Исполнились ли Ваши новогодние желания, загаданные в канун 2016 года?
Да, мои желания всегда исполняются
Да, и даже круче, чем загадывалось
Частично
Жду исполнения, до конца года еще есть время
Нет, не исполнилось
Не успела ничего загадать, исправлюсь в этом году
Не верю в подобную ерунду
 
 
Новости Жизнь Владмамы Материнство Дети Здоровье Образование
Женский мир Семья Дом Путешествия Форум

Консультация (архив)

Логопед-дефектолог

Светлана Александровна Гончаренко

На вопросы отвечала Светлана Александровна Гончаренко, логопед-дефектолог.

Детство — пора непрерывной и любознательной, щекочущей слух речи. Иногда, чтобы понять, о чём лопочет чадо, приходится включать воображение. А как огорчается малыш оттого, что его не понимают окружающие! И как же хорошо, когда со временем речь малыша становится внятной и в привычных «лыбках», «лакетах» и «иглусках» вдруг зазвучит радостное и раскатистое «р-р-р».

У ребят постарше — другие сложности. Частенько их переполняет огромное желание поделиться со взрослыми впечатлениями о прочитанной книге, сказать об интересном событии. Малыша переполняют эмоции, и речь становится сумбурной и сбивчивой. Выстроить плавный рассказ не хватает дыхания, ребёнок перескакивает с одной мысли на другую.

Любую маму, конечно же, всегда беспокоит вопрос: правильно ли развивается ее ребенок, не будет ли у него проблем в будущем, когда он пойдет в школу? Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки? Стоит ли обратиться за советом к специалисту, «пока еще не поздно»?

Cветлана Александровна поможет выяснить, есть ли речевая проблема, в чём она заключается, и как её решить. Как у любого другого специалиста, много лет занимающегося любимым делом, у нее есть свои секреты исправления дефектов речи: это и развитие моторики рук, дыхательная и артикуляционная гимнастика, дидактические и речевые игры, помогающие пополнить словарный запас для тысяч «Почему?».

Справка:

Светлана Александровна Гончаренко имеет 10-летний опытом работы в различных областях коррекционной педагогики. Регулярно консультирует родителей по вопросам речевой деятельности детей. Проводит индивидуальные занятия для ребят с задержкой речевого развития и нарушением звукопроизношения.

  • 2003 года работает по методике семейной групповой логопсихотерапии Ю. Б. Некрасовой
  • с 2005 года является руководителем групп (проводит тренинги) для заикающихся подростков и взрослых, а также для специалистов
  • в 2007 году получила квалификацию специалиста по ранней коммуникации, пройдя начальный и продвинутый курс «Помощь семьям, имеющим детей с особенностями в развитии» в 2007, 2008 г.
  • в 2008 году работала по гранту «Служба раннего вмешательства». Участвовала в программе обмена «Лучший опыт в области материнства и детства» в Соединенных Штатах.

АНО Центр Счастливой Семьи «Маленький Волшебник»
Адрес: г. Владивосток, Советский район, ул. Кирова, 25/б
Телефон: (423) 290-09-26, 261-38-44, 271-61-26

Вопрос-Ответ

Юлия (02.07.2013)

Здравствуйте, Светлана Александровна! Я Вам тут уже писала, прошло уже пол года, ребенку 2,9, прогресс в речи есть, как Вы и говорили, расширяется словарный запас (на мой взгляд, медленно), слов и их заменителей в общей сложности около 40–50, некоторые достаточно сложные — парк, буря — чуть коверкая; фразы в речи тоже появились, но беспокоит меня в основном то, что много слов ребенок до сих пор заменяет звуками («машина» — вуууу, «собака» — ав-ав и т. д.), строит достаточно сложные фразы, но всё вот с такими примитивными словами. Наример, вместо «мама, я не хочу кушать» говорит «мама, я ням-ням не»; «мама, где папа? папа вуууу» (папа уехал на машине). Видно, что многие слова ему хочется произнести, но как будто что-то мешает.

В садик ходит уже несколько месяцев, думали, что заметный прогресс в речи наступит после начала посещения сада — но как-то не очень. Практически все дети в нашей группе говорят довольно хорошо. В садике они занимаются, учат буквы, цвета и т. п., видно, что он запоминает, и хочет рассказать — но не получается. Помогаю ему, сама рассказываю — радуется) )

Слышала о такой методике стимуляции речи, когда родители делают вид, что не понимают, о чем просит ребенок «на своем языке» и не озвучивают за него, то что он пытается сказать, и это вроде как должно побудить ребенка более интенсивно начать говорить. Но мне она кажется какой-то жестокой… В общем, не знаю пока что делать, мне вроде казалось что всё более-менее в порядке, но мои родители очень беспокоятся о том, что у ребенка могут возникнуть комплексы на счет того, что все детки в садике говорят, а он — нет… В нашей семье все рано начинали говорить. Как Вы думаете, пора уже нам более интенсивно браться за проблему?

Спасибо, что прочитали, извините что так многословно))

(08.07.2013)

Здравствуйте, Юлия! Вас беспокоит ситуация с развитием речи у малыша, поэтому рекомендую Вам обратиться к специалисту, работающему с детками раннего возраста — психологу или логопеду. Возможно, что понадобится консультация врача-невролога, чтобы несколько ускорить процесс обучения говорению.

Желаю Вам терпения и добра! Все обязательно будет хорошо!


Алёна (13.06.2013)

Здравствуйте! Моему ребёнку 2 года и 3 месяца, до сих пор ничего не говорит. Ходили к логопеду, сказали, что надо подождать до трёх лет. Скажите, в 3 года не поздно будет? Подскажите, как разговорить ребёнка?

(17.06.2013)

Добрый день, Алена! В 2 года и 3 месяца ребенок может иметь словарь из 15–30 слов, короткая фраза и полное понимание обращенной речи.

