Как вы отмечаете окончание четверти своих детей-школьников?
За хорошие отметки — поощряем рублем
За хорошие отметки — поощряем подарком
За плохие отметки — наказываем или ругаем
При любых отметках — устраиваем семейный праздник
Просто поздравляем на словах, отмечая пройденный этап
Никак не отмечаем
 
 
Новости Жизнь Владмамы Материнство Дети Здоровье Образование
Женский мир Семья Дом Путешествия Форум

“Ручной” годовасик. Как отучить малыша от рук? Советы психолога

altЧто делать, если малыш-годовасик настолько привык к маминым рукам, что не готов с ними расстаться ни днем, ни ночью? Ответ прост – поизучать опыт других мам. Ведь с этой проблемой сталкивались уже многие и многие мамы.
Самые распространенные способы, проверенные многими людьми в течение многих лет, достаточно просты, легко выполнимы и при этом очень эффективны.
Как решить проблему “рук”?
- Играйте с ребенком в "ку-ку", прятки. Поначалу просто закрывайте себе лицо руками, затем платком или тоненькой пеленкой. Так у ребенка формируется способность представлять, что хотя мамы "не видно", но она все-таки рядом. Позднее, при игре в "прятки" поддерживайте с малышом контакт голосом. Это позволит ей или ему понять причинно-следственную связь, усвоить постоянство предметов. Со временем, можно накрывать лицо ребенка тонким платком, спрашивать, “А где же наш малыш, куда спрятался?” и затем радостно сдергивать его, или стимулировать, чтобы платок убирал сам ребенок.
- Всегда предупреждайте ребенка, если собираетесь "исчезнуть" в другую комнату, отлучаясь, поддерживайте с ним постоянный голосовой контакт, не прекращайте разговор ни на секунду: "Мама пошла на кухню. Пока! Вот я иду, сейчас вернусь! Мама идет! Все хорошо", и т.п. Возвращаясь, не забудьте похвалить малыша за  терпение (даже, если первое время это будет совершенно не так): "Ты такая молодец! Совсем чуть-чуть огорчилась, пока мамы не было! Потерпела! Вот спасибо! (Тихонечко посидела, пока мама своими делами занималась, и т.п.)"
- Еще некоторое время, месяцев 6-8, малышу будет необходимо находиться рядом с мамой в плотном контакте. Примите это как данность. Я прекрасно могу понять, как мама любую маму, что это значит - постоянно таскать на руках годовасика. Однако, чем меньше Вы будете раздражаться и сердиться по поводу этой реальности, тем меньшее напряжение будет передаваться вашему малышу, и, соответственно, тем меньше он будет протестовать и требовать этого внимания. Помните, что это процесс постепенный! "Облегчить себе жизнь" можно следующим способом. Время от времени спускайте свое сокровище с рук, усаживайте рядом с собой. Увлекайте какими-то "интересными" и сравнительно безопасными предметами. Это могут быть кастрюли, поварешки, тазики-миски, пустые бутылки от шампуня, телефон (отключенный, а если сотовый, то без батареи), неработающая клавиатура от компьютера, пустые коробки, и т.д. и т.п. Покажите ребенку, что можно делать с тем или иным предметом. И пусть то время, которое она или он проведет вне Ваших рук, будет, поначалу, совсем кратким, все равно, непременно хвалите малыша за то, что он сам поиграл. Постоянно разговаривайте с ним, называйте свои действия, акцентируйте внимание на том, что вы рядом, чтобы ребенок вас видел и слышал. " Ты такая молодец! Сама целую минуточку играла, а мама столько дел успела сделать! (пусть это и не так) Вот спасибо тебе!"
У здорового ребенка в возрасте 10 – 12 месяцев концентрация внимания очень непродолжительная, буквально 2-3 минуты максимум. Малыш и не должен уметь сам себя занимать. Это придет гораздо позже! И если существуют в мире малыши 11 месяцев, которые чрезвычайно привязаны к своим матерям, и при этом способны спокойно, по полчаса или больше, увлеченно играть в игрушки и не требовать маминого внимания, то это большая редкость!
Выясните, в чем причина?
В те дни, когда потребность быть с вами в постоянном контакте с Вами особо остро выражается, попробуйте выяснить, в чем причина? Может ребенок плохо себя чувствует, может обстановка в доме стала несколько напряженнее, может Вы поторопились с "отделением" и т.п. Устраняйте, в первую очередь, причину такого поведения, а не ее следствие. И, конечно же, дайте своему малышу или малышке "насладиться" контактом с Вами. Это позволит ему снова ощутить стабильность своего положения, успокоиться.
 Потребность постоянно спать у мамы на руках может быть следствием повышенной привязанности. Однако, очень часто бывают ситуации, когда ребенок испытывает дискомфорт, лежа в кроватке, вследствие физиологических особенностей. Например, это может быть совершенно незаметные для мамы компрессии шейных позвонков или в тазовой области, которые чрезвычайно распространены у детей, особенно в тот период, когда они учатся ходить и часто ударяются головой и падают на попку. Обязательно проконсультируйтесь у мануального терапевта по этому вопросу. Также может мешать даже едва уловимый особенный запах в кроватке или текстура постельного белья. Если же все в этом аспекте окажется в порядке, то для  корректировки рекомендаций, нужно будет уточнить два вопроса: продолжается ли период  кормить дочь грудью, практикуете ли совместный сон?
Помогите быть самостоятельным – без опасности
