Что, на Ваш взгляд, сделает Владивосток еще более привлекательным для туристов?
Чистота улиц, ухоженность зданий и территории
Вежливость и приветливость горожан по отношению к туристам
Хорошие дороги
Увеличение количества отелей и хостелов
Новые туристические события
Новые культурные объекты, видовые площадки
Масштабная международная рекламная кампания
 
 
Новости Жизнь Владмамы Материнство Дети Здоровье Образование
Женский мир Семья Дом Путешествия Форум

Невыносимый бархат зависти

 Женская зависть невыносима и губительна

В прошлый раз мы говорили об истоках зависти и умении родителей вовремя разглядеть это неприятное чувство у малышей. Сегодня поговорим о «взрослых» способах борьбы с завистью.

Часть вторая

Где живет зависть?

Зависть процветает там, где мы конкурируем, но не это ли наиболее поддерживаемое состояние в современном мире? Быть самым-самым, получить право первого, победителя. Быть самым умным, успешным, красивым, богатым. Мы готовы соревноваться во всех областях жизни и в любом качестве. С одной оговоркой: мы не соревнуемся со всем остальным миром. Для нас важно конкурировать с людьми своего круга. С теми людьми, с которыми нам легко сравнивать свои способности или возможности. Рассуждения, как правило, просты: «вот я и он учились вместе, вместе начинали, но почему у него все есть, а у меня нет? За что ему все, а мне…»

Червячок зависти готов поселиться, когда человек живет с ощущением, что он достоин большего в этой жизни, когда он «справедливо» сетует на этот мир, так как блага просто-напросто утекают из-под его рук, распределяются зачастую не в его пользу. «Подложка» для развития чувства зависти готова. Иногда зависть и называют ОСОБЫМ чувством справедливости. Субъективное ощущение справедливости, точнее, несправедливости, подогревает чувство зависти. Тем более, что мы отчетливо понимаем, что принадлежим социуму, в котором с помощью собственных усилий, времени и таланта далеко не всегда добьешься достойного результата. Успех достигается совсем по другим правилам, а блага распределяются, как и сто лет назад. Кстати, в социалистическом обществе зависть расцветала пышным цветом. Можно легко отнести ее к нашему общественному наследию.

В последние годы появились некоторые возможности добиться успеха собственными усилиями, что стало слабым, но все-таки конструктивным ответом зависти как явлению. Вот что только делать с чувством социальной справедливости, которое так въелось в наше общественное сознание? Память о недавней уравниловке для большинства свежа.

В христианской традиции зависть (лат. invidia) отнесена к смертным грехам, так как в ее основе лежит гордыня. Человек как бы пребывает в убеждении несправедливости установленного Богом порядка. Он скорбит и печалится, когда ближнему хорошо и он во благе. Как ни грустно, но зависть невозможно «накормить», раз уж завистливому человеку плохо при виде удовольствия другого и хорошо только при страданиях других. Кстати, милым дополнением к гордыне и еще одной причиной зависти считали лень. Важное уточнение. Паству предупреждали о вреде «неуместного соперничества», «рвения с досадой», а также порицании либо злословии в отношении того, к кому испытывается зависть. Противопоставляли этому гадкому чувству благожелательство, великодушие. Но зависть так и цвела в веках, как бы предлагая каждому из нас справиться с этим пороком.

Религиозная точка зрения предлагает смириться: каждый имеет то, что заслужил. Таким уж создан. А потому не ропщи! Все имеет свои причины. Правило такое: оставьте каждому человеку жить своей жизнью, не суйте нос в чужую жизнь.

Нос совать в чужую жизнь продолжали, любопытство не самый большой порок, хуже другое: пока мы страдаем по поводу того, как хорошо устроено все в жизни у соседа, мы не успеваем заниматься собственной жизнью.