Предполагаю, что Вам не стоит ждать, а попытаться найти ответ на вопрос на консультации у невролога и психолога.

Желаю Вам всего доброго!


MMS (13.06.2013)

Скажите, пожалуйста, вы лечите заикание? Мне 24 года, и возможно ли вылечить заикание или хотя бы его уменьшить? Спасибо.

(17.06.2013)

Здравствуйте! Я работаю со взрослыми и подростками по методике семейной групповой логопсихотерапии Ю. Б. Некрасовой.

О результатах работы и о методике, Вы можете прочесть на нашей страничке в социальной сети Вконтакте.

Буду рада Вам помочь!


Наталья (13.06.2013)

Светлана Александровна, добрый день!
Подскажите нужно ли ребенку (4 года) посетить логопеда, он не выговаривает букву «Ш». Сын в разговоре заменяет на букву «Ф». Хотя букву «Р» говорит просто отлично.

(17.06.2013)

Здравствуйте! В 4 года дети начинают осознавать, правильно ли они произносят тот или иной звук или нет, критически прислушиваются к звучащей речи.

Вы можете обратиться к специалисту за разъяснениями и рекомендациями. Начав занятия, малыш получит первый опыт преодоления и победы.

Желаю Вам терпения, и все получится!


Дарья (12.06.2013)

Здравствуйте! Дочке 1,7. Почти не говорит: «мама, гаф, дай, на», но все понимает, очень хорошо причем. Очень беспокоюсь, может, показаться к специалисту?

(17.06.2013)

Добрый день, Дарья! Так бывает, что малыши начинают произносить слова с запаздыванием, хотя все понимают. Понаблюдайте за малышкой, использует ли она жесты, мимику в общении, озвучивает ли игру? Если нет — научите ее показывать и сопровождать жест словом: «Где мишка?» «Там!», играть и комментировать: «Едет паровоз — ту-ту!»

Эти короткие емкие слова помогут доченьке раскрываться в речи и понемногу осваивать язык.


Екатерина (06.05.2013)

Здравствуйте, Светлана Александровна! У меня ребенок 3,5, задержка развития речи: разговаривает, как дети, которые только начинают. Мы наблюдаемся у невролога, принимает препараты кортексин и когитум, результаты есть. Еще с нами отдельно занимается логопед в садике. В центре коррекции стоим на очереди к дефектологу и это не раньше осени. Я хотела бы у вас поинтересоваться, может, нам лучше ходить к логопеду-дефектологу?

(07.05.2013)

Здравствуйте, Екатерина! Надеюсь, что Ваши усилия по выравниванию развития малыша увенчаются успехом!

Вы можете заниматься с логопедом-дефектологом. Важно — найти контакт!

В этом случае, результат от занятий, Вы увидите и услышите непременно!


Марина (20.04.2013)

Светлана Александровна, добрый день! Моей дочке 10 лет, проблема со звуками Р, Ш-С. Можно в этом возрасте исправить? И еще она с рождения сосет большой палец перед сном, когда засыпает или внимательно смотрит телевизор, и палец во рту, даже не замечая этого. Как отучить? Были на приеме у стоматолога, сказали заклеивать рот лейкопластырем. Пробовала, но потом трудно очищается клей и остаются красные пятно на лице вокруг носогубного треугольника. Как быть? Может в Уссурийске кто поможет и как попасть к Вам на прием?

(24.04.2013)

Добрый день, Марина! Нарушение звукопроизношения можно исправлять в любом возрасте. Вы можете обратиться к логопеду детского развивающего центра в Вашем городе и начинайте занятия с настроем на победу! Адрес и телефон центра Вы можете узнать в справочной г. Уссурийска.

С другой проблемой Вам поможет детский психолог.
С уважением, С. А. Гончаренко


Юлия (11.04.2013)

Здравствуйте. Сынок 3,8 лет сильно заикается. 21 марта забрала с сада, радостный, а сказать ничего не может. Перехватывало дыхание, спазм. В сад с тех пор не ходим. В саду ничего значимого не произошло накануне. Я поняла, что это нервное перенапряжение. В сад ходили редко, часто болел ОРВИ. И вот только начали втягиваться, проходил 3 недели.

28 марта попали на прием к неврологу. Сказал, что невроз, где тонко, там и рвется. Ребенок и в правду, тревожный, легковозбудимый, но на учете не стоял. Начали пить пантогам, успокоительные, на месяц щадящий режим, молчание, массаж, электрофорез закончили.

Возобновили занятия с логопедом, начали в 3 года, но то болезни, то адаптация очередная в саду, и в силу возраста, заниматься отказывался. Начали посещать психолога. Логопед, специалист по логоневрозам (в городе единственный, кого смогли найти) проконсультировал (дыхание диафрагмой, разговор нараспев, режим молчания), но с такими маленькими не работает. Сказал еще, что у него спазм и дыхательных мышц, и лицевых. На второй неделе речь стала лучше, но с 6 апреля опять обострение, а сегодня, 10 апреля, вообще говорить не может нормально, даже шепотом.

Мы готовы приехать к вам за помощью. Муж работает месяц через месяц. Я дома с 7-месячной дочей. Поближе в Хабаровске найти пока специалиста не удалось. Пожалуйста, помогите поверить, что ребенок станет говорить, как прежде.

(15.04.2013)

Здравствуйте, Юлия! Ситуация действительно непростая, но, думаю, разрешимая.

В первую очередь, прошу Вас успокоиться самой. Настроиться, что ситуация с речью у сыночка обязательно стабилизируется. Это важно, так как малыш видит Ваши тревожные глаза, слышит Ваш напряженный голос, чувствует, что с мамой что-то не так. Ваше спокойное, уравновешенное эмоциональное состояние может ему помочь успокоиться самому.

Продолжайте занятия с психологом: работа с песком, красками, игрушками поможет выявить причину стресса и, в дальнейшем, выйти из него.

