Как вы отмечаете окончание четверти своих детей-школьников?
За хорошие отметки — поощряем рублем
За хорошие отметки — поощряем подарком
За плохие отметки — наказываем или ругаем
При любых отметках — устраиваем семейный праздник
Просто поздравляем на словах, отмечая пройденный этап
Никак не отмечаем
 
 
Новости Жизнь Владмамы Материнство Дети Здоровье Образование
Женский мир Семья Дом Путешествия Форум

Гиперактивный ребенок, как ему помочь? Советы психолога

altАнастасия
Подскажите, как дома родительскими силами помочь ребенку с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)?
Анастасия Пащенко
Анастасия, здравствуйте! Любой недуг, который обнаруживается у малыша, рождает у родителей лавину вопросов: как быть, что делать, как помочь? В случае с синдромом дефицита внимания и гиперактивности родительская поддержка играет ключевую роль в его успешном преодолении. Основные трудности, с которыми сталкивается ребенок с СДВГ, касаются способностей к концентрации внимания, планированию и предвидению последствий своих действий, регулированию моторной активности (ребенку трудно сидеть на месте, трудно остановиться, успокоиться и т.п.) Зная это, родители должны взять на себя функции "регуляторов". Как это выглядит в реальности. В рамках письменного ответа на Ваш, Анастасия, вопрос трудно охватить все нюансы, однако я суммирую самые основные моменты. Вот несколько групп рекомендаций для родителей, воспитывающих ребенка-дошкольника с СДВГ.
Как взаимодействовать с ребенком?
Упрекать ребенка с синдромом дефицита внимания в его активности, невнимательности, забывчивости, импульсивности и т.д., также бессмысленно, как упрекать, к примеру, голубоглазого человека в цвете его глаз. Правда у ребенка есть преимущество, что со временем и при грамотном подходе его особенности, беспокоящие окружающих, исчезнут или станут менее выраженными. Но когда это произойдет? Не секрет, что ребенок с СДВГ "выматывает", (а порой просто приводит в бешенство) родителей своей активностью и непосредственностью. Гнев, возмущение трудно поддаются контролю, однако, выражая недовольство, избегайте угроз, категоричных слов и выражений. Вместо слов "прекрати", "нельзя", "сейчас ты у меня получишь" предложите ребенку что-то, переключив его внимание. Например, ребенок хочет насыпать соль из пакетика в банку, Вы наверняка уверены, что он ее просыпет, но на уборку сейчас нет времени. Можно сказать: "Сынок, я не могу разрешить тебе пересыпать всю соль сейчас. Ты можешь ложкой насыпать соль в солонку". Либо, если все-таки временной запас имеется: "Как ты думаешь, что нужно сделать, чтоб насыпать ее аккуратно?" А когда возможно дайте случиться тому, что неизбежно.
Старайтесь разговаривать с ребенком спокойным ровным тоном. Обращаясь к нему, будьте не просто в поле его зрения. Необходимо установить контакт глаз, возможно, взять за руку, прикоснуться к плечу.
Когда чувствуете, что сдержаться очень трудно, позвольте себе взять "тайм-аут": глубоко вдохните-выдохните, раз 5-7 или посчитайте до 10, либо просто на пару минут останьтесь в одиночестве, если ситуация позволяет.
Постоянно поощряйте ребенка за любые успехи в преодолении его обычного поведения: "Как здорово, что прежде, чем насыпать соль, ты подставил поднос, подумал об аккуратности своих действий". " Ты такой молодец! Вспомнил, что скоро ложиться спать, и стал сам собирать машинки в ящик!"
Организация всей жизни ребенка должна действовать на него успокаивающе. Это, в первую очередь, касается режима дня. Неизменность ежедневных дел, их последовательности, придает ребенку уверенности в стабильности окружающего мира, а значит, не требует излишнего расхода энергии на "предвидение", чего же ждать от следующего момента жизни. Если ребенок посещает детский садик, проблем с режимом обычно нет. В выходные, на каникулах режим также должен соблюдаться. И оправдания, что "завтра можно подольше поспать", "давайте съездим в гости вечером", "пришел друг, с которым не виделись сто лет" - не подходят. К сожалению для взрослых, режим дня в семье должен быть жестким. Детям с СДВГ необходим дневной сон не только в дошкольном возрасте, но и в младшем школьном от 2 до 4 часов ежедневно. Режим приема пищи также должен быть максимально неизменным.
Как и чем заниматься с ребенком?
Оптимальное время для занятий с гиперактивным ребенком - утренние часы, примерно с 9 до11. Поэтому, если ребенок посещает детский сад, "развивать" его вечером после садика нет смысла, даже если он настойчиво требует отвести его в бассейн, на танцы, рисование, пение, борьбу и т.д. Его огромный запас энергии - лишь видимость. Мозг гиперактивного ребенка работает с постоянным перегрузом! Планируя домашние занятия, к примеру, на каникулах, старайтесь выбирать утреннее время.
