки — поощряем рублем
За хорошие отметки — поощряем подарком
За плохие отметки — наказываем или ругаем
При любых отметках — устраиваем семейный праздник
Просто поздравляем на словах, отмечая пройденный этап
Никак не отмечаем
 
 
Новости Жизнь Владмамы Материнство Дети Здоровье Образование
Женский мир Семья Дом Путешествия Форум

Консультация (архив)

Детский психотерапевт (архив 2009-2012 гг.)

Елена Владимировна Романова

Справка:

Елена Владимировна

  • получила высшее медицинское образование по специальности «Лечебное дело» (Владивостокский государственный медицинский университет, 1998 год)
  • обучалась в клинической интернатуре по психиатрии, на сертификационных циклах по психиатрии и психотерапии (в том числе во Владивостоке, Хабаровске, Москве)
  • имеет сертификат специалиста по специальности «Психиатрия»
  • имеет сертификат специалиста по специальности «Психотерапия»
  • имеет высшую квалификационную категорию по специальности «Психотерапия»

 

  • с 1998 г. по 2009 г. работала во Владивостоке врачом-психотерапевтом в ГУЗ «Краевая детская психиатрическая больница»
  • с 2009 г. по октябрь 2012 г. работала в г. Хабаровске врачом-психотерапевтом Центра психотерапии КГБУЗ «Краевая психиатрическая больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края
  • в настоящее время работает во Владивостоке детским психотерапевтом и психиатром в Институте клинической психиатрии и психологии.

 

  • занимается индивидуальным и семейным консультированием и психотерапией, групповой психотерапией детей и подростков
  • проводит встречи школы для родителей «Психологический родительский клуб», где с родителями обсуждаются вопросы развития и воспитания детей и подростков, решаются психологические проблемы
  • автор и консультант информационного проекта психо.рф — «Интернет-служба психологической помощи детям, подросткам и их родителям Владивосток — Хабаровск»

Задать вопрос консультанту можно здесь.

Вопрос-Ответ

Анна, Владивосток (23.11.2012)

Здравствуйте, Елена Владимировна! Моему сыну 1 год 8 месяцев. Очень сильно боится чужих людей и помещений (чужих квартир). Устраивает ужасные истерики, кричит, выгибается. Не идет на контакт со взрослыми и детьми. Мы гуляем в одиночестве, так как он боится подойти к детям: или сразу убегает, или просится на руки и просит, чтоб мы ушли (плачет и машет всем ручкой). Что делать и как нужно правильно вести в таких ситуациях? 

Елена Романова (26.11.2012)

Здравствуйте, уважаемая Анна! Нужно действовать с нескольких сторон.

Во-первых, как часто вы с ним бываете в этих «чужих» местах? Не нужно их избегать, если Вы сами будет абсолютно спокойно себя вести там, он также постепенно почувствует Ваше спокойствие и привыкнет. Вполне понятно, что все новое для ребенка кажется скорее страшным, чем приятным и добрым (неизвестность всегда сначала страшит, согласитесь?!). Важно Ваше внутреннее спокойствие, спокойствие, о котором не нужно говорить, спокойствие, которое чувствуется без слов.

Второе. Вы пишите «боится подойти к детям». Иногда это может быть не «боится», а вполне рационально (неосознанно, конечно, пока) «опасается», ведь кто их знает, они тоже новые, неизвестные, чего от них ждать? Понятно, что на руках у мамы и вдали от нового и неизвестного спокойнее и безопаснее. Но Вы же не сможете всегда его ограждать от мира (от мира по сути враждебного)?!

Что касается истерик, криков и прочего. Истерики — для зрителя и будут продолжаться ровно столько, сколько они будут приносить желаемый ребенком результат. Ваша задача показать, что истерика бессмысленна, а получить, чего очень хочешь, можно и другим способом (вот именно эти другие способы нужно научить его искать:))

Кстати, прочтите «Послание родителям», многим родителям оно многое проясняет.


Анна, Владивосток (23.11.2012)

Здравствуйте, Елена Владимировна. Моей дочери 10 лет. С 5 лет стали появляться навязчивые движения (часто моргала), затем всё прошло. В середине 2 класса появился атопический дерматит (часто облизывает губы), следствие психосоматического состояния. Появились навязчивые движения животом, подскоки. Несколько раз ходили к неврологам, сказали, что это особенности её нервной системы, всё пройдёт, делали энцефолограмму-всё в порядке. Но меня волнует это состояние. Тем более, что девочка растёт и переживает за свой внешний вид, а я за её состояние в общем. Можете ли вы нам помочь?
С уважением, Анна

Елена Романова (26.11.2012)

Уважаемая Анна! Как я поняла, на сегодняшний момент беспокоит:

  1. навязчивые движения животом
  2. подскоки
  3. часто облизывает губы (из-за чего и есть переживания за внешний вид)

Можно думать о наличии тикозного расстройства или невроза навязчивых состояний. В обоих случаях необходимо проконсультироваться у детских психиатра и/или врача-психотерапевта. Не исключено, что можно будет обойтись психотерапевтическим лечением (цели — коррекция уровня тревожности, нервно-психического напряжения, особенностей эмоционального реагирования, коррекция адаптивных возможностей и др.), но может быть необходимой и медикаментозная терапия.

Что можно сделать уже сейчас, до визита к специалисту? Понимая, что в развитии описанных Вами симптомов есть невротический компонент, нужно снизить влияние ежедневных стрессов на Вашу дочь, то есть по возможности нормализовать обстановку дома, ваши отношения с ней, отношения между другими членами семьи. Сделать более комфортным ее нахождение в школе, ее общение со сверстниками. Уменьшить (временно, до этапа улучшения) требования, предъявляемые к ней. Может, еще исключить другие факторы, оказывающие негативное влияние на фон ее настроения, уровень тревожности, нервное напряжение.

Кстати, приглашаю Вас прийти на бесплатную встречу в нашей школе для родителей, посвященную неврозам. Будет возможность разобраться, может, Вы сами неосознанно что-то делаете, чтобы длительно сохранялось невротическое состояние. Встреча состоится 1 декабря (суббота) с 10:00 до 12:30 по адресу ул. Лазо, 6-Б, телефон (423) 22-60-888

Подробности вы можете узнать в моей консультации на форуме Владмама.