В домашних играх, занятиях исключите агрессивные компьютерные, телевизионные игры и мультики, если такие есть.

Гуляйте на природе, лепите, читайте вслух, играйте в спокойные игры и в игры с прикосновениями, поглаживаниями, касаниями к телу по типу релаксационного массажа.

Если Ваш невролог назначила курс лечения закончите его и по окончании, проведите совместный анализ результатов лечения.

Разовая очная консультация поможет точнее определить состояние речи малыша, но не излечит его. Напишите мне в личку, и мы подумаем вместе, как поступить в Вашем конкретном случае.
С уважением, Светлана Александровна Гончаренко


таня (11.04.2013)

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, моему сыну 3 года, не разговаривает вообще, даже «мама» не говорит. Понимает — но не все! Скажите, пожалуйста, стоит ли нам идти на занятия к логопеду, если ребенок не понимает элементарных фраз, неусидчив. Или куда нам обратиться?

(15.04.2013)

Здравствуйте, Татьяна! В Вашем городе должен быть муниципальный коррекционно-логопедический центр для детей. В таком центре работает медико-педагогическая комиссия, которая выявляет особенности в развитии малыша и рекомендует развивающие занятия с логопедом, посещение логопедической группы детского сада, дополнительные консультации, лечение у врачей, если такое необходимо. Вы можете его найти по справочной или узнать контакты в отделе образования.

Возможно, в Вашем городе есть служба раннего вмешательства (ранней помощи). Служба ориентирована на работу с семьями, имеющими детей раннего возраста с особенностями в развитии.

Предполагаю, что Вам пора начать работу!
Желаю Вам успеха!


ольга (02.03.2013)

Светлана Алекандровна, а вы принимаете детей?

(14.03.2013)

Добрый день, Ольга! Да, я веду консультации и занятия с детьми от 1,5 лет.


Светлана (22.02.2013)

Светлана Александровна, добрый день. Нашей девочке 1,4 месяца. На мой взгляд, говорит мало, в основном мама, папа, деда и еще несколько слов …. кисть и ав-ав и т. д. Речь понимает, но отвечать не торопится, а говоря мммми, показывает, что насмерть хочет или надо сделать. Нет ли у нас отставания в развитии и необходима ли консультация логопеда? ?? Книжки читаем, разговариваем. Слов вроде много понимает, а говорить совсем не хочет.

(27.02.2013)

Добрый день, Светлана! Очень сложно однозначно говорить, есть ли отставание в развитии или нет, пока не увидишь, не услышишь ребенка, не поговоришь подробно о всех навыках малыша. В 1 год и 4 месяца малыши, как правило, имеют в активном словаре до 10–15 слов, фразовой речи у большинства ее сверстников еще нет. Здорово, что читаете книжки, играете, спокойно, неспешно общаетесь с малышкой! Возможно, что время активной речи еще впереди! Беспокоиться можно через год в том случае, если речь останется на том же уровне.
Желаю Вам терпения и любви!


Гульназ (04.02.2013)

Сыну 9 лет, логопед нас отправляет на надрезание уздечки языка, так как не говорит буквы «р» и вместо «в» букву «л». Не поздно ли еще? Младшему 5 лет, вместо буквы «в» говорит тоже букву «л», и «р» не выговаривает. Ему тоже надо надрезать уздечку?

(05.02.2013)

Добрый день, Гульназ! Усечение подъязычной уздечки показано в том случае, если ребенку сложно поднимать язычок к нёбу для произнесения сонорных звуков — Р, Рь, Л, Ль.

Как правило, логопед подготавливает артикуляционный аппарат к вызову этих звуков — обучая артикуляционной гимнастике, развивает подвижность мышц языка, губ, щек. Если в течение определенного времени не удается «научить» язычок подниматься и вставать в позицию вызываемого звука, то прибегают к помощи хирурга-стоматолога.


Екатерина (27.01.2013)

Здравствуйте. Подскажите, что делать. Моему сыну 2 года и 2 месяца. Разговаривает хорошо, уже в год много слов говорил. Примерно месяц, может, полтора назад я стала замечать, что он начал заикаться. Например, на машине — «нананана машине», раздеваться — «разразразраздеваться» и т. д. Хотя раньше такого не было, он хорошо говорит предложения, рассказывает стихи. Я не знаю, он просто торопится или начал заикаться? Что мне делать, куда обращаться?

(05.02.2013)

Здравствуйте, Екатерина! Могу предположить, что у малыша сейчас непростой период.

Вы можете обратиться к неврологу за консультацией и лечением — сейчас важно успокоить нервную систему. А также, пройти консультацию у детского психолога. Специалист поможет Вам по-новому организовать общение с сыночком.

В раннем возрасте малыши очень чувствительны и ранимы, но в то же время очень легко справляются с эмоциональными потрясениями, если им в этом помочь.
Желаю Вам любви и терпения!


Юлия (12.01.2013)

Здравствуйте! Скажите пожалуйста, с Вашей точки зрения, в каком возрасте нужно обращаться за помощью к логопеду или неврологу? Моему сыну 2,4, говорит всего 9–10 слов, самых простых (мама, папа, баба, деда, вава, да, нет, дядя…). Некоторые предметы и действия называет не словами или слогами, а имитируя их звуки, например «собака» — даже не «ав-ав», как часто говорят дети, а именно имитируя лай, причем очень похоже на оригинал, и «кошка» так же, натуралистично мяукает) ) «кушать» — чмокает губами и т. п. Иногда просишь его сказать какое-либо новое (простое) слово — видно, что он старается, аж напрягается весь, но не получается, говорит «нет» и всё.

Были у невролога в 1,10 года, тогда он еще ничего не говорил, врач сказала — еще рано переживать, обращайтесь в 3 года, если прогресса не будет. Но я боюсь упустить время, чтобы не было поздно уже. С удовольствием бы походила с сыночком на занятия к логопеду, но у нас уже был негативный опыт, в том плане, что заниматься с врачом не хочет, капризничает и плачет.

