Как вы отмечаете окончание четверти своих детей-школьников?
За хорошие отметки — поощряем рублем
За хорошие отметки — поощряем подарком
За плохие отметки — наказываем или ругаем
При любых отметках — устраиваем семейный праздник
Просто поздравляем на словах, отмечая пройденный этап
Никак не отмечаем
 
 
Новости Жизнь Владмамы Материнство Дети Здоровье Образование
Женский мир Семья Дом Путешествия Форум

Школа унижения?

Наблюдаю за тем, какие темы вызывают бурную дискуссию среди владмам. Среди недавних, наиболее острых, задевших многих — история о том, как учитель оскорбил ученика. Каждый подросток, ученик обычной российской школы, скажет, что это действительно происходит, происходит часто, изо дня в день. Это обыденность, примета противостояния поколений. В этой прямой связке «учитель и ученик» происходит конфликтное взаимодействие. У каждой стороны «своя» правда, «своя» обида.

Давайте несколько расширим рамки. Очевидно, что эта тема обсуждается и в обществе, в целом, и в семьях школьников, в частности. И социальные институты, и родители готовы включаться в конфликт, готовы выражать то или иное мнение, отстаивая свои позиции. Предлагаю оставить на время «социуму — социумово» и поговорить о родительской позиции.

В самом начале нашего разговора признаюсь, что насилия и унижения не выношу ни в какой форме. Но, говоря о любом конфликте, стоит занять нейтральную позицию. Это важно.

Что именно обсуждалось на форуме?

Когда речь заходит об оскорблениях личности, об унижении достоинства, эмоции понятны, они зашкаливают. Если подобная вспышка получает огласку, аудитория наблюдателей и свидетелей раскалывается. Во всяком случае, так произошло при обсуждении на форуме. Одна половина считает, что нужно оскорбить учителя в ответ — вполне понятно (первый начал!), а другая половина — не стоит опускаться… до уровня учителя? Стерпеть, проигнорировать?

Агрессия в ответ на агрессию дает схватку, эскалацию агрессии. Это аксиома. После схватки ее участникам предстоит оставаться в тех же стенах, быть в контакте с теми же людьми. Во многих школах авторитарность, доходящая до форм давления и грубого подчинения, принята. Негласно администрация школы и учительский коллектив поддерживают такую практику. А как иначе поступать с неуправляемыми, невоспитанными, невыносимыми? Подобное молчаливое противостояние детей и учителей зачастую остается внутри стен школы. Родители часто не в курсе происходящего, сохраняют нейтралитет, колеблются, в общем, стараются не вмешиваться.

Вспомним затертое и вымученное выражение о том, что в школе происходят те же процессы, что и в обществе. С учетом этого представления нам, взрослым, легче понять наших неоперившихся подростков-детей, которые постигают азы социальной жизни на практике. Хотя иногда нам кажется, что в жизни действуют одни суровые законы, а в школе все как-то «понарошку», в щадящем режиме. В школе как бы можно подкорректировать ситуацию, поидеализировать. Учитель должен быть мудрым, сдержанным, интеллигентным, профессиональным. А ученик — дисциплинированным, пытливым, внимательным и т. д. Так бывает? Мы утверждаем, что так ДОЛЖНО БЫТЬ, но зачастую мы не видим этого в реальности.

Но если в школе — как в жизни, тогда что?

Представьте ситуацию, когда вас оскорбляет непосредственный начальник или собственник бизнеса за нарушение или некачественную работу? Просто так, из-за плохого расположения духа? Каждый ли первый из нас готов защитить себя и открыто выступить в ответ, или что еще хуже — оскорбить в ответ? Вступая в открытое противостояние, взрослый человек понимает, что лишится работы, расположения к себе. Готов? Пожалуйста, оценивай свои силы. Для большей наглядности можно усложнить задачу: работа хорошо оплачивается, не так просто найти что-то сопоставимое по уровню. Вы замечаете, как помимо эмоций начинают включаться другие механизмы оценки ситуации?

Так почему мы подросткам предлагаем открытый конфликт с учителем? Допускаем соперничество, когда ребенок выступает в позиции «на равных» с учителем? Еще и платя той же монетой — оскорблением.