Светлана, Артём (22.11.2012)

Здравствуйте! Моему сыну 3 годика. Как наступает вечернее время он начинает агрессивно себя вести по отношению к своему отцу, или сестре (ей 14 лет). В сестру летят все предметы, которые попадаются под руку, отца он просто избивает (кусает, прыгает на него, руками лезет в глаза и т. д. ), иногда и мне попадает. Мы его ругаем, под жопу можем поддать, но он только смеется в ответ. Ходили к невропатологу, пропивали магний В6, глицин, элькар. Но ничего не помогает. В садик собирались, но сходили несколько раз, и он заболел, решили оставить до весны дома. В садике в принципе на него не жаловались, но я так думаю что он и там начнет обижать детей, так как во дворе уже были инциденты. Я уже думала, что надо сходить к психотерапевту, но в Артеме таких специалистов нет. Как воспитывать ребенка, чтоб он не агрессировал на окружающих? 

Елена Романова (26.11.2012)

Уважаемая Светлана, когда сын «начинает агрессивно себя вести», что он получает в ответ на свое поведение? Многие родители почему-то думают, что нужно отвлекать, умиляться, читать нотации или что-то еще. Но они не показывают ребенку, что то, что он делает, больно и неприятно другим. «Отца он просто избивает (кусает, прыгает на него, руками лезет в глаза и т. д.)» — а что в ответ? Папа спокойно отбивается от него, и потом все вместе сокрушаетесь, почему он такой?

Покажите ему однажды, что он делает вам больно, и вам это однозначно не нравится, вы не одобряете его поведение. Не нужно избивать в ответ, нет, конечно. Он должен понять, что может получить сдачи, и ему самому тоже будет больно и неприятно. Один раз покажете, потом всякий раз пресекаете его агрессию в начале (можно удержать его, обхватив вокруг руками) и однозначно негативно оцениваете его словами и показываете без слов (нахмурившись, недовольным, строгим взглядом, интонацией и пр. ), что не приемлите подобного.

К сожалению, если вы сами дома не покажете ему, что его подобное поведение недопустимо и не одобряется, найдутся другие «учителя», только тогда опыт может быть травмирующим. 

Начните с этого. Если будут вопросы, пишите снова. Удачи!


Александра, Владивосток (22.11.2012)

Елена Владимировна, здравствуйте! Нашему сыну 3,5 года. Год назад у нас с мужем были трудности, чуть не дошло до развода. Пришлось 2 месяца пожить у подруги, продали квартиру, в которой жили вместе, пришлось какое-то время после примирения пожить у родителей, и сейчас живем вместе только в квартире поменьше. Все это время мы с папой при ребенке не ругались, не выясняли отношений. После примирения сын пошел в садик полгода назад.

Сейчас отношения в семье теплые, поддерживаем и любим друг друга. Папа много стал внимания уделять сыну. В садик сначала ходил с удовольствием, после больничного первого ходить не хочет, но нет истерик, не плачет, играет с детьми хорошо, только ждет выходных. Видимо в связи со всеми нашими проблемами у ребенка появилась уже несколько месяцев привычка обрывать ногти на руках и ногах, постоянно корябает, когда руки не заняты. Также стал писать часто днем. Сначала, как пошли в садик, стал ночью писиться, месяц назад прошло, осталось днем. Делали УЗИ, поставили «невроз мочевого пузыря», до конца не выписывает всё, поэтому часто. Уролог прописала витамины и греть лампой синей, также сказала сходить к неврологу и психотерапевту. Невролог сказала — всё пройдет.

Посоветуйте, что нам делать, как сейчас помочь сыну, или нужна все-таки очная консультация? Если да, посоветуйте конкретного специалиста или, возможно, можно к вам на консультацию? Заранее спасибо.

Елена Романова (26.11.2012)

Здравствуйте, Александра, то, что Вы описываете (обрывает ногти, недержание мочи) — это неврозы. Что явилось причиной? Думаю, совпало: и трудности между Вами и мужем, и отголоски возрастного кризиса ребенка, и период адаптации к детскому саду, может, еще что было. Согласитесь, на 3,5 года жизни слишком много сложностей свалилось уже на ребенка.

Кстати, в 3,5 года требовать обязательного контроля над мочевым пузырем от ребенка еще рановато. Даже диагноз «энурез» обычно ставится только после достижения ребенком 4–5 тилетнего возраста.

Поэтому сейчас самое главное для вас — максимально спокойная обстановка дома, атмосфера принятия, любви и комфорта. Обычно на адаптацию ребенка к новым жизненным ситуациям (началу посещения сада, обучения в школе, переезду, разводу родителей и пр. ) дается от 2 до 6 месяцев. По истечении этого срока ребенок обычно привыкает, и все нормализуется. Но при условии отсутствия других значимых для ребенка стрессовых ситуаций (тогда время адаптация может затянуться).

Понаблюдайте за сыном в течение месяца, если все будет спокойно, все будет налаживаться в отношениях в детском саду, дома все хорошо, а симптомы будут сохраняться — идите на очную консультацию к детскому психотерапевту.

Куда? В городе есть, минимум, следующие варианты:

  1. Психотерапевтическое отделение Краевой детской психиатрической больницы на ул. Жигура, 46
  2. Центр психотерапии и психопрофилактики на Уборевича, 22
  3. У нас в Институте клинической психиатрии и психологии на Лазо, 6 Б

Да, можете также подойти на встречу в школе для родителей, посвященную неврозам. Обсуждать, откуда они берутся, как проявляются, как их можно предупредить, что сделать дома самим, как и чем лечить, мы будем 1 декабря (суббота). Подробности вы можете узнать в моей консультации на форуме Владмама.


Ирина (12.04.2010)

Здравствуйте, Елена Владимировна! Подскажите, пожалуйста, а Вы даете рекомендации только по детским вопросам, или можете дать совет также и по родителям? Дело в том, что в нашей семье есть мама-одиночка, и у неё серьёзные проблемы — она пьёт, а дочка замечательная. Конечно, страдает в первую очередь она, и мы тоже. Если сможете дать какой-нибудь совет будем благодарны, и тогда я опишу проблему более детально, заранее спасибо.