Пытались заниматься дома по разным методикам, но тоже особого интереса к занятиям не проявляет, как только попадается что-то, что не получается — нервничает и заниматься больше не хочет.

(20.01.2013)

Здравствуйте, Юлия! Вы очень подробно описали речевое состояние малыша. Прочитав его, могу Вас успокоить. Действительно, Ваш малыш успешно развивается — он имеет как активный (до 10–15 слов), так и пассивный словарь (приблизительно около 50 слов, возможно, и больше). Хорошо развитая жестикуляция и мимика говорят мне, что он активно общается с домашними и друзьями.

Могу предположить, что повторять слова более чем из двух слогов, ему просто сложно. Это связано с недостаточной готовностью артикуляционного аппарата и зрелостью речевых центров. И это нормально, так как речевая функция созревает постепенно.

Хочу предложить Вам успокоиться и просто любить своего славного карапуза. Играйте в совместные сюжетные игры и озвучивайте все движения персонажей. Озвучивайте кратко, емко, с использованием междометий и придуманных звукосочетаний. Чем удивительней будет новое квазислово, тем быстрее он его повторит. Произносите слова спокойно, подстраиваясь под темп речи сыночка.

К 2, 6–2, 8 малыш начнет собирать слова во фразы: Мама, дай пить! и т. д.

Желаю Вам терпения и любви! Все получится!


людмила (08.01.2013)
Слышала, что есть методика, при которой в течение месяца можно поставить звук "р" без домашнего задания. Так ли это?
(11.01.2013)

Здравствуйте, Людмила! В своей практике я использую несколько методик по вызову звука [р], но многое зависит от исходных данных ребенка или взрослого.

Бывает, что звук появляется на первом занятии и автоматизируется в речи в течение месяца, а может, постановка занимает несколько недель. Домашнее задание необходимо для закрепления звука в слогах, словах, фразах и для выработки навыка слухового (фонематического) самоконтроля.


антон (28.12.2012)

Мне 19 лет, и я, заикаясь, разговариваю! Что мне делать?

(11.01.2013)

Добрый день, Антон! Расстояние, разделяющее нас, не позволяет нам встретиться и выявить сильные и слабые стороны в Вашем речевом состоянии. Но Вы можете обратиться к психотерапевту или логопеду, который принимает в Вашем городе и начать работу по коррекции заикания.
Желаю Вам терпения и веры!


Анастасия (18.12.2012)

Подскажите пожалуйста, есть ли в нашем городе частные логопедические сады?

(19.12.2012)

Добрый день, Анастасия! В нашем городе частные (коммерческие) услуги логопеда можно получить в детских развивающих или речевых центрах. Информация о них есть в телефонных справочных или в информационной (компьютерной) системе 2GIS.RU.

В нашем городе, насколько я знаю, частных логопедических садов пока нет.


Ольга К. (06.12.2012)

Здравствуйте. Скажите пожалуйста, ребенку 1,9. Много слов говорит уже, но большинство из них говорит еще не полностью, а слогами, то есть либо говорит начальные буквы слова, либо другую часть. Но вот когда начинает говорить слово «окно, альбом, иногда и слово акула», он начинает заикаться на этих словах. Как можно узнать, заикается ли ребенок, либо ему сложно просто выговорить пока эти слова? С какого возраста можно выявить заикание? Спасибо.

(19.12.2012)

Здравствуйте, Ольга! Ваш малыш очень активный и любознательный. Могу предположить, что он развивается быстрее своих сверстников. Как правило, такие умненькие малыши имеют большой словарный запас и желание подражать старшим или родителям. Но в силу недостаточных физиологических возможностей малыши не могут попадать в темп, скорость и интонации взрослых и… начинают спотыкаться в речи.

Заикание можно выявить тогда, когда малыш свободно говорит. Но если он только начинает говорить, и его регулярно ставят в стрессовую ситуацию (просят точно называть сложные, длинные слова, больше 2 слогов, слова со стечением нескольких согласных и другие требования, не соответствующие возрасту), то заикание может сформироваться одновременно с освоением речи.

Хочу пожелать Вам не торопить развитие и скорость речи Вашего карапуза. Ему всего 1 год и 9 месяцев. А активной речи не более нескольких месяцев. У него все впереди!

Читайте, играйте, гуляйте вместе и прислушивайтесь к темпу речи малыша. Общайтесь в его темпе, сейчас ему это очень важно!


Марина (12.10.2012)
Подскажите, с какого возраста нужно показать малыша логопеду (и нужно ли). Нам почти два года, разговариваем с 1,5 лет. Конечно кое что не выговаривает, как определить норма это или нет. У нас была короткая уздечка языка, мы ее подрезали в 1 месяц, поэтому беспокоюсь. Заранее спасибо

Жанна, Рига (14.10.2012)

Добрый день! Ребенку два года и 7 месяцев. Говорит предложениями, многие слова по-своему, а некоторые выговаривает правильно. Стала замечать, возможно, и раньше так было, но на момент становления речи не придала значения, что ребенок перед отрицательными глаголами долго тянет частицу «не». Как пример: «нннеее надо», «ннннельзя». Немного меняется мимика. А вот «не хочу» произносит без проблем. Скажите, это заикание и требуется лечение?

Светлана Гончаренко (25.10.2012)

Добрый день, Жанна! Сложно ответить однозначно на Ваш вопрос. Могу только предполагать, что это могут быть речевые запинки, связанные с определенным эмоциональным состоянием в момент знакомства с этими словами, но возможно, есть и другие причины. Если у Вас есть вопросы, обратитесь к специалисту, работающему с детками раннего возраста: психологу или логопеду для очной консультации.

Желаю Вам и Вашему малышу здоровья! 