Существует огромное количество литературы, развивающих игр, посвященных этой теме. И при желании можно приобрести все это добро в любом книжном или детском магазине. Но при выборе игр для ребенка с СДВГ необходимо придерживаться некоторых правил:
а) в игре должны быть четкие и понятные инструкции;
б) игра должна быть короткой по времени и удовлетворять потребность ребенка в двигательной активности, помимо задач по развитию внимания и т.п.;
в) результат игры должен наступать очень скоро;
г) необходимо иметь в запасе несколько коротких игр, и чередовать их, не позволяю ребенку пресытиться и устать от однообразия.
Как и во что играть?
Приведу несколько простейших игр, доступных родителям в любое время и не утомляющих ни их, ни ребенка-дошкольника.
По пути из магазина домой, например, можно предложить посоревноваться, кто первый увидит синюю машину, девочку в белой шапке, мужчину с собачкой на поводке и т.п. Такое нехитрое развлечение поможет ребенку удерживать в голове инструкцию и тренировать внимательность. При поездке в машине можно посчитать (если малыш умеет считать) или также, кто первый увидит  красные машины, едущие навстречу. (По опыту скажу, что обращать внимание нужно на что-то редкое или не часто встречающееся. Иначе интерес ребенка быстро улетучится.)
Старинная детская игра: "Да" и "нет" не говорите, черное с белым не берите", - также здорово тренирует внимание.
"Что у нас нового в комнате?" Положите какой-то небольшой новый предмет (игрушку, вкусняшку, новые фломастеры и т.п.) на относительно видное место, и предложите ребенку его отыскать. Только не прячьте его в труднодоступных местах, ребенок должен иметь возможность найти предмет взглядом.
Игры с веревочками. Если помните из собственного детства, была такая забава в младшей школе. Связав концы веревочки, двое играющих снимают друг у друга с рук затейливые веревочные переплетения. Для ребенка старше 5 лет - это прекрасный способ развить внимание и координацию движений.
Игры типа, "проведи зайчика к морковке через лабиринт", "найди 10 отличий", лото, настольные игры с правилами - хороший способ не только развивать ребенка, но и просто позитивно общаться с ним. Только лабиринт для Вашего "моторчика" должен быть, по началу, самый короткий, а отличия в картинках  - суперочевидными.
Одна мама рассказывала мне свой метод воспитания у ребенка усидчивости, вычитанный ею в книге. Ежедневно она усаживала своего пятилетнего сына слушать сказку и ставила перед ним часы. Мальчик должен был просто спокойно сидеть рядом, пока она читает: "Пока большая стрелочка не окажется вот на этой цифре и не зазвонит будильник". Начинали они с 3-х минут. Естественно, что поначалу сын не слушал, вертелся, переспрашивал, когда же раздастся звонок. Но мама спокойно продолжала ему читать. По завершении отмеренного времени, малыш мог отправляться на все четыре стороны. Постепенно он привык сидеть спокойно, потом начал слушать, что ему читают не перебивая, заинтересовался содержанием историй. Как только это произошло, мама стала увеличивать время: 5 минут, 7, 10, 15 и т.д. За полгода ей удалось добиться того, что ребенок, не вскакивая, сидел и слушал чтение в течение 40 минут! Надо сказать, что редкий здоровый пятилетний ребенок способен на такой подвиг. Однако именно такое время ребенку предстоит спокойно проводить в школе на уроках. Так, что этот метод, тоже, кажется мне эффективным. Главное, чтобы книга была интересной и подобные занятия ежедневными, а не от случая к случаю. (Применение этого метода не означает, что отныне книги ребенку предстоит слушать только в таком режиме.)
Как организовать его домашнее пространство?
Поскольку ребенок с СДВГ не способен сделать так, чтобы его ничего постороннего не отвлекало, важно грамотно организовать "территорию", на которой он живет. В ее оформлении необходимо избегать ярких цветов, сложных композиций и "эффекта мельтешения". "Минимализм" - лучший стиль дизайна интерьера для таких детей.
Во всем доме должен поддерживаться порядок и, особенно, в комнате ребенка. Любой малыш имеет весьма смутные представления о том, как убрать комнату, не говоря уже о малыше с СДВГ. Это сложный мыслительный процесс, сочетающий планирование, принятие решений каким способом убрать, как и что сортировать и раскладывать, организацию времени и т.п. Поэтому, во-первых, Вы сами должны точно представлять, что такое "убранная комната".