Елена Романова (13.04.2012)

Ирина, конечно, чтобы решить проблему ребенка, нужно сначала разобраться с тем, что происходит в его семье. Есть даже такое мнение: «болезнь в семье возникла, семьей должна и лечиться». Именно поэтому при коррекции (лечении) детских психологических проблем очень многое зависит от родителей. Прежде всего, им приходится меняться, если хотят изменений у ребенка.
Попробуйте уточнить проблему, может, и разберемся.


Катя (08.03.2010)
Здравствуйте, Елена. Моей дочери скоро 8, и до сих пор она не встает сама ночью в туалет. Если я не подниму, она может пописать в постель и спит дальше. Причем года в 3-4 она вставала сама. Теперь я не могу ее никак приучить. Днем такой проблемы нет, и она может подолгу терпеть. Что делать? Спасибо.
Елена Романова (24.03.2010)
Уважаемая Катя! Вот несколько советов:
1. Сначала следует проконсультироваться у уролога, чтобы исключить органические причины расстройства. Возможно, уролог назначит обследование или даже лечение, следует выполнить его рекомендации.
2. Одновременно с этим надо попытаться разобраться, есть ли какие-либо события в жизни дочери, которые влияют на ее психологическое состояние (в том числе повышают тревожность, заставляют беспокоиться, нарушают настроение и сон). Обеспечить спокойствие дома, в школе, в других детский коллективах, которые посещает дочь (если разберетесь сами, хорошо, но, не исключено, что может потребоваться визит к детским психологу или психотерапевту).
3. Нормализовать сон - этому будет способствовать четкий режим дня, укладывание спать в строго в определенное время, а также спокойная обстановка дома.
4. Переложить ответственность на дочь за поддержание в порядке постели и белья (смена постельного белья и пижамы после "мокрых" ночей - обязанность дочери). При этом не ругать ее, а просто спокойно договориться, что теперь она это будет делать сама.
5. Начать вести "дневник сухих и мокрых ночей" (т. е. посыпается сухой - в "дневнике" день помечаем солнышком, просыпается мокрой - рисуем тучку с дождиком). Дневник ведет она сама, Вы же делаете эмоционально выгодным сухой день: максимум похвалы, положительных впечатлений и поощрений.
Это то, с чего следует начать.
Если ситуация не изменится, то, конечно, лучше обратиться к психологу или психотерапевту. Есть целый набор эффективных проверенных практикой способов работы с указанной проблемой. Кроме того, некоторые общие сведения о ночном недержании мочи можно прочитать здесь.

Виктория (27.01.2010)
Здравствуйте, Елена. Помогите, пожалуйста, советом. Моей дочери 1,9 месяцев, раньше она ходила в туалет по-большому нормально, сама подходила ко мне или к мужу и вела нас в туалет, чтобы мы ее посадили на унитаз. А теперь я вижу, что она хочет сходить по-большому, но терпит. Я ей предлагаю сесть на унитаз или на горшок, а она убегает. И так может продолжаться в течение всего дня. Может не какать несколько дней, а потом ей очень больно это делать, и она с криками, но все же сходит по-большому. Я ей и компот варю с черносливом, чтоб стул был мягким и что только не перепробовала, но как садимся на горшок или унитаз, так начинает кричать и просится чтоб ее сняли, так ничего и не сделав. Последний раз она так терпела 3 дня и очень туго сходила в туалет (опять были крики, ей было очень больно). Сейчас опять терпит, даже свечи и слабительное не помогает. Как мне быть? Уже не знаю, что делать?
Елена Романова (24.03.2010)
Уважаемая Виктория, посмотрите, пожалуйста, мой ответ на вопрос Аллы от 09.07.09. Там же есть ссылки на материалы по приучению ребенка к горшку. Думаю, проблемы очень похожи.

Ирина (26.11.2009)
Елена Владимировна, добрый день! Я уже писала Вам про своего сына. Вы попросили конкретнее указать, на что жалуются окружающие. Так вот, когда он был в садике, он обижал детишек. То толкнет, то укусит, родители постоянно жаловались. Дети тоже жаловались. В начальной школе учитель очень хвалила его умственные способности, но, говорила - если бы не поведение, был бы круглым отличником. То он смеется на уроке, то разговаривает, отвлекает детей, вставляет свои фразы. На переменах вечно задирается к детям, дерутся. Недавно ходила в школу, ВСЕ учителя жалуются, что мешает вести уроки, не слушает. Опять же очень хвалят способности, что ребенок грамотный, с хорошей памятью. А на уроках клоун. Разговариваю с сыном постоянно, обещает вести себя хорошо, но, через пару дней все по-новой. Все наказания бесполезны. Я обязательно прочту все, что Вы порекомендовали. Помогите и своим советом!
Елена Романова (08.12.2009)
Здравствуйте ещё раз, Ирина. А попробуйте вместо ужесточения наказаний использовать разнообразные поощрения и положительные стимулы. Чем его можно заинтересовать? Настолько, чтобы было значимо и стало стимулом? (Спросите у него самого об этом, полагаю, расскажет). Собственно, все мои прежние комментарии и ссылки именно об этом, всё в силе. Если не получится разобраться самой - сходите к психотерапевту, т. к. довольно часто родители могут не видеть сами, что делают в воспитании непоследовательно и нерационально.
Порой бывает достаточно одной-двух встреч со специалистом, и все встаёт на свои места (если, конечно, дома будете менять свою стратегию поведения).
Удачи!