Марина, Владивосток (12.10.2012)

Подскажите, с какого возраста нужно показать малыша логопеду (и нужно ли)? Нам почти два года, разговариваем с 1,5 лет. Конечно, кое-что не выговаривает. Как определить — норма это или нет? У нас была короткая уздечка языка, мы ее подрезали в 1 месяц, поэтому беспокоюсь. Заранее спасибо.

Светлана Гончаренко (16.10.2012)

Добрый день, Марина! В медицинской практике есть плановые осмотры специалистами в 1 год, в 3 года, в 5 лет и перед школой. Эти периоды наиболее показательны для определения уровня развития ребенка. К каждому возрасту ребенок подходит с определенным багажом навыков и умений. К полутора годам малыши учатся слушать и повторять за взрослыми звуки, слоги, иногда короткие слова. К 2, 5 годам малыши имеют словарь до 30–40 слов и постепенно начинают складывать их во фразы: «Мама, дай!», «Мама, пить».

Укороченная подъязычная уздечка встречается у деток, но она не влияет на речевую активность. Эта физиологическая особенность может препятствовать чистому произношению шипящих и сонорных звуков в 4–7 лет.

Если у Вас есть вопросы к специалисту, обязательно задавайте их, это поможет Вам грамотно и гармонично развивать своего малыша. Желаю Вам успеха!


Дина, Михайловский район (15.09.2012)

Здравствуйте. Моему сыну 3,5 года. Он ещё не разговаривает, только мама, папа, вместо дай «кай», а в остальных словах последний слог или первый. Очень подвижный, иногда устаю от него. Ходит в детский сад уже год. Конечно, изменения в речи есть, но настораживает то, что практически не контактирует с детьми. Не повторяет физические упражнения, не садится на занятия в садике. А дома охотно увлекается лепкой, рисованием, чтением с мамой. Посоветуйте, как быть и к кому обратиться. Спасибо заранее!

Светлана Гончаренко (24.09.2012)

Добрый день, Дина! В Вашем письме я услышала тревогу за будущее сыночка. Действительно, те небольшие подвижки в развитии речи не позволяют малышу свободно высказывать свои мысли, общаться со сверстниками и домашними. Вашему сыночку нужна квалифицированная консультация и в дальнейшем занятия по растормаживанию, развитию речи. Вы можете обратиться в Вашу поликлинику за логопедической и неврологической консультацией. Если такой услуги нет в районном учреждении, то можно обратиться в городские службы (поликлиники, медицинские или образовательные центры). Желаю Вам всего доброго!


Елена, Владивосток (13.08.2012)

Здравствуйте, Светлана Александровна. Моей дочери 3 года и 1 месяц, в 2,5 года не разговаривали. Сходили к специалистам, сделали запись ночного сна (невролог и логопед пока не назначают препаратов, сказали заниматься и развивать ребенка). На сегодня есть прогресс: стала говорить «мама», «папа», «киса», «дать», «на», «тетя» и то, когда захочет (появилось много новых звуков и лепетанье). Еще, если читаем книжки, и я ей говорю покажи цветочек или …, то она все показывает и понимает. Также, если прошу принести расческу, она все понимает и приносит мне расческу. Но проблема в том, что я зашла в тупик, так как обратной связи нет. Например: просит сок (чтобы я ей дала), она показывает, но не говорит «дай!». И так во всем, может вы подскажете, что делать дальше? Нам в детский сад в сентябре, а я боюсь, что она может замкнуться в себе. Может, мне пойти на курсы с ней? Но обзвонила все развивающие центры — они все на каникулах. Или, может, Вы знаете врачей либо центры, которые работают летом? Заранее спасибо за ответ.

Светлана Гончаренко (16.08.2012)

Здравствуйте, Елена! Ваша доченька сделала первый шажок к развитию самостоятельной речи — у нее появились некоторые слова. И это очень радует! Когда она пойдет в коллектив детей, то она будет прислушиваться и наблюдать за общением других. Это будет стимулом к ее дальнейшему развитию. Надеюсь, что Ваши опасения, что доченька может замкнуться в себе, безосновательны.

Ведь мы, взрослые, зачастую решаем за детей, как реагировать, как вести себя и проговариваем это детям, как инструкцию. Доверьтесь ощущениям Вашей малышки, она не станет замыкаться в себе, если ей это не говорить. Важно ее поддержать и сказать, что в детском саду ее ждут игры, игрушки и добрые воспитатели.

Сейчас Вы готовы дальше заниматься, развивая говорение у доченьки, но у Вас не хватает знаний для домашних уроков.

Приглашаю Вас на консультацию в наш Центр Счастливой Семьи «Маленький Волшебник». Наш адрес: ул. Кирова, 25 б. Телефон: 261-38-44. До встречи!


Ксения, Владивосток (09.08.2012)

Здравствуйте! У меня такой вопрос к вам: вы занимаетесь исключительно с детьми и подростками? Просто у моего молодого человека (ему 21 год) дефект речи, причем ярко выраженный, каковы шансы в его возрасте это исправить, и в вашей ли это компетенции?

Светлана Гончаренко (16.08.2012)

Здравствуйте, Ксения! Есть такое выражение: «Человек может все!» Если у Вашего молодого человека есть желание изменить качество своей речи, то это и есть залог успеха. Шанс исправить речь есть в любом возрасте. Важно настроиться и иметь горячее желание достичь своей цели.

В моей практике немало положительных и успешных примеров исправления звукопроизношения у взрослых людей от 19 до 42 лет. Буду рада помочь Вашему другу!


Диана, Владивосток (07.08.2012)

Ребенку 2 года 11 месяцев. Разговаривает предложениями и по-своему, но что настораживает: во многих словах из 2 и более слогов не говорит первую согласную букву. Например, какой — «акой», большой — «афой» и т. д. Проговариваю каждый раз за ним еще раз слово, но повторяет также. Говорю, скажи первый звук «к», потом слово «какой», он говорит «к» и опять повторяет неправильно слово «акой». Как это можно исправить?