Оскорбление обладает целым рядом характеристик: оно всегда умышленно, оно беспощадно умаляет достоинства человека, делая это в неприличной форме. Оскорбление как бы забывает о сути произошедшего, то есть о деянии, оно бьет отрицанием качеств личности в грубой форме. Чаще мы сталкиваемся с унижением: по сути, тоже умаление достоинства, но по форме ближе к нормам цивилизованного общения.

Урок первый — отношение к авторитету

Это один из уроков, который усваивают наши дети. Его нет в программе, однако это не умаляет важности этого знания о жизни. Оставим в стороне авторитет реальный, а также разговоры о том, что «такой» учитель не заслуживает уважения. Важнее оценить способность подростка оставаться в рамках уважительного отношения, когда речь идет о формальном авторитете, которым обладает любой учитель. Если таких рамок ребенок не знает, то и родители неминуемо испытают на себе плоды воспитания собственного ребенка, как только начнут ограничивать его, например, лишать удовольствий.

Подростки не любят рассказывать дома о том негативе, с которым сталкиваются в школе. Особенно это касается отношений со сверстниками. Конфликты с учителями чаще открываются перед родителям, поскольку таким образом любой юный человек ищет поддержки, защиты, понимания. В том числе, таким образом подросток пытается и усилить свои позиции в конфликте. Но иногда вмешательство родителей лишь усугубляет его положение.

По опыту знаю, что родители все чаще готовы менять школу, класс, район, только бы спасти ребенка от нападок разного рода. Стратегия бегства от проблем, от конфликтов, от неприятного окружения в отдельных ситуациях необходима, но в большинстве случаев закрепляет в формирующемся человеке слабость в решении жизненных проблем.

Однако, ребенок в школе проецирует и демонстрирует ту модель поведения, которая принята в его семье. Он знает реакцию взрослых на его поведение, поэтому расскажет то и так, как это будет наиболее благоприятно раскрывать его позицию. Эмоциональная самонакачка играет со взрослыми людьми злую шутку. «Это же наш ребенок!». «Нашего обижают — все равно, что меня саму оскорбили!».

Именно поэтому конфликты в школе, связанные с нападками учителей, должны спокойно и взвешенно разбираться на уровне семьи. По крайней мере, для того, чтобы впоследствии не выстроилась тенденция от допущения оскорбления учителя до проявления более опасных форм асоциального поведения. Во всяком случае, это повод задуматься о воспитании в семье.

Несправедлив ли учитель?

Осуждать учителя, который оскорбил подростка, очень легко. Особенно, когда твои жизненные представления отрицают авторитарность и приемлют либеральные основы. Здесь и нарушение этики, и слабость позиции самого учителя, ведь он опытнее, старше. Другое дело, что либерально-демократический подход должен опираться на действие и исполнение жестких правил и инструкций. Легче ли нам, родителям, будет, если после некоторых поступков наших детей они будут исключены из школы? Пока это не так, и наши дети в курсе происходящего.

Мне запомнилась реплика мамы на родительском собрании в школе, когда классный руководитель заговорила о неуправляемости ее сына: «А Вы бейте его, потому что мы дома все равно ничего с ним сделать не можем». Мальчику 13 лет.

Позволю себе одну цитату из американской жизни. В обществе эмигрантов, а Америка и является страной приехавших со всего света людей, американская школа стала тем жерновом, котлом, в котором переплавляются все национальные, культурные различия. Пройдя ступени такой школы, каждый подросток становится гражданином, усвоившим порядки и правила жизни в американском обществе. Для социума это залог будущей адекватности подрастающих его членов. Российская школа находится в поре реформирования. Пока взрослые дебатируют и пишут инструкции — какой быть школе, жизнь идет. А дети (особенно подростки) очень чутки к разброду и шатаниям в стане взрослых. В итоге, мы все пожинаем плоды неустойчивости позиции взрослых в социализации подрастающих граждан.

Продолжение следует...
 
Рейтинг: Рейтинг статьи: Хорошо (голосов: 49)
Ваша оценка:
2748 просмотров
Напечатать
..........................................................................................................................................................................