Елена (23.11.2009)
Здравствуйте Елена Владимировна! Хочу попросить у Вас помощи. Нашему сыну 5 лет, он аутист. Мы отправили его в коррекционный сад и столкнулись с тем,что он не хочет туда ходить. Выражается это плачем, любимые вещи и игрушки брать с собой не хочет. Рыдает 1,5 месяца, домой уходит с улыбкой, хочет чтобы каждый день была пятница. Сейчас психо-невролог выписала "респолепт" может быть на нём он будет спокойным? До этого пробовали давать "эглонил", но на нём усилились раскачивания и вообще крупная моторика
Елена Романова (25.11.2009)
Уважаемая Елена, обращаю Ваше внимание: диагноз "ранний детский аутизм" (если Вы его имеете в виду, говоря "ребенок-аутист") ставит психиатр, лечение также назначает и контролирует психиатр. Такой специальности как "психоневролог" в номенклатуре нет. Однако так любят себя называть невропатологи. Лично я думаю, что не следует лечить аутизм у невропатолога.
Рисполепт действительно сейчас назначают при аутизме. Но обсуждать все "за" и "против" (а у каждого препарата они есть) нужно с лечащим врачом, только на очной консультации. Тем более очень осторожно следует подходить к подбору необходимой в конкретном случае дозировки препарата.
Если диагноз поставлен невропатологом, еще не факт, что это действительно аутизм (как показывает опыт).
Посмотрите среди специалистов Краевой детской психиатрической больницы, и если не были у детского психиатра, сходите на консультацию. В пятилетнем возрасте для ребенка имеет очень большое значение правильно подобранное лечение.

Ирина (23.11.2009)
Елена Владимировна, добрый день! Помогите советом! Моему сыну 12 лет, есть и дочь 1,7 г. Но проблемы с сыном были и до рождения младшей дочери. С самого садика на его поведение жалуются все-и воспитатели, и ученики, и родители. Дома вроде ведет себя нормально, не хулиганит, начинаю разговаривать - все понимает, обещает больше так не делать. И наказываю, запрещаю то гулять, но интернет, но все бесполезно! Как быть? Устала от постоянных звонков учителей!
Елена Романова (24.11.2009)
Уважаемая Ирина, как я поняла из Вашего письма, на поведение сына вне дома все жалуются, т.к. хулиганит (конечно, лучше было бы, если бы Вы подробнее описали жалобы взрослых и детей: что конкретно он делает? или не делает?).
Но попробую ответить, исходя из того, что есть в вопросе. Если есть проблемы с поведением ребенка, то высока вероятность, что родители не совсем четко и однозначно устанавливают границы поведения ребенка: что можно и чего нельзя делать в разных ситуациях. И не всегда
используют действенные меры реагирования на то или иное поведение ребенка. Ребенку дожно быть понятно, какое поведение Вами приветствуется, а какое наказывается.
Чтобы мне не повторяться, прочитайте, пожалуйста, следующую информацию здесь и здесь.
Многим родителям также нравится и оказывается полезна книжка Гиппенрейтер Ю.Б.
Если же будет возможность, опишите подробнее, что беспокоит в поведении, будем разбираться дальше.

Ирина (15.11.2009)
Елена Владимировна, добрый день! Моей дочери 10 лет, с 6 лет у нее навязчивый синдром. Дергает то носом, то глазами водит. Вначале то появится, то исчезнет, но уже два года постоянно.Ходила вначале к невропатологу, направили к психотерапевту, год наблюдались. Лечения, как такогого, не было. Прочитала,что навязчивый синдром не лечится, с возрастом может стать хуже. Елена Владимировна Вы в своей практике с этим синдромом сталкиваетесь, и можете ли нам помочь?
Елена Романова (19.11.2009)
Уважаемая Ирина, действительно, невропатологи описанные Вами состояния называют "навязчивый "синдром" (или "синдром навязчивых состояний"). Но, с точки зрения психиатрии, правильнее это называть тикозным расстройством (транзиторным тикозным расстройством, или тиками). Действительно, течение расстройства с периодами ухудшения и улучшения (что, собственно, и отражено в названии расстройства: "транзиторное" - временное, преходящее). Причем группы мышц, непроизвольно сокращающихся, могут меняться (мимические, шеи, верхних конечностей - наиболее часто встречаются). Лечение комплексное - медикаментозное, психотерапия (индивидуальная и обязательно семейная), а также физиотерапия, массаж, иглорефлексотерапия.
Описанные Вами жалобы довольно часто являются поводом обращения к психотерапевту. Причем при комплексном подходе вероятность излечения довольно высока.
Хотя, не скрою, расстройство действительно часто сложно поддается лечению. Но поддается.
Сталкиваюсь ли я в работе с этим расстройством? - Да, часто. Могу ли лично я помочь? - Думаю, что да. Однако, к сожалению, я недавно переехала жить в Хабаровск. Поэтому обратитесь к детскому психотерапевту, например, в психотерапевтическое отделение Краевой детской психиатрической больницы (ул. Жигура, 46, тел. 208-228).
Кстати, прочитать о тиках можно здесь.

Ирина (13.11.2009)
Елена Владимировна, здравствуйте! Моей дочке сейчас 1 год 1 месяц, и вот уже в течение месяца она бьется головой о различные предметы - это и пол, и стены, и подушки, и игрушки, и диван, в общем, практически обо все. Но, если у многих это происходит вследствие каких-либо запретов (на запреты она реагирует иначе - хмурит брови), то у нас наоборот, во время игр, танцев, веселья, такое ощущение, что она как бы выплескивает свою энергию через "битье" (2-3 удара). Я уже и останавливала ее, и не реагировала вообще, но это продолжается и продолжается! У меня вопрос: повод ли это для беспокойства, и необходимо ли принимать какие-либо меры?
Елена Романова (19.11.2009)
Уважаемая Ирина, думаю, следует сначала обязательно проконсультироваться у невропатолога, возможно, даже сделать электроэнцефалографию (если порекомендует
невропатолог). Консультация, конечно, нужна очная.
Что касается психологических составляющих подобного поведения, которые, возможно, также присутствуют: довольно часто удары головой, раскачивания туловища сигнализируют о недостатке положительных эмоциональных переживаний у ребенка, некоей эмоциональной "заброшенности" ребенка (так, они очень характерны для детей, находящихся в детских домах).
Вы спрашиваете: "повод ли это для беспокойства и необходимо ли принимать какие-либо меры?"
Я думаю, имеет смысл обследоваться, чтобы исключить органические причины (например, патологию головного мозга), а одновременно с этим подумать и, возможно, поменять что-то в психологической обстановке дома.