Светлана Гончаренко (16.08.2012)

Добрый день, Диана! В три года у малышей речь еще только развивается, ведь опыт активного слушания и говорения совсем небольшой. Для формирования чистой и грамотной речи ребенка важно, как говорят окружающие его взрослые. Здорово, если домашние общаются спокойно, четко и выразительно.

Прислушиваясь к разговорам, малыш подражает им, проговаривая с каждым разом все точнее и точнее.

Пройдет некоторое время и Ваш карапуз порадует Вас новыми красивыми словами и фразами! 


Екатерина, Пограничный (01.08.2012)

Здравствуйте, Светлана Александровна. Моей дочке год и месяц, а мы говорим только «мама», «дай» и иногда «бах». И всё. На своем что-то лопочет. Книжки рассматриваем, действия стараюсь всегда озвучивать, сажаю её перед собой и, привлекая внимание к своим губам, произношу слова, звуки. Но без толку. Кстати, поручения выполняет, то есть по сути ребенок понимает многое, знает, где пирамидка, где юла, а где телефон и т. д… Стоит ли беспокоиться? Обращаться к специалистам? Или стоит просто ждать? Заранее благодарна.

Светлана Гончаренко (06.08.2012)

Здравствуйте, Екатерина! Ваша малышка растет в обстановке любви и понимания. Это дает ей возможность спокойно наблюдать, чувствовать и осознавать окружающий мир. Речевое развитие доченьки идет в норме для ее возраста. У нее есть небольшой, но словарный запас. Это говорит о том, что она переходит из лепетной стадии к стадии говорения осознанных слов. Это характерно для малышей второго года жизни. Она и дальше будет увеличивать свой словарь, но постепенно. Ваша задача — помочь ей: читайте, рассказывайте, пойте песенки, общайтесь с друзьями. А самое главное — радуйтесь вместе с ребенком новым звукам и словам!

До 2–2, 5 лет малышка будет «набирать» слова, и когда словарь станет достаточным, она объединит слова во фразы.

Желаю Вам терпения и любви! 


Ольга, Уссурийск-Владивосток (30.07.2012)

Добрый день, Светлана Александровна! Моей дочери исполнилось два года, а набор активных слов только «мама, папа, баба, ням-ням» и еще несколько таких же простых. Желания и требования она выражает жестами (да, нет), а когда чего-то очень хочет, может сказать «дай» или «мне-мне», но очень редко. говорить вроде бы и хочет, но как-то не получается. Мы с ней и занимаемся, и разговариваем, и книжки читаем, даже мультики все комментируем… Бывает она что-то повторяет, но опять же, это редкий случай. Так, в общении, она все понимает и предметы все знает. Невролог поставила «Задержку развития речи», но ничего не назначила. Подскажите пожалуйста, что можно сделать или к какому специалисту обратиться, именно к кому и куда?

Заранее спасибо за консультацию.

Светлана Гончаренко (31.07.2012)

Добрый день, Ольга! Ваша малышка очень хочет общаться, и, возможно, что ей не хватает толчка для дальнейшего развития речи. Возможно, что общение, самостоятельная игра в детском коллективе или занятия с педагогом-психологом или логопедом создадут необходимую среду для коммуникативного развития.

Врач не назначил лекарств, так как физиологической потребности в стимуляции речевых зон нет — существует контактность в общении и высказывание своих потребностей и желаний (даже если доченька включает жесты — это также является коммуникацией).

Надеюсь, что создав благоприятную среду для доченьки, Вы вскоре порадуетесь ее успехам и победам в речи!


Татьяна, Донецкая область (10.07.2012)

Здравствуйте, Светлана Александровна. Моему ребенку 4,5 года. Он не говорит ничего, кроме как «уууу» или «ги» — больше не выговаривает ничего. Мы лечимся у невролога, и у нас диагноз врожденная «аномалия развития головного мозга, задержка моторного и психо-речевого развития», он посоветовал нам обратиться к дефектологу. Мы были на консультации у логопеда, она сказала, что у нас слабые мышцы лица, и надо делать массаж (мы делаем); у психиатра (ребенок обращенную речь понимает), она посоветовала больше с ним разговаривать (этим мы, конечно, занимаемся); у воспитателя — ребенок хорошо выполняет задания (разобрать, собрать пазлы, пирамиду, кубики и т. д.). Недолго, конечно, но выполняет.

У меня вопрос: может ли дефектолог помочь моему ребенку, если из него не вытащить ни слова? Спасибо.

Светлана Гончаренко (31.07.2012)

Добрый день, Татьяна! Дефектолог, как правило, работает на перспективу развития малыша, включая все компенсаторные возможности организма. И пока не важно, говорит он или не говорит. Дефектолог подготавливает почву для формирования сложной психической функции — речи.

На занятиях Вы будете развивать не только логическое мышление, но и внимание, память, подражание (имитацию), мелкую моторику рук и крупные движения (синхронизируя движения и звуки).

Комплексная работа педагогов, психологов, врачей и Ваши домашние занятия, помогут Вашему сыночку лучше адаптироваться к учебному процессу и активизировать развитие, в том числе и речи.

Вам с ребенком предстоит непростой и долгий путь, терпеливая и многолетняя работа не только специалистов, но и в первую очередь, Ваша как мамы — самого важного человека в жизни малыша.
Желаю Вам успеха и скорейшей динамики!


Оксана, Санкт-Петербург (19.06.2012)

Скажите, пожалуйста, ребенку 3 года, а он не разговаривает почти, только «мама папа баба». Были у стоматолога, он сказал, что надо подрезать уздечку под языком. Скажите, к кому мне обратится.

Светлана Гончаренко (20.06.2012)

Здравствуйте, Оксана! Могу предположить, что дело не только в подъязычной уздечке. Речевая активность зависит от зрелости речевых центрах в головном мозге. Вам важно пройти обследование у невролога и логопеда, чтобы выявить уровень развития речи и, если необходимо, пройти курс стимулирующего лечения. Желаю Вам успеха!