Но вернемся к человеку, обуреваемому завистью. И поговорим об инфантильности. Инфантильности тех, кому не хочется прилагать усилий, развиваться, поддерживается убеждением, что объекту его зависти просто повезло, а ему — нет. Зависть эмоциональна, именно потому так трудно включить человека в осмысление происходящего с ним самим, с объектом его зависти, задуматься над тем, какой ценой далось другому его нынешнее состояние — означает прийти к осознанию собственных черт характера, возможностей, усилий. Иначе говоря, понять собственную реальность. Признать, что мы — разные при всем горячем желании сравниваться. У нас разные семьи, гены, способности, мы каждый шли своим путем в этой жизни, а похожесть наша исключительно внешняя и очень приблизительная. То, да не то. Так, да не так. Человек, попавший в ловушку зависти, склонен поддерживать мифы о везении, о том, что кому-то свалилось счастье на голову, а ему — нет, хотя он ничем не хуже, а то и лучше. Завидующий всегда недооценивает объект своей зависти. Ему требуются невероятные усилия для того, что увидеть способности, свойства характера другого человека, благодаря которым он добился успеха.

Невыносимая зависть к таланту

Когда говорят о зависти к таланту, очень любят приводить в пример гениальное пушкинское видение гения и завистника — Моцарта и Сальери. История музыки несколько иначе представляет образ реального Сальери — прекрасного педагога, музыканта, пусть и не столь одаренного, как Моцарт. Напряженное и яркое противопоставление было необходимо гению Пушкина.

А вот другой пример из повседневности: на фортепианном отделении учатся две девушки Марина и Ирина. Приехали из одного города, живут в одной комнате в общежитии. Ирина напориста, активна, она каждый день по восемь часов занимается на рояле. Ей хочется добиться исполнительского успеха. Причем, количество часов — ключевой фактор, строго соблюдаемый. Она считает, что делает все, чтобы добиться результата. Марина молчалива, созерцательна по природе, она не занимается по восемь часов. Более того, она, по словам Ирины, садится и читает с листа. У исполнителей так называется игра совершенно новых произведений, с которыми не было детальной работы. Так, музицирование. После чего Марина работает с программой. На академических концертах Ирина регулярно получает «тройки», а Марина — высокие оценки. Но не в оценках даже дело. Уровень игры Марины, ее абсолютное попадание, «слышание» музыки и интерпретация на порядок отличаются от других сокурсниц. Ира негодует, она почти ненавидит Марину. Несправедливо! Зависть к таланту потому так невыносима, что разрыв очевиден. Непостижимость таланта в том, что не все объясняется трудолюбием, усидчивостью. Легкость, с которой творит талантливый человек, завораживает недосягаемостью и блеском. Талант иррационален, его невозможно наработать. Божий дар. Удержаться от зависти к таланту сложно, но справиться жизненно необходимо.

Женская зависть также невыносима и губительна. Сколько жизней она унесла, сколько судеб погубила. Точно сказал Оскар Уйльд: «Красота — талант женщины». А значит, Божий дар. Все та же иррациональность. Женщина во все времена делала выбор, но выбор женщины скрытый. Выбор мужчины, как завоевателя, открыт, явен. Несовпадение выбора Ее и Его, возможно, болезненно. Позиция мужского выбора ставит женщин в поле бесконечной конкуренции. Она красивее меня — какие глаза, грудь, талия, а ноги! Она стройнее, а значит, борьба с лишними килограммами мне обеспечена. Лишь пять процентов женщин имеют конституцию, удерживающую постоянный и небольшой вес, это дар им. И если ты выиграла в этой борьбе на первом этапе, то как удержать победу в борьбе с теми, кто моложе?