К 10 - 12 месяцам все малыши ша малышка уже стремится к самостоятельности: поэтому ее интересуют все запретные предметы и места! Ваша основная задача - создать вокруг нее относительно безопасную обстановку. А также совместно исследуйте то, что опасно. Дети, примерно до младшего школьного возраста воспринимают мир, в первую очередь, на чувственном уровне. Так дайте малышу возможность почувствовать, воздействуйте на него на эмоциональном уровне. Например, можно поднести на безопасное расстояние ручку ребенка к горячей кастрюле, так, чтобы ощущалось тепло, исходящее от нее: "Горячо, ай! Опасно!",  и т.п. Ребенок заинтересовался, к примеру, вилкой. Можно дать потрогать острый конец зубьев: "Острый, колет! Осторожно!" Впоследствии, когда ребенок потянется к ножницам, ножу или иголке, ощущение острого уже будет надежно зафиксировано на чувственном уровне.
Когда безопасности ребенка ничего не угрожает, а собственно угроза исходит от ребенка запретному предмету, перенаправьте интерес малышки. Например: "Этот телефон брать нельзя, на тебе другой". Это правило актуально для всех запретов. Всегда предлагайте ребенку альтернативу, когда приходится что-то запрещать! В жизни ребенка должны быть запреты, это важно не только для его безопасности, но и для полноценного развития личности.
У малышей слабо развита произвольность поведения, зато эмоции очень яркие, поэтому они так бурно реагируют на запреты. Альтернатива помогает справиться с этим! Будьте уверены в своей правоте, главное - последовательность требований родителей. Вместо прямых запретов: "Нельзя!", "Не трогай!", "Не лезь!" и т.п. более эффективно сказать: "Сейчас ты это брать не будешь. Можно взять вот это! Давай вместе посмотрим". Подробнее про "стратегию и тактику" безболезненных для ребенка запретов можно прочитать здесь: http://vladmama.ru/index.php?newsid=1256535538
Ребенок бьет вас? Не позволяйте!
Не позволяйте малышу-годовасику бить или царапать Вас или кого бы то ни было. И не нужно это терпеть, типа, она маленькая, ничего серьезного взрослому не причинит. И уж тем более совершенно недопустимо смеяться и умиляться такому поведению малышки: "Такая малявка, а руки распускает". Остановите замахнувшуюся ручку. Спокойно, но твердо скажите, например: " Я вижу, что ты расстроилась (злишься, сердишься и т.п.). Но бить маму нельзя, маме больно! Хочешь постучать рукой? Можно постучать вот здесь (или поцарапать вот это) и т.д." В отношении этого вопроса у всех членов семьи должны быть согласованные действия.
А еще, никогда не предлагайте ребенку то, что впоследствии придется запретить. Поясню примером. Одна мама строго-настрого запрещала бабушке ставить восьмимесячного сына на подоконник, чтобы посмотреть в окошко. Аргументы бабушки: "Да я же его крепко держу, он сам еще не ходит, окно закрыто и т.п.", - решительно отвергались. Главный довод этой мамы: "А как я ему потом, когда он сам захочет залазить на окно, объясню, почему еще вчера было можно, а сегодня - уже нельзя".
Годовасик и посторонние
Ребенку в возрасте 11 месяцев свойственно бояться и негативно относиться к посторонним людям (и даже к бабушкам или папе, то есть к тем, кто хоть и родной, но проводит с ним гораздо меньше времени). Ваше спокойствие в такие моменты, доброжелательное настроение поможет ей или ему понять, что находящийся рядом человек также хороший, как и Вы, и что с ним можно много чем интересным и приятным заняться. Не настаивайте, если ребнок отказывается идти на руки к другому взрослому, когда рядом находитесь Вы. Не стоит его оставлять, в наказание, в кроватке и т.п., когда малыш протестует. Это только утвердит его во мнении, что посторонний покушается на его собственность, то есть на Вас. Находите совместные занятия, когда и она, и Вы, и, например, папа заняты чем-то вместе, и в те моменты, когда малыш особенно увлечен игрой, можно, на несколько минут, выходить из комнаты, и первое время немедленно, а затем и не так поспешно, возвращаться при признаках недовольства у ребенка Вашим отсутствием. Во многих семьях это успешнее всего удается реализовать, когда ребенок купается в ванной. Папа остается с малышом, а мама ненадолго уходит.
Как облегчить мамину ношу?
Освободить руки и облегчить нагрузку на спину многим мамам помогает использование слинга и его различных вариаций, либо рюкзачков кенгуру или Эрго-бэби.
По опыту Монтессори-центра "Вершина", в котором я работаю, многим детям посещение групп развития "Вместе с мамой" помогает успешно и безболезненно адаптироваться в социуме в этом возрасте, "отпустить" маму. Ребенок, во-первых, занят интересными для себя делами (Монтессори-среда полностью удовлетворяет познавательные потребности ребенка), во-вторых, мама находится рядом, и, в-третьих, занятие ведет детский психолог-практик, который всегда готов подсказать маме, как эффективнее взаимодействовать с малышом, исходя из конкретных наблюдений за ребенком в реальной ситуации. Такого максимально близкого контакта невозможно достичь даже в процессе очной консультации для родителей и ребенка этого возраста (вернее этот процесс может занять гораздо больше времени, чем на занятии). И еще одна значимая особенность Монтессори-занятий в том, что в группе одновременно находятся дети разных возрастов (от 1 месяца до 3 лет), с разным уровнем адаптации, разным темпераментом, разными отношениями с мамой. Подробнее узнать о занятиях можно здесь: http://www.montessorivlad.ru/page/0_3/list.html , а также у администратора Центра по телефону: 232-12-92.
Удачи Вам!
 
Рейтинг: Рейтинг статьи: Отлично (голосов: 90)
Ваша оценка:
7200 просмотров
Напечатать
..........................................................................................................................................................................