Александра, Владивосток (12.06.2012)

Здравствуйте! Моей старшей дочке 3 года 2 месяца. Начала говорить предложениями она в 2 с половиной, в принципе говорит все, многие слова не получаются, как положено. Но вот уже неделю как попало — во рту будто каша. Понимаю ее полностью только я. Например, вместо крокодил — агодил, бубль-гум — агбум, Софа — Фофа. Р, Л — не говорит вообще. Стоит ли обратиться к специалисту позаниматься?

Светлана Гончаренко (15.06.2012)

Доброе утро, Александра! Ваша доченька очень любознательна и внимательна. Она слышит много звуков, слов и любит подражать. Возможно, что она стала подражать самому младшему члену семьи, а, может, друзьям по площадке или одногруппникам.

Подобные слухо-звуковые эксперименты характерны для малышей 2–3-4 лет. Они пробуют свои возможности и прислушиваются к речи родителей. Если обращенная речь родителей скорая, быстрая или она наполнена новыми, неизвестными словами, то услышав ее малыш, может проверить, правильно ли он понял и соотнести, проговорив вслух фразу или слово.

Сонорные звуки Р, Рь, Л, Ль, как правило, начинают формироваться к 5–5,5 годам. Это обусловлено физиологическими особенностями артикуляционного аппарата.

Вы можете прийти на консультацию к специалисту, чтобы получить рекомендации по дальнейшему речевому развитию доченьки и грамотному выстраиванию речевой среды.

Желаю Вам успеха! 


Ольга (08.06.2012)

Здравствуйте, Светлана Александровна, моему сыну 1,9 месяцев. Кроме слов мама, папа и баба ничего не говорит, не повторяет слова. Речь, обращенную к нему, прекрасно понимает, показывает предметы, животных и т. д… В шесть месяцев делали ЭЭГ, все было в норме. Подскажите, пожалуйста, надо ли обращаться к специалистам, или еще есть шансы, что сын начнет сам говорить? 

Светлана Гончаренко (15.06.2012)

Добрый день, Ольга! Ваш малыш имеет небольшой активный запас слов, но его пассивный словарь значительно больше. Чтобы он говорил, надо стимулировать сыночка — спрашивать, рассказывать ему, играть с ним, озвучивая действия.

Важно, чтобы Ваши слова были понятны и доступны для подражания. Это значит, что речь взрослых должна быть спокойной, даже медленной, чтобы малыш смог поймать смысл фразы и услышать отдельные звуки. Речь, состоящая из коротких и простых по содержанию предложений, дает возможность подражания, имитации за взрослым.

Если в Вашем городе работает служба раннего вмешательства, Вы можете обратиться к специалистам, пройти тестирование и консультацию у педагога или логопеда и получить ответы на свои вопросы.

Желаю Вам любви и терпения!


Инна, Одесса (25.05.2012)

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, что необходимо делать для развития речи ребёнка, чтоб малышка заговорила как можно раньше? Дочке сейчас 4 месяца.

Светлана Гончаренко (30.05.2012)

Добрый день, Инна! Развитие ребенка идет по определенным физиологическим законам — в 1,6 месяца он держит голову, к 6 месяцам — садится и т. д… Все это происходит потому, что организм постепенно созревает и укрепляется. Если какое-то движение развивается скорее или медленнее, чем обычно, то это, скорее, отход от нормы.

Речевая функция созревает самой последней из всех психических функций и поэтому у деток с особенностями в физическом развитии запаздывает развитие этой области.

Еще и поэтому речь появляется у детей к 9–12 месяцам. Я пишу «речь», подразумевая подражание, повторение, имитацию звуков, слогов, слов, то есть активное включение в общение.

В 4 месяца малыши гулят, вокализируют, произнося случайные — губные — Б, П, М; заднеязычные — К, Г и гласные звуки.

Крошки изучают мир вокруг себя через активное слушание, наблюдение, а также через ощущения — на языке, на коже, на пальчиках. Сенсорные функции работают на познавательный процесс.

Для того, чтобы малышка благополучно вошла в возраст говорения, Вы можете:

  • общаться с ней спокойно и с любовью — не ускоряясь, не торопясь
  • читать ей книги-картинки, рассказывая, что есть что и какое оно
  • петь песенки — народные, детские и просто те, которые Вы любите
  • играть в телесные игры — как можно чаще прикасаться к коже малышки — массаж под звуковое сопровождение или другие игры

На мой взгляд, это способствует нормальному речевому и эмоциональному развитию.

Желаю Вам терпения и любви!


наталья, Уссурийск (14.05.2012)

Здравствуйте, моему сыну 13 лет. C недавних пор стала замечать, что у него при разговоре в словах появились звуки «в» вместо «л» («сдевал» вместо сделал). Конечно, не выражено, как у маленьких, но все же уловить можно. В детском саду в 4–6 лет была коррекция у логопеда, и о дефектах мы забыли. И тут такой сюрприз. Что это? Снова требуется коррекция?

Светлана Гончаренко (17.05.2012)

Добрый день, Наталья! Могу предположить, несколько вариантов развития событий.

  • твердый звук Л был вызван, но не автоматизирован и не введен в речь полностью
  • звук изменился под воздействием окружающей речевой среды. Подражая сверстникам или взрослым, сын стал искажать звуки

Если Вас беспокоит эта речевая ситуация, Вы можете обратиться за очной консультацией к логопеду и выяснить причины, изменившие речь.


Екатерина, Уссурийск (01.04.2012)

Здравствуйте, Светлана Александровна. Такой вопрос. Какие есть игры, занятия для развития речи у ребенка 9–10 месяцев. Нам сейчас 9 с небольшим. Слова мы не говорим, только звуки, в основном, «дя-дя», «да-да», «ва-ва». «мама» мы отказываемся произносить, хотя я каждый день по несколько раз сажаю ребенка перед собой и чётко произношу «ма-ма», «па-па», но на всё это у неё своё «дя-дя».