Анна (12.11.2009)
Здравствуйте, Елена Владимировна! Моему сыночку Илюше 2 года и 3 месяца, а он совсем не хочет разговаривать. Иногда на него находит, и он может сказать "папа", или, редко, "мама". В годик Илюша стал копировать каких-то животных: курочка, лягушечка, обезьянка. Сейчас же он и этого показывать не хочет. Мальчик очень общительный, любит деток, не агрессивный, ласковый,любимое занятие - кидать камушки в воду, либо переливать жидкость из одной посуды в другую. Моторика у Илюши развита хорошо, он все понимает, а вот разговаривать не хочет. Он просто молчит и все. У нас дома событие, когда Илюша начинает чирикать что-нибудь на своем языке. Кажется вот-вот заговорит, а он опять замолкает. Подскажите пожалуйста, доктор, есть ли повод волноваться, или это временно?
Елена Романова (16.11.2009)
Уважаемая Анна! C одной стороны, 2 года 3 месяца - по возрасту, может, и не стоит особо беспокоиться, а стоит подождать, пока ребенок пойдет в детский сад. У него появится больше возможности и необходимости разговаривать, а вот если и тогда не будет изменений, то тогда пора будет бить тревогу. Но это если вы уже собираетесь идти в сад.
Однако, если есть возможность, лучше сходить на консультацию к логопеду, специализирующемуся на раннем возрасте, чтобы уже получить точную картину, как развивается речь ребенка, и что делать, чтобы ее улучшить. Такой специалист есть в поликлиническом психотерапевтическом отделении на Жигура, 46 (тел. 208-228). Она расскажет, какие игры следует использовать для развития речи ребенка.
Кроме того, можете почитать информацию на логопедическом сайте, например,
www.logoped.ru
Первая же рекомендация - больше разговаривать с ребенком, создавать условия для его общения со сверстниками и поощрять это общение.

Наталья (09.09.2009)
Здравствуйте, Елена Владимировна! Моей дочери 4 года 9 месяцев. Она имеет заболевание тугоухость 4 степени на оба уха, стоит на учете у невролога. Она до сих пор мочится по ночам,во время дневного сна все нормально. Что нам делать, как ее лечить?
Елена Романова (09.09.2009)
Уважаемая Наталья, контроль над мочеиспусканием, как правило, устанавливается к 4 - 5 годам (даже до 5 лет диагноз "энурез" мы не ставим), причем речь идет о равномерно развивающихся детях. При наличии трудностей в усвоении информации из окружающего мира можно предположить, что ребенок будет позднее усваивать многие навыки, в том числе и способность контролировать акт мочевыделения.
Поэтому с одной стороны, Вам следует подождать некоторое время. Думаю, имеет смысл пройти диагностику особенностей психического развития (например, в психотерапевтическом отделении по адресу: г. Владивосток, ул. Жигура, д. 46, телефон 20-82-28), чтобы как можно раньше определиться, нет ли задержки развития у ребенка, не нуждается ли девочка в психологической или медикаментозной коррекции. С другой стороны, все-таки набраться терпения, и приучать ребенка к горшку.
Вопросы о приучении к горшку раньше уже задавала Алла (09.07.2009). Я думаю, Вам также будет интересна и полезна информация на ссылках:
http://1kid.ru/article.php/pot_inurement
http://www.psynavigator.ru/articles.php?code=248
http://flower-s.narod.ru/html/baby/things/gorshok.html

Лилия (09.07.2009)
Здравствуйте! Елена Владимировна, помогите, не знаю как решить проблему. У меня растёт замечательный малыш, сейчас ему 2 года. Дело в том, что малыш очень негативно реагирует на некоторые запреты. В некоторых случаях, если не получает желаемое, бьётся лобиком об стену (холодильник, телевизор....много вариантов) или падает на пол и опять же лбом об пол, или просто кулаком себя бьёт по лобику. Меня беспокоит его психическое здоровье. Весь лоб в синяках, мне даже иногда неловко к педиатру на приём идти. Невролог поставил нам диагноз - невроз, дескать ребёнку не хватает внимания. Посоветовала мгновенно отвлекать ребёнка в такие моменты. Я реагирую молниеносно, пытаюсь переключить его внимание игрушкой, игрой в догонялки, всем, что придёт в голову. Посоветуйте, как быть в этой ситуации. Не хочется кормить ребёнка седативными препаратами.
Елена Романова (21.07.2009)
Здравствуйте, уважаемая Лилия! Думаю, Вам имеет смысл подойти на очную консультацию к детскому психотерапевту. Отнюдь не потому, что описанное "похоже на психическое расстройство". Прежде всего потому, что нужно посмотреть на самого ребенка, понаблюдать его поведение, а также Ваше с ним повседневное привычное взаимодействие.
В Краевой детской психиатрической больнице специалисты занимаются с малышами по адресу Жигура, 46, телефон 208-228
Или посмотрите специалистов КДПБ по ссылке: http://kdpb.ucoz.ru/publ/5

