Исполнились ли Ваши новогодние желания, загаданные в канун 2016 года?
Да, мои желания всегда исполняются
Да, и даже круче, чем загадывалось
Частично
Жду исполнения, до конца года еще есть время
Нет, не исполнилось
Не успела ничего загадать, исправлюсь в этом году
Не верю в подобную ерунду
 
 
Новости Жизнь Владмамы Материнство Дети Здоровье Образование
Женский мир Семья Дом Путешествия Форум

Жалуетесь на поведение детей? Ищите, в чем ошиблись сами

 Чумазый малыш

Часть 3

Портал Владмама продолжает публикацию фрагмента книги Ольги Маховской «Думай как ребенок, поступай как взрослый». Итак, почему же дети проявляют небрежное отношение к вещам, деньгам, а в результате и к нашим усилиям?

  1. Дети не знают истинную цену вещей. Все наши разговоры об усилиях, затрачиваемых на то, чтобы заработать и купить, до поры до времени слишком абстрактны. Мы правильно сделаем, если возьмем их на работу! Но если постоянно жаловаться на усталость, дети подумают, что жизнь взрослых ужасна, несмотря на то, что у них много денег! Так почему же они так дрожат над своими богатствами?
  2. Они ревнуют нас к вещам и могут проявлять агрессию по отношению к ним, если чувствуют, что вещи нас волнуют больше. Как и мы, дети поменяли бы все на свете за любовь своих близких. Они искренне обижаются, когда вместо заботы и внимания мы ругаем их за нечаянно разбитую вазу или испачканный передничек.
  3. Дети портят вещи или пачкаются не из злого умысла, а потому что у них не сформированы навыки аккуратности. Ребенок может прекрасно считать, но в его уголке будет царить беспорядок. Дети используют разные стратегии, чтобы упорядочить свои знания, предметы, но только в том случае, если мы им поможем. Кто-то группирует, складывает предметы по внешнему сходству, кто-то основывается на последовательности действий в игре, кто-то просто по интересам. Неинтересные вещи игнорируются, забрасываются, теряются. Стереотип о порядке, при котором все сложено аккуратно в ряды, «не прививается» детям, потому что он не отвечает их потребностям и уровню обобщения.
  4. У малышей может не хватить и элементарной координации. Они падают с велосипедов, качелей, шлепаются на пол, когда пытаются обуть сапожки. Здесь норма вызревания очень индивидуальна. Кроме того, темпераментные характеристики существенно влияют на темп и качество обучения, исполнения.
  5. До 6 лет дети могут испытывать трудности при переносе навыков в другие условия. Дома подвижные и ловкие, они могут смущаться с детском саду или гостях. Обычная история: дети аккуратно выполняют домашние задания, но теряются и ошибаются среди сверстников.
  6. Дети с повышенной тревожностью, связанной в том числе и с конфликтами в семье, хуже обучаются, иногда демонстрируют «снижение»: вдруг становятся беспомощными, неловкими, отказываются сами одеваться, жалуются на неудобную обувь. За неаккуратностью и неловкостью могут скрываться серьезные психологические проблемы семьи.
  7. Если взрослые используют разные, противоречивые стратегии обучени, навыки аккуратности начинают «конкурировать» друг с другом. Например, мама говорит, что нужно платье вешать на стульчик, а бабушка настаивает на вешалке, а папа считает, что все это чепуха. Хороший расклад, чтобы ничего не делать!
  8. То, как дети распоряжаются деньгами, отражает наши с вами финансовые стратегии. Наша прижимистость и интерес к вещам указывает детям на то, что деньги очень важны, они важнее потребностей и фантазий человека. Экономить для ребенка — значит отказываться от чего-то приятного и интересного.

Как исправить положение?

Рекомендации опытных родителей и психологов

Учить нужно постепенно, шаг за шагом, повторяя и подбадривая. Не забывая при этом главного: вам надо постараться мысленно стать тем, кого вы учите.

Плохая координация может сохраняться вплоть до школы. Мелкая моторика зависит от общей координации движений, поэтому развивающие занятия, зарядка, катание на велосипеде, плавание, танцы ускорят обучение ребенка и другим навыкам, требующих большей точности, терпения и уверенности. Чтобы помочь ребенку аккуратно одеваться прибегают к зеркалу или метят перед и зад яркой ниткой на изнанке.

Сказки тоже учат бережному отношению к вещам. Сюжет строится вокруг магических вещей — ковер-самолет, цветик-самоцветик, скатерть-самобранка. Если бы такие вещи оказались у ребенка, вряд ли он стал бы бросать их, где попало. Но у каждой вещи не только в сказке, но и в жизни может быть своя история и душа! Если вы научите ребенка обращаться с вещами, как с одушевленными существами, его отношение к ним наполнится теплом и детским азартом. Пуговицы станут подружками, шнурочки — юркими змейками. А ботиночки — родными братиками-близнецами, которые не могут жить друг без друга, поэтому их нужно всегда ставить вместе, аккуратно, носик к носику. Одежда, игрушки, книжки — все может быть окрашено симпатией, стать дорогим и близким. Чтобы вещи не мешали, не пугали, не сердили ребенка с ними нужно дружить и договариваться. Так не только упорядочится мир ребенка, но и будет развиваться сюжетное мышление!

Дети гораздо быстрее усваивают «порядок», если они его сами придумали или участвовали в разработке, шаг за шагом. Вместо того, чтобы в приказном порядке давать детям команды, которые большинство детей не любит, лучше научить ребенка распределять пространство в своей комнате, подсказывая «правильные» решения. Вы заметили, что у очень занятых, творческих людей в кабинетах царит «творческий беспорядок», в котором они быстро найдут все, что им нужно буквально закрыв глаза? Как им это удается? Они помнят последовательность своих действий, потому что сами продумывали и исполняли план работы. У взрослых он может быть очень сложным, многоходовым и многовариантным. Но если зайти в такой кабинет и разбросать «завалы» и «кучи» на ровные аккуратные стопки, можно нарушить историю деятельности, а вместе с нею потерять находки и достижения. Помните об этом. В уголке малыша должно хватить места для фишек, наклеек, деталей конструктора, карандашам и гвоздикам.

Порядок вещей лучше запомнится, если он будет повторяться изо дня в день, а вместе с ребенком делать зарядку, умываться и учиться будет любимая кукла или медвежонок. Девочки потому более аккуратны, потому что воспитывая их, мы чаще прибегаем к этому приему, куклы-двойника. Ребенок не только учится, но и учит свою «младшую сестричку» или «братика», как нужно делать, а значит, повторяет последовательность действий и тренирует контроль.

Хороший прием научить детей что-то делать быстро — соревнование: кто лучше, аккуратней или быстрей выполнит задание? Кто быстрее оденется на прогулку? Кто быстрее уберет конструктор в коробку?

Даря ребенку копилку, не забудьте придумать вместе с ним, для чего она нужна? Не для того, чтобы копить! А для того, чтобы, накопив, можно было купить подарок себе или кому-то очень дорогому!

Резюме: Навыки аккуратного обращения с вещами и деньгами формируются в общении с родителями, сверстниками. Их нельзя «выучить наизусть», как стихотворение. Они накапливаются и изменяются вместе с тем, как ребенок осваивает новые контакты, новые виды деятельности, переходит из группы в группу, из класса в класс.


См. также:
 
Рейтинг: Рейтинг статьи: Отлично (голосов: 18)
Ваша оценка:
3193 просмотров
Напечатать
..........................................................................................................................................................................