В итальянском языке есть два слова, которые мы переводим как «женщина» — Femina и Donna. Донна — женщина-жена, женщина-подруга. Фемина — женщина как сексуальный объект, самка. Чем выше женщина ценит свою сексуальную привлекательность, чем более уверена в том, что ее женский статус зависит от количества мужчин вокруг, тем вероятнее, что ей уготована преисподняя в бесконечном соревновании с более молодыми и сексуально привлекательными самками. Такой женщине грозит гонка за молодостью во всех известных формах и бесконечная тревога потерять свою сексуальную привлекательность. Она не в силах остановить время, но бороться за моложавость и стройную фигуру — вполне. Ведь в ее понимании лучше та, у которой фигура хороша, то есть стройна. Никакие разговоры о других достоинствах женщины с ней не будут услышаны. Ум, талант, деловая или хозяйская хватка — пустое. Она подсознательно видит в этом компромисс, уловку, ведь самое ценное — оставаться привлекательной самкой. Тогда лишние килограммы и лишние морщины вызывают ненависть к себе и зависть к более молодым женщинам либо к тем, кто лучше сохранился по ряду причин. Сможет ли женщина абстрагироваться от собственного «феминного» образа и стать «донной», открыть в себе новые грани, новые реализации. Это позволило бы ей выйти из бесконечной гонки, справиться с завистью и быть счастливой.

Любопытное наблюдение: наиболее завистливы женщины с короткой стрижкой. Дело в том, что их короткий ежик на голове чаще продиктован повышенным содержанием мужского полового гормона. Именно тестостерон отвечает за проявления духа соперничества. А от соперничества до зависти — рукой подать.

Комплекс чужой полноценности

И все-таки, как не попасть в ловушку зависти, а уж если нам уготовано такое испытание, то справиться с ним. Движение начинается с осознания того, что Я такой, каков есть. У каждого свой путь и свои стартовые возможности. Да, кое-что дается через воспитание, что-то можно сформировать в себе, но в любом случае Я такой, и в этом факт моего бытия. Осознание собственного пути, собственных ресурсов и недостатков, возможностей и желаний выключает нас из бесконечного завидования и сравнивания. С этого времени мы готовы двигаться по собственному сценарию. И это всегда благотворно, поскольку счастье другого вообще не скроено по нашему плечу.

Если уж так хочется сравнивать, то продуктивнее сравнивать себя самого на разных отрезках жизни. Как только вы включаетесь в подсчеты собственных плюсов и минусов — внешности, интеллекта, удачливости, вы снова и снова погружаетесь в бытие ребенка, который мучился собственной неполноценностью, а значит, зависть снова готова посетить вас. Получается, что вам так и не удается воспринимать жизнь такой, какова она есть?

Хочется пожалеть себя, поплакать над собственной судьбой, но жалость к себе оборачивается агрессией к окружающим. Они раздражают. Тогда уж лучше сократить общением с теми, кто наиболее активно вызывает комплекс неполноценности. Хотя именно в такие моменты жизни продуктивнее заняться чем-то важным и непременно интересным.

Согласитесь, наивно полагать, что жизнь другого человека состоит из одного бескрайнего счастья, и в ней нет места боли, лишениям, тяжелым испытаниям. Зависть оценивает все бегло, приблизительно. Иногда стоит чуть дольше задержать взгляд, задуматься. Чувство зависти подталкивает нас снова и снова заглядываться на чужую жизнь, но справляемся мы с ней, снова и снова возвращаясь к своей собственной. Ведь за нее мы в ответе?

Когда у человека появляется собственный опыт труда над собой, собственные достижения — в нем рождается понимание и признание достижения другого. Он уже знает цену успеха! Это важный момент, так как через свои достижения мы научаемся восхищаться достижениями, талантом другого человека. А это уже жизнь без зависти.

Но вернемся к началу. Если хочется погасить зависть, пока она не покрыла ржавчиной душу, не испортила общение с людьми, лучше признаться себе, чему завидуешь. Процесс избавления души от зависти начинается с этого, и решение — за каждым из нас.


См. также:
 
Рейтинг: Рейтинг статьи: Хорошо (голосов: 53)
Ваша оценка:
2286 просмотров
Напечатать
..........................................................................................................................................................................