Как вы отмечаете окончание четверти своих детей-школьников?
За хорошие отметки — поощряем рублем
За хорошие отметки — поощряем подарком
За плохие отметки — наказываем или ругаем
При любых отметках — устраиваем семейный праздник
Просто поздравляем на словах, отмечая пройденный этап
Никак не отмечаем
 
 
Новости Жизнь Владмамы Материнство Дети Здоровье Образование
Женский мир Семья Дом Путешествия Форум

Самооценка или самомнение?

altБуквально каждый день своей жизни мы делаем свой выбор, оцениваем события, чужое поведение, других людей в целом. Оцениваем и свои собственные поступки.
То, как мы сами себя оцениваем (или так сказать наша совесть, или внутренний голос), и называется самооценкой. Это то, что складывается в начале нашей жизни и зачастую мало меняется в последующем. То, кем мы себя будем ощущать по жизни – «принцем» или «лягушкой» в общем и целом – заслуга наших родителей. Именно они дарят нам  основные жизненные установки: «Я хороший и все хорошие», «Я хороший, а все плохие», либо «Я плохой, а все хорошие», «Все плохие и я плохой!». Первые годы жизни ребенок активно впитывает знания не только об окружающем мире, но и о самом себе. Ему важно знать, каким его видят его родители. Это ведь самые главные в его жизни люди. Недаром во всех  популярных изданиях для родителей советуют ребенка хвалить, подбадривать и создавать ему позитивный настрой.
Если изначально будет сделана установка, что мир вокруг доброжелателен, ребенка любят и сам он хороший, то он и дальше будет шагать по жизни с добрыми чувствами, и по отношению к себе, и по отношению к окружающим. То есть самооценка у него будет высокая.
Многие взрослые люди помнят, наверное, совершенно иную картину. Наши родители все больше нас критиковали. В обществе не было принято хвалить детей (да и взрослых тоже) или замечать их успехи. Скорее наоборот, промахи замечались и искоренялись со всей беспощадностью. Многие родители, родственники, учителя говорили «Пусть лучше я сделаю замечание, чем кто-то другой». Безусловно, кому-то это может и пошло на пользу, в любом случае, мы выросли достойными людьми. Но может быть нам было бы намного проще жить без этого вечного ощущения провинившегося школьника внутри себя. Как порой сложно переломить свою заниженную самооценку и достойно ответить хаму в магазине, или потребовать долг, или вовсе попросить прибавки к жалованию. Вечное «виноват, значит заслужил», «не проси и не требуй» мешает нам получить то, чего мы достойны.
Многие люди успешно (или не очень) с этим борются. Все-таки, даже если с детства в вас заложили низкую самооценку, то взрослый человек, осознав это как проблему, может самооценку свою поднять, самостоятельно, или с помощью тренера. Но, к сожалению, большинство из нас не видит в низкой самооценке проблемы для себя.
Но зато детей своих мы стараемся воспитывать совсем по-другому. Каждый из нас  желает своему ребенку  лучшей жизни. К тому же сейчас действительно появилось много книг по детской психологии, как лучше понять ребенка. Многие родители помнят о своем детстве «под прицелом» и пытаются избежать этого для своих детей.  Чаще и чаще детей стараются хвалить, поощрять их. И в результате растет целое поколение «принцев». Может быть от того, что сами их родители себя таковыми не ощущают,  а продолжают быть в душе «лягушками», которые живут только ради своих замечательных детишек, у многих детей самооценка становится не просто высокой, а неадекватно завышенной.
В современных семья ребенок дошкольного возраста обычно один (люди боятся рожать второго ребенка, и уж тем более, большая редкость дети-погодки). Этот ребенок растет в атмосфере любви, обожания и пристального внимания к его успехам целого сомна родственников. Дедушки, бабушки, дядюшки и тетушки, все готовы похвалить ребенка за каждый его шаг и любое достижение. Пусть даже это достижение уже вовсе не достижения для его ровесников. Ребенок, уверенный в своей исключительности и неотразимости, рано или поздно приходит в детский коллектив. Даже, если он не посещает садик, то школы обычно не избежать. Вот тут он и сталкивается с действительностью. Что таких же исключительных и одаренных еще целый класс, и хвалят и замечают успехи не только его, но и его одногруппников или одноклассников. Если он привык к постоянному вниманию, то ему приходится очень тяжело привыкать к новым условиям, часто из-за этого возникают проблемы с адаптацией в коллективе. Раньше его ценили и любили только по факту его существования, а теперь его ОЦЕНИВАЮТ. И не всегда положительно.
Трудно родителю выдержать золотую середину – и не уйти в постоянную критику и  замечания, и не «залюбить до смерти». Хвалите своего ребенка, но только заслуженно, и за действительные достижения, а не мнимые. Самооценка должна быть адекватной
Хотя принцем, конечно же, быть гораздо лучше, чем лягушкой.

 
Рейтинг: Рейтинг статьи: Отлично (голосов: 54)
Ваша оценка:
2818 просмотров
Напечатать
..........................................................................................................................................................................