Желательно, чтобы все вещи и игрушки содержались в шкафчиках с дверцами, или на полках в коробках (ящиках). Хорошо, если ящики будут одного цвета и на них будут наклейки, что в них содержится. В каждом ящике должен быть только один вид игрушек или вещей (только машинки или только конструктор; только майки или только носочки, и т.п.) Придерживайтесь одного и того же расположения ящиков.
Игрушек у гиперактивного ребенка должно быть умеренное количество. Необходимо придерживаться правила, что перед тем, как взять новую игру, прежняя должна оказаться на своем месте. Если на наведение порядка не хватает времени, можно, изредка складывать их в одно место, например в большой ящик, чтобы затем рассортировать их по своим местам.
Раз в неделю и в отсутствии ребенка разберите все игрушки и выкиньте все поломанные, старые, неиспользуемые игрушки, непригодные фломастеры, карандаши и т.п. Делайте это в один и тот же день недели регулярно. В этот же день выносите непригодные игрушки из дома. Если Вы планируете спрятать часть неиспользуемых игрушек на время, сложите их в закрытую коробку и уберите в недоступное для малыша место.
Уборка комнаты совместно с ребенком должна производиться в одно и то же время. Давайте ребенку краткие и четкие инструкции, что и куда убирать. "Машинки убери в коробку, фломастеры в стол". Наводите порядок вместе, постоянно объясняя, пока ребенок не скажет: "Хочу сам". Со временем увеличивайте число поручений, которые ребенок способен выполнить самостоятельно.
Ограничьте время уборки, используя таймер. К примеру, 15 минут уборка, затем 10-15 минут перерыв, снова уборка. Никогда не позволяйте ребенку спать в неубранной комнате!
Место, которое ребенок использует для занятий (рисование, лепка, конструирование и т.п.) должно быть максимально "очищено" ненужных и отвлекающих вещей. В идеале, это должен быть чистый стол, на который ребенок лишь приносит то, что ему необходимо в данный момент, а затем возвращает на место.
Избавьте комнату ребенка от милых безделушек, "исторических" или "сентиментальных" вещей, которые не важны ребенку лично.
Как организовать его питание?
В одном американском исследовании (не могу сейчас, к сожалению, дать на него ссылку) приводится факт, что у большинства детей с СДВГ нарушен метаболизм глюкозы. То есть, поев сладкого (сахар, сладкие фрукты, фруктовые соки, сладости, особенно промышленного производства и т.п.), у гиперактивных детей происходит огромный выброс энергии (но ведь мозг ребенка и так работает "на пределе", зачем ему эти "вспышки"?). Понаблюдайте за своим ребенком, если у него это тоже имеет место быть, сладкое должно быть весьма ограничено.
В этом же исследовании указывают, что полный отказ от искусственных красителей, консервантов, ароматизаторов, глутамата натрия, кофеина и шоколада в пище, на протяжении 3-х месяцев приводило к значительному улучшению состояния и поведения детей.
Кроме того, сласти и "искусственная еда" (вышеперечисленная) приводят к недостатку в организме ребенка магния, а этот минерал необходим для спокойного сна. Магнием богаты орехи, семечки, гречка, рожь, овес, бобовые, арахис, зелень.
Важная "пища" для мозга - продукты, богатые холином и лецитином. Эти вещества - строители и защитники нервной системы, - содержатся в яйцах, печени, рыбе и молоке.
Ребенку с СДВГ необходимо полноценное белковое питание, так как вещества, обеспечивающие передачу нервных импульсов от одной клетки к другой (а с этим у гиперактивных детей имеются проблемы), "сооружены" из белков. Источники белка - творог, мясо, яйца, несладкий йогурт (кстати, в йогурте белка больше, чем в молоке).
Витамины группы В значимы для нормальной работы нервной системы. (Вы можете проконсультироваться с врачом, принимать ли витаминный комплекс или ограничиться пищей, богатой этими витаминами).
И еще один важный момент. Необходимо постоянно следить за состоянием микрофлоры кишечника у ребенка. Так как дисбактериоз некоторые врачи  считают фактором способствующим гиперактивности. 
В завершении скажу, что среди огромного количества образовательных и воспитательных методик, существующих для коррекции СДВГ и просто для развития детей, система М. Монтессори представляется настоящим спасением для гиперактивных детей. Один из главных эффектов ее в том, что ребенок обучается и развивается не по требованию взрослого, а привыкает самостоятельно, за счет собственного интереса, быть усидчивым, внимательным, регулировать свое поведение, сталкиваться с последствиями своих действий (как отрицательных, так и положительных) и нести ответственность за них.
Здоровья Вам и Вашему ребенку!
 
 
Рейтинг: Рейтинг статьи: Отлично (голосов: 75)
Ваша оценка:
5344 просмотров
Напечатать
..........................................................................................................................................................................