Светлана Гончаренко (04.04.2012)

Здравствуйте, Екатерина! Ваш малыш любит балаболить, произнося разные лепетные слоги. В основном, эти звуки спонтанны. Они получаются, когда малыш экспериментирует со своим язычком или смыкает губы на выдохе. Это характерно для его возраста.

Не требуйте от ребенка точности повторения, так как фонематический слух еще несовершенен и повторяет малыш в полной уверенности, что повторяет за Вами точно.

Попробуйте такие игры на развитие слухового внимания:

  • позвоните колокольчиком у его правого ушка и скажите: «Динь-динь!» Повторите эту игру несколько раз, показывая пальчиком на свой рот. Вариант игры может быть с кубиками (тук-тук), мячиком (бум-бум), машиной (би-би) и т. д.
  • повторите за малышом его лепетные звуки или слова сразу, как только он их произнесет. Повторите весело и с удивлением. Посмотрите на его реакцию. Играть в эту игру можно несколько раз в день, но не слишком долго.

Желаю Вам терпения и любви! 


Марина Александровна, Владивосток (23.03.2012)

Здравствуйте, Светлана Александровна. Моему Сыну Ване 4,5 года. Он у меня не разговаривает. Ну, не совсем не разговаривает, говорит «мама», «папа» и говорит по-своему. Может говорить по слогам, если с ним проговариваешь, но предложения не говорит. Ходим на занятия с логопедом. Недавно были на комиссии, и она определила детский сад № 183, хотя недалеко от нас есть логопедический сад № 2. Я хочу понять, хороший этот сад. Не получится, что мой сын после этого сада уйдет со справкой, и мы не сможем попасть простую школу? И можем мы попросить простой логопедический сад, который недалеко от нас? 

Светлана Гончаренко (27.03.2012)

Здравствуйте, Марина Александровна! Хочу успокоить Вас: детский сад-школа № 183 — это одно из лучших коррекционных учреждений края. С каждым ребенком работает несколько специалистов — психолог, логопед, дефектолог как индивидуально, так и в группе.

По окончании курса дошкольного образования комиссия определяет, насколько ребенок сравнялся в развитии со сверстниками и предлагает по окончании сада поступить в общеобразовательную школу, пройти начальную школу в этом же учреждении или поступить в коррекционную школу.

На сегодняшний день этот сад является самым востребованным, и далеко не все желающие могут попасть на обучение.


Лариса, Владивосток, Приморский край (24.01.2012)

Светлана Александровна, добрый день! Пожалуйста, подскажите, нужно ли начинать занятия с логопедом-дефектологом, если ребенок в возрасте 2,2 не говорит ни одного слова. Звуки есть, но повторять ничего не хочет. Невролог поставил задержку психомоторного развития. Начато медикаментозное лечение — аминокислоты. Заранее спасибо за ответ! С уважением, Лариса.

Светлана Гончаренко (27.01.2012)

Добрый день, Лариса! Развитие малыша будет успешным, если к медицинскому лечению Вы подключите психолого-педагогическую работу. Вы можете начать заниматься с логопедом-дефектологом, психологом или просто педагогом, знающим особенности развития ребенка раннего возраста. Желаю Вам успеха! 


Катерина, Владивосток (11.01.2012)

Здравствуйте, Светлана Александровна. Моему 4-летнему сыну стоматолог посоветовал надрезать уздечку под верхней губой, чтобы у него не было щербинки между передними верхними зубами в будущем. Не повлияет ли эта операция на его речь? Спасибо.

Светлана Гончаренко (12.01.2012)

Добрый день, Катерина! Если Ваш малыш в своем возрасте говорит хорошо, то операция по усечению уздечки не повлияет на его речь. Важно подготовить ребенка — рассказать о том, что Вы его любите, и что будет делать врач.


Валерия, Владивосток (29.12.2011)

Здравствуйте, Светлана Александровна! Ребенку 3 года, предложениями не говорит, слова полностью не произносит, пропускает слоги. Например, слово бабочка произносит, как «ба-ка», или только первый слог. При этом все понимает, но предпочитает показывать, а не говорить. Невропатолог отклонений не видит, меняем третьего логопеда, последний отказался с ребенком работать: ребенок капризничает, может и на пол лечь. Может, что-то можете посоветовать, исходя из своего опыта? 

Светлана Гончаренко (10.01.2012)

Здравствуйте, Валерия! Желаю Вам найти Вашего учителя, который бы «нашел ключик» к Вашему малышу. Важно, чтобы специалист имел успешный опыт работы с детьми раннего возраста. Вы можете прийти на консультацию в наш Центр Счастливой Семьи «Маленький Волшебник»: г. Владивосток, ул. Кирова, 25 б, телефон: 261-38-44.


Ярослава, Владивосток (27.12.2011)

Добрый день, Светлана Александровна. Нашей дочке 4,4, говорить начала давно, и в целом все хорошо, за исключением звука «р». Должны ли мы уже озадачиться занятиями с логопедом для постановки этого звука, или еще есть время, и она начнет выговаривать его сама? Заранее спасибо за ответ.

Светлана Гончаренко (05.01.2012)

Добрый день, Ярослава! Рада, что речевое развитие Вашей малышки идет нормально. Да-да, для 4,4 лет нормально, что она не «рычит», так как звуки Р, Рь появляются или вызываются после 5 лет. Вы можете начать готовить артикуляционный аппарат к постановке этих звуков, выполняя гимнастику для языка, чтобы к началу занятий с логопедом доченька была готова раскатисто «завести моторчик».

Желаю Вам успеха в Новом году! 


14516 просмотров
9 августа 2010 Напечатать
..........................................................................................................................................................................
Логопед-дефектолог, Светлана Александровна Гончаренко