Алла (09.07.2009)
Елена Владимировна, здравствуйте! Моему сыну уже 2 года 2 месяца, мы только пошли в садик. У нас всегда была проблема с горшком. Сейчас он ходит по маленькому в горшок, причём не просится, а сам идёт, садится, делает дела и выносит горшок в туалет, или если я предложу ему, то он сходит. А вот с походом "по большому" проблема, он не просится, не идёт на горшок сам и вообще предпочитает это делать стоя, и в тихушку, а потом приходит и просит меня убраться за ним. Я бы может набралась бы терпения, но мы это ведь и в садике делаем, я понимаю, что воспитатель тоже человек, и рано или поздно отругает его за это. Как мне объяснить ему? Мне порой кажется, что он просто плохо отслеживает этот процесс. Заметила, что не отличает "пук" (простите) и "как". Он у меня не говорит (наш словарный запас: мама, папа, диди, баба, биби, моОко, гав-гав, мяу, падём, дай и т.п), и поэтому я не могу понять, понимает ли он меня, когда я говорю ему, что какать надо на горшок, показываю ему, что "это" должно быть не на ковре, а в горшке. Подскажите, что мне ещё придумать?
Елена Романова (09.07.2009)
Уважаемая Алла, думаю, сейчас Вам не стоит особенно беспокоиться по поводу приучения к горшку и создавать проблему для ребенка, по нескольким причинам. Возраст ребенка, когда он начинает пользоваться горшком, очень разный (как правило, к 1,5-2 годам). Ребенок садится на горшок "по маленькому" и "по большому" тоже не в одно время. То, что Ваш ребенок приучен пользоваться горшком, уже хорошо. Теперь действительно следует набраться терпения. Значительно сложнее будет разбираться с проблемами, если принуждением, излишним вниманием, наказаниями Вы создадите у ребенка негативное отношение к использованию горшка (что может привести даже к развитию запоров у ребенка). Плюсом является также то, что Ваш ребенок недавно пошел в детский сад: как правило, дети при социализации /приобщении к коллективу/ значительно меняются, прежде всего, срабатывает механизм подражания. Не исключено, что это Ваш шанс.
В общем варианты приучения возможны разные:
1) вместе с ребенком выбрать и купить горшок, который ему понравится (причем сам поход в магазин и процесс выбора превратить в значимое положительно окрашенное событие для ребенка);
2) выбрать с ребенком и купить "очень красивые штанишки", которые он сам не захочет пачкать;
3) придумать историю-сказку, где главный герой демонстрирует желаемое поведение (в прямом или переносном смысле);
4) одновременно с ребенком усаживать на второй горшок игрушку (например, у которой все получается, как надо, или пусть сам ребенок учит эту игрушку и пр.);
6) поощрять каждый раз, когда он сходит на горшок ("приз" должен быть значимым для ребенка, даже если очень маленький: поцелуй, похвала, рассказ об успехе всем домашним и пр., причем для начала "приз" должен следовать сразу за фактом желаемого поведения).
Конечно, во время приучения к горшку следует отказаться от использования памперсов, кроме того, важно исключить прочие негативные факторы (неудобный холодный или недоступный горшок и пр.) и создать психологически спокойную обстановку дома.
Что же касается слов, которые Вы используете для объяснений: заметьте, какими звуками сам малыш обозначает свои намерения, и используйте эти звуки-слова, даже если они нетипичны. Терпения Вам и спокойствия. Можете прочитать еще о приучении к горшку общую информацию, думаю, некоторые идеи Вам покажутся интересными: здесь здесь здесь

Julia (16.06.2009)
Уважаемая, Елена Владимировна! Сыну 1,5 года, с рождения плохо спим, сначала мучили газики, потом что ли зубы? Так мы до сих пор не знаем, что значит спать всю ночь, не проснувшись хотя бы по 3 раза, а иногда и до 10 раз за ночь. Были на консультации у детского невролога, она сказала, что ребёнок здоров. У нас 1 комната, но спит он отдельно в своей кроватке, но просыпаясь, встаёт в ней, опять укладываю, у нас свой ритуал перед сном и засыпает хорошо, быстро, но ночью, ужас! Помогите советом! Спасибо, с уважением, Юлия.
Елена Романова (16.06.2009)
Уважаемая Юлия, если я правильно поняла, основная проблема в том, что ребенок, заснув в своей кроватке, несколько раз просыпается ночью. А что происходит дальше? Он плачет или просится/приходит в вашу постель? Или еще что? Что будет, если Вы не подойдете его укладывать снова? И - важно - КАК Вы его укладываете ночью? Не является ли это уже новым ритуалом/игрой? (уточните, пожалуйста)
Сначала общие рекомендации (многие из них, конечно, Вам известны). Очень важно для любого ребенка наличие распорядка дня (определенной последовательности событий, которая структурирует и упорядочивает жизнь ребенка). Перед сном - спокойные игры, чтение и пр., исключить события, которые вызывают выраженное эмоциональное возбуждение (вне зависимости от того, положительные они или отрицательные). В целом, желательно создать так называемый "лечебно-охранительный режим", т.е. по возможности оградить ребенка от любых психотравмирующих ситуаций. Перед сном, особенно если ребенку нравится, можно использовать ванны с седативным (успокоительным) эффектом (с хвоей, мятой и пр.), а также успокоительный "материнский массаж". И еще. Довольно часто именно неосознанная поощряющая реакция родителей на нежелательное поведение ребенка и запускает порочный круг поведенческих проблем. Подумайте, если Вы будете по-другому реагировать на пробуждения ребенка и укладывать его ночью, может, это изменит его поведение. Если ребенок просится в вашу постель и, несмотря на запрет, получает иногда разрешение, то довольно высока вероятность того, что он будет продолжать пытаться получить желаемое снова и снова. Если же Вы всегда будете возвращать его в собственную постель, ребенок поймет, что его попытки нарушить запрет не приносят результат, и прекратит пытаться проверять Ваше терпение. Именно в раннем возрасте проще установить запреты ("табу"), потом, в школе, это будет значительно сложнее.

Светлана (15.06.2009)
Здравствуйте! Я мама 1,7 года ребенка (мальчик). Елена Владимировна, у меня к вам вопрос, как быть, в такой ситуации - когда мы с сыном выходим гулять на улицу, то он немного походит и потом начинает проситься на руки, но я его не беру, говорю, что надо ходить самому, ведь ты уже большой и умеешь ходить. Но он начинает мне закатывать истерики, не хочет стоять, падает. Если его не буду держать, то он может вообще лечь.
Елена Романова (16.06.2009)
Уважаемая Светлана, Ваш сын ведет себя как подавляющее большинство детей. Важно, как Вы и другие значимые для него взрослые реагируют на такое поведение. Истерики имеют смысл в том случае, если у них есть зрители, которые в результате делают именно то, что требует ребенок. Если же Вы будете спокойно принимать его поведение ("...истерики, не хочет стоять, падает, может вообще лечь") и дожидаться, пока успокоится сам, по возможности отвлекая и показывая что-то интересное именно там, куда нужно самому дойти, ребенок тогда сообразит, что истерика не приносит желаемого, и более того, лишает его чего-то интересного и приятного. Иногда это потребует какое-то время. Но тем самым Вы дадите возможность своему ребенку попробовать другие, более эффективные, стратегии поведения.
И уж конечно, если ребенок в следующий раз ведет себя так, как Вы просите, очень важно, чтобы его усилия были поощрены Вами (улыбкой, дополнительным временем на прогулке, рассказом о его успехах другим значимым взрослым и пр.) И еще, часто на истерики ребенка реагируют проходящие мимо незнакомые люди, стыдят родителей и пр. В результате родители стараются прекратить истерику любым способом (как правило, сделав то, что требует ребенок), лишь бы избежать критики незнакомцев. К сожалению, подобное поведение родителей лишь закрепляет нежелательное поведение ребенка. В целом, речь идет об эффективном использовании поощрений и наказаний в воспитании ребенка. Думаю, кое-что полезное Вы можете прочитать здесь и здесь.

