Как вы отмечаете окончание четверти своих детей-школьников?
За хорошие отметки — поощряем рублем
За хорошие отметки — поощряем подарком
За плохие отметки — наказываем или ругаем
При любых отметках — устраиваем семейный праздник
Просто поздравляем на словах, отмечая пройденный этап
Никак не отмечаем
 
 
Новости Жизнь Владмамы Материнство Дети Здоровье Образование
Женский мир Семья Дом Путешествия Форум

Бить или не бить? Мнение психолога

altДенис Гончар, клинический психолог, детский неврологический центр «Неврон»

«Бить или не бить?» — нередко с сомнением спрашивают себя родители, держа в руках ремень и глядя на внезапно распоясавшееся, по их понятиям, чадо. И многие думают: «О чем тут спрашивать? Все поведение ребенка говорит о том, что ремень — единственное средство, способное хоть как-то повлиять на поведение ребенка!» Но вот средства массовой информации, общественность, педагоги, психологи, врачи, юристы — все, как один, стоят на страже интересов ребенка, борются с домашним насилием. Что же все-таки стоит делать сознательному родителю?

Стремление решить проблему силой говорит о беспомощности взрослого, его отчаянии или страхе. Такой родитель не понимает и боится своего ребенка! Его ребенок начинает проявлять в том или ином виде агрессию. У родителей есть только один выход — начать исправление ситуации с себя. Надо научиться разговаривать, учиться общаться, учиться выражать свои эмоции и учиться воздействовать на ребенка.

Проблема установления верных взаимоотношений с собственным ребенком является достаточно распространенной, самостоятельно эту, как и множество других проблем, решить очень сложно.

Поэтому то, о чем я буду рассказывать, является схематичным отображением одного из способов общения и решения конфликтов между ребенком и взрослым. Как правило, в таких ситуациях для правильного построения отношений необходима помощь психолога.

Итак, вернемся к нашей проблеме.

Для того, чтобы научиться разрешать конфликты между детьми и родителями, стоит понять, как можно разговаривать с ребенком.

Алгоритм предотвращения деструктивного конфликта:

  1. Я — высказывание — рассказ о своих чувствах по поводу произошедшего:
    «Я боюсь за тебя, ведь гуляя далеко от дома, ты можешь попасть в какую-либо неприятность!», «Мне очень стыдно, что ты получил плохую оценку», и т.д.
  2. Информирование ребенка о том, что родителю не хотелось бы испытывать подобные чувства: «Я не хочу испытывать, страх, стыд, и т.д., мне это неприятно!»
  3. Предупреждение о возможных санкциях: «Я вынуждена буду запретить тебе гулять на улице», «Я вынужден убрать причину, мешающую тебе делать уроки», и т.д.
  4. Если ребенок продолжает проявлять непослушание, следует неизбежное проведение обещанной санкции. И очень важно: если вы предупредили ребенка о каких-либо санкциях со своей стороны, вам необходимо при повторении случаев такого же плохого поведения обязательно эти санкции выполнить. Иными словами, если вы пообещали оторвать ему голову в случае неповиновения, вы должны обязательно эту голову оторвать!

«Я — высказывание»

Самым сложным для родителя, как правило, является формулирование Я — высказывания.

Я — высказывание — сообщение о своих чувствах и переживаниях по поводу поведения ребенка в той или иной ситуации. Я — высказывание редко вызывает протест, поскольку взрослый не обвиняет, не осуждает и не заставляет, что-либо делать. В я — высказывании практически отсутствует местоимение ТЫ и главным является местоимение Я, МНЕ, МЕНЯ, МОИ. Дабы правильно построить общение с ребенком, можно продолжить Я — высказывание, просьбой. «Я очень переживаю по поводу того, что ты уходишь гулять далеко от дома, пожалуйста, я очень хочу, чтобы ты гулял во дворе. Не уходи, пожалуйста, далеко от дома». И далее по стадиям. «Мне очень не хочется испытывать этот страх снова и снова, если ты опять будешь уходить далеко от дома, мне придется тебя наказать. Ты две недели не будешь ходить на прогулки».

Ребенок несколько дней гуляет во дворе, но потом интерес к окружающему миру, стремление расширить, границы известного мира, или влияние друзей берут верх и ребенок снова уходит со двора. Возмездие неминуемо — «Я очень просила тебя не уходить далеко и предупреждала о том, что ты будешь наказан, если не будешь слушать меня. Ты сделал свой выбор и теперь я вынуждена тебя наказать». Далее следует наказание в полном объеме.

Еще раз хочу подчеркнуть что, несмотря на кажущуюся простоту алгоритма действий для предотвращения деструктивного конфликта, очень трудно самостоятельно, без помощи специалиста научиться спокойно и доброжелательно общаться в сложных ситуациях.

Новые принципы общения должны быть дополнены и подкреплены совместной работой родителей, педагогов, психологов и самого ребенка по овладению им навыками самоконтроля и способам выражения гнева. Надо помочь юному человеку научиться конструктивному поведению и позитивным навыкам общения в любой трудной или критической ситуации.

И, напоследок, самое главное правило для любого родителя — прежде, чем начать строить новые отношения с ребенком, необходимо сначала решить свои проблемы. Внутриличностные, профессиональные, супружеские, да какие угодно взрослые проблемы. Сможете сами — здорово, но как правило, в этой ситуации снова возникает целесообразность и перспектива общения с психологом. Бояться, и недооценивать важность этого аспекта проблемы не следует. О том, как работать с психологом, чем он может помочь, что должен знать человек, идущий на прием к психологу, а также о многом другом, возможно, я попытаюсь рассказать в одной из следующих статей.

 
Рейтинг: Рейтинг статьи: Отлично (голосов: 102)
Ваша оценка:
2780 просмотров
Напечатать
..........................................................................................................................................................................