Светлана (08.05.2009)
Елена Владимировна, добрый день. У меня такая проблема - у нас полгода назад погиб папа,|и мой сын, которому сейчас 6 лет переживает это очень глубоко в себе и постоянно ждёт, что папа всё же вернётся, периодически звонит ему на мобильный телефон. Я не знаю, как правильно себя вести и как правильно объяснить ему про смерть и про то, что папу не стоит ждать.
Елена Романова (08.05.2009)
Уважаемая Светлана, важно, чтобы Ваш разговор с сыном о смерти состоялся, чтобы Вы не замалчивали эту тему, не скрывали свои чувства и скорбь. Не убирайте фотографий папы, не отмалчивайтесь на вопросы сына, если нет слов, посидите вместе, обнявшись. Помните, что для адаптации к ситуации потребуется время, у каждого оно свое. В переживании смерти любой человек проходит несколько этапов: шок, гнев и боль, наконец, принятие утраты. В психологической литературе описывается такое явление как "работа горя", чем подчеркивается значимость процесса принятия неизбежности произошедшего катастрофического события.
Посмотрите, пожалуйста, информацию по следующим ссылкам, там написано довольно подробно, что и как нужно говорить:
http://www.kdpb.ucoz.ru/index/0-42
http://www.7ya.ru/pub/article.aspx?id=5258
http://www.kindereducation.com/psychology14.html
Желаю Вам сил и мужества

Елена (08.05.2009)
Здравствуйте, моей ненаглядной дочке 3 года 3 месяца. Ходит в садик, очень подвижная и умная, и все бы у нас было хорошо, но с самого рождения проблемы со сном. Районный невролог ничего не нашел в поведении. В общем, и воспитатели говорят, что она гиперактивная, все делает бегом, на лету. Захочет, так стишок выучит, не захочет - никак не заставить. И так во всем, в еде, в сне. Капризы сейчас только увеличились. Ночью засыпает в 21-22 часа, но обязательно придет к нам в спальню посереди ночи, перенесу ее, успокою, а она опять к нам. Не могу сказать, что страхи у нее, днем доча понимает, что ходить к родителям нельзя, всячески в мультиках и книжках отмечает, что дети спят отдельно, но ночью все повторяется. Спит и крутится, брыкается, мне волосы на свои кулачки наматывает, и знает, что нельзя и все равно делает. Я уже и уговорами, и все подробно объясняю и даже ругаю и кричу, понимая, что так недопустимо, но у самой нервы уже на пределе. Помогите пожалуйста, надо нам срочно что-то менять, иначе просто сойдем с ума.
Елена Романова (08.05.2009)
Уважаемая Елена! С одной стороны, нужно разобраться, не испытывает ли Ваша дочь страхи (может, ей снится что-то, кажется в темноте и пр.). Поговорите с ней о том, что ей снится, не боится ли она чего-то. Можно попросить ее нарисовать сны. Если обнаружите, что какие-то опасения присутствуют, важно изменить ее отношение к тому, чего она боится, а также показать, что с Вашей помощью она может властвовать над страшной ситуацией. (Известно, что "нас волнуют не события, а наше отношение к этим событиям"). Для этого придумать по рисунку историю со счастливым концом, изменить страшный рисунок на веселый и смешной и пр. (подробнее о детских страхах можете почитать http://www.kdpb.ucoz.ru/index/0-32) Второе - Вашей дочери 3 года 3 месяца, наиболее вероятно, что она переживает возрастной кризис 3 лет (Вы пишите: "Капризы сейчас только увеличились"). Для этого "кризиса" характерны (и это является абсолютно нормальным) "протестные" реакции, негативизм, желание самостоятельности и др. (подробнее о возрастных кризисах можете посмотреть http://kdpb.ucoz.ru/index/0-98)
Что имеет смысл уже сейчас изменить:
1) снизить уровень стресса дома, создать так называемый "лечебно-охранительный режим"
2) уменьшить внимание к существующей проблеме со сном (может, я ошибаюсь, мне показалось Вы довольно много внимания уделяете описанной проблеме в повседневном общении с дочерью (Вы пишите "всячески в мультиках и книжках отмечает, что дети спят отдельно, но ночью все повторяется", "я уже и уговорами, и все подробно объясняю"). Т.е. на время оставить эту тему в разговорах.
3) Запастись терпением (!) и спокойно всякий раз, когда она приходит к вам постель, переносить обратно. Ни в коем случае не оставлять ее: потому что важно, чтобы нежелательное поведение не поощрялось Вами (если Вы оставите ее даже один раз с собой, она будет понимать, что "так делать нельзя, но иногда - можно", и будет снова повторять свои попытки получить желаемое (подробнее о системе использования поощрений и наказаний можете прочитать http://kdpb.ucoz.ru/index/0-102 или http://kdpb.ucoz.ru/load/6-1-0-301). Может быть, я ошибаюсь, но не исключено, что Вы до сих пор все-таки после некоторого сопротивления позволяли ей оставаться с вами (пишите: "перенесу ее, успокою, а она опять к нам")
4) В те дни когда она спала сама, устраивайте дополнительные приятные для нее события (сюрпризы-поощрения). Можно также использовать систему ведения дневника: на листе бумаги вместе с дочерью приготовить красочный календарик, где отмечать, например, звездочкой, дни, когда она спала сама, превратить это в значимую и интересную для нее игру.
Думаю, если Вы будете правильно использовать систему поощрений желаемого поведения и наказаний (запретов) нежелаемого, через две-три недели проблема с ночными приходами дочери решится.
Если остались вопросы, пишите, пожалуйста.

Алена (08.05.2009)
Здравствуйте! Ребенку 7 лет, скоро в школу, а у него довольно серьезный комплекс: он не идет на контакт со взрослыми, не желает общаться. Например, он никогда не здоровается ни с кем, даже в ответ на приветствие воспитателя или других детей при встрече (не может поздороваться, даже если я его уговариваю и обещаю за это приз). Он не может сам подойти с какой-то просьбой к воспитателю и просит меня это сделать за него. Он никогда не вступает в разговор с соседями или моими знакомыми. Но в целом он очень общительный, любит отвечать на уроках в садике и болтать с детьми. Пожалуйста, посоветуйте какой-нибудь педагогический прием, чтобы заставить ребенка хотя бы здороваться с окружающими при встрече. Я переживаю, что если он не будет здороваться с учительницей или детьми в школе, то они его не поймут или обидятся.
Елена Романова (08.05.2009)
Уважаемая Алена! Прежде всего, Вы и другие близкие должны показывать пример такого поведения, какое хотите иметь у ребенка. Можно попросить в детском саду, чтобы воспитатель (или психолог детского сада) поиграл с группой в игру, где всем детям и Вашему сыну нужно было бы здороваться друг с другом. Например, как приветствуют друг друга люди на разных языках, или когда в аэропорту люди прощаются, уезжая, а потом встречаются, или, например, придумать и разыграть сказку про Стеснительного Мышонка, который всех боялся (не здоровался в том числе), другие зверушки обижались, а потом волшебник помог Мышонку стать смелым и пр. Обычно подобные игры довольно эффективны.
Кроме того, можно вместе с сыном придумать волшебную сказку о том, как помочь Стеснительному Мышонку стать смелым, нарисовать этого Смелого Мышонка, повесить рисунок дома на видном месте и всячески поощрять "смелое" поведение сына. В общем-то, я описываю методы сказкотерапии, игровой психотерапии, психогимнастики, которые может использовать психотерапевт или психолог в работе, если Вы захотите обратиться за помощью. С наилучшими пожеланиями, ЕВ.

Ольга (04.05.2009)
Здравствуйте, Елена Владимировна! У меня к вам такой вопрос: моему ребёнку 4 года, мальчик, проживает в последние 3 года с бабушкой, ходит в садик с полутора лет, коммуникабельный, активный, в общем, нормальный здоровый малыш. Я приезжаю на выходные где-то раз в 3 недели. Последние полгода у него начались приколы: он дёргает заусеницы, высовывает язык. Это всё происходит во время игры. Иногда может спрятаться и дергать пальцы прям до крови. Мы уже обращались к неврологу, нам прописали курс лечения: пантокальцин, витамины и фенибуд + массаж. Мы всё сделали, но единственный результат - он стал нормально спать по ночам, а всё остальное он как делал, так и делает, иногда даже с большей слой. Мы с ним постоянно разговариваем на эту тему, он всё понимает, говорит, что не будет, но всё продолжается. Мы его не ругаем. Я не замечаю каких-то ещё отклонений, каждый день разговариваю с ним по телефону, но ситуация не разрешается. Что бы вы посоветовали в этом случае, какой диагноз это может быть?
Елена Романова (04.05.2009)
Здравствуйте, уважаемая Ольга! Описанные Вами проявления (а именно: "дёргает заусеницы, высовывает язык") относятся к патологическим привычным действиям у детей. Сюда же причисляют сосание пальца, кусание ногтей, выдергивание волос, ресниц, бровей, раскачивание туловища и головы из стороны в сторону, возбуждение половых органов, сосание языка и др. Другие названия - "патологические привычки", "стереотипные двигательные расстройства", "навязчивые невротические реакции" и др.
Эти действия способствуют уменьшению повышенной возбудимости, снижению чувства беспокойства. Они непроизвольны, т.е. действия совершаются бесконтрольно со стороны ребенка, "автоматизированы", ребенок не может сознательно управлять ими, даже несмотря на постоянный контроль родителей и угрозу наказания. Как правило, появляются при волнении или возбуждении, в том числе при разговоре, ожидании, выступлении, просмотре интересных передач и пр. Являются признаком длительного эмоционального неблагополучия ребенка.
Конечно, возникновение патологической привычки происходит чаще при воздействии подобных стрессовых факторов и наличии некоторой предрасположенности (например, минимальной мозговой дисфункции, если ребенок из группы риска по заболевания нервной системы). Первоочередные задачи для избавления от этих привычек - обнаружение тех неблагоприятных ситуаций окружающей ребенка жизни, которые вызывают и сохраняют расстройства. Это, прежде всего, преодоление эмоциональной депривации, отгороженности со стороны родителей (т.е. увеличение позитивных эмоциональных контактов с ребенком - прикосновения, словесные поощрения, совместные игры и другое; собственно, все, что приносит именно Вашему ребенку положительные эмоции). Безусловно, следует проконсультироваться с невропатологом. Но наиболее эффективным будет комплексное лечение: медикаментозная терапия, физиотерапия и психотерапия/психокоррекция, по возможности, общий массаж и иглорефлексотерапия. Основное направление лечения - седативное, т.е. снижении нервно-психического напряжения, уровня тревожности, а также нормализация сна, настроения. Основные специалисты, к которым следует обращаться с подобными проблемами - невропатолог, психотерапевт, психолог (невропатолог первый в списке, т.к. сначала необходимо исключить патологию головного мозга).
В чем может заключаться помощь психотерапевта/психолога? Коррекция особенностей системы воспитания, улучшение внутрисемейных отношений, установление менее болезненных для ребенка отношений с родителями (т.е. если нельзя изменить количество времени, проводимого ребенком вместе с Вами, следует дополнить жизнь ребенка общением с Вами с помощью каких-либо "посредников": т.е. подумать вместе с ребенком, что может ему помочь меньше скучать по Вам) и в коллективе. Кроме того, имеет смысл также разнообразить общение ребенка со сверстниками, занимать чем-либо интересным для него.
Важно помнить также, что психотравмирующие ситуации могут быть и внешними - в детском саду, например. Чего не следует делать: призывать ребенка контролировать свои патологические привычки, ругать за них, фиксировать на них внимание ребенка и окружающих.

Рейтинг: Рейтинг статьи: Отлично (голосов: 3)
Ваша оценка:
2530 просмотров
14 января 2013 Напечатать
..........................................................................................................................................................................
Детский психотерапевт, Елена Владимировна Романова